Мы можем уподобить разум человека саду, который либо ухожен,
либо пребывает в запустении. Вне зависимости от того, ухаживают
за садом или нет, в нем должно что-то расти. Этот рост
происходит всегда. Если в саду не были посажены полезные
семена, он зарастет сорняками, которые будут приносить плод
по роду своему.
Точно так же, как садовник засаживает свой участок, всячески
охраняя его от сорняков и выращивая лишь те цветы и плоды,
которые он желает получить, человек может заботиться о "саде"
своего разума, выпалывая все ложные, бесполезные и нечистые
мысли, одновременно культивируя и усовершенствуя цветы и
плоды истинных, полезных и чистых мыслей. Настойчиво работая
в этом направлении, индивидуум раньше или позже приходит к
выводу, что он является главным "садовником" своей души,
верховным правителем собственной жизни. Анализируя достоинства
и недостатки своего сознания, он все больше понимает, каким
образом силы мысли и разума действуют, придавая форму его
характеру, обстоятельствам и самой судьбе.
Мысли и характер суть одно. Характер, в свою очередь, может
быть проявлен и открыт только через окружение и обстоятельства.
Внешние условия жизни человека всегда гармоничным образом
связаны с его внутренним состоянием. Это не означает, что
в любой момент обстоятельства человека могут открыть весь
его характер, но эти обстоятельства настолько близко связаны
с жизненно важными ментальными элементами внутри него, что
настрой разума не может не сказаться на всем процессе развития.
Каждый человек находится в том месте, где он сейчас, благодаря
действию закона своего бытия. Мысли, которые он сделал частью
своего характера, сформировали его текущие обстоятельства.
В устройстве его жизни нет место случайности - оно есть
результат закона, не знающего ошибок. Это утверждение в
равной мере истинно и в отношении людей, которые ощущают себя
"вне гармонии" со своим окружением, и в отношении тех,
которые удовлетворены условиями жизни.
Как прогрессирующее и эволюционирующее существо, индивидуум
находится в своем определенном месте для того, чтобы научиться
росту. По мере того, как он усваивает стоящий перед ним духовный
урок, содержащийся в текущих обстоятельствах, он приходит
к иным обстоятельствах.
Человек может оставаться под гнетом жизненных условий до тех
пор, пока продолжает верить, что его жизнь есть творение
внешних обстоятельств. Однако, когда он осознает свою творческую
силу и способность приказывать "почве" и "семенам" своего
бытия, благодаря которым произрастают обстоятельства, он
становится полноправным господином своей жизни.
Тот факт, что обстоятельства являются плодом мысли, знаком
каждому человеку, который долгое время практикует самоконтроль
и очищение себя. Ему нельзя не заметить, что изменение внешних
условий его жизни находится в точной зависимости от изменений
его разума. Когда индивидуум предпринимает ревностные усилия,
чтобы исправить дефекты своего характера, он в значительной
степени прогрессирует, быстро проходя через последовательность
перемен.
Душа привлекает к себе то, что она скрывает в себе - то, что
она любит, а также то, чего она боится. Она либо поднимается
к высотам своих сокровенных мечтаний, либо опускается на уровень
своих неочищенных инстинктов. Обстоятельства есть средства,
благодаря которым душа получает все то, что по праву
принадлежит ей.
Каждое "семя" мысли, которое было посажено в разум, или
которому позволили упасть в него и укорениться, вырастает
и расцветает в форме поступка, вслед за этим принося плод
возможностей и обстоятельств. Хорошие мысли приносят хорошие
плоды, плохие мысли - плохие плоды.
Внешний мир формируется в соответствии со внутренним миром
мысли. Как благоприятные, так и неблагоприятные внешние
условия являются факторами, которые служат высшему благу
индивидуума. Будучи "жнецом" своего урожая, человек познает
как страдания, так и сияние славы.
Следуя за внутренними желаниями, устремлениями и мыслями,
которым мы позволяем доминировать в сознании (либо
увлекаясь блуждающими огнями нечистого воображения, либо
настойчиво двигаясь по пути сильных и возвышенных дел),
человек, в конечном итоге, приходит к конечному
результату, проявленному во всех внешних условиях жизни.
Законы роста и приспособления действуют везде.
Индивидуум не оказывается в приюте для бедных или в тюрьме
по злой прихоти судьбы или воле обстоятельств - его приводят
туда низкие мысли и нечистые желания. Точно таким же образом,
человек, обладавший некогда светлым разумом, не совершает
преступление под влиянием стресса или просто внешней силы.
Преступная мысль долгое время тайно гнездилась в его сердце,
и, когда пришла возможность, она проявила свою силу.
Обстоятельства не формируют человека - они открывают для
человека его самого. Не существует условий, позволявших
бы личности, не имеющей злых наклонностей, опускаться
в грех и сопутствующие ему страдания, равно как и нет
никакой возможности подняться к добродетели и чистому
счастью тому, кто не культивирует добродетельные устремления.
Таким образом, человек есть господин и повелитель своей
мысли, создатель самого себя, творец собственного окружения.
Даже в момент рождения, душа приходит получить то, что
причитается ей по праву. В каждый момент своего земного
странствия она привлекает к себе сочетания событий и внешних
условий, которые являются отражением ее чистоты или нечистоты,
ее силы или слабости.
Люди притягивают к себе не то, чего они хотят, но то, что
они внутренне представляют собой. Их прихоти, причуды и
амбиции терпят поражение на каждом шагу, но наиболее сокровенные
мысли и желания продолжают питаться своей ментальной пищей,
будь она чистая или нечистая. Человек может быть заключен
в тюрьму только самим собой, а низменные мысли и действия -
темничные стражи Судьбы. Но благородные мысли и действия -
это ангелы Свободы, освобождающие его. Индивидуум получает
не то, чего он желает или о чем он молится, но то, что он
по праву зарабатывает. Ответ на его желания и молитвы приходит
лишь в том случае, если они гармонируют с его мыслями и
действиями.
Во свете этой истины, чем же является так называемая
"борьба с обстоятельствами"? Невежественный человек постоянно
бунтует против внешних условий жизни, одновременно продолжая
сохранять и поддерживать в своем сердце причину их возникновения.
Речь может идти о сознательном зле или неосознанной слабости,
но что бы это ни было, внутреннее препятствие постоянно
сдерживает любые попытки человека добиться перемен. В первую
очередь, ему нужно устранить это препятствие.
Многие люди настойчиво стремятся улучшить свои жизненные
условия, но не готовы улучшить самих себя. Это - причина,
по которой они остаются скованными. Человек, который
отказывается изменить себя, никогда не преуспеет в достижении
цели, к которой направлено его сердце. Данный факт справедлив
как в отношении земных, так и в отношении небесных реальностей.
Даже индивидуум, вся цель которого заключается в обогащении,
должен готов принести большие личные жертвы прежде, чем
его мечта станет реальностью. Насколько же больше требуется
от человека, формирующего в себе качества силы и
спокойствия!
На сайте "Путь Единства" вы найдете 21 книгу и более 100 статей как
классиков Единства, так и современных авторов, отвечающих на
самые различные практические и духовные вопросы.