Творчество, о важности которого с таким пылом пишет
Н. Бердяев, подразумевает ценность земного существования.
Наша жизнь - не унылое прозябание в ожидании того, когда
мы окажемся "на небесах", где ожидает блаженство. Земной
путь ценен сам по себе, а не в качестве "подготовки к вечности".
Дары, данные человеку, не являются чисто утилитарными и
временными, полезными лишь в качестве подручных средств
для "спасения" его самого и окружающих.
Творческие способности - это творческая энергия Бога,
действующая через людей. Вот почему нелепо думать, что
таланты могут быть легко аннулированы со смертью земного
тела. Интуиция творцов подсказывает им, что это не так.
Какой бы ни была будущая жизнь, она должна быть логическим
продолжением жизни нынешней. А это значит, что все внутренние
ценности, накопленные в текущем существовании, не могут быть
просто выброшены за борт.
"Религия спасения", утверждающая что нет иного блага, кроме
как попасть в Царство Божье после смерти, обесценивает
творчество. Оно относится к нему с подозрением, видя в
созидательной деятельности на земле отклонение от цели,
которая состоит в стремлении к небу.
Но что есть небо, и что есть ад?
Удивительно, но традиционно мыслящие христиане, постоянно
говорящие о спасении от ада и посмертных небесах, весьма
смутно описывают эти места. Мало кто верит в буквальные
"улицы из чистого золота" в "Новом Иерусалиме", о которых
пишет книга Откровение. Мало кто верит в то, что нечестивцы
будут вариться в озере из огня и серы. Сейчас предпочитают
говорить, что небо - это вечная жизнь в Божьем присутствии
и вечное поклонение Богу, а ад - отрезанность от Божьего
присутствия. Таким образом, "Царство Божье" становится
более привлекательным - хотя и менее понятным.
Но стоит отметить, что "вечное поклонение Богу" также
исключает все многообразие талантов и способностей.
Они становятся ненужными, неуместными "на небе".
Каждый человек, познавший радость творчества, не может
примириться с этим.
Возможность реинкарнации не есть частный, второстепенный
богословский вопрос. Учение о перевоплощении ведет к
пересмотру всего традиционного мировоззрения. Оно
благословляет и освящает творчество. Оно помогает глубже
и полнее ценить земное существование - во всех его аспектах.
Согласившись с мыслью, что творческое раскрытие - божественный
идеал для каждого человека, мы приходим к выводу, что
он может осуществиться только благодаря реинкарнации.
Если творчество - это призвание индивидуума и основной
закон его бытия, можно ли смириться с тем, что далеко
не всем удается исполнить этот закон за краткое время
от рождения до смерти?
Лишь незначительному числу людей в истории удалось стать
творцами. Большинство же было вынуждено ежедневно бороться
за существование, "тянуть лямку", занимаясь рутинным трудом.
Некоторые гении, подобные Пушкину, умерли молодыми,
оставив множество нереализованных идей. "Они многое
не успели", - вздыхаем мы с сожалением. Есть ли у всех
этих людей возможность достичь полной творческой реализации?
Учение о реинкарнации дает однозначный и положительный ответ.
Возвращаясь к Бердяеву, мы должны упомянуть, что почти
всю свою жизнь он выступал против идеи реинкарнации, видя
в ней угрозу христианскому персонализму. Тем не менее,
в своей предсмертной книге "Истина и Откровение", фрагменты
которой уже публиковались в этой рассылке, он признал
возможность перевоплощения.
С отдельными выводами Бердяева можно соглашаться или спорить,
но при этом следует всегда помнить две яркие черты его
творчества - ревностное стремление к истине и глубокое
уважение к достоинству человека. Эти качества будут полезны
для каждого из нас.