Некто справедливо заметил, что история всегда пишется
победителями. История христианской церкви - не исключение.
Читая Деяния Апостолов, у нас может сложиться впечатление,
что первые последователи Иисуса придерживались единого мнения
по всем фундаментальным вопросам вероучения и религиозного
культа - если не считать некоторых досадных исключений. И лишь
только сравнительно недавно, археологические находки помогли
взглянуть на историю раннего христианства иначе. В первые
десятилетия после служения Иисуса, никакой общепризнанной
теологии не было. Более того, существовали различные группы,
на равных претендовавшие на то, что они являются выразителями
идей Иисуса. К одной из таких групп принадлежали гностики.
До недавнего времени, мы могли судить о гностиках лишь на
основании критических высказываний отцов церкви. Согласно им,
гностики были безумными, ненавидящими жизнь выродками,
практиковавшими сексуальные извращения. Как видим, приемы
"черного пиара" и дискредитации идеологических противников
родились вовсе не в двадцатом столетии, а намного раньше.
Библиотека Наг-Хаммади, найденная в 1945 году и представляющая
собой большое собрание гностических текстов, не дает
оснований верить традиционным обвинениям в адрес гностиков.
Как пишет Э.К. Профет, "Гностики не соглашались другом по
целому ряду вопросов, включая и вопрос о том, был ли Иисус
когда-нибудь человеком, или он был божественным существом,
лишь казавшимся человеческим. Однако просматривается тенденция
к их единству в отношении смысла воскресения, процесса спасения
и существования реинкарнации".
Дж. Р. С. Мид, автор нескольких книг по гностицизму и
переводчик гностических текстов, в своей книге "Фрагменты
забытой веры" утверждает следующее:
"Гностики включали перевоплощение в свой план спасения.
Здесь не приходится говорить о каких-либо признаках
ожидания немедленного конца света - главного догмата
веры ортодоксальных христиан в самый ранний период. Вместо
того чтобы воспринимать идею перевоплощения как чуждую
евангельскому учению, они толкуют некоторые из наиболее
поразительных изречений в этом смысле и ярко описывают
подробности того, как Иисус привел к перевоплощению души
Иоанна Крестителя и учеников и следил за промыслом своего
собственного воплощения. В этом отношении Pistis Sophia
представляет более богатый материал для интересующихся
этой древней и широко распространенной доктриной, чем можно
найти в любом другом источнике древнего мира на западе".
"Весь гностицизм вращался вокруг концепции циклического закона
как для вселенской, так и для индивидуальной души. Таким
образом, мы обнаруживаем, что гностики учили доктрине не
только предсуществования, но также и перевоплощения человеческих
душ. Они строго придерживались непреложного закона причины
и следствия".
Согласно гностикам, спасение состояло в единении с Духом, или
с божественной искрой, обитающей внутри каждого человека.
Они верили, что люди погружены в сон невежества - и поэтому
должны вновь рождаться и умирать до тех пор, пока
не обретут просветление, познав свою подлинную божественную
природу. В этом случае, потребность в перерождении отпадет.
Гностическое Евангелие от Филиппа утверждает (и мы можем
обратить внимание на то, как перекликаются эти слова с хорошо
знакомым нам каноническим Евангелием от Иоанна): "Логос сказал:
если вы познаете истину, истина сделает вас свободными. Незнание -
это рабство. Знание - это свобода. Если мы познаем истину,
мы найдем плоды истины в нас самих. Если мы соединимся с ней,
придет наше свершение".
Поскольку гностики, в большинстве своем, были индивидуалистами
и не создали жестко централизованной религиозной структуры,
они в конце концов проиграли в соперничестве с ортодоксальной
церковью. Но истина не определяется количеством последователей
и их политической властью. Кроме того, идеи гностиков
не исчезли навсегда - в той или иной форме их всегда выражали
люди, стремившиеся к глубинному пониманию учения Христа.