Зародившись в лоне индуизма, буддизм унаследовал от него
веру в реинкарнацию. Согласно учению Будды, конечная цель
духовного развития, или нирвана, подразумевает прекращение
бесконечного цикла перерождений. Вот что пишет об этом Альберт
Швейцер в книге "Мировоззрение индийских мыслителей":
"Согласно Будде, дело не только в том, что наша земная жизнь
полна страданий - главное – это то, что такова судьба нашего
бытия, потому что мы тешим себя иллюзией, будто оно приносит
нам радость, и продолжаем свое существование. Бессмысленная
воля к жизни, которую Будда называет страстным желанием
становления и получения удовольствий, принуждает живые
существа переходить от одной реинкарнации к другой.
Возможность покончить со страданием лишь тогда
станет действительностью, когда человек убьет в себе
волю к жизни. Тогда он становится свободен от ига
реинкарнации, потому что переходит в состояние нирваны.
Освобождение от ига реинкарнации, учит он, достигает лишь
тот, кто идет "священным восьмеричным путем правильного
познания, правильного намерения, правильной речи, правильного
действия, правильного образа жизни, правильных усилий,
правильного созерцания, правильного самоуглубления".
К числу наиболее известных буддийских текстов принадлежит
"Дхаммапада", входящая в Палийский Канон. Вот несколько
отрывков из этой книги, где говорится о достижении свободы
от перерождений:
Серьезность - путь к бессмертию. Легкомыслие - путь к смерти.
Серьезные не умирают. Легкомысленные подобны мертвецам.
Знающий, что это тело подобно пене, понимающий его призрачную
природу, сломавший украшенные цветами стрелы Мары, пусть он
пройдет невидимый для царя смерти. Человека же, чей ум
в шорах, похищает смерть, как наводнение - спящую деревню.
Ведь свое я - господин себе. Кто еще может быть господином?
Полным смирением своего я человек находит господина, которого
трудно найти.
Этот ум бродил прежде, блуждая, как ему хочется, как ему
нравится, как ему угодно. Теперь я его полностью сдержу,
как погонщик - взбесившегося слона. Радуйтесь серьезности,
охраняйте свой ум! Выбирайтесь с плохого пути, как слон,
застрявший в грязи.
Желание беспечно живущего человека растет, как малува. Он
мечется из существование в существование, как обезьяна в
лесу, ищущая плод. Как плодовитая трава бирана, растут печали
у того, кого побеждает это несчастное желание - привязанность
к миру.
Я называю брахманом того, у кого нет желаний, кто с помощью
знания освободился от сомнений и достиг погружения в бессмертие.
Я называю брахманом того, кто знает все о смерти и рождении
живых существ, кто свободен от привязанностей и просветлен...
Я называю брахманом того, кто знает свое прежнее существование
и видит небо и преисподню; кто, будучи мудрецом,
исполненным совершенного знания, достиг уничтожения рождений;
кто совершил все, что возможно совершить.
Некоторые критики, в частности Н. Лосский, утверждают, что
в буддизме нет индивидуального перевоплощения, поскольку его
философия отрицает саму идею личности - происходит лишь
"бесконечная трансформация комплекса дхарм, совершается
перестановка элементов-субстратов", из которых состоит человек.
Тем не менее, существует иная точка зрения, выразителем
которой был известный буддийский мыслитель Д.Т. Судзуки.
Согласно его взглядам, душа обладает реальностью, и, таким
образом, индивидуальное перевоплощение происходит:
"Без души нет индивидуума; без индивидуума не будет
ответственности. Без идеи ответственности нельзя говорить
о морали, человеческое общество перестанет существовать.
Душа должна присутствовать в нас.
Мы никогда не смоем избавиться от души... Может ли наше Эго
в самом деле быть призрачным существованием, пустым ничто?
Если оно имеет такое "несуществующее" существование, как
вообще оно входит в наше сознание или воображение? Душа
не есть вещь, или пустота, или нечто неспособное совершать
работу. Она полна жизни в нашем внутреннем мире. Неправильным
было бы представлять ее пустотой, считая, что она лишена
всех своих свойств, моральных и психологических.
Опустошенная душа есть не что иное, как психологическое "я",
очищенное от своего эгоцентрического воображения. Она так
же богата содержанием, как и прежде, даже еще богаче, потому
что сейчас она вмещает в себя целый мир, вместо того
чтобы противостоять ему. Она наслаждается тем, что верна
себе. Она свободна в полном смысле этого слова, поскольку
является хозяйкой самой себе, подлинной, независимой,
полагающейся только на себя самою".