Для образцовой полемики со сторонниками реинкарнации,
о. Иоанн Шаховской избрал некоего воображаемого теософа.
Автор этих строк не является теософом и не намерен защищать
все положения теософии от критики и нападок. Однако он
не может не отдать дань словам, которые являются девизом
теософского общества: "Нет религии выше Истины".
Я убежден, что под этими словами подписался бы сам Иисус,
сказавший: "И познаете Истину, и Истина сделает вас свободными".
Согласно Иисусу, познание Истины есть глубоко личный
процесс. Принадлежность к определенной религии, пусть
даже самой "правильной", не является автоматической гарантией
того, что мы по-настоящему знаем Истину. Далеко продвинувшись
по пути познания Истины, Иисус призывал идти за ним всех,
обладающих мужеством мыслить самостоятельно, без оглядки
на традиции и "предания старцев".
"Пусть тот, кто ищет, не перестает искать до тех пор, пока
не найдет, и, когда он найдет, он будет потрясен, и, если
он потрясен, он будет удивлен, и он будет царствовать над всем".
У авторов, пишущих на духовные темы, нередко можно встретить
мысли о том, что в период до тридцати лет Иисус предпринял
путешествие в Индию и Тибет. Утверждается, что он учился
у великих Мастеров Востока - и поэтому приобрел мудрость
и силу. Конечно, такую возможность исключать нельзя.
Связь между учением Иисуса о "Царствии Божьем внутри"
и восточной философией легко заметить. Однако, я бы хотел
поставить вопрос иначе. Можем ли мы допустить раскрытие
уникального и неповторимого гения без посредничества извне?
Можем ли мы поверить в то, что Бог способен учить человека
Истине, а человек способен воспринимать это учение,
непосредственно, без помощи гуру? Я думаю, да.
Вернемся, однако, к статье Шаховского, где он пишет следующее:
"Проповедь перевоплощения людей и мессий - прекрасная
подготовка к появлению всякого лжехриста. Ибо иначе никак
нельзя лжехристу прикинуться к миру. При вере же людей в
перевоплощение - дело это выиграно... О вольных слугах
этой теории говорить нечего. Это слуги той тайны беззакония,
которая "уже в действии" (2 Фесс. 2, 7). Это начало того
антихриста, который, по выражению Апостола Иоанна Богослова,
"и будет и уже есть".
Итак, сторонники перевоплощения легким росчерком пера записаны
в слуги антихриста. Сильный ход, способный произвести впечатление
на неокрепшие души. Ход, которым испокон веку пользуется
церковь, удерживая в повиновении свою паству (по крайней мере,
наиболее невежественную ее часть) с помощью страха.
Позвольте задать риторический вопрос: может ли Бог, который
есть Истина, презрительно относиться к людям, избравшим поиск
Истины в качестве основной цели своей жизни? Не будет ли это
слишком жестоко - даже с точки зрения христиан, верящих в
персонального Бога?
Весьма примечательна фигура антихриста, которой о. Иоанн
Шаховской пугает новоиспеченных адептов теософии. Антихрист -
кто он? Авторы Нового Завета, жившие две тысячи лет тому назад,
были уверены в его скором воцарении, хотя из обрывочных
библейских упоминаний у нас так и не складывается целостной
картины того, кем должен быть этот персонаж. В результате,
для богословов и церковных иерархов стало привычным делом
назначать на роль антихриста (или его слуг) своих идеологических
и политических врагов. Вспомним хотя бы время Реформации,
когда Католическая церковь считала антихристом Лютера, а тот,
в свою очередь, отводил эту роль Папе. Происками антихриста,
равно как и происками дьявола, можно назвать любое неугодное
учение - найдутся простецы, которые в это поверят.
Должны ли мы бояться, что в искреннем стремлении к Истине
угодим в лапы коварного антихриста? Люди, отвечающие на этот
вопрос положительно, не доверяют Богу и Его любви. Их Бог -
жестокий монстр, намеренно позволяющий чистым душам впасть
в губительное заблуждение. Такой Бог не может существовать.
Он - фикция воспаленного религиозного сознания.
"В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх,
потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви"
(1 Иоанна 4:18). Совершенная Божественная любовь изгоняет и
страх перед познанием Истины. Если мы любим Бога и доверяем
Его любви к нам, мы не будем бояться искать - доколе
не найдем - и задавать честные вопросы.