Часть I Джеймс Дилетт Фримен
(из книги "Реинкарнация")
Большинство людей, принимающих реинкарнацию, убеждены в том,
что память о наших прошлых жизнях стирается в промежутке
между смертью и перерождением. В древности, об этом писали
Платон и Вергилий, оба которых верили в реинкарнацию. Согласно
им, душа сохраняет воспоминания о жизни до тех пор, пока
для нее не настает время снова войти в мир. После этого
она пьет из реки, называемой Лета, или Забвение, и все
воспоминания исчезают. Душа становится готовой для того,
чтобы войти в новое тело.
Если вы верите рассказам людей, которые заявляют о том,
что им доводилось общаться с мертвыми, вы склонны считать,
что мертвые помнят свою жизнь на земле, поскольку возвращаются
к тем, кто был им близок. Они беседуют с ними о событиях,
происходивших во время их жизни.
Но если реинкарнация действительно существует, почему мы
не помним наши предыдущие жизни после того, как перерождаемся?
Отсутствие памяти о предыдущих воплощениях - одна из важнейших
причин, по которой многие люди не принимают реинкарнацию.
В особенности - если их с детства приучили отвергать эту идею.
Если же мы верим в реинкарнацию, мы должны согласиться, что
где-то в промежутке между смертью и новым рождением, наши
воспоминания стираются.
Мне кажется совершенно логичным предположение, что после
смерти воспоминания о земной жизни постепенно тускнеют -
подобно тому, как это происходит и в течение этой жизни.
Этот процесс является естественным. Более того, процесс
забвения после смерти должен ускориться, потому что в
посмертном состоянии не происходит никаких событий,
напоминающих нам о земной жизни.
Каким образом работает память? Из чего она состоит? Из слов
и картин - не правда ли? Мы думаем словами и картинами -
и, в некоторых случаях, математическими символами. Память
может состоять из имени, серии событий или символов, которые
воплощали бы некоторую идею. Она может быть застывшей или
движущейся картиной.
Слова и картины, составляющее наше прошлое знание, необходимы
нам для того, чтобы успешно справиться с задачами, которые
мы решаем в данное время. Наблюдая за происходящими событиями,
мы вспоминаем похожие на них события из нашего прошлого.
Принцип ассоциации играет главную роль в работе разума.
Подобное производит подобное. Мысли схожего характера
склонны группироваться вместе - так же, как и птицы одной
породы. Люди, развившие в себе феноменальную способность
запоминать большие объемы информации, применяют метод
ассоциации.
Тысячи импульсов постоянно регистрируются в наших умах.
В течение дня, с нами происходят сотни событий. Большинство
из них, практически моментально уходят из нашей памяти.
Только отдельные случаи и крупицы информации, которые
представляют для нас величайшую ценность, глубоко отпечатываются
в нашем сознании и остаются с нами, пусть даже на короткое
время. Парадокс, на который указывают психоаналитики,
состоит в том, что когда некое событие сопровождается
очень живыми эмоциональными реакциями, оно может быть
практически моментально стерто из нашего разума.
На этот момент стоит обращать внимание всякий раз, когда
мы размышляем о том, почему не помним предыдущие жизни.
Мы не знаем, насколько сильные эмоции сопровождают смерть,
жизнь после смерти и новое рождение. Может быть, пребывание
в промежуточном состоянии перед новым воплощением настолько
шокирует нас, что выбивает из памяти всякое воспоминание о
прошлой жизни? Эту мысль стоит рассмотреть.
Как я уже говорил, для меня наиболее разумное объяснение
того факта, что наши воспоминания исчезают в промежутке
между жизнями, состоит в том, что в последующей жизни нет
ничего, что вызывало бы ассоциации с нынешней жизнью. Какие
бы события ни происходили в духовном мире с бесплотными
существами, они обязаны отличаться от событий в материальном
мире. В данное время, мы живем в мире времени и пространства.
Мы в первую очередь думаем о себе в категориях физических тел,
а большинство наших переживаний приходят к нам через
телесные и чувственные каналы.
Подобно тому, как это происходит здесь на земле, разные люди
утрачивают память с разной скоростью и в неодинаковой
степени. Некоторые, возможно, быстро отпускают воспоминания
о земной жизни, в то время, как другие хранят множество
воспоминаний долгое время. Так, по-видимому, обстоит дело
с людьми, вспоминающими в новой жизни свои предыдущие
воплощения.
Я убежден, что память стимулируется необходимостью. У нас
должна быть причина для того, чтобы запоминать то или иное.
Основной фактор в запоминании - это повторение, мысленное
обращение к определенной вещи снова и снова. Обычно, мы
делаем это в силу необходимости - или используя принцип
ассоциации.
Как только мы уходим из этой жизни и становится ясно, что
мы не можем восстановить прежние ассоциации или использовать
знание, которое мы приобрели, по крайней мере в течение
долгого времени, приходит забвение. У нас есть причины
для иссякания воспоминаний, связанных с людьми, знаниями
и событиями, для которых мы не видим дальнейшего использования.