Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

За пределами догмы

  Все выпуски  

За пределами догмы


За пределами догмы

Выпуск 37 (23 декабря 2007 г.)


Секс с Библии: Семья в библейские времена

Джеральд Ларю

Безусловно, уклад древнееврейской семьи в целом патриархален – вряд ли у кого-то есть в этом сомнения. Родство велось почти всегда по отцовской линии. Ближайшим родственником отца являлся его брат (Лев. 25:49). Муж был хозяином (ба'ал) своей жены: он спал с нею, она рожала ему детей, и он имел абсолютную власть над потомством (в определенный период древней истории в его власти было лишить жизни жену или детей).

Семья не была замкнутым мирком. В нее входили все кровные родичи, а также слуги, рабы, приживалки, вдовы и сироты, имеющие отношение к семье. Все они находились под защитой семьи, и, если кому-то из них наносилась обида, это означало обиду для всего рода. Если урон, нанесенный семье, был настолько серьезен, что требовалась месть, это становилось прерогативой "искупителя", "избавителя" (го'ел). Месть могла осуществляться в форме "вендетты" - как в случае с семьей Ламеха (Быт. 4:23-24) - или так, как это сделали браться Дины, отомстив за изнасилование сестры (Быт. 34).

"Брачный сговор" совершался членами семьи или их официальными представителями. Семья молодого человека подыскивала подходящую молодую женщину. Затем следовали переговоры между родителями или их официальными "делегатами". Жених уплачивал семье невесты мохар – отчасти, чтобы хоть как-то компенсировать потерю дочери, но в основном из-за того, что все дети, которых она в будущем родит, будут уже членами семьи мужа. Сумма зависела от социального статуса невесты, а также от платежеспособности жениха.

Порой молодые встречались до свадьбы, влюблялись и давали друг другу слова. Мелхола, дочь царя Саула, любила Давида. Иаков любил Рахиль (Быт. 29:18). Но все-таки в большинстве случаев жених не видел невесты до тех пор, пока брак не был заключен. Ребекка, которую слуга Авраама избрал для Исаака, во время свадьбы не поднимала с лица покрывала (Быт. 24:65-67). Обычно мужчина вводил молодую жену в дом на закате, закрыв ей лицо, и в темноте совокуплялся с ней. Разглядеть ее он мог не ранее, чем наступал рассвет. Это и позволило Лавану подменить Рахиль, возлюбленную Иакова, ее старшей сестрой Лией (Быт. 29:23 и далее).

Целью брака являлось укрепление семьи, предпочтительно состоявшей из особ мужского пола. Если мужчина умирал, не оставив потомства, его брат должен был вступить в половую связь с его женой, чтобы она зачала ребенка. Внебрачный секс был запрещен, а за измену или блуд полагалось наказание.

Существовало четкое различие значимости мужчины и женщины. Мужчина обладал большей свободой и ценностью в глазах общества. Предназначением женщины было вынашивать и рожать детей для своего мужа и помогать ему во всех его делах. Она должна была делать его счастливым, удовлетворять его сексуальные потребности и во всем следовать его приказам. Социального статуса у женщины фактически не было, и все решения принимались мужчинами. Безусловно, многие женщины обладали большей властью, чем кажется, пользуясь сильным влиянием внутри дома. Чтобы высказать свои требования, в распоряжении женщины было множество средств - гнев, капризы, злой язык - однако идеалом всегда оставалась покорная женщина.

Во времена первых христиан концепция семьи мало отличалась от иудейской. Мужчина по-прежнему оставался главной фигурой, наделенной властью. Жена как и раньше, должна была ему подчиняться. Как мы увидим, в христианском Писании затронуты некоторые касающиеся сексуальных отношений вопросы, однако сделано это в свете убежденности в приближении конца времен, скорого пришествия Христа и установления христианского Царства Божия. Следовательно, во всем присутствовал этот "фактор времени", включая вопросы о целесообразности вступления в брак, важности сексуальных отношений и т.д. Мы еще вернемся к этой теме.

Эта книга посвящена различным сторонам брака и секса в библейском представлении. Очень важно понимать, как далеки мы сегодня от древнего библейского мира и какое тем не менее огромное влияние оказал этот мир на нашу современную культуру.

(продолжение следует)


Уважаемые читатели,

Поздравляю вас с Новым годом и Рождеством!

Следующий выпуск рассылки будет опубликован 13 января 2008 г.

Предыдущие статьи:

Вселенская литургия. Пьер Тейяр де Шарден   |   Благоговение перед жизнью. Часть II. Альберт Швейцер   |   Вселенская литургия: Огонь над миром. Пьер Тейяр де Шарден   |   Вселенская литургия: Огонь в мире. Пьер Тейяр де Шарден   |   Вселенская литургия: Причастие. Пьер Тейяр де Шарден   |   Вселенская литургия: Молитва. Пьер Тейяр де Шарден

За пределами догмы

Связаться с ведущим рассылки

Мнение ведущего рассылки может не полностью совпадать со взглядами авторов, которых он публикует.


В избранное