Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Взгляд в вечность

  Все выпуски  

Взгляд в вечность. Shabbat shalom!


Красавец-Ротшильд

Крепость еврейской семьи давно уже стала притчей во языцах. Серьезное отношение евреев к теме сватовства и брака сыграло в этом далеко не последнюю роль. Но, так уж повелось, что чем серьезней тема, тем больше анекдотов вращаются вокруг нее.
Однажды в дом одной из самых богатых и уважаемых невест обратился сват с необычным предложением. Едва услышав имя кандидатуры, отец невесты вскочил: - Так ведь у него ни гроша за душой!
- А что, деньги - синоним мудрости?
- Да ведь он почти без роду, без племени!
- А что ты знаешь о родителях раби Акивы или самого Авраама?
- Но ведь он не блещет ни умом, ни красотой, ни праведностью!
- А что, Ротшильд был такой мудрец, красавец и праведник?
Конечно, в интересах каждого расхваливать свой товар. Но ведь и в наших личных интересах не быть обманутыми! Но почему-то цепкий ум в житейских дела теряет некую долю своей гибкости в делах нематериальных.
Миссионеры всевозможных мастей и течений предлагают к нашим услугам свои идеологии – от суфизма и до атеизма. Нам совершенно справедливо разъясняют, что с одной стороны деньги не синоним мудрости, а с другой, что Ротшильд – не отличался сверхмудростью, не вдаваясь в подробности, что хоть один изъян не противоречит другому, но их совокупность не оставляет места для хоть каких-нибудь достоинств.
Недаром аллегорией Синайского откровения стала свадьба. В лице Святой Торы еврейский народ нашел свою долгожданную суженную. Всевышний ни для кого не скрывал возможных трудностей жизни по Торе, пытаясь ослепить глаза евреев внешним лоском. Как мы уже неоднократно повторяли, «сват Творца», Моше-рабейну, далеко не отличался красноречием, а был заикой. Не красота внешней формы, не умелые уговоры, а глубокий смысл и бескомпромиссная правда – вот что привлекло вечный народ к Вечному Учению. Да здравствует Еврейская
Свадьба!

Недельная глава «Ваера»

Недельная глава вновь насыщена событиями: Аврааму сообщается, что через год у него от своей 90-летней жены Сары родится долгожданный сын – Ицхак. Затем идет речь о катастрофе, постигшей пять городов во главе с небезывестными Сдомом и Аморой (Содом и Гоморра) и об уцелевшем племяннике Авраама – Лоте со своими двумя младшими дочерьми. Завершается глава последними, самыми тяжелыми испытаниями, выпавшими на долю нашего праотца.

Есть ли на свете нечто ужасней, чем абсолютное беззаконие? Да! Беззаконие
узаконенное! Когда в стране беспредел, но есть сознание, что это – аномалия, что это несправедливо, жутко, мерзко, тогда еще не все потеряно. Пока существуют какие-либо идеалы законы и справедливости, то независимо от того, насколько далеко мы от них отошли, у нас всегда есть шанс к ним вернуться. Другое дело, когда грабеж и грязь становятся вещью вполне допустимой, когда исчезли истинные критерии добра и зла, когда пошатнулись понятия, и «черное стало белым, и миром была война».
Такой именно была ситуация в Сдоме. Законодательная власть пользовалась в Сдоме небывалым авторитетом. Ведь это была самая сильная база для подкрепления беззакония. Началось все с легализации гомосексуализма. Затем «содомский грех» стал не просто одной из возможных форм поведения, а самой, что ни на есть нормой. Но извращение никогда не бывает однобоким и не исчерпывается одной областью жизни. Потому что ничто так не боится полуправды, как откровенная ложь. Гомосексуализм стал не единственным, характерным признаком
Сдома.
Желая сохранить свое экономическое благосостояние, содомитяне больше всего опасались чужестранцев, особенно нищих. Развивая теорию Дарвина, они пришли к однозначному убеждению, что «выживает сильнейший». Причем в «цивилизованном обществе» понятие силы измеряется не объемом мускулов и силой удара, а наличием нолей (после первого числа, разумеется) в банковском счету. А для того, чтобы выживал сильнейший необходимо, чтобы ему не мешали «слабейшие». Поэтому нищие были совершенно нежелательными элементами высшего
содомского общества и всяческая попытка благотворительной деятельности каралась смертной казнью.
Ну а как же без извращений на самом бытовом уровне? За нанесенный тебе удар, обидчик имел полное право взыскать с тебя по суду плату «за лечебное кровопускание», обвинение в краже ловкий вор мог использовать, как просьбу толкования сна, и соответственно требовать плату.
Но, одну минуточку, а по каким критериям мы вдруг являемся обсуждать и осуждать законы Сдома? Ведь, в конце концов, речь идет о правовом, демократическом государстве, чьи законы установлены абсолютным большинством местного населения?
С подобными контръобвинениями обратились и адвокаты нацистских извергов на Нюренбергском процессе. Прокуратуре пришлось порыться в архивах 1915 года, чтобы найти подоходящую статью международного права - «преступление против мира и человечества».
В случае Сдома и Аморы не созывался мировой трибунал. Всевышний сам наглядно доказал, что общечеловеческая суть морали не зависит от частных демагогий и местных извращений на законодательном уровне. И по сей день на месте некогда богатейшего и плодороднейшего места на земле, печально знаменитых Сдома и Аморы, живым уроком и напоминанием для нас всех стоит безжизненное Мертвое море.

Женский уголок

Проводя параллель между праведным Авраамом и его племянником Лотом, начинавшим свой путь как один из самых пламенных дядиных учеников и соратников и закончившим разрывом и предпочтением земных благ извращенного Содома духовному наследию Авраама, необходимо отметить фундаментальное отличие между двумя этими личностями. И это отличие – их жены.
Проследим на примере сегодняшней недельной главы. Когда к Аврааму под видом бродяг-язычников приходят ангелы, Сара (о чьем духовном уровне Тора свидетельствует как превосходящим даже уровень собственного мужа) с радостью разделяет с мужем долг гостеприимства. Не задумываясь, берется она просеять несколько киллограмм муки и испечь из них свежайший хлеб. Когда же те же гости (но уже в гораздо более респектабельном виде) являются к Лоту, тому приходится брать все хлопоты на себя. А его жена не только отказалась
принять какое-либо участие в этой «сумасбродной затее», но и когда муж попросил ее всего лишь раздобыть соли к обеду, направилась от соседки к соседке и под предлогом выполнения просьбы мужа, демонстративно объявляла всем желающим (и даже не желающим), что у ее мужа в гостях – чужестранцы. Она четко знала, как именно относится сдомский закон к чужестранцам, какая именно участь их ожидает после ее откровений, но, тем не менее, все это не остановило ее.
Это она поспешила породниться с коренным местным населением, выдав своих старших дочерей за отъявленных негодяев (правда, надо отдать должное, уступавших в моральной деградации остальным своим соотечественникам). Это она, убегая из гибнущего Сдома не смогла удержаться и не бросить взгляд, полный ностальгии по пропавшему добру и любопытства при виде мировой катастрофы, превратившись на месте в соляной столб...
Дорогие женщины! Давайте не забывать, что духовный уровень вашего мужа во многом зависит от нас! В наших руках – помочь ему развить его потенциал или втоптать его в грязь вместе со всеми его идеалами! От нас во многом зависит, станет ли наш муж при своих изначальных моральных задатках праведнейшим Авраамом, человеком средней порядочности подобно Лоту или (не дай Б-г) будет спускаться все ниже и ниже, уподобляясь жителям Сдома...

А как же нам научиться, подобно Сарре, исполнять свой долг гостеприимства и преданности мужу в наилучшей форме? Испытайте-ка следующие рецепты!

Курица на соли

Хорошенько натрите курицу со всех сторон разнообразными специями (перцем, чесноком, сушенной зеленью и т.п.). Посыпьте противень сплошным слоем соли. Распластайте на нем куринную тушку и выпекайте около часа на среднем огне. (В данном рецепте соль не играет серьезной вкусовой роли, а позволяет уменьшить калорийность пищи, заменяя масло для смазывания.)

Легкий «чайный» кекс

Замесите тесто из двух стаканов муки, стакана крепкого чая, стакана сахара, пекарского порошка, ложки растительного масла и двух яиц. По желанию добавьте пол-стакана орехов, изюма, цукатов или измельченного кокоса. Выпекайте пол-часа в умеренно-горячей духовке.


Жемчужины еврейского комментария – Тора в стихах.

Ты оглянулась и остолбенела.
О, ужас казни! Перевернут Сдом!
Жаль равнодушно слишком ты глядела
До этого, как рушится законю

«О, дочки, дочки, где вы?» ты шептала
«Не вырвались ли вы в конце концов?»
Но не сама ли ты их воспитала
Так, выдать замуж чтоб за подлецов?

Ты возразишь: «Но в Сдоме ж был закон
Хоть малость извращен, но почитаем.
И муж мой был там всеми уважаем,
И аж в верховный суд пробился он!»

А помнишь ли, что если путник бедный
В Сдом попадал богатый и скаредный?
Радушно всяк бросал ему монету
(Хранившую дарителя помету),
И лишь использовать те деньги было сложно –
Купить на них грамм соли невозможно!
И на виду у всех средь груды золота
Бедняк несчастный погибал от голода.
А после – каждый вклад свой забирал.
«Что ж, поделом!» суд Сдомский заключал,
И дело резюмировали так:
«Тот, кто не с нами – априори враг!»

Пожизненно глуха к чужому горю
(Тобой не раз, небось, гордился Сдом)
Теперь стоишь себе над Мертвым морем
Живым упреком – соляным столпом.

Над кем смеемся? Над собой смеемся!

В еврейском местечке жандармы обыскивают дома в поисках призывников, уклоняющихся от службы в армии. Старик Рабинович нервничает и просит семью спрятать его в погребе.
- Тебе-то чего боятся, в твои-то годы? - успокаивает его жена.
- Да? А генералы в армии уже не нужны?


- Блaгoдapю Вac, тeтушкa, зa пoдapoк!
-O,что ты, Бенечка! He зa чтo!
- В принципе, я с Вами совершенно согласен, нo мaмa cкaзaлa, чтoбы я Вac вce paвнo пoблaгoдapил.

В избранное