Адские муки,
пережитые на земле помещиком Николаем Мотовиловым, учеником Серафима
Саровского.
Составитель
летописи Серафиио-Дивеевского женского монастыря, архимандрит Серафим (Чичагов)
описывает следующее страшное событие в жизни Николая Александровича
Мотовилова, великого почитателя и усердного послушника Саровского старца
Серафима:
Как-то раз в беседе с преподобным Серафимом коснулся разговор о вражьих
нападениях на человека. Светски образованный Мотовилов не преминул, конечно,
усомниться в реальности явлений злой силы. Тогда Преподобный поведал ему о
своей страшной борьбе в течении 1000 ночей и 1000 дней с бесами, и силой
своего слова, свидетельствованием своего слова, свидетельствованием своего
священства, в котором не могло быть даже и тени лжи и преувеличения, убедил
Мотовилова в существовании бесов не в призраках или мечтании (в поэтическом
воображении или фантазии), а в самой настоящей горькой действительности.
Пылкий Мотовилов так вдохновился повестью старца, что от души воскликнул:
"Батюшка, как бы я хотел побороться с бесами!"
Тогда, под защитой Преподобного, он мог не бояться злобы сатанинской. Но
легкомысленно-дерзкий вызов, по попущению Бо-жию, не остался без
последствий. Когда Мотовилов, после кончины старца Серафима, поехал в Курск,
немного ему удалось собрать здесь сведений о детстве и юности преподобного.
Близкие родные, помнившие отца Серафима в молодости, кто отозвались
забвением. Даже дом, в котором родился и воспитывался преподобный, был
разрушен, и на месте его выросли новые постройки. Нашелся один старик,
сверстник Батюшки, который и дал Мотовилову сведения, вошедшие теперь во все
издания жития преподобного Серафима. Поездка в Курск и пребывание в нем были
вполне благополучны. Гроза ждала его на возвратном пути в Воронеж.
На одной из почтовых станций, по дороге из Курска, Мотовилову пришлось
заночевать. Оставшись совершенно один в комнате для проезжающих, он достал
из чемодана свои рукописи и стал их разбирать при тусклом свете одной свечи,
еле освещавшей просторную комнату. Одною из первых ему попалась записка об
исцелении одной бесноватой девицы из дворян, Еропкиной, у раки святителя
Митрофана Воронежского.
"Я задумался, - пишет Мотовилов, - как это может случиться, что православная
христианка, приобщающаяся пречистых и животворящих Тайн Господних, и вдруг
одержима бесом, и притом такое продолжительное время, как тридцать с лишним
лет. И подумал я: "Вздор! Этого не может быть! Посмотрел бы я, как бы посмел
в меня вселиться бес, раз я часто прибегаю к таинству святого причащения"; и
в это самое мгновение, страшное, холодное, зловонное облако окружило его и
стало входить в его судорожно стиснутые уста.
Как ни бился несчастный Мотовилов, как ни старался защитить себя от льда и
смрада, вползшего в него облака, оно вошло в него все, несмотря на его
нечеловеческие усилия. Руки его были точно парализованы и не могли сотворить
крестного знамения; застывшая от ужаса мысль не могла вспомнить
спасительного имени Иисусова. Отвратительно ужасное совершилось! и для
Николая Александровича наступил период тягчайших мучений. Собственноручная
рукопись его дает такое описание испытанных им мук:
"Господь сподобил меня на себе самом испытать истинно, а не во сне и не в
привидении, три геенские муки: первая - огня несветимого и неугасимого ничем
более, как лишь одною благодатию Пресвятого Духа. Продолжалась эта мука в
течение трех суток, так что я чувствовал, как сожигался, но не сгорал. Со
всего меня по 16 или по 17 раз в сутки снимали эту гееннскую сажу, что было
видимо для всех. Перестали эти муки лишь после исповеди и причащения святых
Тайн Господних, молитвами архиепископа Воронежского Антония и заказанными им
по всем 47 церквам воронежским и по всем монастырям заздравными за болящего
раба Божия Николая, ектениями.
Вторая мука в течение двух суток - тартара лютого, гееннского, так что и
огонь не только не жег, но и согревать меня не мог. По желанию его
высокопреосвященства епископа Воронежского Антония, я с полчаса держал руку
над свечой, и она вся закоптела донельзя, но не согрелась даже. Опыт сей
удостоверительный я записал на целом листе (бумаги) и к тому описанию рукою
моею и на ней свечною сажею мою руку приложил. Но обе эти муки по причащении
давали мне хоть возможность есть и пить, и спать немного мог при них, и
видимы они были всем.
Но третья мука гееннская, хотя на полсуток еще уменьшилась, ибо продолжалась
только полторы суток и едва ли более, но зато велик был и ужас и страдания
от неописуемого и непостижимого. Как я и жив остался от нее! Исчезла она от
исповеди и причащения святых Тайн Господних. На этот раз сам архиепископ
Антоний из своих рук причащал меня оными. Эта мука была - червя неусыпного
гееннского, и червь этот никому более, кроме меня самого и архиепископа
Антония, не был виден, но я весь сам был преисполнен этим наизлейшим червем,
который ползал во всем и неизъяснимо грыз всю мою внутренность, но и
выползаючи чрез рот, уши и нос, снова во внутренности, мои возвращался. Бог
дал мне силу на него, и я мог брать его в руки и растягивать. Я по
необходимости заявляю это все, ибо недаром подалось мне это свыше от Бога
видение, да и не возможет кто подумать, что я дерзаю всуе имя Господне
призывать.
Вскоре, после этого, страшного и недоступного для обыкновенного человека,
испытания, Мотовилов имел видение своего покровителя, преподобного Серафима
(скончавшегося пред этим), который утешал страдальца обещанием, что ему дано
будет исцеление при открытии мощей святителя Тихона Задонского и что до того
времени вселившийся в него бес уже не будет его так жестоко мучить.
Действительно, чрез 30 с лишком лет совершилось это событие, и Мотовилов его
дождался, дождался и исцеления по великой своей вере.
В день открытия мощей святителя Тихона Задонского Мотовилов стоял в алтаре,
молился и горько плакал о том, что Господь не посылает ему исцеления,
которого, по обещанию преподобного Серафима Саровского ждала его измученная
душа. Во время пения херувимской песни он взглянул на горное место и увидел
на нем святителя Тихона. Святитель благословил плачущего Мотовилова, и стал
невидим. Мотовилов сразу почувствовал себя исцеленным.
Просьба к уважаемым
подписчикам:
присылайте свою информацию по этой тематике - газетные и журнальные
публикации,
телерепортажи (текст), воспоминания и свидетельства очевидцев и участников
событий -
всё будет рассмотрено и наиболее интересное опубликовано.
Автор оставляет за
собой право на дополнения и изменения,
проясняющие некоторые аспекты, но не меняющие сути изложенного.