Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним,
тогда сядет на престоле славы. И соберутся пред Ним все народы; и отделит
одних от других, как пастырь отделяет овец от козлов; И поставит овец по
правую Свою сторону, а козлов - по левую.
Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: "приидите,
благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания
мира..."
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: "идите от Меня, проклятые, в
огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его..."
* * *
Иоанн Златоуст. Толкование на Евангелие от Матфея.
"Соберутся,- говорит Он далее, - все народы", то есть, весь род
человеческий. И разлучит их друг от друга, как пастырь овец. Ныне не
разделены, но смешаны все; а тогда будет разделение, и самое точное. Сперва
Он разделяет их местами, и обнаруживает каждого; а потом и самыми
наименованиями показывает внутреннее расположение каждого, называя одних
козлищами, а других овцами, и показывая, что первые не приносят никакого
плода, — так как от козлов не может быть ни малого плода, — а последние —
обильный плод, — так как овцы приносят большую пользу тем, что дают волну
(шерсть), молоко, ягнят, чего вовсе не доставляет козел. Впрочем,
бессловесные животные не приносят плода, или приносят его, по своей природе,
а люди — по произволу. Потому те из них, которые не приносят плодов,
подвергаются мукам, а приносящие плод получают венцы.
* * *
Эрнест Сетон-Томпсон. "ЛОБО" (отрывок).
Овцы обыкновенно пасутся стадами в несколько тысяч голов под наблюдением
пастухов. На ночь их загоняют в защищенное место, где-нибудь по соседству, и
с каждой стороны стада ночует пастух. Овцы настолько бестолковы, что
малейший пустяк заставляет их бросаться куда попало, но все же у них
существует твердо укоренившаяся привычка всегда следовать за своим вожаком.
Пастухи используют эту привычку овец и вводят в овечье стадо с полдюжины
козлов. Овцы признают превосходство ума этих бородачей и, если ночью
возникает тревога, собираются вокруг козлов.
* * *
автор сайта:
Козлов вводят в овечьи стада с тех самых пор, когда овцы и козы стали
домашними животными (было бы странно выделять дополнительные рабочие руки
специально для коз и козлов). И особенности поведения овец в присутствии
козлов тогда же были замечены и использованы в человеческих интересах. И
Христос знает назначение этого обычая, как знали это и подавляющее
большинство Его слушателей.
А вот продвинутый столичный адвокат Иоанн вряд ли догадывался о роли козлов
в овечьих отарах, потому и представляет интересы Христа сугубо
экономическими, если не сказать шкурными (возможно, чтобы быть понятным
аудитории). Но возможно ли, чтобы Христос, Творец и Создатель всего
существующего - от фотона и мельчайшей элементарной частицы до Вселенной с
её бесконечными галактиками, не говоря о мирах невидимых, - был
заинтересован в плодах деятельности человека? Если Господь и заинтересован в
нас, людях, то лишь нашим внутренним состоянием - состоянием души и духа (а
уже внутреннее состояние человека и побуждает его преобразовывать внешний
мир; "...от полноты сердца говорят уста человеческие...", и смотрят глаза, и
делают руки, и ходят ноги...).
Рассмотрим же притчу о козлищах и овцах с этой точки зрения.
Овцы беззлобны, робки и безропотны, единственная их защита при нападении -
бегство. Козлищи (они же козы и козлы) хитры, упрямы, злы, зачастую
агрессивны, стремятся залезть повыше (горное прошлое?) и пробиться в
вожаки...
Просьба к уважаемым
подписчикам:
присылайте свою информацию по этой тематике - газетные и журнальные
публикации,
телерепортажи (текст), воспоминания и свидетельства очевидцев и участников
событий -
всё будет рассмотрено и наиболее интересное опубликовано.
Автор оставляет за
собой право на дополнения и изменения,
проясняющие некоторые аспекты, но не меняющие сути изложенного.