Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Интеллектуальные розыгрыши от Азартного Жука


Служба Рассылок Subscribe.Ru проекта Citycat.Ru
Ответы пятой игровой рассылки Азартного Жука.

Приветствую Вас, дорогие мои игроки! И снова я с Вами, существо увлекающееся, безалаберное, но искренне Вам преданное! Не верите? Но я же вернулся!

Итак, что у нас с результатами предыдущего розыгрыша... Не могу назвать его чересчур успешным. Впрочем, неудивительно, что Ваши поисковые способности (в гармоничном сочетании с базой данных "Яндекса") несколько опережают чистые знания.

Зато в этот раз лавровым венком будет вознаграждена абсолютная эрудиция в соединении с великолепной догадливостью Блестящие качества - заслуженная награда! Кто же стал безусловным победителем этого столь затянувшегося розыгрыша?

Неподражаемая Ольга Якубовская (г. Иркутск), неоднократная участница моих викторин и активная посетительница моего скромного сайта... Что может сказать азартное насекомое, кроме слов благоговения, ведь Ольга совершенно правильно ответила не только на основной набор вопросов, но еще и выиграла супер-игру! Результат - она становится обладательницей трех книг из серии "Театр", причем сама сможет выбрать именно тех драматургов, которых пожелает увидеть в своей библиотеке. Однако и это не все. Энциклопедия "История мирового театра" также становится ее законным трофеем! Потрясающее издание попадает в хорошие руки!

Имена остальных победителей смотрите в конце текста рассылки. А сейчас - правильные ответы.

Вопрос 1: Рождении трагедии состоялось несколько ранее, чем взошла звезда "отца жанра" - Эсхила. Факты таковы: в 493 г. до н.э. в афинском театре состоялась премьера сочинения некого поэта - старшего современника Эсхила. На следующий день автор был оштрафован властями на тысячу драхм, а его детище навсегда запрещено к постановке. Вопрос: какова была мотивировка применения столь строгих мер к скромному драматургу?

Формулировка столь сурового наказания была проста и безыскусна до наивности. Автор, некий Фриних был наказан за то, что... довел зрителей до слез "напоминанием о бедах родины". Обратите внимание на дату. За год до нее, в 494 г. до н.э., произошло событие, которому и была посвящена его трагедия "Взятие Милета". В тот страшный год персы, подавив восстание местного ионийского населения, штурмом взяли знаменитый город - цитадель греческой философии, разрушили его до основания и жестоко расправились с жителями. Рана еще кровоточила, афинский театр рыдал... Так начиналась эпоха греко-персидских войн.



Вопрос 2: Плодовитый гений. Его считают самым плодовитым драматургом всех времен и народов. Один дотошный литературовед не поленился и подсчитал, что количество стихотворных строчек во всех его пьесах составляет 21 миллион 316 тысяч! Есть сведения, что литературная работа принесла ему 105 тыс. золотых - сумму непомерную по тем временам для литератора! Писал он с огромной скоростью: каждая пьеса занимала не более трех дней, а многие он успевал начать и закончить за сутки. Рассказывают, что актеры стояли за его спиной, подхватывали каждый следующий написанный им лист и мчались в театр. Правда, сам писатель признавался, что в такие минуты он выносил книги Плавта и Теренция в другую комнату и запирал в шкап, чтобы не стыдно было смотреть в глаза великим драматургам прошлого. Напишите - кто он и назовите пару-тройку его пьес? Ну, конечно же это знаменитый Лопе Феликс де Вега Карпьо. Сервантес называл его "чудом природы", "самодержцем в театральной империи". В конце жизни сам гений определял количество написанных им пьес цифрой ОДНА ТЫСЯЧА ПЯТЬСОТ. И это не считая поэм и сонетов. А вот и его знаменитые пьесы: "Фуэнте Овехуна", "Звезда Севильи", в которых блистала Ермолова. Ну, и конечно "Собака на сене"... Помните: "Венец творенья, дивная Диана"? Хотя эти-то строки как раз и не принадлежат знаменитому испанцу!
Лопе де Вега

Вопрос 3: Два драматурга. В одном городе жили два талантливых драматурга. И не было на свете противников непримиримее их. Один - сын врача, успешный писатель-профессионал, который никогда не бедствовал, зарабатывая деньги литературным трудом. Другой происходил из обедневшего дворянского рода, и хотя большую часть своей жизни провел в нужде, считал ниже своего достоинства брать плату за пьесы. Однако их конфликт глубже сословных различий: дело во взглядах на театральное искусство! Первый ратовал за глубокую реформу национального театра: отход от условности и штампов, реализм, привитие актерам уважения к тексту пьесы и отход от обычая вольного импровизирования. Второй защищал уже сложившиеся театральные традиции. Первый осмеивал косность второго, указывая, что его собственные "реалистические комедии" пользуются большим успехом у зрителя - народ голосует кошельком, желая узнавать на сцене себя. В ответ второй написал пьесу, полностью соответствующую канонам старого условного театра, и когда люди валом повалили на это действо, первый, посрамленный и пристыженный, вынужден был уехать из города. Впрочем, история доказала правоту первого: пьеса оказалась лишь одной из последних вспышек гения театральной традиции. Кто эти двое, в каком городе происходили события, и как называлась пьеса, предрешившая исход спора.


Карло Гоцци
А ведь у этой непримиримой парочки общим был не только город. Двух венецианцев даже звали одинаково - Карло. Первый - Гольдони - профессиональный драматург был противником условностей Комедии дель арте, стремясь создать новый репертуар и новую школу игры. Ведь воспитанные на вольной импровизации актеры считали, что учить текст ролей - дело недостойное истинного служителя искусства. Главный же оппонент Гольдони, Карло Гоцци в соответствии с традициями национального итальянского театра написал "Любовь к трем апельсинам" - не готовую пьесу, а подробно разработанный сценарий. Этой сказкой Гоцци хотел доказать, что не простое совпадение с реальной жизнью, а полет фантазии и блеск импровизации влечет людей в театр. И вся Венеция была в восторге от этой наивной волшебной сказки с колдунами и превращеньями, с нежной любовью и трогательным самопожертвованием. Однако такой триумф был скорее последней яркой вспышкой уже угасающей свечи!
Карло Гольдони

Вопрос 4: Памфлет о театральной жизни. Он - автор одного из самых сатирических изображений "театра изнутри". Известно, что когда дело дошло до публикации этого его произведения, самые знаменитые театральные деятели употребляли все свое влияние, чтобы не допустить выхода в свет его едкого памфлета. Впрочем, он знал, о чем писал. Он столько претерпел с сценическим воплощением другого своего детища, что его авторские страдания вылились в великолепную пародию на нравы самого знаменитого театра страны, пародию, которая не щадила даже признанных театральных идолов. Кто он, как называется этот смешной и грустный памфлет, и что за театр подвергся осмеянию с его легкой руки?

Кто же еще может покуситься на репутацию легендарного МХАТа, как не гениальный и грустный насмешник Михаил Булгаков. Его "роман" со знаменитым театром был по-настоящему горьким: пьеса «Дни Турбиных» была запрещена после 289-го представления; «Бег» запрещен после первых репетиций; а «Кабала Святош» даже не дошла до репетиций. : Неудивительно, что "Театральный роман" (или "Записки покойника") был полон сарказма по поводу порядков, царивших в первом театре страны. Даже (и прежде всего) создатель великой "системы" был подвергнут осмеянию. Известно, что когда Булгаков читал роман коллективу театра, они сначала восприняли эту как своеобразный шарж, им нравилось узнавать друг друга в персонажах. Но затем радость увяла и в завершении Качалов грустно заметил: "Самое горькое - что это действительно наш театр, и все это правда, правда..."
Михаил Булгаков

Вопрос 5: Как возникло амплуа. Считается, что в недрах этого национального театра и родилось понятие амплуа - актерские роли там представляли из себя некий утрированный образ-характер, а их сценическое воплощение должно было быть узнаваемым, традиционным. Образ, который наиболее соответствовали психофизическим данным актера и в котором он выступал наиболее успешно, надолго закреплялся за ним. Что это за театр и какие типы характеров-амплуа существовали в нем?


Представление Комедии дель Арте
Речь идет о национальном итальянском театре - Комедии дель арте. Его спектакли создавались методом импровизации, на основе сценария, содержащего краткую сюжетную схему представления. Персонажами были типовые «маски», переходившие из одного спектакля в другой. Душой спектакля были «слуги» — наглый весельчак и изобретатель всех интриг Бригелла, нескладный, ребячливый Арлекин, разбитная, острая на язык Серветта, не лишённый злости и лукавства, грубоватый Пульчинелла и др. Объектом постоянной сатиры были глупый, жадный и влюбчивый купец Панталоне, фанфарон и трус испанский дворянин Капитан, болтун и тупица Доктор. А поэтическую сторону Комедии дель арте определяли идеализированные образы «влюблённых» - "голубки" Коломбин и Коломбина, выступавших без масок и говоривших на литературном итальянском языке.

Вопрос 6: Театр Но. Япония известна своими театральными традициями. Национальные театры Но, Кабуки и Дзёрури и сегодня сохраняют обаяние старинного исполнения ролей. На формирование японского театра большое влияние оказал дзен-буддизм с его акцентом на созерцательном вживании в "подлинную реальность". Эстетика древнейшего театра Но в соответствии с учением дзен-буддизма выдвинула два ведущих принципа театрального искусства: "мономанэ" и "югэн". "Мономанэ" требовало от актера полного перевоплощения в сценический образ (своеобразный японский парафраз метода Станиславского). Лишь тогда игра актера становится естественной и свободной. "Югэн" буквально означает "сокровенный, темный". Сокровенная красота образа должна быть явлена актерской игрой, вызвать у зрителя чувство сопереживания, своего рода катарсис. Какой внешний прием использовали актеры театра Но, чтобы наиболее полно воплотить эти принципы, если известно, что в соответствии с ним находилось даже пространственное устройство театральных помещений?


Спектакль театра Ноо
В соответствии с принципом "мономанэ" обязательным атрибутом внутреннего устройства театра Но была так называемая "зеркальная комната". Там происходило таинство перевоплощения в образ: актер в полном одиночестве медленно, всматриваясь в свое отражение, надевал на себя маску, воспринимая качества персонажа, которого предстоит играть. "Зеркальная комната" отделяет сцену от гримерных, именно в ней происходит настоящее преображение актера.
Традиционное устройство сцены театра Ноо

И дополнительные вопросы.

Вопрос 7: Гнусный пашквиль. В 1910 году тегеранский театр прогрессивного направления впервые поставил некую пьесу. На премьере присутствовал сам шах и министры двора. Уже после первого действия шах был настолько оскорблен происходящим на сцене, что покинул театр, приказав министрам остаться и досмотреть, что там будет дальше. На следующее утро последние доложили повелителю, что враги его величества нарочно пригласили в страну автора пьесы, чтобы тот в иносказательной форме высмеял персидские порядки. Шах приказал арестовать автора! О какой пьесе идет речь и смогла ли местная полиция поймать дерзкого?

Целых два дня полиция Тегерана разыскивала... Николая Васильевича Гоголя – автора "Ревизора". Наконец, обратилась за помощью в российское посольство. Оттуда пристыженному шаху и его министрам сообщили, что писатель скончался еще в 1852 году. Неимоверный, но какой поучительный конфуз!

Вопрос 8: От великого до смешного. Это известнейший театральный анекдот. В одном театре стервозная прима так доводила рабочих сцены, что те решили ей отомстить. В конце спектакля, когда героиня примы кончает счеты с жизнью, вместо матов, на которые валится несчастная, злоумышленники подложили батут. В результате великая трагедия превратилась в отвратительный фарс: на глазах у изумленной публики дива сделала несколько пируэтов в воздухе, оглашая последний истерическим визгом. А ведь все дело в сюжете. Ну, не задумай автор такой трагический конец, разве удалась бы шутникам их проделка? Как называлась постановка, кто ее автор и кого именно играла незадачливая звезда?


Собинов в роли Каварадосси
"В рассветных сумерках вырисовывается площадка крепостной башни - место казни. Сюда приводят приговоренного Каварадосси. В последние минуты его навещает его возлюбленная - певица Флория Тоска. Она пришла с радостной вестью: расстрел любимого будет мнимым. Уверенный в благополучной развязке, Каварадосси спокойно стоит перед нацеленными ружьями. Гремит залп. Художник падает. Тоска бросается к нему, но вскоре убеждается в вероломстве Скарпиа, лукаво обещавшего жизнь ее возлюбленному. В отчаянье Тоска подбегает к краю площадки и бросается с парапета вниз." Узнали? Это заключительная часть либретто знаменитой оперы Дж. Пуччини "Тоска". Незадачливая примадонна играла именно ее - главную героиню. Однако финальный прыжок от великого до смешного ей особенно удался. А ведь не предусмотри автор такого трагического конца, кто знает - возможно, так и не родился бы один из самых знаменитых "оперных" анекдотов.
Сцена из "Тоски"

А теперь список золотых призеров, ответивших на основной список вопросов. Их всего двое: моя старая знакомая Laura и Евгений Амосов.

Список же серебряных медалистов, которых ожидает сборник "100 великих театров мира", таков: Condor, Александр Возняк, Валентина Еременко, Елена Саркисова, Олег Ставлевский. Удачи Вам, дорогие мои, в новых розыгрышах. А в следующем выпуске - о ПОЛИТИКЕ!

Пишите azart@juc.ru.

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу
Рейтингуется SpyLog

В избранное