В ролях: Яна Троянова, Полина Плучек, Марина Гапченко, Вероника
Лысакова, Галина Долганова, Андрей Дымшаков
драма
Кинотавр-2009:
Приз за лучшую женскую роль (Я.Троянова)
Мрачная «новая драма» про
провинциальную крошку и ее мерзавку-маму. Кинодебют театрального
драматурга.Маленькая провинциальная
амелипуленсмотрит на мир обиженными
глазами из-под спутанной французской челки, водится с утопленником и с
упорством мультипликационного зверька обожает свою непотребную, крашенную хной
мать. Та первые семь лет жизни дочери отбывает срок за членовредительство на
почве страсти, а освободившись, безобразничает где-то за кадром, в редкие
появления дома терроризируя ребенка историями про то, как нашла ее на кладбище
всю в волчьей шерсти.
Кинодебют свердловского
«нового драматурга» Сигарева (чей «Пластилин» в свое время сделал звездой
поставившего его Кирилла Серебренникова) и по совместительству первое
отечественноевысказывание в интересном
жанре la maman et la putain щеголяет по-театральному лобовой метафорой про
жестокую Родину-мать и (что интересней), кажется, первой в мировом
кинематографе сценой убийства ежика, которого сперва душат подушкой, а потом
кладут вместе с подушкой под поезд, так чтоб разлетевшимся пухом запорошило
укрывшуюся под насыпью героиню. Сигарев вообще питает фатальную слабость к
эффектным кинематографическим фигурам — вроде детского пальчика,
развозюкивающего кровь в луже молока, или ключевого монолога, во время которого
оказавшаяся декорацией комната гипнотически удаляется от зрителя.
Пределы контроля The Limits of Control Испания,
США, Япония, 2009, 116 мин. АУДИО: РУССКИЙ; СУБТИТРЫ:
АНГЛИЙСКИЕ/ИСПАНСКИЕ/ФРАНЦУЗСКИЕ
Режиссер: Джим Джармуш
В ролях: Исаак Де Банколе,
Тильда Суинтон, Джон Херт, Гаэль Гарсия Берналь, Паз де ла Хуэрта, Билл Мюррей,
Луис Тосар, Эктор Коломе, Юки Кудо, Алекс Дека, Жан-Франсуа Стевенен, Хийям
Аббас
Молчаливый африканец (Де
Банколе) в красивом коричневом костюме получает от двух незнакомцев в
бизнес-зале аэропорта загадочную инструкцию: пойдешь к башням, сядешь в кафе,
будешь присматривать за скрипкой. Африканец (мы не то чтобы пренебрегаем
политкорректностью — просто у главного героя нет имени) летит в Мадрид, оттуда
поездом в Севилью, дальше мелькают более скромные города и полустанки
Пиренейского полуострова, на пути ему встречаются Тильда Суинтон в виде
платиновой блондинки и Гаэль Гарсия Берналь в ковбойской шляпе, они произносят
фразы в духеКоэльо: «Кино — это сны,
которые нам не приснились» или, там, «Иногда отражение оказывается более
реальным, чем то, что отражается», обмениваются с африканцем спичечными
коробками и исчезают. Африканец достает из коробка бумажку и съедает ее.
Периодически в его гостиничном номере материализуется голая девица в очкахи намекает на возможность сближения.
Африканец молчит в том смысле, что не против, но костюма не снимает. В финале
происходит ничем не мотивированный выход Билла Мюррея, потом африканец снова
куда-то едет...
Джармуш ударился в
загадочную многозначительность в духе Андрея нашего Звягинцева. «Пределы
контроля»выезжают за счет картинки
(оператор — кар-ваевское альтер эго Кристофер Дойл): любой отдельно взятый кадр
можно спокойно отправить на выставку «Мода и стиль в фотографии». Но если не
обращать внимания на эту новую визуальность, выглядит все как «Пес-призрак», из
которого вынули иронию, человеческую теплоту, хип-хоп и всякое подобие сюжета:долгие проезды камеры по пустынным
ландшафтам, многозначительные паузы, чудаковатые персонажи второго плана,
загадочно жужжащие гитары (вместо Нила Янга из «Мертвеца» японская группа
Boris), кофе, сигареты. Если у классического Джармуша сквозь самые банальные
ситуации просвечивала тайна бытия, то здесь про тайны много говорят и еще
больше показывают, но ничего не светится. «Пределы контроля» похожи чем-то на
новое русское кино — видно, что снимали его интеллигентные насмотренные люди и
что на съемках они прекрасно проводили время, но на финальных титрах хочется
схватить режиссера за лацканы и потребовать ответа: что это было такое?
СПИСОК
ФИЛЬМОВПО КУРСАМ «ИСТОРИЯ КИНО» выложен
по ссылке: