Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Диалоги о кино №48


Выходит 1 раз в неделю по средам

"Диалоги о кино"

(репортажи со съемок, рецензии, интервью с актерами и режиссерами)

рассылка сайта www.rusactors.ru

Выпуск № 48

Рассылки сайта www.rusactors.ru:

Актеры советского и российского кино

Веселые истории об актерах

Диалоги о кино


Сайт актрисы Евгении Свиридовой
http://www.evgeniya-sviridova.ru/


Мир Дозоров Сергея Лукьяненко
http://pnof.ru


Сайт актера Романа Индыка
http://www.indyk.ru/


Сайт художника Владислава Коваля
http://www.v-koval.ru/


www.starsclub.ru - на этом сайте вы найдете большое количество самых разнообразных обоев на рабочий стол


www.love.rusactors.ru - сайт знакомств


www.referatovbank.ru - сайт рефератов


Искусство волгограда

www.volgograd-art.ru


Добро пожаловать на форум сайта rusactors.ru


Голосование на сайте rusactors.ru


 

Предлагаем вашему вниманию интервью, взятое у Сергея Соловьева во время V Международного кинофестиваля кинематографических дебютов "Дух огня", который состоялся в конце февраля в западносибирском городе Ханты-Мансийск.


Сергей Соловьев: "Меня очень смущает дебильный пафос мирового кино"

Режиссер Сергей Соловьев работает над двумя проектами: постановкой "Анны Карениной" и "2АССА2". Соловьевская трактовка толстовского романа с Татьяной Друбич в главной роли будет готова к осени. Сроки выхода музыкального триллера - продолжения легендарной "АССЫ" - пока не названы. Но гости V Международного кинофестиваля кинематографических дебютов "Дух огня", который состоялся в конце февраля в западносибирском городе Ханты-Мансийск, смогли отпраздновать вместе со съемочной группой 20-летний юбилей "АССЫ" и даже увидеть первые эпизоды "2АССЫ2".

- Сергей, шесть лет назад мы с Вами беседовали на киевской премьере "Нежного возраста". Тогда поводов для оптимизма не было вовсе. Но Вы уверенно заявили, что все изменится, и российские сериалы завоюют ТВ-пространство. У меня это вызывало скепсис. Но время подтвердило Вашу правоту. Откуда взялась такая уверенность?

- Успех зависит не только от людей, которые делают кино, но и от тех обстоятельств, в которые они поставлены. Когда мы с вами разговаривали, были просто трагические обстоятельства - государство практически бросило молодое поколение - и режиссеров, и зрителей. Все было отдано на откуп американскому кинематографу. Но я-то преподавал во ВГИКЕ и знал, что каждые пять лет приходят новые люди. И эти новые люди - они такие же одаренные, как и пять лет тому назад. То есть, на генетическом уровне ничего не случилось, все продолжается. А раз все продолжается, то возможно создать такие условия, чтобы талантливые люди проявились и сделали то, что они могут сделать. Чтобы зрители увидели, что имеют дело с абсолютно полноценным поколением новых русских художников.

- По поводу продолжения "АССЫ" - Вам не страшно дважды входить в одну и ту же реку?

- Мне ничего не страшно, я уже забыл это чувство. Можно и по другому сказать: когда снимаешь кино - страшно все. Приезжаю на съемку и снимаю: 20-ю по счету картину, и вдруг не понимаю как это, актер выходит из этой двери, а оказывается в другой части пространства, и мне страшно становится - а вдруг я сошел с ума? Но через 15 минут все приходит в норму, и никаких страхов и ужасов не испытываю. Я занимаюсь своей профессией всю жизнь. Это мое ремесло.

- Но "АССА" ведь не просто фильм. Для моего поколения это нечто гораздо большее…

- Я очень рад за ваше поколение, но еще раз говорю: я - профессиональный режиссер, и не допускаю все эти вздохи "ах, как бы быть достойным самой "АССЫ", которую я сделал когда-то" - это все из плохих оперетт.

- Хорошо, в таком случае, предполагаете ли Вы снять когда-нибудь "3АССА3"?

- Мы предполагаем, а Бог располагает.

- Вы говорили, что классика и авангард дополняют друг друга. В "2АССА2" это иллюстрирует эпизод, когда в отделении милиции сидит парочка задержанных дебоширов. И мы видим на первый взгляд несочетаемых персонажей современного культурного ландшафта: главный матерщинник России, фронтмен группы "Ленинград" Шнур и кумир консервативной интеллигенции Юрий Башмет. Или вот еще: Шнур за кадром хриплым голосом агрессивно поет песню на стихи Анны Ахматовой…

- Классика - это не звание, типа Народного артиста. Есть классическое сознание, есть авангардное. И я так устроен, и мне так кажется, что нет более близких братьев, чем классическое и авангардное сознание, потому что все, что между ними - это "попса". Классическое сознание - это опыт человечества. Причем, такой фундаментальный опыт, который от года к году, от века к веку все более утверждается. Авангардное сознание резко толкает вперед. И в этом движении классика и авангард вместе идут рука об руку.

- Если вернуться к первой "АССЕ" - это был образ свободы. На Ваш взгляд, художнику обязательно находиться в андеграунде, чтобы быть свободным?

- Не обязательно. Любой человек, который занимается этим родом деятельности, может быть свободен в своих работах. Но если внутренней свободы нет, нужно идти в банковские служащие, где руководитель отдела тебе говорит, как сводить дебет с кредитом. В искусстве нельзя быть несвободным. При этом не имеет значения, какие сложности у тебя в отношениях с государством. Иногда находишься с ним в более-менее гармоничном сочетании, иногда - в жуткой вражде, тайной или явной. Но это не имеет отношения к ощущению собственной свободы. Не имеет значения - разрешили тебе быть свободным или нет. Государство считает, что сегодня можно быть свободным, а завтра нельзя. Эти все государственные придурства не должны касаться внутренней жизни.

- А сейчас Вы в каких отношениях с государством?

- В разных.

- Давайте разберемся с Вашим антиамериканизмом…

- У меня нет антиамериканизма. У меня есть ощущение, что американский кинематографический бизнес делается с нарушением нравственных норм. Они хотят всех учить, все навязывать. Среди американских фильмов есть изумительные, есть просто хорошие картины, есть огромное количество усредненной дряни и немыслимая галиматья и дерьмо, которым они особенно любят снабжать Украину и Россию - как колониальные страны.

- А может, все дело в том, что кино исчезло в России на 10 лет, а в Украине на 15, т.е., - в нашей собственной слабости…

- Нас продали и предали. Какие слабости!?

- Вы в качестве примера часто приводите Китай, где ограничен на государственном уровне прокат американского кино. Но мы с вами только говорили о свободе. А Китай - страна, где со свободой явно не все в порядке.

- Я не проповедник, не политик, я говорю о том, как китайское государство защитило интересы китайского национального кино, в пользу интересов китайского народа. Я не обсуждаю уровень либеральных свобод. Это политические разговоры.

- Пять лет назад у Вас было предложение построить мультиплексы в столицах стран СНГ. И таким образом создать сеть распространения фильмов, которые снимают в пространстве бывшего СССР. Вы отказались от этой идеи?

- Не я отказался. Опять-таки, предают нас наши власти, понимаете? На заседании глав правительств СНГ все кивали головой и говорили: да-да, обязательно, это непременно нужно. Поговорили - и разъехались, и ничего.

- Вы говорили, что прежде был великий кинематограф, а теперь есть просто хорошие режиссеры. Так что же, выходит, люди мельчают?

- Да.

- А с чем это связано?

- Не знаю, не могу проанализировать. Я знаю только, что кинематограф второй половины XX века был значительно умнее и сердечней, был направлен к сознанию человека, а кинематограф начала XXI века направляет человека к идиотизму, дебильному прикалыванию и развлекаловке. А когда основной кинематограф таков, то лучшие произведения - тоже с изъяном, с пороком. Великие фильмы, которые создавались в мире такими титанами, как Антониони, Феллини, Бергман - были колоссальными озарениями человеческого духа. Никаких озарений человеческого духа в кино сейчас нет, есть озарения компьютерных технологий.

- А в том, что касается формы кино, Ваши фильмы очень дружественны по отношению к зрителю. Они карнавальны, это теплое и сердечное кино. Многие художники считают наоборот: нужно высказываться сложным киноязыком. В таком случае очень трудно достучаться до зрителя. Сокурова все время этим попрекают.

- Важно, чтобы человек не фальшивил. И Саша Сокуров так делает картины, чтобы не допустить никакой фальши. Я делаю иные картины не потому, что я специально ищу такую удобную для зрителя коммуникативную форму, нет. Эта та форма, в которой я не фальшивлю. Это то, как я ощущаю белый свет. Может, я значительно примитивнее Саши Сокурова. Может и так.

- Эмир Кустурица сказал, что кино должно дарить людям надежду. Ваши фильмы ее дарят.

- Я тоже думаю, что кино должно дарить людям надежду, иначе оно не нужно. Но очень часто кино уже на таком уровне делается, что надежда такого типа: придет медсестра и укол сделает. Тебя просто сводят с ума, и это какая-то поразительная последовательность: мировое кино в залах формирует дебильного человека. Дебильный пафос мирового кино меня очень смущает, и я не нахожу этому объяснения, только - что совсем уж люди измельчали. Потому что стало просто найти человека, который с радостью наблюдает процессы собственной дебилизации. Дуракам легче жить.

- Каковы Ваши амбиции как президента фестиваля "Дух огня"? Каким Вы его видите через 10 лет, например?

- Таким, какой он есть. Я хочу, что бы он развивался естественным образом. На этом фестивале я думаю: мы опять уедем отсюда и тут останутся зрители наедине с тем продуктом, который ввозит кинопрокат. Это очень плохо, потому что это одноразовая инъекция. Я думаю, что частью фестиваля должен стать сибирский киноклуб, чтобы целый год поддерживать огонь нашего фестиваля, пусть для небольшого числа, но постоянных зрителей. Я убежден, что от каждого хорошего человека идут волны, как круги по воде. 50-70 человек могут создать киноманскую среду, которая не может существовать от фестиваля к фестивалю, она должна быть постоянной.

- Когда-то было популярно киноклубное движение. В Киеве сейчас киноклубы появляются снова. А наблюдаются ли признаки реанимации в России?

- Я не наблюдаю, а хочу своей собственной активностью это направление реанимировать. Видел, как в самые страшные годы кинематографического кризиса работал Музей кино в Москве. И какие люди приходили смотреть фильмы Годара, Трюффо, Бертолуччи. У них глаза - другие, все другое. Потому что это люди, а не обманутые манкурты, из которых вытряхивают 150-200 рублей и за это развлекают.

Аксинья Курина, Ханты-Мансийск http://www.grani.kiev.ua

Ваши отклики по рассылке Вы можете направить по адресу igor-bin@mail.ru.

С уважением, ведущий рассылки Igor BIN.


В избранное