Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Диалоги о кино Выпуск №60


Выходит 1 раз в неделю

"Диалоги о кино"

(репортажи со съемок, рецензии, интервью с актерами и режиссерами)

рассылка сайта www.rusactors.ru

Выпуск № 60

Рассылки сайта www.rusactors.ru:

Актеры советского и российского кино

Веселые истории об актерах

Диалоги о кино


Иван Пырьев и его женщины
http://www.pyrev.ru/


Сайт актрисы Евгении Свиридовой
http://www.evgeniya-sviridova.ru/


Мир Дозоров Сергея Лукьяненко
http://pnof.ru


Сайт актера Романа Индыка
http://www.indyk.ru/


Сайт художника Владислава Коваля
http://www.v-koval.ru/

Вот уже вторую неделю в кинотеатрах страны демонстрируется исторический блокбастер Владимира Хотиненко "1612".
В ролях: Петр Кислов, Артур Смольянинов, Виолетта Давыдовская, Александр Балуев, Марат Башаров, Михаил Пореченков, Даниил Спиваковский.


"Исторической правды нет". Интервью с Владимиром Хотиненко

На экраны вышел фильм "1612" (2007) - костюмная драма про Смуту и изгнание поляков из Кремля. Владимир Хотиненко объяснил Time Out, как рассказывать историю 25-летним.

- Сначала вопрос, который наверняка вам до смерти надоел. Известно, что этот фильм заказан государством...

- C удовольствием отвечу. Да, "1612" сделан по госзаказу. И ничего плохого в этом я не вижу. Гауди собор Святого Семейства построил по госзаказу. Сикстинская капелла Микеланджело, рублевская "Троица" - госзаказ! Я просто привожу примеры - множество великих произведений искусства было сделано по госзаказу. Моцарт всю жизнь мечтал получить госзаказ! Более того, частный заказчик часто урезает свободу творчества гораздо сильнее. Попробуй-ка ему возрази! А государство... Да случись что, я в герои мог бы попасть, рассказывая страшные истории о том, как государство меня угнетало, - все критики кинулись бы мне слезы вытирать. Плохо то, что госзаказа долго не было. Его должно быть много, государство должно быть заинтересовано в том, чтобы молодые люди, посмотрев фильм, хотя бы в общих чертах узнали про Смутное время, которое для них - темное пятно.

- Что конкретно вам заказали?

- Меня попросили сделать фильм об этом периоде, рассказать про Смутное время. Условий не ставили, трактовок не навязывали - надо было сделать фильм, чтобы мы поняли, что празднуем 4 ноября. Мы решили не экранизировать генеральную историческую линию, а сделать авантюрную романтическую историю. Потому что невозможно экранизировать историю, не существует исторической правды.

- Это как?

- А вот так. Про Смутное время мало достоверных сведений. Есть факты, более-менее достоверные. Но нюансы варьируются. С тем же Лжедмитрием - совершенно точно, что он процарствовал около года и был убит. А вот как - неизвестно, то ли выстрелили им из пушки, то ли нет. Мы в фильме выстрелили - это образно и интересно. Мы снимали придуманную историю, которой оправили некоторые действительно случившиеся исторические эпизоды. Как с посланным на Русь иезуитом: действительно, был такой посланец Ватикана, который вернулся в Рим через семь лет настоящим русским батюшкой - в рясе и с бородищей. Такой сплав выдумки и реальности.

- Вы сознательно сделали героиню эдаким сплавом из царевны Ксении Годуновой и Марины Мнишек?

- Сознательно. Очень хорошо, что вы заметили. Вот женская судьбав те времена - Мнишек. Девушка из очень благородной семьи, выросшая во дворце, в роскоши, приехала в Россию, попала в жернова Смуты. Сперва - царица, потом мужа убили, потом ее унаследовал второй Лжедмитрий, Тушинский вор, от него она родила ребенка. После гибели второго самозванца попала к авантюристу Заруцкому, много лет скиталась с ним, прошла и огонь, и воду, и чем все закончилось? Все погибли, а четырехлетнего ребенка, которого все называли Ворёнок, повесили! Так что мы в нашем фильме еще все сгладили.

- Польская пресса писала, что вам заказали снять картину о том, как поляков выбили из Кремля, и все ждали антипольского фильма.

- Да, я знаю, меня режиссер Кшиштоф Занусси информировал постоянно.

- И как складывались отношения с поляками? Легко ли они согласились сниматься - ведь у вас в фильме довольно много польских актеров?

- Никто не отказался. Я всем прямо говорил: "Я вас приглашаю, чтобы не было этих совершенно ненужных для кино разговоров". Снять антипольскую картину - это глупо. Я этим никогда бы не стал заниматься. Хотя бы для того, чтобы не потерять дружбу с Кшиштофом Занусси или Даниэлем Ольбрыхским.

- А не переусердствовали ли вы в боязни кого-нибудь обидеть? И татарин замечательный, и поляки, единственный негодяй действует в личных целях, желая влезть на престол. Вы не боитесь, что вас обвинят в лакировке действительности, ведь Смутное время было чем угодно, только не периодом дружбы народов?

- Подождите, а вот фильм "Пираты Карибского моря" - лакировочный? Это вопрос жанра. Я считаю, что мы выбрали правильное направление. Если бы я снимал приближенный к исторической правде фильм - с суровой правдой жизни, кровью и грязью, - его бы не смотрели.

- Как бы вы отнеслись к утверждению, что сняли фильм-фэнтези?

- Да нормально. Более того, изначально я хотел сделать его более фантастичным, добавить элементов фэнтези - это язык, понятный аудитории. Вот в ту квазиправду, о которой мы говорили, может быть, и не врубились бы - им было бы скучно. А вообще для меня важно как раз то, что мне принес наш консультант Александр Кибовский - тексты плачей Ксении Годуновой. Может быть, именно из моего фильма молодежь узнает, что Ксения Годунова считается первой русской поэтессой.

- Что для вас значит Смутное время?

- Отсутствие законной власти. Когда мы пришли к этой формулировке, родился образ пустого трона. Этот миф о спасшемся царевиче Димитрии - он в народе зародился, это не пиар-акция. Им уже потом воспользовались. Страшно: пресеклась династия, нет Богом данной власти - вот и затосковал народ.

- У нас очень долго не снимали историческое кино...

- Настолько, что разучились это делать.

- ...а вот в этом году как прорвало - "1612", "Монгол" (2007), "Слуга государев" (2007), несколько проектов в работе - тот же Лунгин снимает про Ивана Грозного. Это случайность или назрело?

- Плохо, если случайность. Лучше, если закономерность. Еще лучше, если это войдет в привычку, потому что ничего плохого нет в знании собственной истории. Но, думаю, это вызрело, слава богу.

"TimeOut Москва". Источник: сайт http://www.film.ru


Победа 1612 года. Смутное время в голове Владимира Хотиненко

Примерно с конца 1610 года король Речи Посполитой Сигизмунд, оттесняя собственного сына и попирая все соглашения и гарантии, прибирает к рукам Россию под лозунгами католической Контрреформации. Его наместник в Москве находит себе пример для подражания: испанский конкистадор среди индейцев - вот тут-то Смута и оформляется в освободительную войну, где правда на стороне тех, кто защищает свою землю.

И победа в 1612 году - действительно достойная, ее можно отмечать, независимо от точности даты 4 ноября и от отношения конкретно к Романовым. Но заметим на полях, что сам король Сигизмунд Ваза вообще-то швед, и Контрреформация - явление интернациональное, она угрожала всем европейским народам, мы недавно изучали ее последствия на примере Чехии.

В общем, можно было снять хороший фильм: умный и в то же время патриотический.

Дальше, читая в фойе кинотеатра интервью с режиссером: что "исторической правды не существует", и они "с автором сценария и продюсерами решили делать вымышленную историю" (Союз Беларусь-Россия, 1.Х1.2007) - я понял: не стоит обольщаться. Но оставалась надежда на нормальный приключенческий eastern, для которого Смутное время тоже открывает бесконечный простор. Я начал готовить защитительную речь: дорогие читатели, вы же не предъявляете Александру Дюма претензии за то, что по его романам нельзя изучать религиозные войны во Франции!

Отсидев положенное в кинозале, уже и не знаю, что сказать.

Дюма здесь не причем. Конечно, он вольничал с вымышленными и второстепенными персонажами. Но, простите, у Дюма Анна Австрийская с Маргаритой Наваррской не сливались в один персонаж. В фильме "1612" главная героиня - как бы Ксения Годунова, на самом деле генетически-модифицированный продукт из царевны Ксении и царицы Марины Мнишек. Биография каждой могла вдохновить на создание приключенческого фильма, но своего, отдельного. При механическом соединении получается православная монахиня вперемешку с католичкой. Так же тщательно продуман и образ главного героя - вымышленного, но от этого не легче. Холопу случайно достались одежда и документы убитого иностранного офицера-артиллериста. От этого он сам становится гением артиллерийской науки, не только разгоняет одним точным выстрелом целую армию, но еще в свободное время изготовляет орудия (за ночь готовая пушка под ключ), и за эти успехи его выдвигают в русские цари.

Наверное, в результате Болонской реформы наши молодые люди будут получать такие же заслуженные, как в фильме Хотиненко, дипломы международного образца, и даже смогут успешно работать - пи-ар менеджерами, может быть, даже киносценаристами, но, простите, все-таки не лётчиками, не молекулярными биологами и не артиллеристами.

Почему не пригласили исторического консультанта? А какой нужен консультант, чтобы обратить внимание сценариста и режиссера на последовательность событий: герой уже сознался, что он свой русский мужик, а никакой не гишпанский кабальер, но потом, как ни в чем не бывало, баллотируется в цари с испанской родословной наперевес. На это какой нужен консультант? С философского факультета - по логике? Какой консультант должен объяснить, что пафосные сцены народной беды и последующего религиозно-патриотического возрождения не могут механически перебиваться фарсом а ля "Петрушка-иностранец" и "трэш-хоррором" а ля "Резня бензопилой продолжается, серия 46-я".

В газетных рецензиях новый киноконструктор, как и "9 роту", уже начали разбирать на детали. Единорог выскочил на полянку прямо из фильма "Легенда", монах-отшельник заглянул на огонек с приветом от Гарри Поттера. Изготовление инженером-дебютантом пушки в городе, оставленном в разгар войны почему-то без артиллерии - привет от Тарковского, только что город чистенький, как после евроремонта. Вся линия отношений "герой - антигерой" составлена из штампов голливудского боевика, предсказуемых с первой минуты: кто кого убьёт и даже каким способом. Зато, стоит появиться князю Пожарскому, начинаются массовые сцены из советского исторического кинематографа эпохи борьбы с космополитизмом.

Режиссер сам признает, что его источником вдохновения был "Гладиатор". Характерный пример. Ведь тем, кому удалось опошлить и свести к мордобою одну из потрясающих человеческих драм римской истории - им-то на Рим, по большому счету, наплевать, их волновал счет в банке. В случае "1612" - родная страна, родная история, вроде бы, не безразличная.

Специфическая редактура истории все-таки налицо. Из нее выходит, что Годуновых убивали не верные подданные, а заезжий польский гетман. Он же - главный злодей-соперник. Создатели фильма, наверное, долго думали, какое имя дать столь неправдоподобному персонажу (в его экранной биографии слишком явные намеки на Ивана Заруцкого, который был не польский гетман, а казачий атаман). Видимо, отчаялись, оставили негодяя анонимным. Зато в его армии подчеркнули этнический элемент. Польская речь ассоциируется с грабежами и убийствами мирного населения. Даже Лжедмитрий в прологе выглядит как польский ставленник. На самом же деле первый Лжедмитрий, хоть его и поддерживали западные соседи (не столько король, сколько отдельные магнаты), всё-таки был обязан троном, прежде всего, казакам (то есть вчерашним крестьянам, бежавшим от крепостной неволи), посадским и служилой бедноте. Нет оснований полагать, что он собирался выполнять какие-то обязательства перед королем и Ватиканом. Надеюсь, современным слушателям не надо объяснять, что обещания кандидата и реальная политика правителя - не одно и то же. А главная причина Смуты - не династическая, не этническая и не религиозная, но социальная. Потом уже Сигизмунд и Ватикан воспользовались ослаблением России для очередного крестового похода. Заметьте, как старательно всё социальное: казаки против дворян, крепостное право и прочие мелочи жизни в фильме подчищены. Далее. Речь Посполитая того времени - это ведь не нынешняя мононациональная Польша, а государство составное, и в наших событиях, по естественным географическим причинам, более активное участие принимали как раз выходцы из восточной половины, русско-литовской. Многие - православные. То есть, по понятиям того времени - русские. По окончании Смуты победители-Романовы были заинтересованы свести реальную сложность событий к простой формуле: война с иностранцами и иноверцами. Создатели фильма возвращает нас к такому примитиву.

Опять же, готов спокойно рассматривать мотивы: нехороший ветерок дует оттуда, где сносят памятники антифашистам и объявляют "героем Украины" гитлеровского карателя Шухевича. Для противостояния - давайте-ка используем опыт истории и великую силу искусства. Допустим. Но ведь тот же Шухевич убивал поляков ещё с большим удовольствием, чем русских или евреев. Перевести конфликты эпохи глобализации в племенную плоскость - значит, сразу расписаться в поражении. Спорить всерьез можно только, опираясь на базовые ценности глобального применения, социальные, нравственные и художественные. Для чего нужно, как минимум, таковые ценности иметь за душой.

Илья Смирнов, 9 ноября 2007. Источник сайт: http://www.svobodanews.ru

У телеэкрана

Не пропустите на этой неделе!


"Диверсант. Конец войны". Понедельник - четверг. 12-15 ноября. 21-50. 1-й канал

Сериал. 2007 г.

Продолжение популярного сериала "Диверсант", повествующего о подвигах советских разведчиков в годы Великой Отечественной войны.

В главных ролях: Владислав Галкин, Алексей Бардуков, Кирилл Плетнев.


"Александр Абдулов. Самый обаятельный и привлекательный". Понедельник. 12 ноября. 22-30. 1-й канал

Документальный фильм, посвященный Александру Абдулову.


"Мой серебряный шар. Евгений Урбанский". Понедельник. 12 ноября. 23-35. Россия

Авторская передача.

Евгения Урбанского полюбили за роль в фильме "Коммунист". После нее актера звали в Голливуд, но он не представлял свою жизнь вдали от Родины...


"Баллада о солдате". Среда. 14 ноября. 19-30. Звезда

Лирическая драма. 1959 г.

Великая Отечественная война. Молодой солдат Алеша Скворцов, совершивший подвиг в последнем бою, едет в двухдневный отпуск к матери. По пути в родную деревню он помогает девушке спрятаться в вагоне и проехать до нужной ей станции. Домой он смог заскочить лишь «на минутку». А потом уехал на фронт, и не вернулся.

По жанру эту картину можно отнести к «фильмам дороги», а по духу — это оттепельный фильм самой чистой пробы. Герой, с немыслимой щедростью раздаривающий свои последние дни и часы случайным попутчикам и первым встречным, вроде бы должен занять законное место в ряду подвижников коллективистской веры. Но подвиг добра, как и подвиг военный, который совершает Алеша Скворцов, не вписывается в ее рамки.

Герой пытается исправить подлости войны, но обнаруживает бездонную, непреодолимую глубину вскрытых ею контрастов.
Герой следующего фильма Чухрая «Чистое небо», летчик Астахов, вернувшись из плена, будет с ужасом и яростью ломиться в заколоченную дверь, за которой его всегда ждала любовь. Астахова узнает жена, но не сразу узнает прежде так благоволившая к нему Родина. В «Балладе» трагедия неузнавания важнее суда над неверными подругами. Она в равной степени затронет и самого Алешу, как часть того окопного мира, который его прислал.

Ежов и Чухрай наделяют своего героя детской непосредственностью. Ни в одной ситуации у него нет готовых ответов. Он злится на инвалида, когда тот невольно задерживает его на станции, но потом все же остается с ним. Ему стоит определенного труда овладеть собой, когда он впервые оказывается в вагоне наедине с Шуркой. Он не является носителем каких-либо твердых принципов. У него есть лишь дар высшей отзывчивости и свобода. Он весь — прекрасная возможность и невозможность, потому что кончается последний срок, кончается жизнь. Он не успел, опоздал и с Шуркой, и с матерью. Да и было ли это вообще? Все это — не сон и не выдумка, а недостижимая окопная мечта: отличиться в бою так, чтобы дали отпуск, когда не дают никому, повидать мать, задать перцу тыловым крысам, влюбиться. Разве не этим был пропитан окопный воздух? Но прав не Алеша, обещающий — «вот когда, я вернусь», а «шкура»-кладовщик, кричащий ему вслед — «а ты вернись».

Легкость, прозрачность, непрерывное световое дыхание — таков этот самый «светлый» и один из самых грустных оттепельных фильмов. Ведь он и о том, что лучшие не вернулись.

(Виталий Трояновский. Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия)

В главных ролях: Владимир Ивашов, Жанна Прохоренко.


"Девять дней до весны". Суббота. 17 ноября. 20-20. Россия

Мелодрама. 2007 г.

Майор спецназа женится и для него это выгодная партия: его жена - дочка богатых родителей. Однако в день свадьбы убита его бывшая любовница. Герой начинает собственное расследование.

В главных ролях: Павел Майков, Анна Банщикова, Александра Урсуляк .


"О бедном гусаре замолвите слово". Воскресенье. 18 ноября. 13-00. 1-й канал

Трагикомедия. 1980 г.

Действие фильма разворачивается в период правления императора Николая I, хотя большинство взрослых зрителей отлично узнавали в образах фильма современную им эпоху зрелого застоя. История о вставшем на постой в тихом провинциальном городке полку гусар, казалось, могла бы спровоцировать режиссера на создание комической мелодрамы, не случаен, и вынесенный в заглавие фильма жестокий романс, но Рязанов снял трагикомедию о власти и человеке. История простоватого гусара (С. Садальский), влюбившегося в дочку местного трагика Бубенцова (Е. Леонов), всего лишь неизбежный долг жанру. Главной темой фильма стала интрига петербургского чиновника по особым поручениям Мерзляева (О. Басилашвили), направленная на проверку благонадежности в гусарском полку. Персонажу Леонова, случайно попавшему в тюрьму, Мерзляев предлагает сыграть роль бунтовщика-карбонария. Наивные офицеры гусары, которым было поручено сопровождать заключенного, должны были по плану чиновника освободить его, тем самым подтвердив факт крамолы. Однако благородство и достоинство гусаров, а скорее даже низость представлявшего власть Мерзляеева, в конечном счете, вынуждают стоявшего в стороне от политики простого мещанина совершить поступок. Он откажется выдать своего освободителя, который к этому времени уже станет женихом его невесты (И. Мазуркевич).

К фильму было большое количество претензий у цензоров, лишь после значительных купюр фильм вышел в прокат. Однако и в усеченном виде эзопов язык фильма прекрасно понимался советскими гражданами.

В картине прекрасный ансамбль актеров, в небольших ролях блеснули В. Гафт - умудренный и разочарованный полковник Покровский, Бурков - слуга Мерзляева вездесущий Артюхов, циник и пьянчуга, Н. Гундарева - Жужу. Песни из фильма, как очень часто бывало у Рязанова, стали чрезвычайно популярны и зажили самостоятельной жизнью.

(Энциклопедия кино Кирилла и Мефодия)

В главных ролях: Евгений Леонов, Олег Басилашвили, Станислав Садальский, Ирина Мазуркевич.

Ваши отклики по рассылке Вы можете направить по адресу igor-bin@mail.ru.

С уважением, ведущий рассылки Igor BIN.


В избранное