Заслуженный деятель искусств РСФСР (1986). Окончил режиссерский факультет ЛГИТМиКа (1960).
Работал в театрах Ленинграда. В 1954-1964 - ассистент режиссера и режиссер Театра имени Ленсовета, режиссер-педагог ЛГИТМиКа. С 1964 - режиссер к/ст <Ленфильм>. Снял ряд музыкальных телефильмов
(<Город и песня>, <Мелодии города>). Руководитель мастерской кинорежиссуры С.-Петербургского института кино и телевидения.
Леонид Менакер, представитель старшего поколения петербургской кинорежиссуры, знаком зрителям по картинам «Жаворонок», «Никколо Паганини», «Завещание профессора Доуэля», «Последняя дорога», «Собачий пир». Вот уже несколько лет Леонид Исаакович преподает в Университете кино и телевидения, его ученики стали режиссерами: Антон Сиверс снял сериал «Охота на Золушку», Дмитрий
Парменов — «Агентство НЛС».
"Отец с 1924 года лет сорок проработал на «Ленфильме», он был вторым режиссером, много сотрудничал и дружил со знаменитым Фридрихом Эрмлером. Эрмлер называл меня «крестным сыном». Как-то пожаловался Товстоногову, который принимал меня в театральный институт и с которым позже у нас были добрые отношения: «Ну почему я все время должен доказывать свое право на режиссуру!» — «Голубчик, я каждым своим спектаклем доказываю, что имею право
на режиссуру. Потом у вас начнется самое трудное: соревнование с самим собой». После института я поработал в Театре имени Ленсовета. Случилось так, что Игорь Владимиров, хотя мы были в дружеских отношениях, слишком навязывал свое художественное руководство. Я ему сказал, мол, хватит, а он: «Леня, то, что я прошел у Товстоногова, вам не снилось и в страшном сне». — «Значит, Игорь, я — не вы, а вы — не Товстоногов». Из театра я ушел, после этого поставил два кинотеатральных спектакля в ДК имени Ленсовета, их увидел
директор «Ленфильма» Киселев и пригласил меня на студию. Это было в 1964 году. Тогда режиссер Никита Курихин должен был приступать к съемкам фильма «Жаворонок». Интересно, что буквально накануне я прочел в «Комсомолке» заметку «Подвиг капитана» — документальную историю о бегстве нашего танка с немецкого танкодрома в 1942 году. И подумал, какой кинематографический сюжет! И вот меня приглашают снимать картину по этому самому сюжету. О Курихине
на студии говорили, что он замечательный монтажер, но не умеет работать с актерами, даже побаивается их. Моя задача была — помочь с актерами. В результате я стал равным сопостановщиком. Вместе мы сняли еще одну картину «Не забудь: станция Луговая». Игравшая главную роль актриса Алла Чернова стала вашей женой. — Да, вот уже 35 лет мы вместе. Станция Луговая не забыта. А Никита погиб в автокатастрофе вместе
с женой. Он купил «Запорожца» маленького, которого я возненавидел: когда Никита меня как-то прокатил, было ощущение, что сижу на асфальте и у меня выдергивают из-под зада этот самый асфальт. В середине 90-х наступил момент, когда все стало резко меняться. Как-то сидит у меня человек, который должен был финансировать фильм. А мы оценили картину примерно в 300 тысяч условных единиц. Он говорит: «Я переведу вам 500, 200 из них вы обналичите, 150 отдадите мне, 50 возьмете себе». — «Но как такие вещи делаются?» —
«Неужели вас нужно учить! Ну вот в картине есть сцена аварии «Мерседеса». Купите старый за три тысячи, сожгите, а сведения подайте, что стоил 80 тысяч. Купите комплект видеотехники, но не на самом деле, а только бумаги оформите, ну а потом составьте акт, что он у вас утонул на съемках. Вот вам еще 80 тысяч». Я понял, что наступило новое время, я к нему не приспособлен. Пошел к директору студии Александру Голутве, сказал, что ухожу, он ответил: «А вы проницательный человек, Леонид Исаакович»." Из
интервью Леонида Менакера АиФ Петербург.
В основу фильма положен подлинный факт. Действия происходят в глубоком тылу Германии. Для улучшения характеристик противотанковых орудий, немцы использовали захваченные трофейные танки Красной Армии в качестве «живых» мишений. Экипажи машин укомплектовывали военнопленными танкистами и гражданскими лицами из концлагерей. Фильм повествует о бегстве из плена одного из таких экипажей на танке Т-34. В неравной схватке герои погибают…
"В этом фильме мир впервые
увидел ДРУГУЮ войну. Настоящую. Тотальную. Кибальчишовую. Которая "не до ордена - была бы Родина". Которая "одна на всех -мы за ценой не постоим". Которая "убей немца". Не два сценариста с двумя режиссерами, а командир взвода тяжелых танков Сергей Орлов, пехотный капитан Михаил Дудин, стрелок-радист бомбардировочной авиации Никита Курихин и военный стригунок Леонид Менакер показывали человечеству, как войны выигрываются. Их было четверо безымянных солдат, с бору по сосне собранных
в смертный экипаж, четверо искалеченных гладиаторов - но утром 22 июня, в годовщину известных событий, они начали свою войну, и госпожа Германия сыпанула в стороны мелким горохом. Утюжа батареи, ломая шлагбаумы, стены, витрины галантерей истатуи Вильгельмов Завоевателей, каких на каждом углу полно на немецком юге, триумфальным маршем шел оживший танк № 23 по глубоким тылам противника, и стелились ему под гусеницы маленькие города большого рейха: Версдорф, Вайсбург, Шпремберг, и в дисках взопревших телефонов
отражались танки, танки, танки, рвущие по дорогам совсем уж было победившей свердержавы. И потерянные бабы с нашивками Ost совсем иначе начинали смотреть на своих майстеров с хлыстиками, и медленно описывало полный круг недовольное жерло башенной пушки. С урчанием и перевалочкой, микки-маусовыми ушами поднятых люков танк стал пятым в маленькой армии, за считанные годы до своего собрата "Рыжего", разбавившего нерушимый экипаж четырех танкистов с собакой. Толстые фрицы бегали вокруг с овчарками, тянулись
во фрунт и кричали "шнель-колоссаль", но даже эти карикатуры старого герасимовского кино не портили яростный восторг праведного боя."