Ижевский киноклуб: 25 МАЯ, 16.00, 'ПРОБУЖДЕНИЕ ЖИЗНИ' Р. ЛИНКЛЕЙТЕРА
25 ДЕКАБРЯ, 16.00, К\Т АВРОРА цикл "Кино по воскресеньям"
ПРОБУЖДЕНИЕ ЖИЗНИ / WAKINGLIFE
США, 2001, 100 мин, цветной, анимированный
автор сценария
режиссер РИЧАРД ЛИНКЛЕЙТЕР
операторы РИЧАРД ЛИНКЛЕЙТЕР ТОММИ ПАЛЛОТТА
композитор ГЛОВЕР ДЖИЛЛ
в ролях: УАЙЛЛИ УИГГИНС (также соаниматор фильма) БИЛЛ УАЙЗ ЭТАН ХОК и др.
НАГРАДЫ И НОМИНАЦИИ
Награды Венецианского кинофестиваля: приз Laterna Magica (специальное упоминание), приз CinemAvvenire за лучший фильм, Италия, 2001
Международный фестиваль анимации в Оттаве: приз за лучший анимированный полнометражный фильм, Канада, 2002.
Приз Нью-Йоркского общества кинокритиков за лучший анимированный фильм, США, 2001
Приз американского национального общества кинокритиков за лучший экспериментальный фильм, США, 2002
Номинации на национальную американскую премию независимого кино Independent Spirit Awards в категориях лучший сценарий, лучший режиссер, лучшая работа продюсера, США, 2002.
Номинации американской премии независимого кино Chlotrudis Awards в категориях: лучший оригинальный сценарий и лучший режиссер, США, 2002.
Номинация на премию американского киноинститута (AFI) в категории «лучший художник по цифровым спецэффектам года».
Номинация на премию общества кинокритиков г. Феникса в категории «Лучший анимированный фильм», Аризона, США, 2002
Номинация на премию ассоциации кинокритиков Чикаго в категории: лучший фильм
Номинация на премию ассоциации кинокритиков кино, радио и телевидения в категории: лучший анимированный фильм, США, 2002.
"Чудесной глубины тебе в ранний вечер твоего дня". из фильма
Весь этот анимационный фильм от начала до конца — ошеломляющая цепь превращений, калейдоскоп парадоксов, постоянное меняющийся мир, путешествие из реальности в сон и обратно.
Это философская притча, наполненная вечными вопросами и неожиданными ответами на них, здесь каждый шаг рождает новые загадки, мгновения фильма сталкиваются и перетекают одно в другое, как накатывающиеся на берег волны, а персонажи не связаны никакими законами природы или привычной логики. Этот мир может быть мечтой, а может — реальностью, но в любом случае — он прекрасен!
Работа над «Пробуждением жизни» заняла более двух лет. Материал, снятый на обыкновенное видео (Ликлейтер выступает здесь также в качестве оператора), затем был отдан в руки аниматоров, числом около 30 человек, прорисован на компьютере методом ротоскопирования и затем перенесён на 35-мм киноплёнку. В результате получился самый необычный и удивительный фильм, который вам доводилось видеть. ЭТО либо оттолкнёт вас в первые же пять минут, либо мгновенно заворожит и утащит
за собой. Считается, что кино – это искусство сновидения. Но никогда ещё кино так близко не приближалось к выражению сущности сна.
Фильм, начинающийся как экранизация учебника по новейшей философии, вскоре превращается в пособие по овладеванию методом осознанного сновидения. Порядком подзабытые идеи Тимоти Лири, Маккенны и Кастанеды вновь оживают и предстают в новом свете. Персонаж Уилли Уиггинса путешествует по своему сну, но никак не может вернуться в обычную реальность. Всякий раз просыпаясь и выходя из дома, он обнаруживает себя в новом сне, населённом множеством странных персонажей, таких же нейронавтов,
как и он сам. В этом мире мысли и слова имеют зримую форму, а их концентрация настолько велика, что уследить за ними часто нет никакой возможности.
«Пробуждение» заставляет думать. Соразмышлять. О таких вещах, о которых в обычной жизни нам размышлять просто некогда. Эволюция, реинкарнация, природа сна, жизни, смерти, воображения… Главным критерием хорошего кино является желание пересмотреть его ещё раз. И этот фильм можно пересматривать бесконечно.
ОБ АНИМАЦИОННОЙ ТЕХНИКЕ РОТОСКОПИРОВАНИЯ
Ротоскопирование — это анимационная техника, при которой мультфильм создаётся обрисовкой натурного фильма, с реальными актёрами и декорациями, кадр за кадром. В былые времена, заранее снятый фильм проецировался на кальку и вручную обрисовывался художником. Сейчас для этих целей используется компьютер.
Эта техника была изобретена в 1914 году Максом Флейшером, который использовал её в серии своих фильмов «Из чернильницы». Его брат, Дейв Флейшер, наряженый в костюм клоуна, сыграл клоуна Коко, персонажа мультфильма. Позже, в начале 30-х, Флейшер использовал ту же технику в мульфильмах про Бетти Буп и для создания движений Гулливера в полнометражном мультфильме «Путешествия Гулливера».
Уолт Дисней и его художники успешно использовали ротоскопирование в таких мультфильмах, как «Белоснежка и семь гномов» (1937) и «Золушка» (1950). Впоследствии ротоскопирование стало использоваться в основном для изучения движений человека и животных.
В СССР ротоскопирование (известное также под названием «Эклера») широко использовалось с конца 30-х до 50-х годов, в таких фильмах, как: «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Каштанка», «Полёт на Луну» и других, причём в последнем были использованы кадры из снятого ранее художественного фильма «Космический рейс». Одним из самых известных аниматоров,
постоянно пользовавшихся ротоскопированием, является Ральф Бакши («Огонь и Лёд», «Властелин Колец», «Волшебники»).
Позже, в эпоху видеоклипов, ротоскопирование было использовано в видео A-ha «Take on Me», «Dire Straits», «Money for Nothing» и других. В настоящее время этот приём используется редко: из современных фильмов можно назвать «Пробуждение жизни», «Помутнение» Ричарда Линклейтера.
Ричард Линклейтер родился 30 июля 1965 года в городе Хьюстон, Техас. Изучал литературу в университете Хьюстона (Sam Houston State University), собираясь стать писателем. Прервал обучение и работал на нефтяной платформе в Мексиканском заливе. В этот период он решил стать режиссёром. После работы на платформе Линклейтер приобрёл на заработанные деньги камеру и кинооборудование. Он переехал в Остин, где основал «Остинское кинематографическое общество» (Austin Film Society)
в 1985 году, а также компанию Detour Filmproduction (в честь фильма жанра нуар 1945 года режиссёра Эдгара Ульмера).
В 1987 году Линклейтер снял короткометражный фильм It's Impossible to Learn to Plow By Reading Books. В 1991 году он окончил работу над первым фильмом «Халявщик» (Slacker ) с бюджетом 23 тыс. долларов, который участвовал в показе кинофестиваля «Санденс».
Второй его полнометражный фильм «Под кайфом в смятении» рассказывает о жизни группы школьников, бесцельно проводящих время в последний день занятий в 1976 году. В нём снимались неизвестные тогда актёры Бен Аффлек, Мэтью Макконехи и Милла Йовович. Всё действие, как и во многих фильмах режиссёра, происходит в течение одного дня.
В фильме «Перед восходом» (1995) студенты, роли которых играют Итан Хоук и Джули Делпи, встречаются в поезде и проводят романтическую ночь в Вене. В 2004 году вышло продолжение «Перед закатом», где те же персонажи встречаются спустя несколько лет.
В вестерне «Ньютоны» «The Newton Boys» (1998) воспроизводится имевшая место в действительности история о банде четырёх братьев — грабителей банков и поездов. В фильме снимались Мэтью Макконехи, Итан Хоук, Винсент д'Онофрио и Скит Ульрих.
После перерыва в творчестве Линклейтер возвращается в 2001 году с двумя фильмами — «Пробуждение жизни» и «Лента». Отличительной особенностью «Пробуждения жизни» было применение техники ротоскопирования, когда аниматоры рисуют каждый кадр поверх снятого обычным способом. Подобный приём режиссёр применил в фильме о наркоманах «Помутнение» (2006) по одноимённому роману Филипа К. Дика, где играли Вайнона Райдер, Киану Ривз, Вуди Харрелсон
В 2003 году выходит комедия «Школа рока». В 2005 году Линклейтер номинирован на премию «Оскар» за лучший адаптированный сценарий к фильму «Перед закатом». В ноябре 2006 года вышел фильм «Нация фаст-фуда», поставленный по одноимённому бестселлеру и посвящённый влиянию индустрии быстрого питания.