Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Ижевский киноклуб:

  Все выпуски  

Ижевский киноклуб: 4 января ---- 'Лак для волос' Джона Уотерса, 1988


К/Т АВРОРА, 4 ЯНВАРЯ, ВОСКРЕСЕНЬЕ, 16.00
ЦИКЛ "КИНО ПО ВОСКРЕСЕНЬЯМ"

ЛАК ДЛЯ ВОЛОС
HAIRSPRAY
США, 1988, 92 мин, закадровый перевод

автор сценария
режиссер
сопродюсер
ДЖОН УОТЕРС
оператор
ДЭВИД ИНСЛЕЙ
композитор
КЕННИ ВЕЙНС
в главной роли:
ДЕБОРА ХЭРРИ
СОННИ БОНО
РУТ БРАУН
ДИВАЙН
РИККИ ЛЭЙК
ДЖЕРРИ СТИЛЛЕР
КОЛЛЕН ФИТЦПАТРИК
ДЖОН УОТЕРС и др.


ФЕСТИВАЛИ И НОМИНАЦИИ

        Номинации на премию «Независимый дух», США, 1989: лучший сценарий, лучшая режиссура, лучший фильм, лучшая женская роль, лучшая женская роль второго плана, лучшая мужская роль второго плана
        Участник конкурсной программы кинофестиваля в Санденсе, США, 1988.

ССЫЛКИ

Интервью с режиссером
Повелитель Мусорных Куч: Джон Уотерс, публикация Алекса Павленко в журнале ОМ

О ФИЛЬМЕ

Давно и не раз уже было замечено – хочешь составить представление о менталитете янки, смотри фильмы Джона Уотерса. Он такой Альмодовар по-американски, его опусы – бешеный сплав раскаленных до предела трафаретов жанрового кино, намеренной безвкусицы и вывернутого мелодраматизма. Уотерс предлагает землякам заглянуть в кривое зеркало, в котором исказились до полного уродства их амбиции, мечты, идеалы и такая дорогая, лелеемая всем сердцем обывательская стопроцентность.

«Лак для волос», легендарный фильм культового мастера артхаусного треша, сотворенный 20 лет назад, сегодня переживает второе рождение: сенсационный  театральный мюзикл в Лондоне, успешный голливудский ремейк  с Джоном Траволтой уже стали хитами нового сезона. Самое время напомнить почтенной публике подзабытый оригинальный фильм Уотерса. Он, с музыкой, танцами, гламуром и кичем, умудряется веселить, доставлять эстетическое наслаждение и даже бороться с расовой сегрегацией. Картина частично основана на эссе о действительно существующем танцевальном шоу Балтимора, которое описано в одной из книг режиссера "Крэкпот" (Crackpot).

«Лак для волос» стал первым более-менее «мейнстримовским» шедевром трэш-авангардиста Уотерса. Его даже рекомендовали к семейным просмотрам – вещь, немыслимая для более ранних работ мастера. Как ни странно, и эта танцевальная комедия, воскрешающая музыкальный стиль ранних 60-х, содержит в себе все любимые мотивы Чародея Мусорных Свалок. Разнообразная патология, карикатурная выразительность персонажей, добрая улыбка, с которой говорится о вполне чудовищных явлениях социальной жизни, присутствуют в Hairspray, но в неявном виде, как бы замечаемые уголком глаза.

Сюжет прост. Девочка хочет победить на телевизионном конкурсе танцев в Балтиморе (практически все истории, разыгрываемые в фильмах Уотерса, происходят в его родном городе). Доброй девочке с избыточным весом и золотым сердцем противостоит злая девочка с отличной фигурой, золотыми волосами и расовыми предрассудками. Хорошую девочку играет милая толстушка Рикки Лейк, её можно видеть во всех последующих фильмах Уотерса. Маму добросердечной девочки изобразил(а) звезда кинематографа Уотерса трансвестит Дивайн. В роли жалкого папы злой девочки снялся Сони Боно, бывший хиппи, бывший певец, бывший муж певицы Шер.

Любимая певица Уотерса Пиа Задора тоже появляется в забавном эпизоде преследования добрых детей злыми психиатрами на ночных улицах Балтимора. Дети стучатся в первую попавшуюся дверь в поисках спасения и оказываются в самом настоящем притоне (Wow, it´s a real redneck!) в нью-йоркском стиле, где демонически красивая брюнетка в чёрном платье – Пиа Задора – ласково предлагает им выпить, покурить, послушать рок-музыку и заняться групповым сексом. Детишки пулей вылетают на свежий воздух, где их ждут тесные обьятия сумасшедших психиатров. Одного из негодяев со смирительными приборами в руках сыграл сам режиссёр, хотя это даже не роль, а то, что называется cameo, полуслучайное появление в кадре культового персонажа.

Доброта фильма неописуема. Финал настолько happy, что можно умереть со смеху прямо в зале кинотеатра. Приметы времени, то есть рубежа 50-60-х годов, даны с фантасмагорической достоверностью. Это мир тонких дешёвых журналов для чтения в парикмахерских, пока сушатся волосы, мир одноразового пользования. Всё настолько хорошо и ненатурально, что хочется взять пулемёт и стрелять в толпу, пока не кончатся патроны. Недаром Уотерс говорил, что возможный сиквел «Лака для волос» мог бы разыгрываться несколько лет спустя в Голливуде, а героиня Рикки Лейк обязательно должна стать террористкой и убийцей.

По материалам Алекса Павленко http://www.alex-pavlenko.com/

О РЕЖИССЕРЕ

Джон Уотерс  /John Waters/
Дата рождения: 08.12.1945
Место рождения: США, Балтимор

Классик артхаусного трэша, киносатирик, режиссер, сценарист, продюсер, оператор, монтажер Джон Уотерс родился 22 апреля 1946 года в Балитиморе, США. Воспитанный в благополучной и безбедной католической семье, он сам учился маргинальному кино в местных порнокинотеатрах и в конце концов сам снял подобные 8-мм короткометражки. Названия говорят сами за себя: "Объятия в куртке черной кожи", "Сьешь мой макияж". Когда у Уотерса спрашивают, что представляют собой его первые три фильма, он отвечает: «они представляют собой несколько коробок плёнки, хранящихся у меня в туалете», и наотрез отказывается их демонстрировать. Так что мы знаем их содержание лишь по свидетельствам очевидцев и соучастников. В процессе создания этих ранних фильмов, некоторые из которых были показаны в городе, он сформировал актерский ансамбль, куда входили Минк Стоул и школьный друг-трансвестит по имени Хэррис Гленн Милстед, или Дивайн весом в 300 фунтов.

Его первые художественные фильмы, "Мондо Трэшо" (Mondo Trasho) и "Множественные маньяки" (Multiple Maniacs) были сатирой, выраженной через оскорбительную омерзительность, которой были пропитаны все фильмы. Его третий фильм "Розовые фламинго" с бюджетом в 10000 долларов о "самом грязном из живущих на земле людей" получил национальную дистрибуцию и культовое признание в определенных кругах. Именно в нем трансвестит Дивайн поедает собачьи экскременты – эпизод, ставший кульминацией раннего стиля Уотерса. В последующих фильмах "Женские неприятности", "Кошмарное существование" и "Полиэстр" режиссер уже воздерживается от тошнотворных актов. Фильм "Полиэстр" примечателен также тем, что в нем во время сеанса зрителям, как в старые времена, выдавали колоду карт под названием "Одорама", которые можно было потереть и понюхать. Так раньше кинотеатры завлекали зрителей. В картине также появляется потускневшая, но знакомая звезда экрана Тэб Хантер, чтобы придать фильму странноватую историческую перспективу.

Почувствовав, что культовость уже обеспечена, Уотерс несколько лет писал критические статьи и читал лекции и вернулся в кино уже в 1988 году, сняв квазимейнстримовкую музыкальную комедию "Лак для волос" (Hairspray), рассматривающую расовую интеграцию, пришедшую в Балтимору в начале 1960-х годов через изменения в местной танцевальной программе под названием "Шоу Корни Коллинза". Его следующая лента в потоке популярного кино, "Плакса", принес менее удовлетворительные результаты. Хотя Уотерсу не удалось добиться в кино того, что добился другой уроженец Балтиморы Бэрри Левинсон, режиссер гордится тем, что мэр Балтиморы объявил 7 февраля 1985 года "Днем Джона Уотерса". Фильм "Безумный Сесил Б." режиссер снял именно в Балтиморе, где сейчас и живет. Автобиография: "Ценность шока" (Shock Values).

По материалам Видеогид.ру http://www.videoguide.ru/


В избранное