Если произнести имя китайского режиссера Чжана Имоу, я думаю, мало кто поймет, о ком идет речь.
В юношестве он подрабатывал художником и фотографом, в 1982 он становится оператором, окончив Пекинский
киноинститут, и спустя некоторое время начинает режиссировать сам.
Его фильмы неоднократно становились главными событиями на международных кинофестивалях и получали различные
премии. Но и это ничего не скажет рядовому зрителю - фестивальное авторское кино очень редко доходит до
телевидения, а тем более до кинотеатров. Для меня его имя теперь всегда будет ассоциироваться с двумя фильмами -
"Герой" и "Дом летающих кинжалов". Чжан Имоу, снимавший фильмы в жанре драмы, снял эти два неописуемо красивых
фильма в жанре, который можно было бы назвать легендой, изящно вплетенной в историю.
Герой
Действие этой картины происходит в довольнольно драматический для Китая период - в третьем веке до нашей эры -
во времена становления династии Цинь. В четвертом веке до нашей эры на территории современного Китая
существовали шесть отдельных государств-княжеств. В четвертом и третьем веках до нашей эры самое сильное из них -
княжество Цинь завоевывало одно за другим остальные княжества. Этот процесс завершился образованием единой империи
Цинь в 221 году до нашей эры. Ее правителем стал Ин Чжэн, завоевавший последнее оставшееся княжество Чжао и взошедший
на престол под именем Цинь Шихуанди. Нужно сказать, что это единственный реальный персонаж в этом фильме.
Император Цинь Шихуанди был великой исторической личностью - в собранных воедино княжествах он смог провести административную
экономическую и военную реформы, позволившие обрести Империи истинную мощь. Он ввел единую денежную систему и систему мер,
ограничил власть чиновников и феодалов, создал институт инспекторов, причем и сам иногда отправлялся с инспекцией по
империи. До наших дней дошли такие, не побоюсь этого слова, великие архитектурные памятники того времени как
Великая китайская стена и гробница самого императора, поражающая как своей площадью, так и более чем шеститысячной армией
терракотовых воинов-статуй.
Ну а теперь собственно о сюжете фильма. После одного из покушений правитель запретил приближаться к себе кому бы то ни
было ближе чем на 100 шагов. А человеку, который сможет убить людей, совершивших покушение, будет дарована великая
честь - разговаривать с императором на расстоянии 10 шагов. Такой человек нашелся, и он приносит во дворец оружие
всех трех разыскиваемых воинов, его зовут Тот-у-кого-нет-имени. Прибыв во дворец, он рассказывает Императору,
как ему удалось совершить такой подвиг.
Нужно сказать, что чтобы происходящее на экране не вызывало отторжения у западного человека с техническим складом ума,
ему нужно понять только одну вещь - весь фильм - это полный сиволизма чистый полет фантазии. Во-первых, сам фильм -
что-то вроде легенды. Во-вторых, большая часть происходящего - это иллюстрация слов Того-у-кого-нет-имени и Императора.
Поэтому, если вы увидите человека, бегущего по воде или отбивающего мечом сотни стрел, не стоит плеваться и говорить,
что так не бывает.
К слову сказать, и сюжет не так прост, как это кажется на первый взгляд, ведь за действиями
Того-у-кого-нет-имени стоит целый заговор против императора - безжалостного тирана, держащего в трепете все шесть княжеств.
Но император не так глуп, чтобы поверить ему, и рассказ о подвигах безымянного героя постепенно переходит в словесную дуэль,
в ходе которой выясняется, почему прошлое покушение не удалось, и убийцы отступили. Вообще говоря, основная мысль
всего действия преподносится зрителю почти в самом конце, и фильм обретает законченный, цельный вид.
Дом летающих кинжалов
С времен Цинь проходит около тысячи лет - на экране 859-й год - начало заката уже другой великой династии - Тан.
Начало правления этой династии - середина 7-го века нашей эры считается расцветом китайской культуры и искусства.
Именно в те времена были изобретены порох и книгопечатание (ведь Иван Федоров и Иоган Гутенберг были в действительности
далеко не первопечатниками). Империя разрослась далеко за существующие сегодня границы - под властью Китая находились
земли Индии, Монголии и многих других азиатских государств. Но спустя два века недостатки проведенной династией
феодальной реформы решили ее судьбу - по стране начали прокатываться крестьянские восстания, переросшие в полномасштабную войну,
в конце концов в очередной раз развалившую империю на отдельные княжества.
Действие картины происходит за пятнадцать лет до этой войны. Дом летающих кинжалов - основа повстанческого движения.
Имперские войска и шпионы начинают охоту на нового главу этого дома. Капитан полиции, выдавая себя за обычного повесу,
симпатизирующего Дому летающих кинжалов, помогает бежать из тюрьмы девушке, связанной с повстанцами. Он и его начальник
надеются, что девушка наведет их на нужный след.
В отличие от "Героя", этот фильм более посвящен человеческим чувствам - любви и ревности, дружбе и предательству, хотя и здесь
есть место для потрясающей красоты схваток. Каждый бой главных героев - это целый танец со своей пластикой и ритмом -
очень интересное зрелище.
По тому, какой долгий путь прошел этот фильм до наших кинотеатров, можно судить о расстановке приоритетов отечественных
прокатчиков. Тогда как премьеры голивудских "Войны миров" и "Бэтмена-0" идут в ногу с мировыми, этот фильм дошел до нас этим летом
более, чем через полгода после выхода. Да и особого ажиотажа вокруг него не возникло. А зря - это очень достойный, гениальный
по своей красоте фильм.
Вообще, картинка в обоих фильмах - это просто песня - поражает как масштаб, так и безупречное построение цветовой гаммы и
выбор планов съемок. Для съемок "Героя" были использованы реальные дворцовые постройки, а в массовке участвала действующая
китайская армия. Сменяют друг друга совершенно неземной красоты пейзажи. Калейдоскопом проходит ряд основных красок -
все выдержано то в темных серо-черных тонах, то в красных, то в зеленых, то в белых.
Оба фильма сочетают в себе две очень редко сочитающиеся вещи: с одной стороны - зрелищность, с другой же -
глубину передаваемых чувств и идей, и это сделано поистине гениально. Еще больше драматизма действию придает великолепная музыка -
настолько пронзительная и берущая за душу, что иногда ком в горле встает и слезы наворачиваются.
Ценителям прекрасного оба фильма рекомендуются в обязательном порядке.