Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Женский интерес

  Все выпуски  

Сказка из детства, рассказанная Нонной Гришаевой!


 

Сказка из детства,  рассказанная Нонной Гришаевой!

Во время одного из моих приездов в родную Одессу Женя, закадычный друг детства, ненавязчиво поинтересовался: «А какой у тебя размер пальца?»

Я была крайне заинтригована...

До сих пор мне снится, как мы летаем: я — Венди, он — Питер Пэн. Только в спектакле «Остров детства» парили над сценой с помощью специального троса, а во сне — самостоятельно. И в отличие от героев сказки как мы с Женей хотели тогда повзрослеть! Теперь же мечтаешь вернуться и еще раз пережить те минуты абсолютного счастья. Кажется, будто детство ими наполнено: живы все родственники, ты беспечен, и только школа немного портит настроение (и об этом мой страшный сон — иногда просыпаюсь в холодном поту с мыслью, что опоздала на урок). Зато в театрально-хоровую студию при Одесском театре музыкальной комедии я каждый раз бежала как на праздник. В десять лет меня выбрали из четырехсот детей на главную роль в музыкальный спектакль «Вероника». Заболела девочка, которая ее репетировала, и руководитель студии спросила: «Кто-нибудь знает слова?» Я вскинула вверх руку: «Можно?» Вышла сыграла и спела все без запинки. Такой смелой и решительной становилась только на сцене. И красивой тоже.

Мама мне говорила: «Ну надо же: в жизни — гадкий утенок, а как выйдешь на подмостки — красотка!» Кстати, она в свое время тоже ходила в эту театрально-хоровую студию. Благодаря связи поколений я в общем-то в нее и попала. В день, когда мне пришлось уйти из балетной школы, мы с мамой, грустные, брели по одесской улочке — и вдруг встретили ее бывшую руководительницу театральной студии. «Рита! — всплеснула она руками.

— Почему твоя девочка до сих пор не у меня?» И уже завтра я была «у нее».

А с другом Женей меня связывают не только детские роли и общая мечта стать актерами, но и первый в жизни настоящий успех. Еще до поступления в театральный вуз нас пригласили в антрепризный спектакль «Принцесса на горошине», с которым мы приехали в Москву и отыграли аж 54 сказки. Я — принцесса, Женя — принц. В 17 лет впервые серьезно заработали. Поступать, кстати, тоже поехали вместе: меня в результате взяли в «Щуку», его — в «Щепку». Женя отучился и вернулся в Одессу, а я осталась в Москве, но по нескольку раз в год возвращаюсь в город своего детства. И не желаю признавать, что с тех пор изменились люди и даже некоторые здания...

Спустя 2 5 лет приехала на гастроли с «Днем радио» — играть его должны были на той самой сцене, где состоялся мой дебют. Банальное выражение — «запах кулис», но я его узнала. У каждого театра он свой (или только я так чувствую?). Тут же нахлынули детские воспоминания, по лицу покатились слезы… Ия еле собралась с силами, чтобы снова выйти на сцену, которую так часто вижу во сне.

А мальчика, который играл Питера Пэна, через 30 лет назначили директором Одесского областного ТЮЗа: «Ты бы зашла ко мне, вспомнили бы детство...» — пригласил он, как только узнал, что я в городе. Этот театр мы обожали еще в качестве юных зрителей. И не только за спектакли — я была влюблена в его архитектуру, стены, обвитые затейливой лепниной с позолотой. Входила в эту залу, словно Золушка на бал. А Женька наверняка воображал себя принцем... «И вот он действительно стал директором всей этой лепоты!» — восторженно думала я, взяв курс на театр по Греческой площади. «Женька, ты это заслужил!» — с ходу поздравила я друга. И попросила немедля проводить меня в памятную залу Я же не подозревала, что пробил тот час, когда карета превратилась в тыкву...

От увиденных перемен стало больно: лепнина облупилась, позолота истерлась... Под балконом Женя посоветовал не ходить: «Упадет на голову штукатурка…» «Что здесь случилось?» — только и смогла вымолвить я. «Не хватает средств на реставрацию и новые постановки,— прозаично объяснил Женя. — Хоть у людей проси: «Подайте на «Карлсона»!»

Это произвело на меня эффект землетрясения: память о детстве рушится, надо ее спасать... Стала рассказывать о ТЮЗе знакомым, имеющим для помощи все возможности. И многие были не против вложиться, задавали только один вопрос: «А когда мы вернем деньги?» Сделала вывод, как булгаковская Маргарита: «Ни у кого ничего не просите...» Мы с мужем в тот момент занимались стройкой, деньги были нужны самим... Но увидев мой настрой, Саша покачал головой и сказал только: «Ты сумасшедшая — и флаг тебе в руки».

Я предложила Жене: «Вот тебе деньги: поставим благотворительный спектакль, я каждый месяц буду прилетать в Одессу, чтобы его играть. А вырученные средства будешь забирать на нужды театра». — «Ты не шутишь? Понимаешь, что никогда не вернешь эти деньги?» — «Понимаю!» Но если я загорелась, меня никакими доводами не унять... Всю жизнь мечтала сыграть полячку Гелю в «Варшавской мелодии», но так и не дождалась этой роли в Театре Вахтангова в легендарном спектакле. Так что появился шанс убить двух зайцев. Обычно август — мой законный отпуск. Я приезжаю в Одессу, снимаю жилье и отказываюсь от всех дел... А тут весь месяц ежедневно ходила в ТЮЗ. Жуткая жара, друзья зовут на пляж: «Прокатимся с ветерком — мы яхту сняли». Я с восторгом: «Не могу, репетирую». Что они отвечали? «Ты сумасшедшая! Зачем тебе это надо?» — «Сама не знаю, но надо...»

И получилось. Удивительный спектакль, который уже два года идет в Одессе с аншлагом. Публика там особенная. Очень трогает «Варшавская мелодия» пожилых людей, которые помнят те времена — они были юными в 50—60-е годы, знают, о чем идет речь. А для молодых это просто спектакль о любви — и моей 18-летней дочери он тоже понятен. Так что меня в Одессе очень ждут, и каждый раз я вижу, какие перемены произошли в театре за месяц: подлатали крышу, починили ступеньки на сцену, купили новое звуковое оборудование и сделали несколько новых постановок... Только в мае этого года из-за трагических событий отменили все спектакли — «Варшавская мелодия» была перенесена на июнь... Очень точно сказал Михаил Михайлович Жванецкий: «Одесса уже никогда не станет прежней». После всего пережитого люди как никогда нуждались в отдушине. Женя рассказывал, что на театр обрушился шквал звонков: «А Нонна точно приедет?» Как же я могла не приехать, когда особенно нужна была любимому городу? Ведь он выручает меня всегда: выхожу на трап самолета, вдыхаю запах моря — и уже плачу: так мне хорошо! Только там!

Я никогда не покинула бы Одессу, если бы в ней был театральный вуз. Это же странно: своя киностудия, множество театров — и никаких возможностей получить актерское образование... Мама была против моего отъезда в Москву, уговорил ее мой первый педагог из театрального класса Сергей Михайлович Дубровин. Кстати, именно его я пригласила быть режиссером нашей «Варшавской мелодии», хотя он уже давно переехал в Новосибирск, где у него имелась своя постановка этой замечательной пьесы. И еще один круг замкнулся: учитель открыл для меня будущее, а наш спектакль стал большим событием и принес режиссеру награды. В Москве постановку заметили, и мне предложили сделать московскую версию «Варшавской мелодии» с новым партнером — Дмитрием Исаевым. С ней мы успешно гастролируем и по стране, и за границей... Я не раз замечала, что за каждый поступок нам в жизни воздается... Главное — не думать об этом заранее, делать все бескорыстно.

Через два месяца после премьеры в Одессе мы с Женей сидели в ресторане. Вдруг звонит знакомая женщина: «Вы не против, если я к вам подъеду?» Накануне я пригласила Маргариту на наш спектакль. Она владелица отеля в Одессе, где любят останавливаться артисты, и всегда так радушно меня принимала, что я решила ее отблагодарить. В ответ сначала получила от Маргариты восторженное СМС, а потом она приехала сама — в руках шикарная коробка. Мне даже стало неудобно: «Что вы, зачем?» Она настаивает... Открываю — и слепну! Внутри на подушечке — перстень из белого золота, весь в бриллиантах и рубинах, а площадка с драгоценными камнями еще и крутится. С тыльной стороны — гравировка: «Нонна». А на коробке надпись: «Пусть мир вращается вокруг тебя!» По совместительству Маргарита дизайнер ювелирных украшений... Через Женю она ненавязчиво выяснила, какой у меня размер пальца. Но самое интересное, когда я показала ее подарок моему мужу, который тоже занимается ювелирным бизнесом, Саша с удивлением отметил: «Хочешь верь, хочешь нет, но это кольцо стоит примерно столько, сколько ты потратила на свой спектакль!»

В довершение ко всему недавно меня пригласили в министерство культуры Московской области и предложили стать художественным руководителем Московского областного ТЮЗа. Напрямую истории не связаны, но для меня это очень символично закольцевалось. Согласилась не сразу: думала — смогу ли все совмещать? И решила для себя, чем пожертвовать... Зато буду дальше воплощать свои мечты. И первая уже сбылась — главная роль в постановке «Мэри Поппинс». Актеров на детские роли теперь отбираю лично — и вижу себя в каждой 10-летней девочке, тянущей руку вверх: «Можно я? Я знаю слова!..»

Записала Марна Черницына

 

 


В избранное