Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика


Публикация: научно-теоретический журнал "Ученые записки университета имени П.Ф.Лесгафта". " 2 (60) - 2010 г. С. 67

Карпухин Александр Петрович – аспирант Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма.
Научный руководитель – профессор Ю.К.Чернышенко. Адрес: 350015, г. Краснодар, ул. Буденного, д. 161. E-mail – karpuhin5@mail.ru

ВОЕННО-ПРИКЛАДНАЯ ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ КЛАССОВ КАЗАЧЬЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИОННЫХ НАРОД¬НЫХ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Карпухин Александр Петрович, аспирант.
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма (КГУФКСТ)
Краснодар

АННОТАЦИЯ. Представлено эффективное средство военно-прикладной физической подготовки учащихся классов казачьей направленности - Учебно-тренажерный комплекс Казачья верховая езда (УТК КВЕ). На основании изучения опыта работы и проведённого факторного анализа показателей, проведена классификация упражнений УТК КВЕ по степени их влияния на развитие двигательных качеств занимающихся.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: учащиеся классов казачьей направленности, военно-прикладная физическая подготовка, двигательные качества, факторный анализ, традиционные казачьи средства.

MILITARY-APPLIED TRAINING OF STUDENT COSSACK TREND GROUPS ON THE BASIS OF TRADITIONAL PEOPLE MEANS OF PHYSICAL EDUCATION
Alexandr Karpukhin,
Kuban State University of Physical Education, Sport and Tourism, Krasnodar

ABSTRACT. An effective means of military-applied physical training of student Cossack trend groups is presented in the paper. It is an educational training complex «Cossack Riding» (ETC CR). The classification of exercises ETC CR has been done according to the degree of their influence on the development of students` movement qualities on the basis of studying the work experience and indices of the factor analysis carried out.

KEY WORDS: students of Cossack trend groups, military-applied physical training, factor analysis, traditional Cossack means

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. На современном этапе общественно-исторического развития Кубани значительно активизируется процесс возрождения казачества. Создана серьезная нормативно-правовая база (Законы Краснодарского края "О реабилитации Кубанского казачества", 1995; "О привлечении к государственной и иной службе членов казачьих обществ Кубанского казачьего войска в Краснодарском крае", 2002, и др.), в результате реализации которой и значение казачества усиливается во многих сферах жизнедеятельности населения, в частности, в системе обеспечения правопорядка, защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного происхождения, в системе патриотического воспитания подрастающего поколения и в других.

Благодаря целенаправленной политике администрации Краснодарского края, руководства Кубанского казачьего войска, на Кубани в настоящее время функционирует 5 кадетских корпусов и планируются к открытию еще 2. На базе общеобразовательных учреждений созданы 950 классов казачьей направленности, планируется открытие казачьих колледжей.

Одним из важнейших направлений деятельности Кубанского казачьего войска, учебных заведений и классов казачьей направленности, остается обеспечение общей, профессионально- и военно-прикладной физической подготовленности подрастающего поколения будущих казаков, в соответствии со специфическими требованиями трудовой и государственной военной деятельности.

В этом направлении уже сделан ряд серьезных шагов: на базе Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма разработана «Программа физического воспитания учащихся 5-9 классов общеобразовательных учреждений казачьей направленности на основе традиционных и современных средств» (далее - Программа); ведется подготовка студентов по специализации «Теория и методика физического воспитания в классах казачьей направленности».

На данный момент особенно актуальным является внедрение в практику физического воспитания юных казаков адаптированных к современным условиям методик, базирующихся на использовании традиционных казачьих средств профессионально-прикладной физической подготовки.

Как известно, исследования в данном направлении уже проводились и их результаты представлены в ряде работ отечественных ученых и специалистов (В.А. Баландин, 2001; О.Н. Костюкова, 2002; Г.Э. Адамович, 2004; Г.А. Адамович, Р.И. Федин, 2005; В.И. Виненко, 2006).

Однако, как показывает анализ специальной научно-методической литературы, содержание средств, форм и методов физического воспитания учащихся 5-9 классов казачьей направленности неадекватно структуре двигательных действий военной профессионально-прикладной физической подготовки, развитию физических качеств в избранных упражнениях, не затрагивает внутренние механизмы целенаправленной подготовки двигательного аппарата. В учебном процессе остается низким удельный вес применяемых тренажеров и технических устройств, которые в своем большинстве не наделены свойством «искусственной управляющей предметной среды» (И.П. Ратов, 1995), что, в конечном итоге, негативно сказывается на качестве обучения и тренировки.

Среди традиционных средств физического воспитания казаков, вошедших в Программу, особое место занимает учебно-тренажерный комплекс Казачья верховая езда (УТК КВЕ), упражнения по конной казачьей подготовке, выполняемые на тренажере — имитаторе лошади.

Актуальность использования в процессе физического воспитания учащихся классов казачьей направленности данного комплекса обусловлена следующими факторами:
1) среди детей, подростков, казачьей молодежи наблюдается все возрастающий интерес к конно-спортивным видам физического воспитания, подтверждающий повышение уровня их мотивации к занятиям по традиционной казачьей физической подготовке;
2) усиливается процесс возрождения казачьей конной подготовки в Краснодарском крае: проводятся казачьи соревнования по джигитовке, вольтижировке, скачкам, открываются новые секции в ДЮСШ, создана конная группа в составе сотни почетного караула Кубанского казачьего войска др.
3) конная или верховая езда традиционно является одним из главных средств военно-прикладной подготовки Кубанских казаков, отражающим исторически укоренившиеся представления о казаках как о наездниках;
4) казачья конно-спортивная подготовка и сопряженный с ней комплекс КВЕ оказывает воздействие на широкий спектр физических и двигательных способностей;
5) УТК КВЕ в настоящее время уже используется в клубах, объединениях, классах казачьей направленности, обретая все большую популярность.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ экспериментально обосновать эффективность и классификацию упражнений УТК КВЕ по степени их влияния на развитие двигательных качеств учащихся классов казачьей направленности, занимающихся военно-прикладной физической подготовкой.

Эксперимент проводился со 160 учащимися 5-6 классов классах казачьей направленности, прошедшими начальный курс обучения УТК КВЕ в МОУ СОШ № 51, 46, 90 г. Краснодара.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Ввиду новизны УТК КВЕ, приводим перечень возможных упражнений, выполняемых на тренажере (таблица 1).

Таблица 1.
Название упражнения Команда
1.Посадка на коня со стремени и спешивание с коня«По коням», «Спешится»
2.Верховая езда«Шагом (рысью) - марш!»
3.Посадка на коня без опоры в стремя«По коням – без опоры»
4.Посадка на коня прыжком сзади«По коням – прыжком»
5.Спешивание перенесением ноги через круп«Спешиться через круп»
через шею (коня)«Спешиться через шею»
6.Соскакивание с коня через круп разножкой«Спешиться разножкой»
7.Падение с кувырком«Падение»
8.Оборот назад«Оборот назад»
9.Наклон (нырок) за шею коня«За гриву»
10.Прогиб (отвалка) назад, вправо, влево«Отвалка»
11.Мельница«Мельница»
12.Стрельба из-под брюха коня«Стрельба из-под брюха»
13.Удар вперед ногой навстречу«Удар вперед»
14.Удар ногой в сторону«Удар в сторону»
15.Удар ногой назад«Удар назад»
16.Стойка на коне на ногах«Стоя»
17.Стойка на коне на плечах«На плечах»
18.Ножницы«Ножницы»
19.Доставание с земли предмета«К земле»
20.Пролезание под брюхом«Под брюхом»
21.Темповка«Темповка»
22.Посадка спиной по ходу движения«По коням – спиной»
23.В парах – верховая борьба руками (одной, двумя)«Борьба», «Руками»
24.В парах – верховая борьба ногами«Борьба», «Ногами»
25.В парах – верховая игра «сорвать шапку»«Сорвать шапку»
26.В парах – верховой кулачный бой«Кулаки»
27.В парах – верховая борьба «на крест»«На крест»
28.В парах – верховой рукопашный бой«Рукопашный»
29.Пара на пару – без помощи рук«Всадники»
30.Пара на пару – с помощью рук«Всадники», «Руки»
31.Пара на пару – с помощью ударной техники рук«Всадники», «Ударами»
32.С шашкой – рубать вниз направо-налево«Шашкой», «Руби»
33.С шашкой вполоборота – колоть вниз направо-налево«Шашкой», «Коли»
34.С шашкой над головой – казачий крест«Над головой», «Руби»
35.Защита шашкой – головы и боков всадника«Защита бока»
36.Защита без шашки уклоном – головы и боков всадника«Защита уклоном»
37.Защита без шашки нырком – головы и боков всадника«Защита нырком»
38.Джигитовка с шашкой (флагом) 2 минуты«Джигитовка»

Содержание упражнений УТК КВЕ публиковалось нами ранее (4).

Упражнения УТК КВЕ эмпирическим путем были распределены на четыре блока по критерию преимущественного участия основных мышечных групп в выполнении упражнений.

Блок 1: (упражнения: 1, 3-6, 11, 13-16, 18, 22, 24) - мышцы - разгибатели ног;
Блок 2: (упражнения: 8-10, 19-21, 36-38) - мышцы - сгибатели и разгибатели туловища;
Блок 3: (упражнения: 7, 12, 17, 20, 23, 27, 28, 30, 32-35) - мышцы сгибатели и разгибатели рук и плечевого пояса;
Блок 4: (упражнения: 2, 23, 24-31, 38), интегральный уровень, преимущественно мышцы - сгибатели рук с использованием силы «взрывного» характера.

Также, была разработана специальная полоса препятствий (СПП) УТК КВЕ и усложненная полоса препятствий (УПП), включающая по 5 упражнений из каждого блока, выполняемых по станциям, в следующей последовательности:

1-я станция (блок 1): № 4 - посадка на коня прыжком сзади – 3 раза; № 6 - соскакивание с коня через круп разножкой - 3 раза; № 13 - удар ногой вперед – по 3 раза каждой ногой поочередно; № 14 - удар ногой в сторону - по 3 раза каждой ногой поочередно; № 16 - выход в стойку на прямые ноги на круп коня - 1 раз. Оценивается суммарное время выполнения.

2-я станция (блок 2): № 8 - оборот назад – по 3 раза в каждую сторону поочередно; № 9 - наклон (нырок) за шею коня – по 3 раза в каждую сторону поочередно; № 10 - прогиб (отвалка) по - 1 разу назад, вправо и влево; № 19 - доставание с земли предмета – по 1 разу с каждой стороны; № 20 - пролезание под брюхом коня - 1 раз. Оценивается суммарное время выполнения.

3-я станция (блок 3): № 12 - стрельба из-под брюха коня из звукового пистолета - 6 выстрелов; № 34 - с шашкой над головой - казачий крест - 6 раз; № 33 - с шашкой в пол-оборота колоть вниз - направо и налево поочередно - по 3 раза в каж¬дую сторону; № 35 - защита шашкой головы и боков всадника - по 3 раза в каждую сторону; № 7 – "падение" с коня кувырком. Оценивается суммарное время выполнения.

4-я станция (блок 4): № 25 - в парах верховая борьба «сорвать шапку» - 10 секунд; № 26 - в парах верховой кулачный бой - 10 секунд; № 24 - верховая борьба ногами - 10 секунд; № 23 – в парах верховая борьба руками - 10 секунд; № 27– в парах верховая борьба на «крест» - 10 секунд. Упражнения оцениваются по трехбалльной системе: 3 балла – высокая, 2 – средняя; 1 балл – низкая.

В общем учитывается суммированное время выполнения упражнений, показанное участниками, на всех четырех станциях.

Усложненная полоса препятствий состояла из тех же упражнений, что и СПП, но условия выполнения упражнений усложнялись за счет необходимости уклоняться от летящих предметов (мячей), отбивать предметы, наносить удары по целям.

Далее, с целью обоснования эффективности упражнений УТК КВЕ на формирование двигательных способностей занимающихся, был проведен факторный анализ показателей.

Была получена ранговая оценка 23-х показателей физической и двигательно-координационной подготовленности и состояния сердечно-сосудистой системы (ССС), нервно-мышечной системы (НМС), которые подверглись дальнейшей математико-статистической обработке.

Расчеты велись с применением факторного анализа по методу главных компонент с вращением референтных осей.

Определялись информативность показателей (таблица 2): а) физической подготовленности - 5 наименований; б) функционального состояния ССС - 1 наименование; в) функционального состояния НМС - 5 наименований; г) уровня развития мышц рук, плечевого пояса и нижних конечностей по анатомическим признакам - 2 наименования; д) военно-физической подготовленности по целевому критерию - упражнения УТК КВЕ (4 блока упражнений, СПП и УПП).

продолжение следует....


В избранное