Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика


Региональная общественная организация учёных
БАЛТИЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
Отделение трансперсональной психологии и педагогики


Кафедра трансперсональной психологии и педагогики
Международного Университета Фундаментального Обучения


НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ
ТРАНСПРЕСОНАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

"Многообразие проявления символов
в мировой культуре и традициях.
Трансперсональный аспект"

Санкт-Петербург
2011

Исследование роли символа в культуре, искусстве, науке

Г.Э. Адамович, РБ Минск

Славянский Зодиакальный круг

Деление на определенные отрезки, годы, всегда зависело от множества факторов, в которые включаются: ландшафт территории проживания, заимствования от других народов, климатические и погодные условия. Для славянских народов, последние имели большое значение, т.к. славяне проживали на территориях, раскинувшихся от Средиземного до Белого моря. Все выше перечисленное влияло на формирование современного календаря славян.

Начало года у славян – достаточно трудный вопрос. У всех земледельческих народов начало года связывается с началом земледельческих работ. В традиционных представлениях белорусов существует четкое поверье о двух праздниках, посвященных Чернобогу и Белобогу, вернее началу их доминирования над землей.

22 сентября, Чернобог закрывает землю на сорок замков. И каждого, кто потревожит землю – ждет наказание. 22 марта приходит Белобог, открывает землю и ее можно пахать. Следовательно, можно предположить, что именно с 22 марта, с весеннего солнцестояния, и начинается год в календаре славян. Хотя некоторые исследователи указывают, что «в Беларуси, в соответствии с земледельческими традициями, существовала практика встречи нового года весной, летом, осенью и зимой, на новолуние после весеннего равноденствия (20-21 марта), летнего солнцестояния (21-22 июня), осеннего равноденствия (22-23 сентября) и зимнего солнцестояния (21-22 декабря)1».

Каждой из выше обозначенных дат, в народном календаре соответствовал определенный народный праздник, имеющий определенное мифологическое значение. Рассмотрим их:

“Сараки” (22.03) – “Святыя Саракі напярод пайшлі......2”. Мифологическое значение – отпирание сорока замков, на которые была закрыта земля.

“Купала” (ночь с 21 на 22.06) – празднование языческого праздника упоминается в летописях с 1175 г. Мифологическое значение – соединение стихии воды и огня.

“Багач” (22.09) – древний праздник уборки зерновых, отзвук языческого земледельческого культа Даж-бога, «бога солнца, бога богатства и достатка3». Мифологическое значение – запирание земли на сорок замков.

“Каляды” (ночь с 24 на 25.12) – праздник рождения Даж-бога. Мифологическое значение – рождение надежды, победа над темнотой.

Вместе с принятием христианства в Киевской Руси был принят византийский юлианский календарь, который ведет свое начало с библейского сотворения Мира, и Новый год праздновался 1-ого марта.

У восточных славян в Средней и Северной Европе, однако, климатические условия разные и 1 марта не является началом земледельческого сезона. Несмотря на это, с началом христианства в средневековой Руси тоже приняли 1-ое марта за начало Нового года. Так как христианство распространялось очень медленно, в первые века обыкновенные люди пользовались преимущественно старым языческим календарем(4).

Позднее, в 1348 году (согласно другим сведениям), русская православная церковь перенесла начало Нового года с 1-ого марта на 1-ое сентября в соответствии с решениями Никейского собора. Этот переход прослеживается более четко после того, как в конце XV-ого века окончательно свергается монголо-татарская зависимость и заканчивается создание централизованного Русского государства. Это новое начало Нового года существует до реформ Петра I, которыми он унифицирует русский календарь с календарем государств в Западной Европе. Указом от 15 - 19 декабря 1699 года, царь Петр I утверждает новое летосчисление от Рождества Христова и новое начало года с 1 января(5). В то же время, согласно христианскому церковному календарю Новый год продолжал начинаться 1 сентября, однако, согласно бытовавшей традиции начинался то с 1 марта, то с 25 декабря(6).

Названия месяцев.

Названия календарных месяцев в греко-римском Средиземноморье указывают, что счет времени был связан с основными земледельческими работами по севу и собиранию нового урожая. Как уже указывалось выше, у славян были свои сроки начала посевных работ. У них год также делился на месяцы, названия которых отражают основные земледельческие деятельности, а также сезонные климатические особенности в землях славян. Он основывался на солнечном цикле. Основные праздники праздновались на летнее и зимнее солнцестояние и весеннее и осеннее равноденствие.

Кроме сохранившегося до наших дней деления месяцев по принадлежности к определенной поре года, ранее существовало их деление на трети: сентябрьская треть — сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь(7); январская треть — январь, февраль, март и апрель(8); рабочая треть — май, июнь, июль, август. «Март, апрель, май, июнь— вино в бочках сушить; июль, август, сентябрь, октябрь — хозяина крушить(9)».

Основные официальные названия 12 месяцев в раннем календаре славянских народов представлены в Табл.. Можно заметить, что у разных народов названия сходных месяцев почти однотипны, несмотря на то, что эти народы расположены на огромной территории начиная от Балтийского море на севере до Черного моря на юге. Ту же однотипность можно заметить и в названиях дней недели этих народов. На этом основании многие современные ученые из славянских стран называют этот календарь общеславянским и даже дохристианским и ищут его корни только в славянской основе (10).


1 Беларускі народны каляндар/Аўт.-уклад А.Ю.Лозка. Мінск. 1992. с. 9.
2 Шейн П.В. Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо - Западного края. Спб., 1887.Т.1.
3 Богданович А. Пережитки древнего миросозерцания у белорусов: Этногр.очерк. Гродно, 1895.
4 Щапов Я. Н., 1978, Древнеримский календарь на Руси. – В: Восточная Европа в древности и средневековье. Сборник статьей. Москва. 1978. Стр. 340-341
5 Щапов Я.Н. Церковь в Древней Руси // Русское православие: Вехи истории. М., 1989. С. 14—18
6 Голан, А. 1993, Миф и символ, Москва, стр. 111
7 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка СПб-18 с.174.
8 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка СПб-18 с.678.
9 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка СПб-18 с.669.
10 Иван Танев Иванов Происхождение славянского календаря и его связь с протоболгарами. http://protobulgarians.com

продолжение следует...


В избранное