Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика


Адамович Геннадий Эдуардович, доктор философии МАИТ.

ДОКЛАД

«К вопросу о древней письменности славян»

На

Если бы не хроники - не было бы спора о наличии начертания букв, не признанными и не используемыми и в наше время алфавитами глаголицей и кириллицей. Вот это высказывание, которое породило огромное количество теорий и якобы расшифрованных славянских надписей.

Старейшим упоминанием о наличии письменности у славянских народов считается «Сказание о письменах» черноризца Храбра, болгарского монаха, жившего на рубеже IX — X веков. Он писал: «Прежде убо славяне не имеху книг, но чертами и резами чьтеху и гатааху погани сущее». На современном русском языке это звучит так: «Когда славяне были язычниками, то не было у них своих книг, потому считали и гадали они при помощи чертов и резов».[6].

Черты

Ныне использование черт известно преимущественно в контексте гадания: например, гадание чертами на земле было присуще на определённом этапе развития традициям всех народов. Нас, безусловно, интересует славянская традиция.

На наличие оной указывает следующее: «...по их языку Рафль, а по-нашему, по-словеньски — святцы» В тексте книги Рафли (раба Иоанна Рыкова, 1579 г.) неоднократно указывается, что слово «святцы» в данном случае выступает в тексте как перевод иноязычного «рафли». [8, с. 266].

Достоверно можно утверждать, что славяне были знакомы с данным методом гадания. Он был известен на Руси под названием «Рафли». На это указывают:

  • Книга Рафли впервые упоминается в двух важнейших исторических источниках середины XVI в. — в «Стоглаве» [7, с. 181, 182, 188, 189] и «Домострое» [4, с. 57; 5, с. 22]. В постановлениях Стоглавого собора эта книга возглавляет список запретных книг: «...злые ереси кто знает и держится: рафли, шестокрыл, воронограй, острономии, зодеи, алманах, звездочетьи, аристотель, аристотелевы врата и иные составы мудрости еретический». [8, с. 261].
  • иллюстрация из Радзивилловской летописи, датируемая, примерно, 1182 годом, посвященная взятию Торжка. В ее нижнем правом углу имеется геомантическая таблица (рис.1).

Рис.1. Иллюстрация из Радзивиловской летописи.

Ниже приведенная система основана на существовании так называемых «Хранителей»,которая, как и рафли,строилась на основе четырёх элементов, из которых можно выделить 16 подэлементов. Каждый из четырёх доминирующих элементов рассматривается во взаимодействии с остальными. Так Огонь подразделяется на Огонь Огня, Воду Огня, Воздух Огня и Землю Огня. Огонь Огня рассматривается как замена базового элемента Огонь. По этой схеме Вода Огня является лавой, Огонь Воздуха - гремучим газом и Огонь Земли - раскалённым ядром Земли. Более подробно можно ознакомиться в книге Адамовича Г.Э. [1].

Таблица 1. Соответствие первостихий и хранителей.
Первоэлементветерводаогоньземля
Стороны светаЮгЗападВостокСевер
НаправлениеСпередиСправаСлеваСзади
СезонЛетоОсеньВеснаЗима

Графическое изображение
(сопоставимое с рафлями)

Традиционное графическое
изображение в узорах

Х

На основе имеющегося знания можно, например, расшифровать некоторые сохранившиеся до наших дней традиционные орнаменты, широко применяемые и в настоящее время.

Таблица 2. Толкование узоров на основании системы «Хранители»

Орнамент №1

В предложенном узоре представлены символы, образующиеся из символов воды (▼) и огня (▲), на чередующихся белом (смерть) и красном (жизнь) полях.

Обе первостихии управляются Белобогом, поэтому можно предположить, что данный узор олицетворяет его борьбу с Чернобогом (чередование смерти и жизни), основанную на силе воды и огня.

Кроме того - возможно только для этого фрагмента узора: количество ячеек – семь. Три ячейки – белые (смерть) и четыре – красные (жизнь). Это может символизировать победу жизни над смертью.

Орнамент №2

В предложенном узоре представлены символ земли (◊) на чередующихся белом (смерть) и красном (жизнь) полях.

Земля, как первостихия, управляется Чернобогом, поэтому можно предложить, что данный узор олицетворяет его борьбу с Белобогом (чередование смерти и жизни), основанную на силе земли.

Кроме того - возможно только для этого фрагмента узора: количество ячеек – девять. Четыре ячейки - белые (смерть) и пять - красные (жизнь). Это может символизировать победу жизни над смертью.

Орнамент №3

В предложенном узоре на красном поле представлен символ земли (◊) с точкой в центре (символ семени, оплодотворения). Его значение – оплодотворение.

На белом фоне – сложный символ, состоящий из символа земли (◊) с точкой в центре (здесь точка, видимо, символ ветра (Х), символа воды (▼), символа огня (▲).

Его значение – защита произошедшего оплодотворения от вредоносного воздействия при помощи силы четырех стихий.

Кроме того - возможно только для этого фрагмента узора: количество ячеек – семь. Три ячейки – белые (смерть) и четыре – красные (жизнь). Это может символизировать победу жизни над смертью.

Орнамент №4

В предложенном узоре на красном поле представлены символ земли (◊) с крестом (символ предков, полученный за счет перекрещивания двух символов ветра) в центре.

Его значение – благословенная земля предков. Земля и Ветер, как первостихии, управляются Чернобогом, поэтому можно предложить, что данный фрагмент узора является просьбой к предкам в получении хорошего урожая.

На белом фоне: аналогичный узор, но значение может быть иное, а именно – просьба о защите от вредоносного воздействия на посевы к Белобогу.

Кроме того - возможно только для этого фрагмента узора: количество ячеек – пять. Две ячейки - белые (смерть) и три - красные (жизнь). Это может символизировать победу жизни над смертью.

Следует заметить, что выше представленные символы первостихий используются для изготовления обережных нательных поясов (рис. 2) и в наши дни, о чем более подробно можно прочитать в книге Г.Э. Адамовича. [1].

Рисунок 2.Обережный нательный пояс.

Резы

«Есть в округе редариев некий город, под названием Ридегост, треугольный и имеющий трое ворот… В городе нет ничего, кроме искусно сооружённого из дерева святилища, основанием которого служат рога различных животных. Снаружи, как это можно видеть, стены его украшают искусно вырезанные изображения различных богов и богинь. Внутри же стоят изготовленные вручную идолы, каждый с вырезанным именем, обряженные в шлемы и латы, что придаёт им страшный вид» -- пишет Дитмар Мерзебургский (кон IX — начXI вв.) в своих «Хрониках», описывая западнославянскую крепость-храм Ретра (Радигощ, Радогост, Радегаст) на острове Рюген.

Хотя последнее время употребление термина «резы», стали все более часто заменять скандинавским словом «руны», но, думается, что Титмар Мерзебургский не мог не знать «рун».

Возможно, более древним источником, указывающим на применение рез, - но уже в период международных отношений – являлся бы договор, заключенный между Русью и Византией князем Олегом в 911 году, который по международным законам заключался «на двое харатьи», т.е. на двух языках. Следовательно, один экземпляр договора должен был быть написан на славянском языке – и, возможно, на резах. К сожалению, он не сохранился.

Так же наличие «рез» у славян подтвердили памятники материальной культуры (вещественные источники). Среди находок археологов различные предметы быта — ремесленные изделия, горшки, медные броши, свинцовые пломбы и т.д., на которых были нанесены знаки, состоящие из длинных и коротких черточек.

Любопытные значки, в которых можно увидеть элементы письма, были обнаружены как на территории России, так и в странах Восточной Европы. Первая из таких «надписей», состоящая из 14 символов, была найдена в 1897 году неподалеку от Рязани. Позже, в ХХ веке, аналогичные находки обнаружили в Белоруссии, Болгарии, Польше, в Крыму. Всего было найдено 75 различных символов, но прочитать их не удавалось. Большинство знаков относилось к III — IV векам.

Использование рез находит прямое доказательство, при рассмотрении символов нанесенных на боевые знамена панцирных бояр Полоцкого уезда. [3, с. 18-26].

Таблица 3. Символы на боевых знаменах панцирных бояр Полоцкого уезда.

Максім Патуйка.
Непаратаўская воласць. 1761г.

Сьцяпан Патуйка.
Непаратаўская воласць. 1761г.

Масей Казёл.
Непаратаўская воласць. 1761г.

Мацей Казёл.
Непаратаўская воласць. 1755г.

Пій Гапановіч Жолуд.
Масей Непаратаўская воласць. 1696г.

В качестве своеобразного подтверждения, что система «рез» не была забыта еще и в начале XX столетия, можно привести таблицы знаков (рис. 3), находящихся в коллекции краеведческого музея г. Рузы, что на западе Московской области, составленных в 1920-1923 гг. русским краеведом – агрономом П.М. Смирновым. По данным музея, эта коллекция была отмечена дипломом первой степени на ВСНХ 1923 г.

Эти знаки, как правило, выполняли функцию межевания — вырезались на дёрне. Кроме того, иногда, этими знаками помечали рабочий инвентарь, и использовали их в качестве жребиев при решении спорных вопросов. [2].

Рисунок 3. Стенд с таблицами межевых знаков,
применявшихся крестьянами окрестностей г. Рузы в конце XIX - начале XX веков,
(фото Алексея Почерникова)

Таким образом, можно достоверно утверждать о наличии древней письменности у славян, «черты» и «резы», которые и по сей день используются в орнаментах народной вышивки, хозяйственной и бытовой деятельности. Их символическое значение может рассматриваться с помощью «системы хранителей», предложенной автором.

Список литературы:

  1. Адамович Г.Э. Свадебный клубок поясов. – Минск, 2014. – 172 с.
  2. Алексей Почерников.Залесские Руны. Тайные знаки Подмосковья. Режим доступа: http://zalesje.net/news/zalesskie_runy_tajnye_znaki_podmoskovja/2013-11-26-43
  3. Анатоль ЦІТОЎ //“Спадчына”, № 3/1995, с. 18-26.
  4. Домострой по Коншипскому списку и подобным. - М., 1908.С. 22.
  5. Домострой по списку Общества истории и древностей российских. - М., 1882. С.22.
  6. «Сказание о письменах» черноризца Храбра.//Образование и православие. «Москва»,№9,1990.
  7. Стоглав: Царские вопросы и соборные ответы о многоразличныхцерковныхчипах. - М., 1890.- С. 181, 182, 188, 189.
  8. Турилов А.А., Чернецов А.В. Отреченная книга Рафли. Труды отдела древнерусской литературы. — Л.: Наука, 1985. - 266 с. Пятая – 261 с.


В избранное