Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Путем предков: славянская эзотерика выпуск 91


Рассылка
"ПУТЕМ ПРЕДКОВ: СЛАВЯНСКАЯ ЭЗОТЕРИКА"

Выпуск 91

В этом выпуске:


Русаличья неделя

Русаличья неделя

 

Говорят, на этой неделе в лесах и на полях можно встретить русалок, которые, зацепившись волосами за деревья, пугают своими криками: "Угу-ууу" и смехом прохожих. Неделя эта называется Русальной.

По разным источникам она идет сразу после Троицы или перед Купалем.

Русалки, согласно народному поверью, это вечно молодые красавицы, которые живут на самом дне рек и озер и на землю выходят только один раз в год - на Русальную неделю.

Русалки - это несчастливые особы, которые, конечно, хотят вернуться на землю, петь песни вместе со своими сверстницами, заплетать венки в свои длинные косы, любить и знать все прелести пусть и тяжелой, но земной жизни. Для того чтобы достичь данной цели, они и выходят раз в год на землю, пугают людей и забирают с собой на глубину очередных "жертв". В народе говорят, что умершие девушки на этой неделе обязательно становятся русалками.

Стать русалкой можно и по-другому, но обязательным условием является смерть "не па-боску". А посему русалки - это и проклятые своими родителями еще не родившееся дети (обязательно - девочки), младенцы, умершие некрещеными, и молодые девушки, покончившие жизнь самоубийством.

Но, несмотря на разницу в возрасте - все они становятся такими, как в пору наибольшего рассвета своей молодости - до жути красивыми и нереальными. Русалки, говорят, имеют большие влажные глаза, по их прозрачным телам рассыпаются длинные золотистые волосы. Русалки в народной мифологии имеют очень много названий - купалки, водяницы, ласкатухи и т.д.

По-разному в народе представляют русалок. Говорят, что души самоубийц напрямую принадлежат водяному. Они становятся его женами. От такой связи рождаются разные нечистики, которые топят живых. Дожив до совершеннолетия, водянята погибают. Часто русалки выступают, как женщины не очень пристойного поведения. Выходя на землю, они проводят свое время в любовных играх с юношами, часто влюбляя их в себя. После чего бедные юноши становятся жертвами русалок. Одиноко идущего молодого человека через лес или поле подруги водяного обязательно закружат в хороводе и защекочут до смерти. Или заведут на середину реки, где человек обязательно утонет.

С другой стороны русалки часто представлялись как честные девушки, которые как при жизни, так и после нее даже не смотрели на юношей, а только искали своих суженных в толпе земных жителей. В этом случаи русалка выступает, как нареченная, которая так и не дождалась своей свадьбы. На протяжении года после смерти она прячется где-то в пущах, но весною выходит оттуда, и полная любви и надежды, ищет своего суженного.

Часто русалок представляли, как некрасивых и страшных существ с зелеными и спутанными волосами. Ими пугали детей и про них рассказывали различные падания и сказки. " А то былі шчэ русалкі. Сама голая, страшная, валасы доўгія, і ў яе, кажуць, усё, як у чалавека. …От тут на курганку рошча була, дак іх тут самае гульбішча було. Гулялі яны боль на гранай нядзелі. Дак возьме на бярозу ўзлезе, да за голючку валосямі прывяжыцца, да ўні з апусціцца, да і калышыцца і крычыць: уу-гу, уу-гу, уу-гу! " Так рассказывали про русалок в деревне Балсуны Рогачевского повета.

В большинстве же случаев русалки не делают ничего плохого людям. Просто так, конечно же. Говорят, что русалки сидят в жите, когда оно растет. Чтобы никто ненароком не помял молодые колосья. Это и неудивительно, когда какой-нибудь зевака войдет в поле, то не выйдет оттуда живым - русалки защекочут до смерти.

Русалки сидят и в самых глубоких местах рек и озер, чтобы люди знали - туда лезть не надо - утопишься. Сидят они и в лесу около каких-нибудь непроходимых болот, для того чтобы предупредить идущего.

Но на Русальную неделю - лучше к ним не подходи. Ведь, если в лесу русалки увидят одинокого путник первыми, то обязательно защекочут или опутают волосами. Но если человек при встрече с русалками первым крикнет: "Чур, меня!", тогда русалки ему совершенно не страшны. Одна же из них пойдет с ним в дом, будет помогать ему в хозяйстве. Питаться она будет только паром, что поднимается над кастрюлями и сковородками. Но через год она обязательно убежит в лес.

У людей с глубины веков к русалкам особое отношение. И страшно, и жалость берет, и уважение проскакивает. (Это от страха). Как не крути, а обычаев, связанных с Русальной неделей собралось очень много. Среди прочих выделяется обряд проводов русалки.

Русалка - личность мифическая, поэтому роль её выполняет молодая девушка, на которую подруги надевали веночки. Вокруг неё водили хороводы и пели русальные песни. После устраивали розыгрыши: отводили русалку в жито, за перекресток дорог или на местное кладбище. Оставив её одну, убегали обратно в деревню. Девушка-русалка, естественно, догоняла своих ровесниц и возвращалась в деревню. Такие игры получили широкое название - Розыгры.

Русальные игры на территории нашей страны зависят от регионов.

Например, в Гомельском регионе распространена такая игра. Наиболее смешливой девушке распускали косы, снимали с неё одежду, прикрывали чем-нибудь только плечи, и плели из васильков, хмеля и ромашек огромный венок. Обвивали им девушку и вели её в жито. Это было ритуальное шествие, во время которого зажигали факелы, пели песни, барабанили. В жито русалку тащили силой, срывали с ней венок, разрывали оставшуюся одежду и убегали. Девушка-русалка бежала за убегающими односельчанами и пыталась их остановить.

На деревьях женщины оставляли для русалок пряжу и ручники, а девушки - свои венки. В обрядах проводов русалки просматривается смысл основных понятий мировоззрения белорусов: " жизнь-смерть-вечность". Тут просматривается идея, что мир принадлежит живым людям, и эти люди понимают, что мир узок. Все, что после него - вечность, где существует в разных формах всё, что выходит за рамки понятия живого.

Ритуал проводов русалки был направлен именно на то, чтобы вывести её, враждебную по своей природе человеку, за границу жизни, в мир вечности и бесконечности, что в этом смысле напоминает проводы покойника "на тот свет". Кроме того, в эту неделю проводили различные обряды, которые должны были помочь спастись от нечистой силы.

Например, ходили выгонять русалку с жита. В обед все женщины мылись в бане, потом празднично одетые шли к хлебам. Старшая из женщин стелила скатерть на траве, на которую ставила спиртное, мясо, колбасу, сыр, обязательно - блины. Все садились за стол, после импровизированного пиршества водили хороводы, пели русальные песни и ходили "качацца ў жыта", чтобы выгнать русалок. Потом снова садились за стол, перед тем нарядив вдову в крапивный венок. Закончив трапезу, все участницы обряда шли в деревню. Встретив мужчину по дороге, они заставляли его под угрозой остаться без штанов, поцеловаться с женщиной в крапиве. Не исключено, что в более давние времена такая вдова временно становилась жрицей, в обязанности которой входило отгонять и защищать деревню от разных нечистиков.

В наше время существует множество интерпретаций на старинные обрядовые игры. Сегодняшний их вариант не несет в себе никакой смысловой нагрузки. А жаль. Наверное, и русалки куда-то ушли от нас, потому что мы давно высушили болота, около которых они жили, мы нарушили их покой вырубкой деревьев, а реки обмелели.

Они не стерегут виры в реках, не оберегают жита для нас. Потому и урожаи нынче не такие богатые. Где же Вы, русалки? Приходите к нам хоть на Русальную неделю!

 

ПРИГЛАШАЕМ
принять участие в открытом первенстве факультета Народной культуры БГПУ им. М. Танка
по Национальным виду многоборья владения ножом "Трэнцік"
в рамках "Дня здоровья" который состоится
16 мая 2006 г.
по адресу
Железнодорожная станция Зеленое (Минский р-н.) 10-00.
Соревнования проводится в многоборье владения ножом "Трэнцік" как в личном , так и в командном (два парня + одна девушка) первенстве.

Определение победителей :
" каждый участник участвует в многоборье "Трэнцік" (одиннадцать типов бросания ножа).
Вначале проходят квалификацию, затем полуфиналы и финал в котором определяется победитель; " все участники должны быть одеты в спортивную форму; "
заявки на участие в соревнованиях предоставляются ответственному секретарю за 3 дня до начала соревнований;
Победители получают денежную премию.
Контактные телефоны: 207-87-25 кафедра ТМФКиОПР им. М. Танка (Могилевская 37);
(029) 6170179 - ответственный секретарь соревнований Тесецкий А.В.


www.krivich.com

В избранное