При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Обучение НЛП, психологии, эзотерике" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
В одной из рассылок мы рассматривали способы переубеждения собеседника при помощи, так называемого, «рефрейминга». Напомню, что суть рефрейминга состоит в изменении отношения к обсуждаемому предмету. Дословно рефрейминг переводится как «изменение рамки». Сегодня мы как раз и рассмотрим как формируются такие рамки (или фреймы, в терминах НЛП. «Frame»(англ.) - рамка) нашего восприятия действительности и как их можно менять.
Само наличие рамок – совершенно нормальный опыт для человека. Судите сами: если нам необходимо выполнить какую-то работу, то мы можем ее выполнить по-разному. Здесь удачно будет вспомнить такой анекдот «Быстро, качественно и недорого выполним любую работу. Выберите любые два пункта».
Быстрота, качество и цена и будут являться рамками для выполнения работы.
Таким образом, слова служат не только для воспроизведения нашего опыта. Так же они помещают его в своеобразную "рамку", в которой одни аспекты выдвигаются на передний план, а другие служат им фоном.
Мы связываем свои мысли при помощи соединительных слов, которые заставляют нас обращать внимание на различные оттенки высказывания. Например, "Я сегодня счастлив, но знаю, что это ненадолго", "Я сегодня счастлив, и знаю, что это не надолго", "Я сегодня богат, даже если знаю, что это не надолго".
Высказывания похожи, но из-за соединительных слов приобретают различное значение.
Фрейм "даже если".
Структуру, которая встречается в речи человека вне зависимости от контекста, называется паттерном.
К примеру, есть люди, привычным для которых стал паттерн постоянного пренебрежения позитивной стороной своего опыта. В этом им помогает слово "но".
Такие люди сводят на нет любые достижения и положительные аспекты жизни. Если им говорят: «Смотри, как все удачно складывается!», они обычно отвечаю «Да, но зато у меня плохо то-то и то-то…». Если вы встречаете такого человека, то инструментом переформирования будет фрейм "даже если". Т.е. Вы в беседе просто заменяете слово "но" на фразу "даже если" в любом предложении, где слово "но" уменьшает или "обесценивает" позитивное переживание.
Обратите внимание на собственное использование слова «но». Как часто оно обесценивает Ваш опыт? Поработайте над этим. Дело в том, что, если Вы будете обращать сознательное внимание на употребление слова «но», то со временем у Вас сначала выработается навык его замены на «даже если». И в конечном итоге, структура вашей речи изменится, что позволит уже подсознательно находить светлые стороны в любой ситуации. И уж тем более не приуменьшать значимость своих достижений и приятных событий. (Своеобразный саморефрейминг).
Фреймы.
Фрейм, или психологическая "рамка", связан с общей направленностью, определяющей наши мысли и действия. Фреймы оказывают огромное влияние на то, как мы интерпретируем отдельные переживания и события, как реагируем на них, поскольку выполняют функцию "расстановки акцентов" в этих переживаниях и направляют наше внимание. Неприятное переживание может охватить нас целиком, если воспринимать его во фрейме пяти минут. Однако на фоне всей прожитой жизни это же переживание может показаться вполне банальным.
(понимание действия таких фреймов и привело, по-моему, к таким методикам как "моя советчица- смерть", где поступки рассматриваются с точки зрения человека, который стоит у порога смерти. Отсюда, видимо, и выражение, что цель жизни - за ее пределами)
В НЛП наиболее часто употребляются такие фреймы, как фрейм "результат", фрейм "как если бы" и фрейм "обратная связь в противовес ошибке".
Основной задачей фрейма результата, к примеру, является концентрация и удержание внимание на цели или желаемом состоянии. Устанавливая фрейм результата, мы неизбежно определяем ценность любой деятельности или информации для достижения конкретной цели или состояния.
Фрейм результата полезно противопоставлять фрейму проблемы. Фрейм проблемы основное значение придает тому, что "неправильно" или "нежелательно", а не тому, что "желательно" или "необходимо".
Фрейм результата подразумевает, что человек ориентирован на решение проблемы и позитивное будущее.
Фрейм результата: Чего ты хочешь? Как достичь этого? Что для этого необходимо?
Фрейм проблемы: В чем проблема? Почему это является проблемой? Что ее вызвало? Чья вина?
Применение фрейма результата подразумевает такие действия, как замена формулировки проблемы на формулировку цели, а описаний с использованием "негативных" слов - на позитивные описания. С точки зрения НЛП, любую проблему можно воспринять как вызов или возможность измениться, "вырасти" или научится чему-либо.
Обратите внимание, как обычно происходит спор или разбор негативной ситуации, будь это в быту или на предприятии. Обычно, весь разговор сводится в поиске виновного или перечислении недостатков. Помимо этого, такие разговоры имеют свойство своеобразной цикличности. И звучат, примерно так: «Так, вот это плохо. – Да, это очень плохо. – Это просто ужасно. – А виноват Вася. – Точно, он виновник. – Все очень плохо. - Да, ужас». Ну и так далее. Такой разговор может продолжаться несколько часов. После этого все расходятся, с полной уверенностью, что решали (а то и решили) проблему.
Если попробовать применить фрейм результата после обсуждения проблемы, то Вы действительно начнете находить пути решения проблемы или спор тут же утихнет. Но нужно быть довольно настойчивым в установлении такой рамки.
- Все плохо!
- Что именно плохо?
- То-то и то-то.
Обсудили подробно. А затем: «Чего бы ты хотел в данной ситуации» и наконец, «Как сделать чтобы ситуация разрешилась». Попробуйте.
Безусловно, в ходе поиска решения проблемы важно исследовать симптомы и их причины. Однако не менее важно делать это в контексте достижения желаемого результата.
Фрейм "обратная связь" дает возможность интерпретировать проблемы как обратную связь, которая помогает вносить коррективы, ведущие к желаемому состоянию, а не как неудачу.
Об этом фрейме, так или иначе, упоминают современные эзотерики: Не важно, какая проблема стояла перед тобой. Важно как ты ее решил. Человеку даются только такие проблемы, которые он в состоянии решить.
Все проблемы даются нам для проработки ситуации. В любой ситуации важно спросить себя: как я стал причиной своих неудач? Чему я должен научиться? Иначе, не проработанная проблема вернется.
Рефрейминг критиков и критики.
Обсуждая проблему, мы часто становимся на одну из позиций: «мечтателя», «реалиста» или «критика».
Часто критики воспринимаются как вредители, поскольку оперируют фреймами проблемы или ошибки. Мечтатели же, напротив, пользуются фреймом "как если бы", а реалисты- фреймами результата или обратной связи.
Основной проблемой критиков является их характерная манера высказывания в форме обобщающих утверждений, например: "Из этой идеи ничего не выйдет". Дело в том, что исходя из формулировки, собеседник может только согласится или не согласится с ними. Таким образом, критические замечания обычно приводят к поляризации мнений, разногласиям и в конечном итоге к конфликту.
Важно помнить, что критика, подобно любому другому поведению, вызвана благими намерениями. Цель критика - оценить результаты "мечтателя" или "реалиста". Критики находят недостающие звенья цепочек за счет логических умозаключений: что будет, если проблема возникнет.
Одной из проблем, связанных с критическими замечаниями, является то, что они не только негативны по сути, но и состоят из негативных слов - иначе говоря, сформулированы в форме отрицания. Ключевым навыком в работе с критическими высказываниям и в преобразовании фреймов проблем во фреймы результата является способность распознавать позитивные утверждения и выводить их из позитивных намерений.
Для того, чтобы позитивно сформулировать намерения и критерии, необходимо задавать следующие вопросы: "Если вы не хотите этого, то чего же вы хотите?" или "Что бы вы получили в результате, если бы вам удалось этого?"
По большому счету, любая задача требует всестороннего анализа. Поэтому существует методика обсуждения поставленной задачи. Смысл этой методики в том, что вы последовательно становитесь на позицию «мечтателя», «критика» и «реалиста». Для нескольких человек существует вариант такой методики, когда группа разделяется на 3 подгруппы. Для каждой подгруппы ставится рамка, характерная для поставленной роли. Группы находятся в разных помещениях, а после выработки подгруппового решения, собираются вместе и вырабатывают уже совместное решение.
Упомянутый выше фрейм «Как если бы» лично мне очень нравится. Если Вы не можете решить какую-то проблему, то, используя такой фрейм, Вы можете действовать так, как если бы уже имели любые ресурсы в своем распоряжении. Попробуйте решить личную проблему следующим образом: просто задайте себе вопрос « А как бы действовал в такой ситуации мой идеал (вымышленный или настоящий)». И действуйте так, как если бы Вы обладали всеми качествами вашего идеала (супермена, психотерапевта, родителей, мага, волшебника и т.д.)
Превращение критических замечаний в вопросы.
Если нам удалось обнаружить и позитивно сформулировать позитивное намерение, само критическое замечание легко превратить в вопрос. В таком виде оно предполагает совсем иные варианты ответа, чем обобщение или суждение. Например, вместо того чтобы сказать "Слишком дорого", критик спросил бы: "Как мы можем себе это позволить?"
Обычно наиболее продуктивные вопросы начинаются со слова "как".
Превращение критиков в советчиков
Т.о. для того , чтобы помочь кому-либо стать конструктивным критиком, нужно:
- найти позитивную цель критического замечания
- сформулировать позитивное намерение в позитивных понятиях
- преобразовать замечание в вопрос.
"Это не реально".
"Как придать плану большую реальность?".
Сегодня Вы узнали о таких способах переосмысления ситуации как постановка рамки «даже если», вместо рамки «но», фрейм «результата» вместо фрейма «ошибки», рамки «обратной связи» и «как если бы», а так же их применение. Еще раз хочу намекнуть на то, что переход от чужих знаний к собственному опыту происходит в несколько этапов: сначала мы узнаем об идее других людей, и постепенно это становится и нашим знанием, затем пробуем применить наши знания на практике, и только после этого наши знания становятся нашим опытом. А между знаниями и опытом существует большая разница.
Всем удачи!
В статье использованы материалы книг Роберта Дилтса.http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru | Отписаться | Рейтингуется SpyLog |
В избранное | ||