МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ (МАГИЯ, НЛП, ПСИХОЛОГИЯ ВЛИЯНИЯ) Выпуск 23
Добрый день, уважаемые! Большое спасибо всем, кто нашел время и прислал ответ на мой вопрос. Сегодня небольшая статья, посвященная отличию нашего восприятия мира от самого мира. Использованы материалы С.Горина, И. Шах, Р. Дилтса, К. Санчеса.
НЛП
Фильтры, карты и территория
“Карта - не территория» (базовая пресуппозиция НЛП)
Наши чувства принято считать "окнами в мир", но скорее это не окна, а всего лишь фильтры. Фильтры, которые пропускают незначительную часть информации, а большинство задерживают. Судите сами: какие бы органы чувств мы бы не рассматривали, обязательно поймем, что основной спектр не доступен человеческому восприятию. Например, наше зрение способно улавливать лишь небольшую часть светового диапазона. Глаз человека не видит ультрафиолетового и инфракрасного. А огромные диапазоны радиоволн, рентгеновских лучей, микроволн, и так далее - тем более. Слух тоже значительно ограничен диапазоном от 20 до 20 000 Гц и это восприятие возможно только для здорового и молодого человека, в старости принимаемый диапазон звуковых волн значительно снижается. Таким образом, человек строит свою модель мира на основании лишь небольшой информации, которую способен получать. В НЛП такая модель мира называется "картой мира".
"Карта мира" в отличие реальной картины мира или "территории", в терминах нейро-лингвистического программирования не может быть истинной. Хотя бы потому, что человеческое существо в принципе не способно осознать всю картину мира. Наша нервная система постоянно искажает или опускает целые части действительного мира. В итоге круг возможного человеческого опыта сужается, и возникают различия между тем, что происходит в мире на самом деле, и тем, что представляет собой наш опыт. Само наличие карты мира - это нормальная и обычная ситуация. Проблемы начинаются, когда индивидуум начинает считать, что его карта и есть территория.
"слепые и слон"
"За горами был большой город, все жители которого были слепыми. Однажды какой-то чужеземный царь со своим войском расположился лагерем в пустыне неподалеку от города. У него в войске был огромный боевой слон, прославившийся во многих битвах. Одним видом своим он уже повергал врагов в трепет. Всем жителям города не терпелось узнать: что же это такое- слон. И вот несколько представителей общества слепцов, дабы разрешить эту задачу, поспешили к царскому лагерю. Не имея ни малейшего понятия о том, какие бывают слоны, они принялись ощупывать слона со всех сторон. При этом каждый, ощупав какую-нибудь одну часть, решил, что теперь знает все об этом существе. Когда они вернулись, их окружила толпа нетерпеливых горожан. Пребывающие в глубоком неведении, слепцы страстно желали узнать правду от тех, кто заблуждался. Слепых экспертов наперебой расспрашивали о том, какой формы слон, и выслушивали их объяснения. Трогавший ухо слона сказал: 'Слон- это нечто большое, широкое и шершавое, как ковер'. Тот, кто ощупал хобот сказал: 'У меня есть о нем подлинные сведения. Он похож на прямую пустотелую трубу, страшную и разрушительную'. 'Слон могуч и крепок, как колонна'- возразил третий, ощупавший ногу и ступню.
Каждый пощупал только одну из многих частей слона. И каждый воспринял его ошибочно. Они не смогли умом охватить целого: ведь знание не бывает спутником слепцов. Все они что-то вообразили о слоне, и все были одинаково далеки от истины. Созданное умозрением не ведает о Божественном. В сей дисциплине нельзя проложить пути с помощью обычного интеллекта.
(Идрис Шах)"
Итак, карта не может равняться территории. Наши модели или карты мира формируются под действием очень многих факторов и наши чувства - не единственные фильтры, под действием которых происходит такое формирование. Не многие задумываются, но наша языковая система тоже является фильтром. Так, например, в языке североамериканских индейцев для описания всего цветового спектра имеется только три слова. В то время, как человеческие существа способны различать в видимом цветовом спектре несколько тысяч различных оттенков, носители языка майду распределяют свой цветовой опыт, как правило, по трем категориям, которыми они располагают, благодаря родному языку. Это значит, что в то время, как говорящий на другом языке будет описывать собственный опыт ощущения двух объектов, как два различных опыта (скажем, желтая книга и оранжевая книга), для говорящих на языке майду описания, сделанные в идентичной ситуации действительного мира, в этих двух случаях не будут друг от друга отличаться.
Если учесть, что к тому же и воспитание, социальные нормы, индивидуальные особенности - все эти факторы влияют на формирование представления о мире, становится понятным, что одна карта не может равняться другой. С другой стороны, карты могут частично совпадать. И еще один вывод можно сделать: если карты формируются под действие фильтров, значит можно менять (расширять или углублять) карты при воздействии на фильтры, а не на саму кару мира человека.
В НЛП утверждается, что, если способен обогатить свою карту, то в той же самой реальности ты увидишь больше альтернатив. Чем богаче твоя "карта мира", тем больше возможностей откроется для тебя при решении любой задачи.
Наши "карты мира" могут быть противопоставлены сенсорному опыту и нашим внутренним реакциям на этот мир.
Сенсорный опыт первичен при получении информации об окружающей действительности. Но нередко наши внутренние фильтры мешают осознать потенциально значимую информацию. Основатели НЛП считают, что использования сенсорного опыта предпочтительней умозрительного планирования.
Для того, чтобы научится получать непосредственный сенсорный опыт из окружающего мира, необходимо научится входить в такое состояние, когда наше сенсорное восприятие сфокусировано на внешнем окружении "здесь и сейчас".
Для восприятия информации, не пропущенной через "внутренние фильтры", существует ряд методик, например:
по визуальной системе
Нужно смотреть периферией зрения. Смотрите прямо перед собой чуть выше линии горизонта - как бы смотрите перед собой в бесконечность, расфокусировав зрение. Поставьте указательные пальцы перед собой у наружного поля зрения каждого глаза соответственно. Чуть пошевеливая указательными пальцами, постепенно разводите их в стороны, "уводя" из области центрального зрения. Смотрите на пальцы периферией зрения до тех пор, пока можете их видеть (направление взора не меняется). Перестав видеть пальцы и даже "как бы видеть" их, переместите их снова в то место, где начинаете их видеть, и вновь разводите. По мере тренировки Ваше поле зрения увеличивается вправо и влево вплоть до 180 градусов и даже больше (в сумме для обоих глаз). Не забудьте расширить поле зрения также вверх и вниз. Не сосредотачивайте внимание ни на одном предмете или его части, "не узнавайте" предметы (не обозначайте их словами), ничего не комментируйте.
Теперь Вы видите физический мир реальным, таким, как он есть на самом деле. Увидев мир таким, Вы удивитесь. Хотя, возможно, вспомните, что таким видели его в детстве - красочным и текучим.
И еще одно упражнение на снятие внутренних фильтров и расширение восприятия мира:
Найдите небольшое дерево, лучше всего такое, которое понравится вам с первого взгляда. Лучше, если это будет не отдельно стоящее дерево, а такое, которое стоит на краю рощицы и отбрасывает длинную тень. В этом случае вы сможете спокойно рассматривать небо, просвечивающее сквозь листья, и яркое солнце не утомит ваше зрение. Сядьте или лягте под выбранным деревом, устройтесь поудобнее. Рассмотрите дерево подробнее - как идет его ствол, как расположены ветки, но ваше внимание должно быть прежде всего приковано к просветам между листьями, в которые видно небо. Постарайтесь соединить эти кусочки неба в единое целое, как вы поступаете с листьями и ветвями, воспринимая дерево как единое целое. Если небо имеет голубой цвет, постарайтесь научиться воспринимать эти кусочки как дерево с голубыми листьями на зеленоватом фоне. Вам необходимо мысленно расслабиться, но в то же время сосредоточиться, чтобы научиться воспринимать картину целиком, не упуская из виду ни малейшей детали. Сначала нужно увидеть дерево с голубыми листьями, а затем можно постепенно перейти к более мелким и второстепенным деталям.