Соискатель посвящения в Герметический орден Золотой Зари
провозглашал: «Дозволь мне вступить на Путь Тьмы и, быть может, я найду Свет».
Эти слова, которые произносил за соискателя Иерофант в
ритуале Неофита, основывались на теологии, изложенной в Евангелии от Иоанна: «И
свет во тьме светит, и тьма не объяла его»[1].
На протяжении двух тысяч лет или даже дольше человек
воспринимал свои отношения с Богом через призму учения, разделяющего Бога и
человека и ставящего Бога над человеком и вне его. Человек считался низшим,
грешным созданием, которое может возвыситься к духовному состоянию лишь
благодаря спасительному духу, нисходящему на него по милости Божьей. Эта догма
расцвела с утверждением христианства, и нигде, пожалуй, она не находит столь
яркого выражения, как в рассказе апостола Павла о чуде Пятидесятницы, когда Дух
Святой сошел на головы верующих и плясал на них, как разделенные языки огня[2].
В западной каббалистической традиции параллель этому
принципу обнаруживается в формуле Пентаграмматона ЕВШЕИ, в которой четыре буквы Тетраграмматона, YHVH, обозначающие слепые стихии, увенчаны буквой Шин —
Святым Духом (Руах Элохим[3]),
что нисходит на четыре низших стихии и дарует им спасение. В целом эмблема
Пентаграмматона символизирует Человека, а еврейское имя YHShVH
(Иешуа) — это «Иисус», спаситель.
Пентаграмматон
Это учение возникло благодаря Иоганну Рейхлину (1455—1522),
опубликовавшему два каббалистических трактата на латыни — «DeVerboMirifico» («О чудотворном Имени», 1494) и «DeArteCabalistica» («Об искусстве каббалы», 1517). В первой из
своих работ Рейхлин утверждает, что «чудотворное Имя» — это вовсе не
Тетраграмматон YHVH, а Пентаграмматон YHShVH,
а во второй развивает эту тему, сообщая, что в каббале заключено «всеобщее
восстановление от первородного Греха рода человеческого, именуемое спасением»[4].
Согласно Рейхлину, ангел Разиэль даровал это святейшее откровение Адаму, когда
тот был изгнан из Эдемского сада:
Не лежи, содрогаясь, не тяготись своим горем, не помышляй о вине
своей, что привела к погибели род человеческий. Ибо первородный грех снимется
так: от семени твоего родится человек праведный и мирный, герой, в имени своем
имеющий в милосердии сии четыре буквы — YHVH; и честною праведностью своей и
мирною жертвенностью прострет руку свою и возьмет [плод] от Древа Жизни, и плод
Древа того будет спасением всем, кто надеется на спасение[5].
Кратко изложив родословие Адама, он заключает:
И вот, наконец, у отца нашего Адама родился внук, сын Сифа. Адам
еще помнил каббалу, кою получил от Разиэля, — что от семени его родится
спаситель. И потому дали ребенку имя Енос, что значит «человек». Думали и даже
надеялись премного, что имя сие согласуется с каббалой, данной ангелом,
четверобуквенным именем, YHVH, или будет, по крайности,
«в милосердии», или, каббалистически выражаясь, что между этими четырьмя
буквами в нем будет буква Шин. В священном писании сказано: «Тогда начали
призывать имя[6]
Господа»[7],
— но этот перевод не очень хорош. Сам по себе он точен, но для более
правильного толкования нужен перевод буквальный, по гематрии: «Он желал
именоваться буквой Шин». Согласно искусству каббалы, это равнозначно [выражению]
«в милосердии». По нотарикону же буква Мем означает «посреди» (этих четырех
букв, IHVH). Следовательно, фразу эту надлежит читать
как «Он желал именоваться буквой Шин посреди четырех букв YHVH».
Еносу предстояло взять [плод] от Древа Жизни, согласно ангельской вести, и
спасти мир, как человеку Божественному, носящему имя YH
— в милосердии — VH. Запомните это как следует. Это
святая тайна[8].
Рейхлин подразделял историю человечества на три периода. В
первый период Бог открылся человеку под именем из трех букв — Шаддаи, йДш. В период Закона (Торы) он
открылся Моисею под четырехбуквенным именем — Тетраграмматон, ЕВЕИ. И, наконец, в период
Благодати и Искупления он открылся под именем из пяти букв — ЕВШЕИ, «Иисус», тем самым сделав
непроизносимое имя Бога произносимым. Каббалистические труды Рейхлина оказались
чрезвычайно влиятельными: фактически, они заложили краеугольный камень всей
западной магической традиции. Провозглашенная им доктрина Пентаграмматона
сохранялась практически без изменений вплоть до конца Эона Осириса.
Одну из задач Посвящения можно описать как «озарение сферы»[9],
однако в нынешнем Эоне цель соискателя заключается в том, чтобы утвердить свет
внутри себя, а не «вне» и не «над» собой. Каждый из нас — как особая и
неповторимая звезда в сонме небес — сам себе светоч, освещающий свой
собственный путь.
Формула Пентаграмматона в Новом Эоне не упразднилась, но мы
получили возможность посмотреть на нее с новой точки зрения. Святой Дух вовсе
не «нисходит» свыше и не «спасает» человека. Кроме самого человека, надежды и
помощи не следует ждать ни от кого. Буква Ш
в составе Пентаграмматона ЕВШЕИ
символизирует искру Божественности в человеке, ядро каждой звезды, не зависящее
от милости какого бы то ни было Бога.
Но поначалу этот свет слишком слаб и путь темен. Кроули
однажды назвал непосвященных соискателей «темными звездами»[10].
В них тоже пылает вечное пламя, но они окутаны плотными покровами иллюзии и
тенями мира сего. Они остановились в своем движении, поддавшись косной тяжести
воплощения.
Процесс Посвящения традиционно уподобляют продвижению,
«шествованию». Его не случайно называют «путем». Эта аналогия весьма уместна,
поскольку человек, принявший посвящение, действительно трогается с места,
приходит в движение. Посвящение — это первый шаг в бесконечном путешествии
внутрь себя. От этого первого шага и далее, на каждом участке пути посвященный
снова и снова переживает начало и конец, рождение и смерть. Поэтому высшая
точка пентаграммы, буква Ш в
составе Пентаграмматона, соотносится с пятой добродетелью Сфинкса — IRE, «Идти». Пятибуквенное имя ЕВШЕИ
— это не «Иисус», не «спаситель». Это первозданный огонь Духа, ядро звезды,
пробужденной от смертного сна и возгоревшейся в окружении слепых стихий,
которые тем самым преображаются из сил сопротивления в принципы упорного
следования четырем добродетелям адепта: Желать (Velle),
Сметь (Audere), Знать (Scire) и
Хранить Молчание (Tacere)[11].
Силы Сфинкс и Пентаграмматон
Духовная сущность — это тайное пламя, которое есть жизнь и
податель жизни, возрождающий мертвого Осириса. Пробудить это пламя ото сна —
значит, озарить его сиянием темные уголки нашего «я». Именно поэтому познавший
его познаёт смерть[12]
— состояние апатии и бездействия. Этот огонь освобождает труп от погребальных
пелен и наделяет руки и ноги Осириса подвижностью, дабы он смог выступить в
путь по дороге Вечности. Это высшая точка пентаграммы, Сердце каждого человека
(Тиферет) и пятая сила Сфинкса — способность ИДТИ. И в каждом человеке это
пламя и есть то, что именуется Хадитом[13].
[8] Reuchlin, De Arte Cabalistica, pp. 75—77. — Примеч. автора.
[9]
В более узком смысле это выражение относится к первой из практик, описанных в «LiberHHH», —
практике MMM, представляющей собой внутреннее,
медитативное воспроизведение церемонии Неофита А\А\ («Liber 671»). См.:
Алистер Кроули. Магия в теории и на практике. М.: Ганга, Телема, 2009, стр.
553—554. — Примеч. перев.
[10]
См. комментарий к стиху I:8 «Книги Закона» (Алистер
Кроули. Равноденствие богов. Закон — для всех. М.: Ганга, Телема, 2010, стр.
202—203). — Примеч. перев.
[11]
Пробуждение спящего Духа позволяет ученику преодолеть сопротивление стихий и
привести их в гармонию при помощи Добродетелей Адепта. — Примеч. автора.
[12]
Аллюзия на стих II:6 «Книги Закона», где говорится от
лица Хадита: «Я — пламя, горящее в сердце каждого человека и в ядре каждой
звезды. Я — Жизнь и податель Жизни, и потому познавший меня знает смерть». — Примеч.
перев.
[13]
О Хадите см. «LiberCCXX», главу 2. Имя «Хадит» произведено из надписи на Стеле
Откровения — BHdt(y), «(Хор) Бехдетский», т.е. Хор из
Эдфу, изображавшийся в виде крылатого солнечного диска. — Примеч. автора.
А также - информация о книжных новинках
по эзотерике, философии, мировой культуре и
новости российского
Ordo Templi Orientis.