Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

"Школа Мудрости: Путь к Себе"

  Все выпуски  

Школа Разума: Путь к Себе Новая Страна


"ШКОЛА РАЗУМА: Путь к Cебе."   46 Новая Страна 2007-03-23 15:52 

   Добрый день, друзья - со-путники!

Приветствую Вас на страницах данной рассылки    

        Новым подписчикам рекомендую заглянуть в архив рассылки http://subscribe.ru/archive/rest.esoteric.perasperadastra/.

24 марта 2007 года исполняется 87 лет со дня, когда в Лондоне семьей Рерихов начали записываться книги Учения Живой Этики. В выпуске представлены статья В. С. Дмитриева «Идея "Новой Страны" в истории человечества» и начало опроса сайтом «Адамант» зимой 2007 г. на тему «Новая Страна».

«87 лет Учению Живой Этики

24 марта 2007 года исполняется 87 лет со дня, когда в Лондоне семьей Рерихов начали записываться книги Учения Живой Этики. Много это или мало для Учения — 87 лет? Какой путь им пройден в этом мире? И что такое, в конце концов, Живая Этика??? Такие вопросы не раз посещали пытливые умы.

Вместе с книгой «Напутствие Вождю» в канон Учения Живой Этики вошли 15 самостоятельных произведений, связанных друг с другом по смыслу и исторически. Нелишне еще раз перечислить их: «Зов», «Озарение» (объединены в серию «Листы Сада М.» по определенным историческим и смысловым причинам, стоят в Учении особняком), «Община», «Знаки Агни Йоги», «Беспредельность», части I и II, «Иерархия», «Сердце», «Мир Огненный», части I, II, III, «Аум», «Братство» и «Надземное».

Интересно отметить, что в 2007 году исполняется также 80 лет книге «Община» и 70 лет «Братству», и если одна книга, по словам исследователей, ознаменовала социализацию Нового Учения, то вторая уже на совершенно другом уровне описала еще один тип жизни, являющийся пока недостижимым идеалом для нашей планеты, — «Братство».

Тексты Живой Этики записаны русскими интеллигентами с космополитичным мышлением, отсюда их можно считать как вестью русскому народу, так и достоянием всего мира. Книги Живой Этики созданы выдающимися деятелями мировой культуры и науки, оттого в них: сохраняя ощущение грандиозности, дано учение о дальних мирах и их населенности, вторящее лучшим мечтаниям гениев того времени; возвеличен научный подход к постижению всего необъяснимого в природе; учение о ноосфере обретает в Живой Этике четкую теоретическую базу и основывается на духовной жизни планеты и каждого отдельного индивидуума; в построении новой картины мира в Живой Этике учтены все великие научные открытия своего времени, включая физику, астрономию, квантовую механику, медицину; многочисленные новые исторические факты использованы для очищения и возвеличения прежних великих Учений. Жизнь Рерихов может являться эталоном принесенного ими Учения, однако не просто с поведенческой стороны, а именно, каждый из 4 членов семьи показал в ярких красках путь борения человека за звание считаться таковым, за обладание тем высшим даром, которым одарила его природа, и Рерихи показали, что этот внутренний путь может быть победным даже в условиях земной жизни, без ухода из нее. В этом заключена основная этическая сила Нового Учения.

Но настолько ли нова Живая Этика? Простейшие факты, бросающиеся в глаза почти сразу, говорят об обратном, о том, что Новое Учение имеет прочный фундамент «из седых камней прошлого»: в хронологии Даяния Учения явно просматриваются основы культа Митры, культа внутреннего почитания Солнца, олицетворяющего дух ищущего, движущегося по глубоко символическим Знакам Зодиака в поисках обретения самого себя, культ, лежащий в основании всех великих религий мира. Само Новое Учение Дано в священный день Весеннего Равноденствия, когда день становится длиннее ночи. Сами Рерихи проходят в своей жизни свой тернистый солярный путь. В хронологии записи книг Живой Этики фигурируют астрологические сроки 3, 7 и 10, 30, также характерные для древних Мистерий. В чем же разница? В чем же новизна Учения? — Помимо новых концепций, упомянутых выше, Живая Этика имеет активнейшую социальную позицию с акцентом на идее Общего Блага, в чем ее можно отождествить с буддизмом, только в приложении к современным реалиям. В книгах даны основы нового мироуклада, и во главу угла поставлено людское благо.

Привлекательность, а также историческая юность Живой Этики сказывается в том, что в результате научных поисков в архивах разных стран найдены и уже опубликованы многочисленные тексты, в том числе и Дневников Е. И. Рерих, которые значительно расширяют общепринятые канонические тексты Учения. Вполне возможно, что в будущем будет предпринято новое издание, которое в большой мере изменит наше представление о Живой Этике, о том, что же хотели донести до нас Рерихи. Таким образом, Колесо Учения живет, вращается и никак не хочет вставать в привычную узкую колею, проложенную человеческим мышлением. Сегодня трудно найти в мире Учение, такое же широко распространенное и такое же мало понятое, как Живая Этика.

Тысячи групп, десятки тысяч людей по всему миру трудятся над постижением Живой Этики, вдохновляются ею и принимают ее, как руководство к действию, — это ли не достижение?! Будем же достойны нашего Учения и всегда будем помнить о высоком благородстве, присущем его носителям.

С великой датой всех наших друзей и сотрудников!

От коллектива "Адаманта"
Роман Усов»

_____________________________

Дата публикации 22.03.07 /на сайте «Адамант»/

 

«В. С. Дмитриев
Идея "Новой Страны" в истории человечества

Горчичное зерно

В начале лета 2002 года из печати вышла книга ученого-востоковеда Владимира Андреевича Росова «Николай Рерих: Вестник Звенигорода». В ней на основе большого количества документов подробно исследована история плана по созданию в 1920–30 е годы Новой Страны на территории Центральной Азии. Главная роль в этом деле отводилась семье Рерих. Строительство Новой Страны органично входило в План Владык, Учителей человечества, а сложившаяся политическая ситуация того времени благоприятствовала его воплощению.

Появление такой книги — событие. Для многих почитателей Рерихов и исследователей их жизни и деятельности она была в радость. Но некоторые люди идею строительства Новой Страны рассматривают почему-то только в абстрактной, неопределенно-временной форме, она у них никак не связывается с практическими делами и конкретными сроками. Им кажется, что политика — очень грязное дело и уж кто-кто, а Рерихи — не могли ею заниматься. Но вспомним, что говорил сам Учитель Мория по поводу построения Новой Страны: «Мы будем часто говорить о Новой Стране — это самое спешное». Самое спешное... Почему же некоторые люди не понимают этой части Плана Владык? Видимо, они не задумываются о том, что все понятия в наше время искажены. И здесь нужно опять обратиться к словам Учителя: «Утрата истинных значений понятий много способствовала современному одичанию» (Община, 47).

Да, мы, люди, утеряли истинные значения понятий, и нам предстоит огромная работа по их очищению. И понятие «политика» также искажено. Необходимо читать книги другого Учителя — Платона, в четверокнижии которого — «Политик», «Государство», «Законы» и «Послезаконие» — подробно изложено всё, что связано с политикой и строительством государства. «Политик, — говорит Платон, — это царственный муж».

Образ истины

В своих «Листах дневника» Николай Константинович Рерих неоднократно упоминает имена Конфуция и Платона и приводит их высказывания. Чаще всего это слова Платона о том, что «идеи правят миром». Внимательно читая Учение Живой Этики, мы обнаруживаем эти же слова и там: «Люди могут смеяться, — говорит Учитель Мория, — но идеи управляют миром. Слова эти внесены в Устав Братства» (Надземное, 2). Понятно, что ни Николай Константинович, ни тем более Учитель, никогда не говорят что-либо просто так — мол, к слову пришлось. Во всём Ими сказанном кроется суть Бытия, поэтому необходимо всегда прикладывать усилия, чтобы понять, о чем нам говорят, к чему нас призывают.

Нет сомнений в том, что и Учитель, и Николай Константинович призывают нас к размышлению о том, что такое идеи и почему они правят миром. Посмотрим, что говорится об этом в Учении. «Идеи — это образы истины», читаем мы в книге «Агни-йога» (§ 122). То есть каждая идея не абстрактна сама по себе, она потому и зовется идеей — первообразом, что являет собой ОБРАЗ, ФОРМУ конкретной истины. Истина может существовать в недоступной для нас форме, однако когда Творец приступает к построению Нового мира, Он придает истине определенный образ, форму, которая становится идеей — матрицей этого мира, доступной для сознания его будущих обитателей. Эти матрицы структурируют хаос, преобразуя его в Космос, и дают идейное направление эволюционному развитию. Одной из этих идей и является «идея правильного государства», или — образ истинного государства. «Наши мыслительные посылки, — говорит Учитель, — летят по всему миру. Мы не скупимся и сеем в пространстве. Пространство полно разных идей» (Надземное, 126). То есть идеи исходят из Иерархии, следовательно — иерархическое начало лежит во всех передовых начинаниях человечества.

Опыт строительства Новой Страны

Внимательно исследуя историю, убеждаешься: идея построения Новой Страны не нова. Попытки ее построить, положив в основу «идею правильного государства», предпринимались много раз, ибо стремление к истине и чистоте неодолимо влечет людей в потоке эволюции, и нам, людям, требуются наглядные примеры нравственных усилий в мировом масштабе. Были времена и страны, когда выдающимся правителям на какое-то время удавалось максимально приблизиться к идеалу Новой Страны. И это надо рассматривать как ценнейший опыт человечества. Если у нас не будет примеров практического воплощения в жизнь планов построения «правильного государства», в основу которого положены идеи Общего Блага, общежития и высших миров, не будет претворенных образов красоты и гармонии, то не будет и того, что стимулирует всю земную жизнь и устремляет людей к совершенствованию.

Но разве можно обрести опыт государственного строительства, не предпринимая усилий построить Новую Страну практически, на конкретной территории? Говорят, это аналогично попытке обрести опыт вязания, никогда не притрагиваясь к вязальным спицам в надежде обогреть мысленным свитером свое немыслимое тело.

Рассмотрим еще один важный аспект, связанный с фразой «идеи правят миром». Как мы уже отметили, она сопутствует в дневниках Рериха именам Конфуция и Платона. Почему? Не потому ли, что они закладывали науку о государственном строительстве? Один на Востоке, а второй — на Западе? Может быть, мыслители предпринимали попытки построить Новую Страну, в которой у власти, по утверждению Платона, в силу необходимости находятся философы, или как он еще их называет — «аристократы духа»? Не потому ли и в дневниках Елены Ивановны Рерих встречаются имена Конфуция и Платона, что это каким-то образом связано с Иерархией и с Планами Владык?

Да, внимательно рассматривая канву жизни и деятельности этих философов, можно увидеть, что они предпринимали попытки построения Новой Страны. Посмотрим как это было.

КОНФУЦИЙ (551–479 до н. э.)

«Должным образом служить народу»

Конфуция с детства привлекало всё, связанное с государственным управлением и властью. Родившись в Цюйфу, столице царства Лу, в среде высшей знати, он уже в раннем возрасте соединял детскую игру с обрядами и ритуалами, делая игрушечные алтари и жертвенные сосуды, воображая приезд послов и гонцов из других царств. К тому же, испытывая неудержимую любовь к знаниям, он рано выучился читать, а книги того времени представляли собой исключительно записи о деяниях великих царей древности, творцов мироздания и культурных героев. Поэтому Конфуций с детства впитал в себя идеал управления посредством добродетели. Его мысли неуклонно вращались в области устройства и порядка организации жизни общества, государства, души человека. Он никогда не переставал учиться. Можно сказать, что для него с детства девизом жизни были слова: «Учиться и всегда прикладывать выученное к делу — это радость» [1].

В тридцать лет он открывает первую в Китае (если не в мире) частную школу, положив в ее основу идеи общины. Главной задачей ставит воспитание людей, нужных государству. А ведь каждому государству в первую очередь нужны бескорыстные, образованные, благородные люди. По Конфуцию, люди, которые идут во власть, должны это делать с единственной целью — «оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших — лучшими», ведь дело государственных чиновников и правителя государства неразрывно связано с истинным служением Общему Благу.

В общей сложности его школу прошли около 2000 человек, из которых 72 прославились и вошли в историю Китая как мудрые правители Поднебесной. В основе обучения лежало нравственное образование. Учитель Кун-цзы (так называли ученики Конфуция) постоянно говорил своим ученикам: «Вы не сможете управлять делами государства, если не научитесь управлять собой». Поэтому главный акцент в обучении делался на улучшение качеств человека.

Двадцать лет Конфуций ведет школу, обретая опыт воспитания, совершенствуя методики обучения и сам непрестанно учась. «В любой деревне вы сможете найти человека не менее меня добродетельного. — говорил он. — Но вы не найдете человека, который бы более меня был устремлен к учению». Все эти годы философ много общается с государственными чиновниками разных уровней, с правителями провинций и царств. Его авторитет как знатока ритуалов (законов нравственного поведения) и древнего законодательства последовательно растет. И вот, в 501 году до н.э. в его родном царстве Лу приходит к власти молодой правитель Дин-гун. Наслышанный о мудрости Учителя Кун-цзы, он решает встретиться с ним и привлечь к управлению государством. Если говорить современными терминами, то Дин-гун планировал провести кардинальные государственные реформы, и более подходящую кандидатуру вряд ли можно было найти. Правитель вызывает Конфуция на аудиенцию во дворец. Они беседуют, и Дин-гун, очарованный умом мыслителя, через некоторое время предлагает ему взять в управление город Чжунду с прилегающими окрестностями, решив посмотреть, возможна ли практическая реализация идей мыслителя. Поскольку принятие этого предложения давало реальную возможность для реализации идеи «правильного государства» и позволяло создать предпосылки для построения Новой Страны, Учитель Кун-цзы без колебаний принимает предложение. Ведь еще задолго до этого он много раз говорил своим ученикам: «Если мне дадут власть, то я наведу порядок за месяц, а за три года добьюсь процветания».

Конфуций выезжает в город Чжунду и, действительно, за несколько месяцев в корне меняет положение в провинции. Она становится процветающей. Слава об успехах философа быстро разнеслась по царству и некоторые наместники других провинций стали усердно перенимать его методы управления. А правитель царства, Дин-гун, увидев какие ошеломляющие изменения в провинции удалось провести Учителю Кун-цзы в столь короткое время и тот несомненный экономический и моральный успех, который эти изменения принесли, понял, что такого человека необходимо привлекать к управлению всей страной. Он вызывает Конфуция в столицу и дает ему фактически полную власть в царстве, а через несколько месяцев вручает ему также бирку главного судьи. Власть Конфуция становится практически неограниченной. Он активно принимается за дело, привлекает к нему своих учеников, и государство стало быстро набирать силу и авторитет среди соседних царств.

Что в первую очередь придавало такую убедительность его действиям? Историки, исследовавшие жизнь и деятельность Конфуция, единодушны в ответе — неуклонная нравственность и бескорыстие в служении людям, в служении Общему Благу. Одному из сановников, который обратился к нему с вопросом, как избавиться от воров, он сказал: «Если ты обладаешь властью, не кради сам, и тогда не будут красть подвластные тебе люди. Мудрый правитель помогает нуждающимся, а не делает богатых еще богаче».

Постоянством нравственного подвижничества Конфуций завоевал абсолютное доверие жителей государства. Но, с другой стороны, нарастала неприязнь со стороны высших сановников, жаждущих исключительно власти и наживы, поэтому осуществлять строительство «правильного государства», Новой Страны, было очень нелегко. Как говорил сам Учитель Кун-цзы — «нет ничего труднее». Но истинной мерой заслуг была для него благодарность народа. Заботу о людях, уважение к их нуждам он относил к числу важнейших обязанностей правителя, ибо «безнравственно требовать от своих подданных возвышенности духа, обрекая их на нищету и лишения». Мыслитель утверждал также, что надо не только накормить своих подданных, но и обучать их, а управление государством «должно находиться в руках добрых мужей — аристократов духа». Мудрость правителя как раз и заключается в том, чтобы «возвышать добрых мужей», а «малейшее ослабление нравственных усилий, забвение правды сердца губит людское согласие и ввергает мир в хаос».

Почти четыре года Конфуций закладывал основы Новой Страны на своей родине, но тщательно спланированная интрига правителя соседнего царства Ци — Цзин-гуна — расстроила этот план. Изучив слабости Дин-гуна, он прислал ему в подарок ансамбль певиц и танцовщиц из восьмидесяти самых красивых девушек царства, а также сто великолепных лошадей. В результате Дин-гун стал дни и ночи проводить в развлечениях, перестал интересоваться делами государства и не принимал больше ежедневные доклады.

Учитель Кун-цзы понял, что это крах всем его начинаниям. Он подает в отставку и не встречаясь с правителем, покидает со своими учениками пределы царства. Но идею построения Новой Страны он не оставил, и во время своих четырнадцатилетних скитаний, неоднократно предпринимал усилия воплотить ее на территории других государств.

Удалось ли Конфуцию построить Новую Страну? Можно смело сказать, что да, так как, хотя она просуществовала всего четыре года, вызванный ею резонанс ощущается в Китае до сих пор.

Необходимо отметить абсолютное сходство позиций у Конфуция и Платона в отношении того, кто может создать «правильное государство» и управлять им. Оба мыслителя говорили, что управление государством должны осуществлять «аристократы духа» — философы. Но если у Конфуция ученые пока не нашли трактатов по основам государственного строительства, то Платон, напротив, оставил нам целое Учение.

ПЛАТОН (428–347 до н. э.)

«Осуществление такого строя вполне возможно»

Платон родился в Афинах и происходил из древнего царского рода. Детские, юношеские и первые годы взрослой жизни он активно учился всем традиционным для Древней Греции искусствам и наукам. Отдавая дань времени и моде, много занимался поэзией и спортом и во всем имел блестящий успех. Но уже с молодости будущий мыслитель мечтал быть полезным обществу и государству. В одном из своих писем [2] он писал: «Когда я был еще молод, я испытал то же, что обычно переживают многие: думал, как только стану самостоятельным человеком, тотчас же приму участие в общегосударственных делах». Поскольку многие его родственники входили в высшие слои власти, то он, естественно, рос в атмосфере сильных политических страстей. Ему было известно немало событий, предвосхищавших всевозможные политические перипетии, а также закулисные движения мыслей относительно государственных дел и планов. Уже с молодых лет родственники пытались привлечь Платона к политической борьбе. Но в эти годы он еще «был убежден, что они отвратят государство от несправедливости и, обратив его к справедливому образу жизни, сумеют его упорядочить». Сам же предпочитал учиться и наблюдал за всем со стороны. Смотря, что и как делают люди власти, постигая их психологию, юноша предавался занятиям любимой философией. Надо сказать, что философия в Древней Греции в значительной мере отвечала своему названию и была активной составляющей жизни государства, оказывая свое влияние на все стороны жизни — воспитание, образование, внутреннюю и внешнюю политики.

Когда Платону исполнилось 20 лет, он пошел в ученики к знаменитому философу Сократу и восемь лет внимал тому с восхищением, благодарностью и радостью. Тем сильнее был для него удар от жестокой несправедливой смерти Учителя, на которую обрекли Сократа правители города с молчаливого согласия жителей. Это событие обнажило для Платона лживость людей, извращенность обычаев, нравов и царивших тогда законов. «Писаные законы извратились и пали так, — возмущался он в одном из своих писем, — что у меня, искренне исполненного рвения к занятиям общественными делами, в конце концов потемнело в глазах».

Смерть Сократа и тяжелая атмосфера предательства подвигли философа к большому путешествию. Платон уезжает из Афин и двенадцать лет путешествует по странам Востока и Северной Африки. Много учится в самых известных учебных центрах того времени. Изучает математику, философию, астрономию, историю, а также законодательства и государственные устройства разных стран. Последнее становится для него самым главным на всю жизнь. «Я не переставал размышлять, — писал он, — каким путем может произойти улучшение нравов и особенно всего государственного устройства... В конце концов относительно всех существующих теперь государств я решил, что они управляются плохо, ведь состояние их законодательства почти что неизлечимо... И, восхваляя подлинную философию, я пришел к убеждению, что лишь через нее возможно постичь справедливость в отношении как государства, так и частных лиц... Человеческий род не избавится от зла до тех пор, пока истинные и правильно мыслящие философы не займут государственные должности или властители в государствах по какому-то божественному определению не станут подлинными философами».

С такими мыслями Платон и приезжает в конце своего путешествия в Южную Италию, которую называли тогда Великой Грецией. Здесь, в городе Таренте, находился центр пифагорейцев, который возглавлял Архит — известный государственный деятель, ученый, математик, физик и механик. Платон, знакомый с философией пифагорейцев в общих чертах, хотел постичь ее более глубоко. Он становится учеником и другом Архита, который вводит его в сокровенные области мировоззрения Пифагора.

Здесь же, в Таренте, Платон знакомится и с Дионом, родственником сиракузского правителя, тирана Дионисия. Дион был братом жены Дионисия — Аристомахи. Сиракузы в то время являлись мощным городом-государством на острове Сицилия и оказывали большое влияние на все государства и полисы Средиземноморья, контролируя значительную часть морских торговых путей. В письме к своим родным философ дает такую характеристику Диону: «Что касается Диона, то он очень восприимчив ко всему, а особенно к тому, что я говорил. Он быстро и глубоко воспринял всё, как никто из юношей, с которыми я когда-либо встречался. Возлюбив добродетель больше удовольствий и прочей роскоши, он всю свою жизнь пожелал прожить не так, как большинство италиков и сицилийцев».

Диону в то время было 18 лет. Он активно учился и отзывался на всё новое. Познакомившись с Платоном и его учением об идеях, юноша был восхищен и сразу захотел действовать. Тем более что, согласно этому учению, «воплощение идей в действительность есть одно из условий человеческого блага». То есть необходимо практически воплощать идеи в жизнь. Дион, загоревшись идеей «устроить во всей стране счастливую и справедливую жизнь», развернул перед мысленным взором Платона план ее реализации на Сицилии. Он предложил поехать в Сиракузы к правителю Дионисию, увлечь того этой идеей, и построить на ее основе Новую Страну. Платон соглашается. Правда, вряд ли основной причиной его согласия стали доводы Диона о возможности воздействовать на Дионисия. По всей видимости, он рассматривал сложившуюся ситуацию как данную свыше возможность получить практический опыт.

Так началось первое предприятие Платона по строительству Новой Страны на Сицилии.

Правитель Дионисий поначалу хорошо принимает философа и с удовольствием проводит с ним время в беседах. Но довольно быстро охладевает к идее Платона построить «правильное государство», так как это требовало большой внутренней и внешней работы, к чему он был совершенно не расположен. Его больше занимали ежедневные изобильные пиры, развлечения и войны. А Платона утомляла атмосфера пустой жизни Дионисия и лицемерие его окружения. Он так писал об этом своим родственникам: «Когда я приехал, тамошняя пресловутая блаженная жизнь, заполненная всевозможными италийскими и сиракузскими пиршествами, никак не пришлась мне по душе. Не понравилось мне и наедаться дважды в день до отвала, а по ночам никогда не спать одному, а также и другие привычки, связанные с подобной жизнью. Естественно, что никто из людей, живущих под этим небом, с юности воспитанный в таких нравах, не мог бы никогда стать разумным; даже если он одарен чудесными природными задатками, при этих условиях он даже не подумает стать рассудительным; то же самое относится и к прочим частям добродетели».

Платон искренне пытался донести до сознания Дионисия, что изменения в системе государственных уложений на самом деле несложно произвести, на всё нужна только добрая воля, и что эти реформы будут полезны не только для жителей страны, но не в меньшей степени облегчат жизнь самому тирану и членам его семьи. Однажды правитель спросил: «В чем же состоит цель властителя?» На что мыслитель ответил: «Делать из своих подданных хороших людей».

Длительное общение с Дионисием Старшим постепенно начало переходить из стадии бесплодного в опасное. Платон стал стремиться как можно быстрее уехать, но тиран, боясь негативного резонанса общественного мнения в мире Эллады, его не отпускал. Ситуацию усложняли страх, недоверие и лень Дионисия. Это всё более обнажало его тиранические наклонности. В какой-то момент он озлобился и начал держать всех в напряжении слухами о том, что Платона хотят убить. Наконец, он отправляет философа с острова на корабле спартанского посла Поллида, но при этом отдает Поллиду тайный приказ убить его по дороге или, на крайний случай, — продать в рабство. Поллид, опасаясь осуждения общества, не решается на убийство, а продает в рабство на острове Эгина. Правда, друзья быстро выкупили Платона.

Несмотря на печальный исход первой попытки построить Новую Страну на Сицилии, приобретенный опыт был очень значителен. Сам философ так резюмирует свои размышления по этому поводу: «Никакое государство не сможет наслаждаться покоем, опираясь на законы, как бы хороши они ни были, если люди будут считать, что всё нужно тратить на чрезмерную роскошь и что ни к чему не нужно прилагать никаких усилий, разве только к обжорству, пьянству и любовным утехам. Такие государства неизбежно то и дело меняют формы правления, становятся то тираниями, то олигархиями, то демократиями, и нет этим переменам конца. Властители таких государств не хотят даже слышать о справедливом и равноправном строе».

Платон возвращается в Афины после 12-летнего отсутствия. Он покупает землю на территории бывшего сада бога Академа и основывает здесь свою знаменитую школу — Академию, которая будет существовать ни много ни мало — 1000 лет. Только в VI веке, в 529 году, Академия, которую, кстати, заканчивали многие христианские отцы церкви, такие как Василий Великий, Григорий Богослов и др., была закрыта византийским императором Юстинианом.

Главной задачей Академии Платон (как и Конфуций для своей Школы) считал нравственное воспитание и образование передовой молодежи для нужд общества и государственного управления. Действительно, многие слушатели Академии в дальнейшем становились видными законодателями и занимали высокие государственные должности. Можно упомянуть среди них Ликурга, Демосфена и Гиперида. Однако мысль о построении Новой Страны, как это видно из дальнейших событий, не оставляла мыслителя.

В 367 г. до н. э. умирает Дионисий Старший и к власти приходит его сын — Дионисий Младший. Неутомимый и целеустремленный Дион решает использовать этот момент для новой попытки реализовать идею «правильного государства». Он пишет письмо Платону и уговаривает написать самого Дионисия Младшего. В своем письме Дион убеждает Платона «возможно скорее прибыть, пока другие, находящиеся при Дионисии, не вовлекут его в иную жизнь, отвратив от лучшей... Какого более благоприятного времени можем мы ожидать, чем выпавшее нам теперь на долю по какому-то божественному соизволению». Далее он сообщает о своем собственном влиянии в государстве, о молодости Дионисия Младшего, делает упор на стремлении Дионисия к философии. Разворачивая перед Платоном перспективу, он пишет также о том, что к учению жизни Платона можно легко привлечь его племянников и близких, что те, в свою очередь, будут способствовать привлечению к этому делу Дионисия. В завершение Дион пишет, что «если уж когда-либо может полностью осуществиться надежда, что философы и правители великих государств окажутся одними и теми же лицами, то именно теперь».

Конечно, Платона многое смущало и отвращало от данного предприятия, но постепенно он склонился к необходимости совершить вторую поездку на Сицилию и еще раз попытаться построить Новую Страну, потому что, «если я хочу видеть осуществленными свои мысли о законах и государственном строе, то именно сейчас надо сделать такую попытку». Были еще обстоятельства, склонившие чашу в сторону решения «ехать». «Мне было очень стыдно перед самим собой, — писал позже мыслитель друзьям, — что я способен лишь на слова, а сам никогда добровольно не взялся бы ни за какое дело. Кроме того, люди могли бы подумать, что я предал свою дружбу и близость с Дионом, который был тогда в немалой опасности».

На Сицилии Платона встретили с необычайным почетом. Дионисий прислал за ним к пристани роскошную царскую колесницу, и даже сам принес жертву богам, благодаря их за такое внимание к делам в его государстве. Окружение Дионисия поначалу тоже открыто не проявляло своей неприязни. Но, между тем, обстановка была очень тяжелая и, как оценивал ее сам мыслитель, «не подобающая ни ему, ни его учению». Всё было пронизано лицемерием и заражено политическими раздорами. Очень много клеветы было направлено против Диона. Платон, как мог, защищал друга, но атмосфера была уже настолько отравлена, что, по его собственному признанию, он был способен сделать очень немного. Однако его приезд спас жизнь Диону, который хотя и был изгнан с острова через четыре месяца после их встречи, но всё же не пострадал физически.

Платон еще оставался некоторое время в Сиракузах. Много беседовал с Дионисием. Видя желание «учиться и слушать беседы по философии», учил правителя «прежде всего каждодневно жить таким образом, чтобы прийти к согласию с самим собой, иметь как можно больше власти над своими чувствами и приобретать верных друзей и товарищей». Но видел философ со стороны Дионисия также страх и недоверие, так как его окружение плело интриги, внушая тирану мысль, что Дион хочет с помощью Платона помутить его разум и захватить власть. Приближенные едко говорили между собой, что в былые времена сиракузяне разбили мощный афинский флот, а теперь один афинский философ сокрушает всё государство Дионисия. Понятно, что оставаться далее в Сиракузах смысла не было, и как нельзя удачно начавшиеся военные действия поспособствовали отъезду на родину в Афины.

Резюмируя вторую попытку создать Новую Страну на Сицилии, Платон писал: «Если врач дает совет больному, ведущему вредный для здоровья образ жизни, то прежде всего он должен посоветовать ему изменить образ жизни, и, только если тот проявит желание подчиниться, врач может и дальше давать свои наставления. Если же больной не хочет его слушать, то врача, уклонившегося от дальнейших советов такому больному, я счел бы настоящим человеком и сведущим лекарем, а того, кто продолжал бы настаивать на своих советах, я счел бы, наоборот, человеком слабым и неискусным. То же самое и относительно государства: будет ли во главе его один человек или несколько, если государственный строй стоит на верной стезе и правители пожелали бы спросить совета о том, что может им быть полезным, то было бы разумно дать его таким людям. Но есть и такие правители, которые полностью сошли с правильной стези государственного устройства и ни в коем случае не желают на нее вернуться, причем советующему приказывают оставить их строй неприкосновенным, а если кто будет его касаться, тем грозят смертью, либо велят ему давать советы, приноравливаясь к их прихотям и стремлению самым легким и скорым путем сохранить на вечные времена свой строй. Так вот, если кто при таких обстоятельствах продолжал бы давать советы, я счел бы его человеком слабым; отказывающегося же давать далее советы я почел бы за настоящего мужа...

Разумный человек должен таким образом относиться к своему государству: если ему кажется, что оно управляется нехорошо и у него спрашивают совета, он должен давать его в том случае, если ему не грозит опасность говорить впустую или подвергнуться угрозе смерти; совершать же насилие над родиной в виде государственного переворота он не должен, если перемена к лучшему не может совершиться без изгнания и истребления людей; нужно, сохраняя спокойствие, молиться о благе для самого себя и для государства...»

Платон более не питал иллюзий по поводу возможности построить Новую Страну на Сицилии. Мыслитель видел, что Дионисий по существу своему не может «переменить власть тирана на царскую власть». Уже на склоне лет, после третьей поездки на Сицилию, он просит в письме друзей Диона передать всем сицилийцам свой совет: «Так как существуют три вещи — душа, тело и деньги, то в ваших законах вы должны выше всего ставить совершенство души, на второе место — совершенство тела, так как оно стоит ниже души, а на третьем и последнем — почтение к богатству, так как оно — слуга и души, и тела... Установите с божьей помощью царскую власть».

Да, построить Новую Страну на Сицилии Платону не удалось, но важно не это. Важно то, что благодаря опыту, оставленному нам в его наследии, такую возможность имеет любой народ, любое государство, в котором к власти приходят разумные, сердечные политики, для которых благо вверенного им народа стоит превыше всего. Важно то, что «осуществление такого строя вполне возможно».

Время боготворить и время исследовать

Можно привести еще немало примеров из истории человечества, когда великие деятели предпринимали усилия по строительству «правильного государства», Новой Страны, в различных уголках нашей планеты. Эта область истории человечества очень мало исследована. А связь этих проектов с Планами Владык, с Иерархией и вовсе никем из ученых не рассматривалась. В данном контексте исследование В. А. Росова — первое в этом ряду. Ведь Николая Константиновича Рериха большинство людей знает как великого художника. Этому посвящено немало монографий, исследований и статей. Меньшее число людей знает о Рерихе как о мировом общественном деятеле. Но мало кто знает Николая Константиновича как политика мирового масштаба, истинного политика, который в сути своей отвечает характеристике Платона — «политик — это царственный муж».

Большое видится на расстоянии. Придет время и о Николае Константиновиче и Елене Ивановне Рерих будут слагать многочисленные легенды и сказания. Но сейчас, как мне кажется, у ученых есть очень редкая историческая возможность — тщательно, объективно, непредвзято исследовать все документы и свидетельства разносторонней жизни и деятельности всех членов семьи Рерих. Это глобальная и многосторонняя задача, и ее достойное выполнение целесообразнее делать взаимодействуя в исследованиях во имя истины.

Зёрна

По всей Беспредельности разбросаны зёрна космопространственных идей. Попадая на удобренную потом и трудом почву мышления, они прорастают и дают обильные плоды, усиливая Космос и утесняя области хаоса.

Одним из таких зёрен является идея правильного государства, которая не только прижилась на нашей планете и дала свои ростки, но мы — человечество — уже имеем и плоды этой идеи. Не все видят и сознают эти плоды, но ведь и дети малые не сознают своего роста.

Новая Страна уже строится. Придет время, и эти постройки начнут проявляться и на земном плане. Как писала Елена Ивановна Рерих: «На горизонте уже видны башни Звенигорода»...

Санкт-Петербург, январь 2004

Примечания автора

1. Здесь и далее слова Конфуция цитируются по книге «Беседы и суждения Конфуция» (СПб.: Кристалл, 1999).

2. Здесь и далее слова Платона цитируются по изданию: Платон. Собр. соч. в 4 тт. М.: Мысль, 1990-94.»

__________________________

Дата публикации 16.12.06 /на сайте «Адамант»/, текст для публикации предоставлен автором. Первая публикация — в журнале "Дельфис", № 1, 2005 г.

Сайтом «Адамант» был проведен

«Опрос деятелей мирового Рериховского Движения № 3 (зима 2007)

Нами были разосланы нижеследующие вопросы в 16 стран и более, чем 70 корреспондентам. Итоги Опроса представлены здесь в неизменённом виде.

Перечень вопросов к участникам:

Новая Страна

1. В чем Вы видите миссию жизни Николая Рериха; исполнена ли жизненная миссия Н. Рерихом так, как он того хотел? (What was the essense of Nicholas Reoerich’s life mission in your view? Was this mission fulfilled as he wanted?)

2. Как Вы считаете, насколько нова "идея Новой Страны" сегодня? (How do you think, how new is "the idea of the New Country" today?)

3. Возможно ли строительство Новой Страны в наши дни, наносит ли эта идея ущерб чьей-либо государственности или укрепляет её? Связано ли это строительство только с какой-то одной территорией, с одной нацией, народом либо сферой жизни общества? Насколько актуальна эта идея вообще? (Is the construction of the New Country possible today, does this idea damage state interests of some country or strenghtens it? Is this construction connected with one particular territory, people, nation, or any sphere of social life? How relevant at all is this idea today?)


Ruth Drayer
Author of "Nicholas & Helena Roerich,
The Spiritual Journey
of Two Great Artists and Peacemakers"

New Mexico, USA

1 What was the essense of Nicholas Reoerich’s life mission in your view? Was this mission fulfilled as he wanted? DRAYER:In my view, the essence of Roerich's life was to lay down light lines for the future to grow and expand into in terms of the importance of Beauty, unity and world peace through Culture. As Roerich said, if a person is starving, he/she will do so better if beauty surrounds them. Color and Beauty are used by the Hierarchy to raise consciousness. What a wonderful place this planet would be if Beauty was our focus. {Was his mission fulfilled as he wanted????} To answer this, all we have to do is look around the world and ask how much Beauty greets our eyes? Certainly, Nature provides sublime Beauty...but I don't see too much evidence that encourages me to hold the opinion that mankind is cooperating with Nature. Nor do I see art and Beauty being shown the honor and respect that they deserve. If art and culture are the highest measures of mankind ...I think Roerich would be appalled by what he would see.

2 How do you think, how new is "the idea of the New Country" today? DRAYER: If we use the concept of the New Country as a vision of what might be ...someday...it is very relevant. A spiritual country of people living and working together in peaceful, creative ways is a vision worth us all holding together and working towards.

3 Is the construction of the New Country possible today, does this idea damage state interests of some country or strenghtens it? Is this construction connected with one particular territory, people, nation, or any sphere of social life? How relevant at all is this idea today? DRAYER: Its difficult for me to imagine how construction of the New Country is possible today when every inch of land already belongs to some country or principality. I fail to see the logic of going to war to obtain land to form a country of peace. But if the idea is held as a possible ideal...then that is different. Mme Roerich said in her journals that both the Panchen Lama and Roerich were too old at that time for that the new country to be a possibility for them at that time. So that leads me to think...she was able to see it in the future. So there again, if the New Country is a ideal vision we hold for the future... it can happen easier than if it is a vision none of us holds.

Рут Дрэер
Автор книги "Странники:
тайный смысл путешествий
Николая и Елены Рерих"

Нью-Мехико, США

1. По-моему, сущностью жизни Рериха было провести световые линии для будущего, чтобы расти и расширяться, в понятиях важности Красоты, единства и мира во всём мире через культуру. Как сказал Рерих, если человек голодает, то ему/ей будет лучше, если он будет окружён красотой. Цвет и Красота используются Иерархией для подъёма сознания. Каким чудесным местом могла бы стать эта планета, если бы фокусом наших устремлений была Красота.

[Была ли миссия выполнена?] Чтобы ответить на это, всё, что надо нам сделать, это оглянуться на мир вокруг и спросить, как много Красоты радует наши глаза? Конечно, Природа даёт самую высшую Красоту... но я не вижу слишком много свидетельств, которые бы позволили мне придерживаться мнения [укрепили бы меня во мнении], что человечество сотрудничает с Природой. Не вижу я и признаков того, что искусстве и Красоте оказывают уважение и честь, которых они заслуживают. Если искусство и культура — высшие мерила человечества... я думаю, что Рерих бы ужаснулся тем, что он бы увидел.

2. Если использовать концепцию Новой Страны в качестве видения того, что могло бы быть [осуществлено] ... когда-нибудь... тогда она очень актуальна. Духовная страна людей, живущих и работающих вместе мирно и созидательно — видение, которое стоит нам всем удерживать и вместе работать в этом направлении.

3. Мне трудно представить, как построение Новой Страны возможно сегодня, когда каждый дюйм земли уже принадлежит какой-то стране или владению. Я не вижу логики в том, чтобы идти на войну, чтобы добыть землю для создания страны мира... Но если эту идею держать как возможный идеал... тогда это другое дело. Г-жа Рерих в своих дневниках говорит, что и Панчен-лама, и Рерих были в то время уже слишком стары, чтобы новая страна стала для них тогда возможной. Так что это приводит меня к мысли... что она была способна видеть её в будущем. Опять же, если Новая Страна — идеальное видение, которое мы держим для будущего... она может осуществиться легче, чем если бы такого видения никто из нас не удерживал.


With Our Brotherly Greetings
The Agni Yoga of Athens
Greece

1 Nicholas Roerich’main task was to open men’s and peoples’ eyes to Beauty, as expressed in human creativity. And by this to unite men and people in cooperation and interchange of works of art, because it has been said: "Beauty will save the world", or, rather, as the Great Mahatma puts it, "Realisation of Beauty will save the world" and because "Beauty and Morality is one and the same thing".

"Beauty is the force that can bring nations together… Arth and knowledge are the best international languages… They will unify all humanity", proclaimed N. Roerich

Generally speaking, N. Roerich, with his strivings, intended to pave the way for the New Era and for the appearance of God’s Kingdom upon the Earth.

Did he succeed in this effort? It is beyond any doubt that he fulfilled his task, striving to the utmost of his strength, with self-denial, devotion to the great ideas, putting on the altar of the Hierarchical Case his work, his life, even his reputation.

He did succeed, as far as he himself is concerned. And he became a great artist, guide, Teacher, leader. As far as the expected effects on the consciousness of humanity are concerned, no one can feel satisfied, nor N. R. himself, who was met with bitter treachery, slander, ungratitude and misunderstanding that frustrated a considerable part of his work.

But anyway the seed has been sown and it is sure that it will bring the proper harvest in due time.

2 The idea of the New Country is not at all new. It is a very old dream and expectation of the noblest spirits of this earth. Let us remember Plato’s Republic, Tomas More’s Utopia, etc. We can see it also behind the ideals of French and Russian Revolutions, even if they finally lost their way.

Today it still remains a dream and an expectation of every thoughtful human being and all the more since it is a plan and a promise of our Hierarchy.

3 As things stand at the time being, we cannot see any such possibility, at least, not in the near future. The only hope lies in the awakening of humanity’s consciousness in some considerable extent. And we can see some progress toward this direction. But we cannot see enlightened governments that could support this Ideal. Unfortunately, they cannot understand what great profit would result from the adopting of such an ideal for the countries and their people. Because this idea is based on and harmonized with the powerful Cosmic Laws of Cooperation and Reciprocity.

But, then, the coming true of the happy Dream depends on the will and striving of every one of us – the simple everyday men and women. It is "Ivan" who is destined to build the New World by his own "human hands and feet". Yes, this is the task before every "Ivan" and every “Maria” of every country. Because this construction is not connected with some particular territory, people, nation, or sphere of social life, but concerns all humanity and planet, though of course there must be some focal point on the earth, since there can be no construction whatever without a uniting dynamic center. This is also a Cosmic Law.

The question is: Is there a sufficient number of "Ivans" and "Marias" to support the Great Plan?

How relevant is this idea today? Well, the only thing we can say is that this idea is our hearts’ ever present yearning.

С Братским Приветом
Агни Йога Афин
Греция

1. Главной задачей Николая Рериха было открыть глаза людей и народов к Красоте, выраженной в человеческом творчестве. И этим объединить людей и народы в сотрудничестве и обмене произведениями искусства, потому что было сказано: "красота спасёт мир", или, скорее, как выразился Великий Махатма, "сознание Красоты спасёт мир", и потому что "Красота и Нравственность — это одно и то же".

"Красота — та сила, что может свести нации вместе... Искусство и знание — лучшие международные языки... Они объединят всё человечество", провозглашал Рерих.

Достиг ли он успеха в своих усилиях? Вне всякого сомнения, он выполнил свою задачу, стремясь на пределе сил, с самоотречением, преданностью великим идеям, клады на алтарь дела Иерархии свои труды, свою жизнь и даже свою репутацию.

Он достиг успеха — насколько это касалось его самого. И он стал великим художником, водителем, Учителем, лидером. Что же касается ожидаемого воздействия на сознание человечества, никто не может чувствовать удовлетворения, — в том числе и сам Н. К. Рерих, который встретился с горьким предательством, клеветой, неблагодарностью и непониманием, которые подорвали значительную часть его работы.

Но, так или иначе, семя было посеяно, и в должное время непременно принесёт соответствующий урожай.

2. Идея Новой Страны вовсе не нова. Это очень старая мечта и ожидание благороднейших духов этой Земли. Вспомним "Государство" Платона, "Утопию" Томаса Мора и т.д. Мы можем видеть её и за идеалами французской и русской революций, даже если, в конце концов, они сбились с пути.

Сегодня она всё ещё остаётся мечтой и ожиданием каждого вдумчивого человека и тем более, потому что это план и обещание нашей Иерархии.

3. При нынешнем положении вещей нам не видно никакой подобной возможности, по крайней мере, ни сейчас, ни в ближайшем будущем. Единственная надежда — в пробуждении сознания человечества в какой-либо значительной степени. И мы можем видеть некоторый прогресс в этом направлении. Но мы не видим просвещённых правительств, которые могли бы поддержать этот Идеал. К сожалению, они не могут понять, что от принятия такого идеала будет огромная польза для их стран и народов. Ведь эта идея основана на могущественных космических законах Сотрудничества и Взаимодействия и гармонирует с ними.

Но тогда осуществление этой счастливой Мечты зависит от воли и стремления каждого из нас — простых повседневных мужчин и женщин. Это "Ивану" суждено построить Новый Мир "руками и ногами человеческими". Да, это задача, стоящая перед каждым "Иваном" и каждой "Марией" каждой страны. Потому что это построение не связано с какой-то конкретной территорией, народностью, нацией или сферой общественной жизни, а касается всего человечества и всей планеты, хотя конечно должна быть какая-то фокальная точка на земле, ведь не может быть никакого построение без объединяющего динамического центра. Это тоже космический закон.

Вопрос в том, достаточное ли количество "Иванов" и "Марий", чтобы поддержать Великий План?

Насколько актуальна эта идея сегодня? Единственное, что мы можем сказать — эта идея является постоянным благим томлением наших сердец.


Вилли Аугустат
Президент международной Ассоциации
"Мир через Культуру", Европа

1 — Цель и дело всей жизни Н. К. Рериха были очень многогранны, они оказали существенное эволюционное влияние на все сферы жизни, идейно оплодотворив и очистив их. Наряду с его основной задачей поддерживать и защищать труд, которому была посвящена вся жизнь его супруги Елены Ивановны, он расставил направляющие и устремляющие далеко в будущее ориентиры, например, в области искусства, культуры и общественно-политической структуры мира во всем мире! Николай Константинович обладал духовным "зрением" и, переступив границы обычного в различных областях жизни, внес новое и принципиальное для достижения гармонизации и духовного "спасения мира"!

— то, что Н. К. Рерих "должен" был дать миру, было им осуществлено еще в начале Второй Мировой войны - и ждет еще своего открытия и претворения.

2 "Идея" "Новой Страны", которую в представлении Н. К. Рериха следует понимать не географически, но ДУХОВНО, останется актуальной до тех пор, пока не будет претворена в жизнь! Построение (земная реализация) "Новой страны" находится изначально в руках представителей духовно-нравственной элиты всех культур, рас и народов и понимать ее следует как культурную социальную и политическую глобальную программу, основывающуюся на таких принципах как ненасилие и добрая воля, самоответственность и ДУХОВНО-ЭТИЧЕСКОЕ ЕДИНСТВО. Идеи Николая Константиновича, содержат помимо всего прочего, мысли Платона о будущей "ЕДИНОЙ МИРОВОЙ ИМПЕРИИ" со "всемирным правительством, парламентом и мировым федерально организованным политическим единством". Эта идея попирается определенными властями по сей день, но тенденцию в сторону последней уже не остановить. Некоторые государства, страны, регионы, союзы различных государств (континентальные) и т. д. намечают уже сегодня - сознательно или нет - дальнейшие шаги в этом направлении! Наряду с Европой (ЕС) такие мультикультурные, мульти-этнические и "густонаселенные" "огромные империи" как Россия, Индия и Китай играют в этом значительную роль, пополняют же этот перечень стран маленькие инициативные государства (Швейцария, Австрия, Сингапур, Казахстан и др.), основывающиеся на демократических принципах и способные дать своим соседям импульс культурно и социально-политического характера.

3 В духовно-культурном смысле и в сочетании с демократически -этическим "социальным гуманизмом" - возможно! Руководство любого государства заинтересовано в укреплении основ для образования общества с социально-здоровыми гражданами! Программы (идеи) Н. К. Рериха рассчитаны на людей сильного (в этическом плане) характера, на ответственных гражданах, устремленных к совершенствованию и сотрудничеству! Такими людьми УКРЕПЛЯЕТСЯ государство!

Конечно, любое строительство связано с необходимыми к тому предпосылками! Некоторые географически-национальные области имеют благодаря своему прошлому лучшие предпосылки / условия для осуществления идеи "Новой Страны", чем другие. Попросту говоря, идеи Николая Константиновича, тесно связаны с "ЭТИКОЙ", а она синоним таких понятий как положительное социальное поведение, общность, справедливость, гармония и порядок, ненасилие, равенство и равноправие. Условия для создания этически-гуманистического качественного ядра, развивающегося по направлению к "Новой Стране", существуют на сегодняшний день в географически-культурных центрах Средней Европы, России, Индии и Китая. Актуальность этой идеи заключается хотя бы только в том, что народам этих регионов (государств), дабы не вспупить на стезю общественной инволюции, необходима ИДЕЯ, которая устремит их вперед в будущее.

ИДЕЯ Н. К. Рериха — направляет, способствует гармонии, миру и радости! Насколько нам известно, ЛУЧШЕ этого ничего не существует!


Латвийское общество Рериха
Рига

1 Мы не способны оценивать, исполнилась ли или нет жизненная миссия Н. К. Рериха. Это может сделать только сам Н. К. Рерих. Но мы уверенны, что он сделал все, что было в его силах и возможностях, чтобы помочь эволюций человечества, спасти человечество. Мы даже не можем себе представить поле его творчества и достижений. Лучше было бы, если вопрос был – сделали ли мы все, что в наших силах, чтобы идеи, начатые Н. К. и Е. И. Рерихами, воплотились в жизнь? Стали ли мы добрее, научились ли полюбить человека, начали ли борьбу со своей самостью, превратили ли любопытство в истинное познание, научились ли соизмеримости???

2 Идея о Новой Стране не нова и не стара, ибо она все время живет и воплощается. Об этом есть много сведений в работах Н. К. и Е. И. Мы уверенны, что такой вопрос неуместен.

3 Само слово "актуальна" звучит как – "в моде или нет". Для истинного Рериховского движения такой вопрос кажется как проявление несоизмеримости. Нужно больше читать, не забывая о сердце, которое единственное подскажет о соизмеримости.

Не сердитесь за столь суровый ответ.


Андрей Люфт
редактор сайта
"Живая Этика в Германии"
г. Росток

1 – Исполнена ли миссия Н. К. Рериха? – Ответ на этот вопрос известен лишь Тому, кто эту миссию Н. К. Рериху поручал и Кто с него спрашивал, т. е. Учителю М. М. Нам лишь можно гадать со своей субъективной точки зрения, успешна ли была миссия Н. К. Рериха? Мне кажется, что миссия Рериха была настолько многообразна, широка и сокровенна, что даже спустя полвека, когда многие документы широкодоступны через Интернет, трудно оценить вполне объективно. До последнего времени мы знали лишь культурную, просветительскую и художественную часть миссии Рериха. Но в опубликованием работ В. Росова и дневников Е. И. Рерих нам открываются новые грани миссии Рериха, которые лежат в области деятельности Мирового Невидимого Правительства, напрямую затрагивающее политическую жизнь планеты. И здесь не всё однозначно, ибо многие не понимают стратегии Махатм, под непосредственным руководством которых находился Н. К. Рерих. Поэтому нам трудно судить и выполнении миссии Рериха. Со временем понимание миссии Рериха будет расширяться, но ровно настолько, насколько будет расширяться сознание людей.

2 – Есть пророчество, что ветхозаветный пророк Амос (воплощение Н. К. Рериха) будет править северной страной. Рерих придёт, чтобы создать Новую Страну. Рерих придёт в Сибирь и русскую Азию, чтобы продолжить то строительство, которое он начал в прошлой жизни в первой половине прошлого века. Поэтому идея Новой Страны сейчас актуальна как никогда, ибо нет другого пути у Святой Руси как только построить справедливое и духовное государство. Именно такое государство будет основано на общинных принципах Живой Этики. Но для этого нужно всем много потрудиться на ниве просвещения народного сознания. Нужно изучать историю рериховской деятельности в этом направлении. В недавно опубликованных дневниках Е. И. Рерих есть много идей и принципов, на которых должно было основываться создание Штатов Азии со столицей в Звенигороде на Алтае. Все эти данные нужно собрать, систематизировать и приложить к сегодняшней жизни – так может родиться целая программа по воссозданию Новой Страны. Холодные головы и горячие сердца требуются для этой работы. Где вы? Отзовитесь!

3 Возможно ли строительство Новой Страны в наши дни, наносит ли эта идея ущерб чьей-либо государственности или укрепляет её? Связано ли это строительство только с какой-то одной территорией, с одной нацией, народом либо сферой жизни общества? Насколько актуальна эта идея вообще?

Возможно ли строительство Новой Страны в наши дни, наносит ли эта идея ущерб чьей-либо государственности или укрепляет её? – Идея мирного, справедливого общежития не наносит ущерб никому, кроме жуликов, преступников, взяточников и пр. нечисти, которая в Новой Стране получит своё надлежащее место в нижних слоях общества, а не в верхних, как это сейчас имеет место быть в России. Именно этот корыстный и асоциальный элемент российского общества представляет главное препятствие на пути к Новой Стране. Бороться с этим тёмным элементом можно только путём просвещения широких слоёв народа, ибо все эти хитрые, предприимчивые и прожорливые элементы паразитируют на народной необразованности. Это прекрасно видно на примере западного общества, где средний уровень образованности сравнительно высок. Народы старой Европы просто не дают себя оболванить всяким капиталистам-империалистам и идёт постоянная борьба за справедливое распределение общественного продукта, что пока оканчивается в пользу широких рабочих масс. Но много нюансов и будущее не так радужно, как хотелось бы. Духовной культуры не достаёт широким массам Европы, которые гонятся более за материальными благами, чем за культурными. Это положение должно коренным образом отличаться в Новой Стране, где примат культуры над экономикой должен быть первым лозунгом государства. К сожалению, пока во всём мире такого государства нет, ибо везде культуры поставлена на служение экономике, а о духовности вообще речи не ведётся и многие государства просто отделились от неё.

Связано ли это строительство только с какой-то одной территорией, с одной нацией, народом либо сферой жизни общества? – Идея Новой Страны наднациональна, хотя прикреплена к широкой географической области – от Урала и до Индийского океана, вся Азия как оплот Восточной мудрости и традиции. Европейская часть континента не ответит духовным критериям Новой Страны. Сферы общества тоже вполне предсказуемы – это средние образованные слои населения, которые не прозябают в удручающей нищете, но и не относятся к выскообеспеченным гражданам государства. Это вполне понятно, ибо невозможно посвятить свободное от работы время духовным вопросам, если весь день в уме только мысли по зарабатыванию денежным средств. И только срединным путём возможно постепенно идти по пути духовного совершенствования, когда хотя бы какая–то часть дня отдаётся этим вопросам.

Спасибо редакции сайта "Адамант" за организацию этих опросов.


Сергей Аблеев
доктор философских наук
Международная неправительственная ассоциация
"Этика и наука будущего"
г. Тула

1 Жизненная миссия Рерихов, в том числе и Николая Рериха, состояла в создании предпосылок для духовного обновления человечества. Это великая цель, которой служили и служат великие подвижники духа. Теперь мы знаем, что эта миссия предполагала привнесение нового Учения Жизни, укрепление духовной культуры, формирование нового геополитического объединения как основы будущей культуры и цивилизации нового типа. В книгах Учения это объединение обозначалось символом "Новая Страна". Не секрет, что по замыслу Учителей Рерихов Россия должна была сыграть весьма важную роль в появлении этой Новой Страны и ее суперэтноса. Николаю Рериху удалось сделать невероятно много. Вместе с тем, не все планы были осуществлены в соответствии с замыслами Рерихов и их духовных Учителей.

2 Идея Новой Страны, конечно, уже не нова. Но это не отменяет её крайней актуальности, так как историческое воплощение замысла этой Страны еще не состоялось.

3 Принципиально строительство Новой Страны в наши дни, конечно, возможно. Однако в настоящий исторический момент, как и при жизни Рерихов, существует немалое количество политических, экономических и социокультурных обстоятельств, которые крайне осложняют этот масштабный проект. По замыслу Махатм, так называемая Новая Страна предполагала геополитическое и культурное объединение многочисленных народов Центральной Азии и некоторых сопредельных территорий. Во времена Советского Союза значительная часть этих земель и народов входила в единое государство. Теперь ситуация сильно изменилась.

Махатмы крайне скупо выдавали детали замысла Новой Страны. Кроме того, этот замысел был подвижен в деталях и тактике осуществления. Поэтому сейчас идею Новой Страны надо понимать как идею нового культурного и геополитического содружества стран и народов Евразии. Сейчас лишь отдельные политические и культурные лидеры понимают значение такой интеграции. Но для ее реального осуществления необходимо, чтобы идея овладела массами.

Есть основания полагать, что сама жизнь будет подталкивать страны и народы к более тесному сближению. Объединение Европы – показательная иллюстрация развивающейся тенденции. Нарастающая глобализация требует политической открытости, экономического сотрудничества и культурного взаимопонимания. Политические элиты и нации не способные оценить преимущества интеграции, обречены на историческое поражение в этом стремительно меняющемся конкурентном мире.


Алексей АННЕНКО
член Союза журналистов России
г. Абакан

Обычно, прежде чем обсуждать определенную тему, договариваются об основных понятиях. Например, понятии "Новая Страна". Предложенные же вопросы позволяют проявиться самому различному спектру мнений по поводу темы. И это хорошо.

К сожалению, вопросы вольно или невольно вызваны ведущимися спорами о диссертации, в которой тема затронута. Это бросает на рассуждения тень полемичности. Вместе с тем, это конкретный пример, который позволяет посмотреть на проблему не "вообще", а в актуальном ракурсе.

Оппоненты ученого (для которых, видимо, политика – это В. В. Жириновский), довели идею "Новой Страны" в его изложении до абсурда.

В их интерпретации, Рерихи, с одной стороны, хотели всего лишь построить маленький кооператив(!): "Письма Н. К. Рериха конца 1935 – начала 1936 годов… дают более полное представление о "деле Канзаса" исключительно как о кооперативе, который не имел ничего общего с политикой…" [1]

С другой, они приписали Рерихам представления о том, что "исторические события и социальные потрясения были для них лишь далекими отзвуками (!) духовной эволюции человечества", а "мировая история для Рерихов была лишь отблеском (!) космических свершений…" [2] Если «лишь» так рассуждать, то, конечно, не стоит жалеть о каком-то несбывшемся "кооперативе".

Учитывая также, что по представлениям оппонентов: "надземные свершения духовного преображения планеты творились стремлениями и мечтами (выделено мной – А. А.) лучших мыслителей и провидцев человечества, в числе которых были и наши великие соотечественники – Рерихи…" [3], то вообще какие-то реальные действия противопоказаны. Получается замкнутый круг: от земных мечтаний к надземным свершениям и возвращением в виде "отзвуков" и "отблесков". Событиям мировой истории, созидательным трудовым усилиям при таком взгляде на жизнь человечества, места не остается. По логике таких авторов следует абсурдный вывод: в "духовной эволюции человечества" земные экспедиции Рериха 20-х и 30-х годов, в частности, лишь мешали "стремлениям и мечтам".

На самом деле подобные рассуждения лишь показывают степень самообольщения некоторых "рериховцев", которые полагают, что "стремлениями и мечтами» во время чтения книг Живой Этики или созерцания картин Рериха они уже автоматически участвуют в духовном преображении планеты, и духовно растут, и становятся "выдающимися деятелями современного нам мирового Рериховского Движения". Ничего подобного.

Павел Федорович Беликов еще 1979 году писал Г. В. Гаврилову: "Относительно рериховцев в целом я бы посоветовал им забыть слово "рериховец" и начать заниматься серьезно и хорошо своим делом. Каждое хорошо сделанное дело само по себе относится к рериховскому" [4].

В те же годы он писал мне: "Если даже вне сферы духовности в человеке пробуждается доброта, ответственность, благожелательство и творчество, на первых шагах хотя бы в усовершенствовании мотоциклетных моторов, то и эти задатки могут продвинуть дальше, чем битие лба о каменные плиты в храме" [5].

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев был "рериховцем"?

В том и заключается наше счастье, что мы можем не только размышлять о чем мечтал Николай Рерих, "исполнена ли жизненная миссия Н. Рерихом так, как он хотел?", но и имеем перед собой ярчайший реальный пример осознанного строительства своей земной жизни. Как истинный Творец, он, несомненно, хотел большего, чем удалось сделать, но это свойство – неудовлетворенность достигнутым - присуще любому творческому человеку. Недаром Рерих столь часто вспоминал завет, данный ему, молодому художнику: "Рулите выше!". Созидательная планка воздвигалась им все выше и выше и привела к поражающим воображение достижениям. Еще в 1919 году существование и воздействие этой Новой Страны под названием "Держава Рериха" описал Леонид Андреев. Причем, к тому времени проявились лишь некоторые стороны ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Рериха. Но писатель-пророк уже тогда увидел многообразность, державность в будущих построениях Рериха.

С точки зрения понимания "Новой Страны", как Высшего Духовного Идеала, безусловно, она не имеет прямого отношения к "чьей-либо государственности", не связана "с какой-то одной территорией, с одной нацией, народом, либо сферой жизни общества".

Но эта "Новая Страна" существовала, существует и будет существовать. Потому что во все времена есть её граждане, которые в своих действиях утверждают соединение Надземного и планетного, её земное наличие, со-творение. Я имел счастье общения с лучшими гражданами этой страны – Павлом и Галиной Беликовыми, Святославом и Девикой Рани Рерихами, Зинаидой Чунихиной, Наталией Спириной, Борисом Смирновым-Русецким, Николаем Грамматчиковым, Алексеем Окладниковым, Эльфридой Паршиной, Зинаидой Фосдик, Богомилом Райновым… Это первые пришедшие на память имена и лишь из моего личного опыта общения с ныне ушедшими. Есть они и среди ныне здравствующих. Не называю, знаю, чем это может обернуться.

Другое дело, как миссия жизни, исполненная до конца, воплощается после ухода Творца с земного плана. С этой точки зрения овладения идей массами характерен пример Маркса и марксизма.

Недавно я разговаривал с одним умным, поверьте на слово, предпринимателем. Я спросил у него, между прочим, какая фигура в истории вызывает у него наибольшее уважение. Он ответил: "В истории это, безусловно, - Карл Маркс. Для меня это непреложно. Идеи, брошенные им в массы, оказали наибольшее влияние на произошедшие социальные изменения, современное состояние общества. И оказывают влияние! Даже спустя полтора века! В том числе и на меня…"

Мы, в отличие от предпринимателя, можем вспомнить, что сказано в Учении: "Мы знаем книги Маркса и Энгельса, даже наши представители в свое время, беседовали с Марксом. Все их положения легко вместимы нами…" ("Община", 1927).

Взглянем с учетом этого на вопрос организаторов опроса об исполнении жизненной миссии, "как он того хотел?" Вот слова Маркса о том, "как он того хотел":

"Главным руководителем, который должен нас направлять.., является благо человечества, наше собственное совершенствование… Человеческая природа устроена так, что человек может достичь своего усовершенствования только работая для усовершенствования своих современников, во имя их блага.

История признает тех людей великими, которые, трудясь для общей цели, сами становились благороднее; опыт превозносит, как самого счастливого, того, кто принёс счастье наибольшему количеству людей…

Если мы избрали профессию, в рамках которой мы больше всего можем трудиться для человечества, то мы не согнёмся под её бременем, потому что это – жертва во имя всех; тогда мы испытаем не жалкую, ограниченную, эгоистическую радость, а наше счастье будет принадлежать миллионам, наши дела будут жить тогда тихой, но вечно действенной жизнью, а над нашим прахом прольются горячие слезы благородных людей." [6] Отметьте, кстати – не "благодарных", а "благородных людей"!

Как созвучны эти мысли семнадцатилетнего Маркса известным нам записям в дневниках молодого Рериха, в письмах к другу Леону Антокольскому, возлюбленной Елене Шапошниковой...

Свои представления об идеальной "Новой Стране" и Маркс, и Рерих стремились воплотить в жизнь доступными им средствами. Если мы оставим в стороне оценки "плохо-хорошо", то влияние идей Маркса несомненно. Приход к власти марксистов в России и итоги первой мировой войны, существование СССР и вторая мировая война, появление новых государств, создание мировой социалистической системы, крушение колониальной системы, "шведская модель социализма", разделение (объединение) Германии, Кореи, Вьетнама, холодная война, прорыв в Космос, нынешнее развитие марксистского Китая, нынешнее положение России, наше общение в Интернете – это только отдельные зримые вехи. Вряд ли такое провидел Маркс.

Но мы знаем и опыт самых правоверных, российских, марксистов. Тех, кто провозглашал: "Учение Маркса всесильно, потому что оно верно!" Оказалось, что идеи Маркса воспринимались ими односторонне. И они даже скрывали ненужные им произведения учителя, портреты которого висели в каждом "красном уголке".

Выше я привел записи из сборника марксистских произведений. Они лежали в архиве, считалось, что "Экономическо-философские рукописи 1844 года" К. Маркса не должны быть известны широким массам, а только избранным, особо "доверенным". Они были напечатаны лишь после смерти самого правоверного последователя, после ХХ съезда единственно верной марксистской организации.

Оказалось, идеи Маркса и Энгельса можно было рассматривать достаточно многообразно, не только так, как их представляли строители новой, коммунистической страны, члены единственной организации, воплощавшей в себе якобы "ум, честь и совесть" эпохи. Предложения (вспомним 1926 год) отвергались, попытки иного прочтения, иного понимания подавлялись.

Хотя собирались Международные совещания коммунистических и рабочих партий. Принимались резолюции и Меморандумы.

Не напоминает ли это некоторое современное положение в Рериховском движении и действия руководства "единственно верной организации"?

Мы не знаем оценки Марксом результатов воплощения его идей в жизнь его последователями. Мы можем только предполагать.

Во всяком случае, мы свидетели того, что ИДЕИ, выразителем которых стал Маркс, привели и к воздействию на государства, территории, нации, народы, сферы жизни общества.

Согласимся поэтому прежде всего в необходимости вести свободный разговор о "Новой Стране" Рериха. Исполняется ли жизненная миссия Рерихов, давших идею Новой Страны для современности? На мой взгляд – да! Воздействие "Державы Рериха" на современную нам действительность, несомненно. А вот поступаем ли мы согласно велениям Рерихов? Достоин ли, взятый отдельно "рериховец" звания гражданина Новой Страны? И вправе ли мы лишь повторять слова Николая Асеева о Рерихе: "Не нашим поколением, быть может, грядущими – исполнен будет он…"?

Вот лишь малая часть возможного ответа на поставленные Вами вопросы.

1. "Защитим имя и наследие Рерихов", т. 1. МЦР, МАСТЕР-БАНК (!), Москва, 2001, с. 609.

2. Там же, с. 614.

3. Там же, с. 614.

4. "Непрерывное восхождение", т. 1. М., МЦР, МАСТЕР-БАНК, 2001, с. 100.

5. Письмо П. Ф.Беликова автору 19 января 1977 года. Архив А. Н. Анненко. Опубл.: "Непрерывное восхождение", т. 2, ч. 2. М., МЦР, МАСТЕР-БАНК, 2003. с. 116.

6. Карл Маркс. Размышления юноши при выборе профессии. – К. Маркс и Ф. Энгельс. Из ранних произведений. М., 1956, с. 17.»


(Продолжение следует)

К выпуску присоединены следующие файлы: картины Н. К. Рериха «Звенигород», «Горная обитель», "Серебряное царство".

На этом заканчивается текущий выпуск рассылки "ШКОЛА РАЗУМА: Путь к Себе". Через одну-две недели мы снова встретимся, высказывайте свои пожелания, задавайте свои вопросы по адресу rest.esoteric.perasperadastra-owner@subscribe.ru

Всего Вам самого светлого и Удачи!

С уважением, ведущий рассылки Алексей Сеев.


В избранное