Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

"Школа Мудрости: Путь к Себе"

  Все выпуски  

Школа Разума: Путь к Себе Буддийский космос


"ШКОЛА РАЗУМА: Путь к Cебе."   104 Буддийский космос 2011-09-28 13:53 

   Добрый день, друзья - со-путники!         Новым подписчикам рекомендую заглянуть в архив рассылки http://subscribe.ru/archive/rest.esoteric.perasperadastra/.

Приветствую Вас на страницах данной рассылки    

 

В данном выпуске приведены продолжение книги Е.С. Далай-Ламы ХIV Тензина Гьяцо «Вселенная в одном атоме» и книги Константина Устинова «Врата Нового Мира» из серии «Знаки Света». В разделе «Новости и ссылки» смотрите ссылки на фото и видео ресурсы, новости сайта «Спасите Тибет!» о Калачакре-2012 и Калачакре-тантре, формировании групп на Учения Далай-Ламы XIV для буддистов России и посвящение Калачакры,  принятии решения Далай-Ламой XIV по поводу своей реинкарнации. Будем крепить наше сотрудничество во имя высшего блага! Желаю Вам Просветления и огненого преображения на Пути к Себе и в Себе! ОМ РАМ! ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ХРИ ОМ!

Его Святейшество Далай Лама XIV

Тензин Гьяцо - Вселенная в одном атоме: Наука и духовность на служении миру /Океан Мудрости; Элиста; 2010/

В настоящей книге духовный лидер тибетского буддизма Его Святейшество Далай Лама XIV излагает свою точку зрения на возможность духовного сотрудничества между современной наукой и религиозностью с целью устранения страданий в человеческой жизни. На основе личного опыта многолетней религиозной практики, а также знакомства с основными положениями и открытиями современной науки автор обсуждает вопрос возможности выработать единую точку зрения в отношении таких, казалось бы, несовместимых представлений, как, например, эволюция и карма, создавая тем самым предпосылки для целостного взгляда на мир, в котором наука и религия становятся двумя равноправными подходами к изучению единой реальности.

4. Теория Большого взрыва и буддийский безначальный космос

Кто не испытывал чувства изумления, разглядывая безоблачной ночью глубину неба, наполненную бесчисленными мерцающими звездами? И кто при этом не задавался вопросом о том, существует ли и там разумная жизнь? Кто не спрашивал самого себя, является ли наша планета единственным обитаемым местом во Вселенной? На мой взгляд, такие вопросы ставит сама природная любознательность, свойственная человеческому разуму. Попытки найти ответы на них делались на протяжении всей истории человеческой цивилизации. Одним из величайших достижений современной науки является то, что она как никогда прежде приблизила нас к пониманию условий и причин протекания сложнейших процессов, лежащих в основе возникновения Вселенной.

Как и в большинстве древних культур, в Тибете была создана сложная астрологическая система, включающая элементы, которые ныне можно было бы отнести к разряду астрономических знаний, а потому в тибетском языке существуют названия для многих из видимых невооруженным глазом звезд. Уже в древние времена в Индии и Тибете люди научились на основе астрономических наблюдений с высокой степенью точности предсказывать лунные и солнечные затмения. В детстве я провел много ночей, разглядывая небо в телескоп и изучая форму и названия созвездий.

Я помню свою радость, которую испытал при первом посещении настоящей астрономической обсерватории в Дели и планетария Бирла. В 1973 г., во время первого приезда на Запад, я был приглашен Кембриджским университетом Англии прочесть лекции в «Доме сената» и на факультете богословия. Когда вице-канцлер спросил меня, что мне особенно хотелось бы посмотреть в Кембридже, я без колебаний ответил, что прежде всего желал бы посетить знаменитый радиотелескоп на кафедре астрономии.

Во время одной из конференций «Жизнь и сознание» в Дхарамсале астрофизик Пит Хат из Института перспективных исследований Принстонского университета продемонстрировал мне компьютерную модель того, как, по мнению астрономов, разворачиваются события в момент столкновения галактик. Это было удивительное зрелище, целый спектакль. Подобная компьютерная анимация помогает на основе знания определенных условий, существующих непосредственно после космической катастрофы, представить себе, как Вселенная разворачивается во времени согласно основным законам космологии. После демонстрации, устроенной Питом Хатом, мы провели открытое обсуждение. Двое других участников этой встречи, Давид Финкельштейн и Джордж Гринштейн, попытались продемонстрировать феномен расширения Вселенной, используя резиновые ленты с прикрепленными на них кольцами. Я ясно это запомнил, потому что двое моих переводчиков и я сам имели определенные трудности с тем, чтобы на основе такой демонстрации представить себе соответствующий космический процесс. Затем все присутствующие на встрече ученые совместными усилиями попытались упростить изложение, что, конечно же, привело к еще большим затруднениям.

Современная космология, как и большинство современных физических наук, во многом основывается на теории относительности Эйнштейна. Астрономические наблюдения в ней интерпретируются на основе общей теории относительности, согласно которой гравитация рассматривается как искривление пространства и времени, и делается вывод о том, что наша Вселенная в ее современной форме не является ни вечной, ни неизменной. Напротив, она непрерывно расширяется и эволюционирует. В этом я вижу определенное созвучие с базовыми представлениями древних буддийских мыслителей, которые считали, что всякая отдельная Вселенная проходит периоды возникновения, формирования и полного разрушения. В современной космологии еще в 1920-е годы на основе как теоретических расчетов, выполненных Александром Фридманом, так и эмпирических наблюдений Эдвина Хаббла — к примеру, наблюдения того, что так называемое красное смещение в спектре излучения дальних галактик сильнее, чем ближних, — был с несомненностью продемонстрирован факт, что Вселенная искривлена и находится в процессе расширения.

Было высказано предположение о том, что это расширение есть следствие величайшего космического катаклизма — так называемого Большого взрыва, который, как полагают ученые, произошел 12—15 миллиардов лет назад. Многие современные исследователи считают, что уже через несколько секунд после этого взрыва температура достигла той точки, в которой начинаются реакции, приводящие к возникновению ядер легких элементов; впоследствии из них произошла вся существующая в космосе материя. Таким образом, пространство, время, а также вся наблюдаемая нами материя и энергия произошли из этого первичного сгустка вещества и радиации. В 1960 году ученые обнаружили космическое фоновое излучение в микроволновом диапазоне; оно было расценено как эхо или своего рода зарница первичного Большого взрыва. Точные измерения спектра, поляризации и пространственного распределения этого излучения дали подтверждение, по крайней мере в общих чертах, этой теоретической модели происхождения Вселенной.

До момента случайного обнаружения этого фонового излучения между двумя влиятельными школами космологии продолжались нескончаемые дебаты. Одни ученые полагали, что расширение Вселенной представляет собой равномерный процесс; это означает, что Вселенная расширяется с постоянной скоростью, а физические законы сохраняют во времени свою неизменность. Другие считали эволюцию Вселенной результатом космического катаклизма. В число сторонников теории равномерности входили величайшие умы современной космологии, такие как Фред Хойл. На самом деле в какой-то момент, еще на нашей памяти, эта теория была главенствующей среди воззрений на процесс образования Вселенной. В настоящее же время, как мне кажется, большинство ученых согласились с тем, что наличие фонового излучения представляет собой несомненное свидетельство в пользу теории Большого взрыва. Это замечательный пример того, как наука посредством углубленного анализа выносит определенное суждение на основе полученных эмпирических данных. Это же верно, по крайней мере, в принципе, и для буддийской мысли, где считается, что отрицать весомость эмпирических фактов — значит признать себя неспособным вести аргументированную дискуссию.

В добуддийской религии Тибета бон существовали довольно сложные мифы о происхождении Вселенной.

 

Их главными темами были происхождение порядка из хаоса, света — из тьмы, дня — из ночи, существования — из небытия. Эти действия совершались внемирскими существами, которые производили все сущее из своей собственной чистой потенциальности. В других мифах повествовалось о Вселенной как о живом организме, рожденном из космического яйца. В богатой духовно-философской традиции Древней Индии также возникло множество противоречащих друг другу космологических теорий. В них были такие непохожие друг на друга положения, как теория изначальной материи школы санкхья, согласно которой происхождение космоса и жизни в нем есть проявление лежащей в его основе абсолютной субстанции; атомизм вайшешиков, утверждавших существование множества неделимых атомов, образующих «строительные кирпичики», своего рода субстрат реальности; различные теистические теории, указывающие в качестве источника божественного творения богов Брахму или Ишвару; и даже радикальный материализм школы чарвака, которая утверждала, что эволюция мира представляет собой не имеющий определенной цели процесс развития материи на основе случайности, а все психические процессы есть результат сложных соотношений материальных феноменов. Эта последняя позиция почти не отличается от научно-материалистической веры в то, что все проявления сознания можно свести к протекающим в нейронах биохимическим процессам, которые, в свою очередь, могут быть рассмотрены на уровне физики. В противоположность этому буддизм объясняет эволюцию космоса на основе закона причинно-зависимого происхождения, согласно которому возникновение и существование всего следует понимать в терминах сложной взаимосвязи причин и следствий. Это применимо в равной мере как к сознанию, так и к материи.

Согласно древним писаниям, сам Будда никогда прямо не отвечал на задаваемые ему вопросы о происхождении Вселенной. Задающему такие вопросы он, со своей знаменитой улыбкой, приводил в качестве сравнения пример человека, раненного отравленной стрелой. Согласно этому сравнению, такой человек, вместо того чтобы позволить врачу вытащить стрелу и исцелить его, требует, чтобы ему прежде сообщили, к какому сословию принадлежит выпустивший стрелу, как его имя и из какого он рода; чернокожий ли он, смуглый ли или с кожей золотистого цвета; живет ли он в деревне, в поселке или в городе; из какого его ранили лука: простого или самострела; что за тетива на луке — тростниковая, пеньковая или жильная; было ли древко стрелы из дикого или культурного дерева, и так далее. Комментаторы объясняли значение этого ответа самыми разными способами. Одна из точек зрения состоит в том, что Будда отказывался отвечать на такие метафизические вопросы в силу того, что они не имеют прямого отношения к пути Освобождения. Другая позиция, отстаиваемая преимущественно школой Нагарджуны, утверждает, что сами вопросы такого рода сформулированы исходя из предположения о подлинной реальности всего мира, без учета закона взаимозависимого происхождения, а потому любой ответ на него приведет к укреплению веры в наличие неизменной души и независимого самобытия вещей.

Различные школы буддийской традиции располагают соответствующие метафизические вопросы в слегка различающемся порядке. Палийский канон перечисляет десять таких вопросов, оставленных без ответа, тогда как классическая индийская традиция, унаследованная Тибетом, насчитывает их четырнадцать:

1. Являются ли «я» и Вселенная вечными?

2. Являются ли они невечными?

3. Являются ли они одновременно и вечными, и невечными?

4. Являются ли они ни вечными, ни невечными?

5. Имели ли «я» и Вселенная начало?

6. Или они безначальны?

7. Или они одновременно и имеют начало, и безначальны?

8. Или они ни имеют начала, ни безначальны?

9. Существует ли Татхагата после смерти?

10. Или не существует?

11. Или и существует, и не существует?

12. Или ни существует, ни не существует?

13. Тождественен ли ум телу?

14. Или они различны?

Несмотря на зафиксированный в писаниях отказ Будды вступать в дискуссию по данным метафизическим вопросам, буддизм как философская система Древней Индии имеет долгую историю глубокого рассмотрения этих фундаментальных и вечных проблем, касающихся нашего собственного бытия и мира, в котором мы живем. Их анализ стал частью философского наследия и моей собственной традиции — тибетского буддизма.

В буддизме существуют две школы космологии. Одна из них относится к системе абхидхармы, признание которой объединяет многие школы, включая тхераваду, которая на сегодняшний день является доминирующей в таких странах, как Таиланд, Шри-Ланка, Бирма, Камбоджа и Лаос. И хотя буддизм пришел в Тибет в форме махаяны, а именно по линии индийского буддизма, известной как «традиция университета Наланда», психология и космогония абхидхармы стали важной частью тибетского интеллектуального наследия. Первой работой из цикла системы абхидхармистской космологи, попавшей в Тибет, стала написанная Васубандху Сокровищница высшего знания. Второй получившей распространение в Тибете космологической традицией является система, представленная в собрании авторитетных текстов ваджраяны, относящихся к линии теории и практики, известной как система Калачакры, что дословно означает «колесо времени». И хотя согласно традиции создание ядра учений цикла Калачакры приписывается самому Будде, очень трудно точно определить время возникновения самой ранней работы из этой системы. После осуществленного в XI в. перевода ключевых текстов по Калачакре с санскрита на тибетский язык она заняла важное место в наследии тибетского буддизма.

Когда в возрасте двадцати лет я приступил к систематическому изучению работ по космологии абхидхармы, мне было уже известно, что Земля представляет собой шар, и я уже видел в журналах фотографии кратеров на поверхности Луны, а также имел некоторое представление о вращении Земли и Луны вокруг Солнца. Поэтому должен признаться, что, когда я познакомился с классическим представлением космологии абхидхармы по работе Васубандху, она не показалась мне особенно убедительной.

В космологии абхидхармы говорится о плоской Земле, вокруг которой вращаются небесные тела, такие как Солнце и Луна. Согласно этой теории, человечество обитает на одном, а именно — южном, из четырех так называемых континентов, расположенных в кардинальных направлениях вокруг находящейся в центре нашей Вселенной вершины, называемой горой Меру. По сторонам каждого из континентов находятся по два острова, а промежутки между ними заполнены водами огромного океана. Вся мировая система покоится на Земле, которая сама висит в пустом пространстве, поддерживаемая силой воздуха. Васубандху дает подробное описание орбит Солнца и Луны, а также указывает их размеры и расстояние от Земли.

Эти размеры, расстояние и все прочие параметры, содержащиеся в его описании, находятся в полном противоречии с данными современной астрономии. В буддийской же философии существует запрет на использование аргументов, прямо противоречащих эмпирическому опыту. Поэтому нам будет трудно принять данные космологии абхидхармы дословно. Но на самом деле даже и без обращения к современным научным данным можно сказать, что в буддийской космологической модели имеется достаточно внутренних противоречий, которые ставят под вопрос дословное понимание любой из ее версий. Моя собственная точка зрения состоит в том, что многие аспекты космологии абхидхармы должны быть исключены из буддизма.

Вопрос, до какой степени сам Васубандху верил в картину мира согласно абхидхарме, остается открытым. Прежде всего он давал систематическое изложение различных космологических представлений, бытовавших в Индии того времени. Строго говоря, описание космоса и его происхождения — то есть того, что в буддийских текстах называется «вместилище», вторично по отношению к описанию природы и происхождения населяющих его живых существ, называемых в этом контексте «содержимое». Тибетский ученый Гедун Чопел, который много путешествовал по Индии в 1930-е годы, высказал предположение, что содержащееся в абхидхарме описание Земли как южного континента нашей мировой системы отражает реальные географические представления Древней Индии. Он даже попытался предположить, каким реалиям современной географии Индии соответствует описание трех других «континентов». Нельзя точно сказать, являются ли его догадки правильными или же, наоборот, определенные регионы Индии были названы именами мифических «континентов» древней космогонии.

В некоторых древних текстах встречается описание планет как шарообразных тел, находящихся в пустом космическом пространстве, что очень похоже на представление о планетарных системах современной астрономии. В астрологии Калачакры дается точное описание эволюции небесных тел нашей космической системы. Прежде всего образуются звезды, затем возникает Солнечная система, и так далее. Для описания обширности мировых систем как в абхидхарме, так и в Калачакре используется термин тричиликосм (что, насколько я понимаю, приблизительно равняется миллиарду мировых систем); там же содержится утверждение, что в мире имеется бесчисленное множество таких систем. Таким образом, хотя Вселенная в целом не имеет начала и конца, в отношении каждой отдельной мировой системы можно говорить о ее существовании во времени и указывать временные периоды, соответствующие ее началу, середине и концу.

Эволюция каждой отдельной мировой системы описывается в понятиях четырех главных стадий, или эпох: пустота, формирование, пребывание и, наконец, разрушение. Каждая из этих стадий длится в течение огромного промежутка времени, исчисляемого двадцатью средними зонами, и лишь в последнем из этих средних эонов стадии формирования возникают живые существа. Разрушение мировой системы происходит силой одного из трех первоэлементов, исключая землю и пространство, а именно: водой, огнем и воздухом. Тот элемент, который стал причиной разрушения предыдущей мировой системы, становится основой формирования следующей.

Таким образом, в основе буддийской космологии лежит не только идея множественности мировых систем — согласно некоторым текстам более многочисленных, чем песчинки в реке Ганг, — но также представление о том, что все они находятся в процессе постоянного возникновения и исчезновения. Это означает, что Вселенная не имеет абсолютного начала. В свете такой идеи перед учеными встают поистине фундаментальные вопросы. Был ли Большой взрыв единственным или их было много? Является ли Вселенная ограниченной или она безгранична, как это утверждается в буддизме? Будет ли наша Вселенная расширяться бесконечно или, возможно, ее расширение со временем замедлится и даже обратится вспять, что закончится «большим схлопыванием»? Является ли наша Вселенная частью непрерывно воспроизводящегося космоса? Все это очень интенсивно обсуждается современными учеными. Но с точки зрения буддизма возможны еще и другие вопросы. Даже если допустить, что был только один Большой космический взрыв, можно спросить: стал ли он причиной образования всего космоса или только лишь нашей Вселенной? Таким образом, ключевой вопрос заключается в том, является ли Большой взрыв, который, согласно данным современной космологии, стал причиной возникновения нашей мировой системы, также настоящей причиной начала и всего остального космоса?

С буддийской точки зрения идея о существовании единственного и определенного начала представляется крайне проблематичной. Рассуждая логически, из представления об абсолютном начале можно сделать два вывода. Один из них ведет к теизму, то есть к представлению о том, что Вселенная создана разумом, который ей полностью трансцендентен, а значит, находится вне законов причины и следствия. Вторая возможность состоит в том, что мир возник вообще без всякой причины. Буддизм отвергает обе эти возможности. Если Вселенная создана предшествующим ей разумом, возникает вопрос о его онтологическом статусе и о том, в какой реальности пребывает он сам.

Великий индийский логик и эпистемолог Дхармакирти (VII в. н.э.) разработал убедительную и стандартную для буддизма критику теизма. В своей классической работе Обоснование достоверного познания (Праманавинишчая) Дхармакирти рассматривает некоторые наиболее известные доказательства существования Творца, сформулированные теистическими философскими школами Древней Индии. Коротко говоря, аргументы теистов сводятся к следующему: мир внутреннего опыта и внешней материи создан предшествующим им разумом, поскольку (1) все их части взаимодействуют в определенной последовательности и упорядоченно, подобно инструментам плотника; (2) они имеют форму, подобно кувшину; (3) они производят действия на основе причинности, подобно предметам повседневного использования.

Я думаю, что эти аргументы должны быть подобны теистической аргументации, разработанной в западной философской традиции. Согласно им, сама упорядоченность мира свидетельствует о сотворившем его высшем разуме. Так же, как мы не можем представить себе часы без создавшего их часовщика, нам трудно вообразить упорядоченный космос без стоящего за ним разумного творческого начала.

Классические философские школы Древней Индии, разрабатывавшие теистическое понимание происхождения Вселенной, столь же разнообразны, как и аналогичные школы на Западе. Одно из древнейших направлений здесь представлено школой санкхья, которая придерживалась представления о том, что мир создан творческой игрой так называемой первичной субстанции, пракрити, и бога Ишвары. Эта сложная метафизическая теория, признавая естественный закон причинности, объясняла таинственные составляющие мира, такие как творение, цель существования и тому подобное, божественным вмешательством.

Критика Дхармакирти этих положений сводится к демонстрации внутренней несостоятельности теистического подхода. Он указывает, что сама попытка понять происхождение Вселенной в теистических терминах основывается на рассмотрении принципа причинности, но при окончательном анализе теизм будет вынужден от него отказаться. Утверждая наличие абсолютного начала у цепи причинности, теисты тем самым предполагают, что существует нечто, по крайней мере, одна причина, которая сама находится вне этого закона. Таким образом, это начало, будучи по своей сути первопричиной, само оказывается беспричинным. Первая причина должна рассматриваться в качестве неизменного и абсолютного принципа. Если же это так, то каким образом может она производить преходящие вещи и события? Дхармакирти указывает, что такой неизменный принцип сам не может обладать способностью производить действие. По сути, он утверждает, что из самого понятия первопричины следует отрицание метафизических представлений, а значит, они не могут быть доказаны.

Асанга (IV в. н.э.) понимал происхождение мира в терминах теории взаимозависимого происхождения. Согласно этой теории, все вещи возникают и завершают свое существование в зависимости от причин и условий. Асанга выделял три ключевых принципа, управляющих зависимым происхождением. Первым из них является отсутствие предшествующего разума. Асанга отвергал возможность создания Вселенной предшествующим ей разумом, обосновывая это тем, что, предположив его наличие, мы тем самым выйдем за пределы закона причин и следствий. Абсолют, будучи вечным, запредельным и находясь вне закона причинности, не мог бы взаимодействовать с причинами и результатами, а потому оказался бы не в состоянии что-либо начать или прекратить. Второй принцип — непостоянство, который означает, что сами причины и условия, положившие начало миру взаимозависимого происхождения, являются непостоянными и изменчивыми. Третий принцип — потенциальность, который гласит, что нечто не может произойти от чего угодно. Напротив, определенный набор причин и условий производит определенный же ряд результатов и следствий, и между ними должно существовать естественное соотношение. Итак, согласно утверждениям Асанги, происхождение мира следует понимать в терминах бесконечной цепи причинности, без необходимости постулировать наличие некоего запредельного или предшествующего разума.

Буддизм и наука разделяют общее и фундаментальное нежелание постулировать наличие запредельного существа в качестве творца всех вещей. Поэтому можно смело утверждать, что обе эти системы являются в своей философской основе нетеистическими. Однако, если считать Большой взрыв абсолютным началом, что предполагает наличие у Вселенной фиксированного момента возникновения, научная космология волей-неволей вынуждена будет либо признать в качестве причины возникновения мира некий трансцендентный принцип либо вовсе отказаться от дальнейших размышлений об этом космическом событии. Такой принцип может и не быть Богом теистических религий, но тем не менее по исключительности своей роли в происхождении мира это трансцендентное начало окажется чем-то божественным.

С другой стороны, если, как предлагают некоторые ученые, мы сочтем Большой взрыв не абсолютной начальной точкой происхождения Вселенной, а неким моментом нарушения термодинамического равновесия, у нас возникнет возможность более тонкого и комплексного понимания этого события. Я слышал, что многие ученые сомневаются, был ли Большой взрыв абсолютным началом всего бытия. До сих пор эмпирические факты свидетельствуют лишь о том, что наш космос развернулся из предшествующего состояния необычайно высоких температур и плотности. До тех пор, пока различные аспекты этой теории не получат экспериментального подтверждения и не будет достигнуто более глубокое понимание взаимосвязи ключевых положений квантовой физики и теории относительности, многие вопросы, встающие перед научной космологией, останутся в сфере метафизики, а не экспериментальной науки.

Согласно космологии буддизма, мир образован из пяти первоэлементов: всеобъемлющего элемента пространство и четырех базовых первоэлементов — земли, воды, огня и воздуха. Пространство дает всем остальным элементам возможность существовать и проявляться. В системе Калачакры пространство не есть просто полное отсутствие; оно состоит из частиц пустоты, своего рода атомов пространства, которые представляют собой своего рода мельчайшие частицы. Это основа развития и исчезновения остальных четырех элементов, которые возникают из данного элемента и в нем же растворяются. Процесс растворения происходит в следующем порядке: земля, вода, огонь и воздух. Процесс возникновения происходит в обратной последовательности: воздух, огонь, вода и земля.

Согласно Асанге, эти первоэлементы, которые он называет «четыре великих элемента», не следует понимать в грубо материальном смысле. Асанга проводит различие между четырьмя великими элементами, которые больше похожи на некие потенциальности, и теми четырьмя элементами, которые образуют окружающую нас составную материю. Наверное, действие четырех элементов в материальном мире следует понимать как свойства твердости (земля), текучести (вода), теплоты (огонь) и энергии движения (воздух). Четыре первоэлемента возникают в последовательности от более тонкого к более грубому, начиная с предлежащей им причины в виде пустотных частиц, и растворяются в обратной последовательности, возвращаясь к состоянию частиц пространства. Пространство с его частицами пустоты представляет собой основу всего процесса. Термин «частица» возможно, не лучшим образом подходит для описания этих феноменов, поскольку он уже содержит в себе указание на нечто материальное. Но, к сожалению, в текстах нет достаточных описаний, позволяющих точнее определить понятие «атом пространства».

В буддийской космологии цикл существования Вселенной описывается следующим образом: сначала наступает период образования, затем существования, после него наступает период разрушения, за которым следует период пустоты, предшествующий новому циклу. Во время четвертого периода, то есть периода пустоты, существуют только атомы пространства, из которых в дальнейшем и формируются все прочие частицы новой Вселенной. Таким образом, в этих атомах пространства обнаруживается фундаментальная причина существования всего физического мира. Если мы хотим описать процесс образования Вселенной и физических тел населяющих ее живых существ, нам следует проанализировать, каким образом различные формирующие их элементы возникают из атомов пространства.

Именно специфическая потенциальность этих атомов вызывает к существованию все разнообразие Вселенной со всем ее содержимым — планетами, звездами и живыми существами, такими как люди и животные. Возвращаясь к изначальной причине существования в мире материальных объектов, мы в конечном итоге приходим к атомам пространства. Они предшествуют Большому взрыву (то есть началу нового цикла бытия) и представляют собой, по сути, остаток предыдущей Вселенной, подвергшейся разрушению. Я слышал, что некоторые ученые разделяют мнение о возникновении Вселенной в результате так называемой квантовой флуктуации вакуума. На мой взгляд, эта идея перекликается с содержащейся в Калачакре теорией атомов пространства.

С точки зрения современной космологии, понимание состояния Вселенной в первые несколько секунд от начала ее образования представляет собой почти невыполнимую задачу. Часть проблемы состоит в том, что четыре известные нам силы природы — гравитация, электромагнетизм, а также слабые и сильные ядерные взаимодействия — в этот момент еще не функционируют. Они вступают в действие позже, когда плотность и температура начальной стадии развития снижаются настолько, что уже начинают образовываться первые атомы вещества, такие, как водород и гелий. В самом же начале Большого взрыва существует состояние, называемое сингулярностью. Для его описания неприменимы никакие математические формулы или законы физики. В этот момент совершенно неопределимы величины, обычно подлежащие измерению, такие как плотность или температура.

Для научного изучения процесса возникновения Вселенной требуется использование математических формул, а также предполагается существование и действие определенных физических законов. Поэтому следует спросить: возможно ли вообще полное понимание и адекватное описание состояния Вселенной в первые мгновения после Большого взрыва? Мои друзья-ученые говорили, что этим вопросом занимаются лучшие научные умы. Некоторые считают, что решение этих сложнейших проблем может быть найдено в виде объединяющей теории, которая соединит в себе все до сих пор известные законы физики. Возможно, будет обнаружен способ соединить две парадигмы современной физики, которые на данный момент видятся противоречащими друг другу, — теории относительности и квантовой механики. Я слышал, что исходные аксиомы этих двух теорий до сих пор не удалось примирить. Теория относительности предполагает, что при условии наличия достаточной информации возможно точное вычисление состояния космоса в данный момент времени. В противоположность этому из постулатов квантовой механики следует, что мир субатомных частиц может быть описан только в вероятностных терминах, поскольку на фундаментальном уровне все вещество состоит из квантов материи (откуда квантовая физика и получила свое название), которые подчиняются принципу неопределенности. В настоящее время на звание новой объединяющей парадигмы претендуют различные теории с экзотическими названиями, такие как теория суперструн и М-теория.

Существует еще одна проблема, бросающая вызов самой нашей попытке получить полное знание о процессе первичного возникновения Вселенной. Сточки зрения законов квантовой механики, на фундаментальном уровне невозможно точно предсказать, как поведет себя частица в данном конкретном случае. Все предсказания возможны только на основе вероятности. Если это так, то сколь бы мощным ни был наш математический аппарат, поскольку наше знание начальных условий данного феномена или явления всегда остается неполным, мы не в состоянии точно предсказать и понять дальнейшее разворачивание событий. В лучшем случае мы сможем лишь высказать приблизительные предположения, но нам никогда не удастся дать полное и точное описание даже единственного атома, не говоря уж обо всей Вселенной.

В буддизме существует признание практической невозможности получить полное и точное знание о происхождении Вселенной. В махаянском тексте, называемом Сутра цветочной гирлянды, содержится длинное рассуждение о бесчисленности мировых систем и ограниченности человеческого знания. В главе «Неисчислимость» приводится ряд вычислений с использованием огромных чисел, заканчивающийся числами, называемыми «неисчислимое», «безмерное», «беспредельное», «несравнимое». Наибольшее число, которое называется «квадрат неизреченного», представляет собой число под названием «неизреченное», умноженное само на себя. Далее в Цветочной гирлянде эти невообразимые числа применяются к исчислению мировых систем; в ней сообщается, что если «неизреченное» число мировых систем разбить на атомы, в каждом атоме будет содержаться «неизреченное» количество мировых систем, поэтому их количество невозможно исчислить.

Подобным же образом в прекрасных поэтических строках текст сравнивает сложную и пронизанную многочисленными взаимосвязями реальность нашего мира с бесконечной драгоценной сетью, называемой «алмазная сеть Индры», которая распространяется в безграничное пространство. В каждом узелке этой сети расположен драгоценный камень, который связан со всеми остальными камнями сети и все их отражает в себе, отражаясь при этом в каждом из них. По причине глубочайшей взаимосвязи всего во Вселенной без достижения всеведения невозможно иметь полное знание даже об одном атоме, поскольку такое знание предполагает также знание обо всех его взаимосвязях в безграничной Вселенной.

В текстах Калачакры говорится, что до момента возникновения любая Вселенная пребывает в состоянии пустоты, когда все ее материальные составляющие находятся в форме потенциальности, как атомы пространства. В определенный момент, когда созревают кармические предпосылки живых существ, которым предстоит жить и развиваться в этой Вселенной, атомы воздуха начинают объединяться между собой, создавая космический ветер. Затем объединяются атомы огня, создавая мощные потоки жара, текущего сквозь воздух. Вслед за этим собираются атомы воды, создавая проливной дождь, пронизываемый вспышками молний. И наконец собираются атомы земли, которые в сочетании с прочими элементами обеспечивают их уплотнение. Пятый элемент, пространство, пронизывает все прочие элементы как присущая им сила, а потому не имеет собственного отдельного существования. За огромный временной период эти пять первоэлементов формируют тот физический мир, который известен нам из нашего опыта.

Итак, мы рассказали о происхождении Вселенной как о состоящей лишь из смеси безжизненной материи и энергии — так рождаются галактики, «черные дыры», звезды, планеты и мир субатомных частиц. Однако, с точки зрения буддизма, сознание играет в этом процессе ведущую роль. Например, в космологиях Калачакры и абхидхармы излагается мысль о том, что формирование каждой мировой системы тесно связано с кармическими предпосылками живых существ. Говоря современным языком, буддийская космология предполагает, что наша планета образовалась именно таким образом, чтобы на ней могла возникнуть эволюционирующая жизнь огромного количества форм организмов, которые мы видим вокруг нас.

Говоря здесь о карме, я вовсе не утверждаю, что согласно буддизму абсолютно все в мире является ее производным. Следует различать действие естественных законов природы, согласно которым определенный набор причин приводит к совершенно определенным последствиям, и закон кармы, согласно которому приносит свои плоды действие, проистекающее из намерения. Если, например, непотушенный костер в лесу приведет к лесному пожару, то факт, что дерево загорается от огня, превращаясь в уголь и дым, — простое действие естественных законов природы, проявление свойств огня и горючести дерева. В такой последовательности событий не присутствует никакая карма. Но кармичеекая причинность вступает в действие для того, кто зажег в лесу костер и забыл его потушить, что привело к дальнейшим событиям.

Моя собственная точка зрения состоит в том, что весь процесс разворачивания Вселенной относится к области естественных законов природы. Я считаю, что карма вступает в действие в двух пунктах. Когда Вселенная развивается до той стадии, на которой возникают живые существа, ее судьба начинает зависеть от кармы ее обитателей. Труднее понять первичное привнесение кармы, которая представляет собой вызревание кармического потенциала населяющих данную Вселенную живых существ, и вместе с тем является причиной самого ее возникновения.

Способность точно распознавать меру соотношения кармы с естественными законами природы буддийская традиция относит к области всеведения Будды. Проблема состоит в том, как найти соотношение между двумя линиями объяснений: первая, состоящая в том, что всякая мировая система и населяющие ее живые существа возникают в результате действия кармы, и вторая — что существуют естественные, природные законы причины и следствия. В ранних буддийских текстах утверждается, что материя и сознание действуют согласно своим собственным причинно-следственным законам, и это в обоих случаях приводит к появлению новых наборов функций и свойств. На основе понимания их природы, причинных проявлений и функций наблюдатель может вывести умозаключение — как в отношении материи, так и сознания, — что приводит к возникновению знания. Это положение известно как «четыре принципа»: естественных законов, зависимости, функционирования и очевидности.

Возникает вопрос, подвержены ли сами эти принципы (которые фактически представляют собой законы природы с точки зрения буддийской философии) действию кармы или их наличие определяет функционирование кармы живых существ? Эта проблема аналогична вопросу, возникающему в науке в отношении статуса физических законов. Могут ли существовать различные законы природы в разных вселенных или же в любой возможной Вселенной должны выполняться все известные нам законы физики? Если мы решим, что в разных вселенных могут действовать различные физические законы, нам придется предположить (с точки зрения буддизма), что сами законы физики зависят от кармы населяющих данную Вселенную живых существ.

Как буддийские космологические теории описывают разворачивание отношений между кармическими предпосылками живых существ и эволюцией физического мира? Каков механизм связи кармы и эволюции физических систем? В целом тексты Абхидхармы не содержат подробных ответов на эти вопросы. В них лишь говорится, что природные условия существования порождены коллективной кармой живых существ. Однако в текстах Калачакры содержатся описания прямой корреляции между космосом и телами населяющих его живых существ, между природными элементами внешнего физического мира и теми элементами, из которых состоят тела его обитателей, а также между фазами обращения небесных тел и изменениями, происходящими в телесной структуре живых организмов. В Калачакре содержатся детальные описания таких соотношений и их проявлений в жизни живых существ. Например, в этих текстах говорится, что солнечные и лунные затмения могут воздействовать на тела живых организмов за счет изменения ритма дыхания. Интересно было бы подвергнуть такие сообщения, относящиеся к области эмпирического опыта, экспериментальной научной проверке.

Но и все известные мне научные теории происхождения Вселенной оставляют неразрешенными весьма серьезные вопросы. Что существовало до Большого взрыва? Почему он произошел? Что было до него? По какой причине на нашей планете смогла развиться жизнь? Каковы взаимоотношения космоса и его обитателей? Ученые могут просто отмахнуться от таких вопросов, сочтя их ненаучными, а могут, даже признавая их важность, счесть, что они не относятся к области научного рассмотрения. В любом случае оба подхода ведут к признанию пределов научного знания в отношении происхождения Вселенной. Я не сторонник чисто материалистической картины мира. Буддизм считает Вселенную безграничной и безначальной, поэтому я не хотел бы ограничивать рассмотрение Большим взрывом и готов поразмышлять о том, что было до него.

/продолжение следует/

ЗНАКИ СВЕТА - Константин Устинов: Врата Нового Мира

22 июня 2008 - 12 сентября 2008     (выдержки)

Врата вам открыл, но войти можете только сами. "Листы сада Мории. Зов".

От дверей мира дан вам Зов Мой. Понесете его, как чашу, к Алтарю Духа.
Летите легко, как птицы на восходе, открыв духу Врата Сердца. Приведу к Святыне Святынь. Дам Знак проникновенный. В час урочный войдете в Храм Величайший. Ибо Белая Гора - древнейший Ашрам Страны Шамбатион. Дворец Аллал-Минга разрушен, но еще источает магнетизм Владыки.

17. Можно услышать Зов Братства как звучный набат в пространстве. Колокол, зовущий звучанием многие миры. Именно его услышав, через тридцать лет возвратился дух сестры Изар, вовлеченный в магнитный вихрь создания новой планеты. Зов Братства не считаем поэтическим эпитетом, но звучанием Сердец Высоких.

О коллективном воздействии многое было написано, но практика единения может горы разрушить. Известный факт о гибели американского флота во время Второй Мировой войны после моления ста миллионов японцев богине Солнца Аматерасу есть одно из доказательств общей устремленности. Ибо божественный ветер нес наказание.

Зов человечеству устремиться ко благу остается без ответа. Каждый думает, что супермены победят зло. Но время киногероев ушло безвозвратно. Сейчас важнее подвиг духа и время общих усилий в овладении добромыслием, ибо темная ложа так активно устраивает войны и конфликты, зарабатывая барыши на крови и человеческой трагедии. Компании, производящие оружие, стоят во главе многих государств. Пока они убаюкивают мировое сообщество словами о свободе и демократии, бомбы сыплются на головы мирных граждан. Те, кто убивал простых людей и торговал человеческими органами, сейчас возглавляют самопровозглашенные анклавы прозападного толка. Бандиты Европы последовали примеру карибских пиратов, которые грабежом создали свои баснословные богатства. Ирак и его национальные музеи разграблены. Очередь за Ираном как средоточием древней веры огнепоклонников. Для тьмы важно разрушить все очаги высокого почитания. И то, что сейчас творится в Тибете, явлено как наглядное тому подтверждение.

18. Оцените успех по количеству препятствий. Материя противится во всем, даже в самом обыденном. Каждое светлое явление натыкается на стену неприятия. Нужно прилагать невероятные усилия, чтобы пробить брешь в каменной стене невежества.

Каждое устремление словно клич боевой: иначе болото затягивает незаметно. Напрягая находчивость, вырастаем духом. Но трудно поддается изменениям материальная сторона.

Формулу слов отливаете точно, как клише для печатания. Нужно привыкать к тому, что слово острее меча. Поэтому заточим слово как одну из стрел мыслей.

19. Хвалю умение читать между строк. Записи Матери Агни Йоги хранят больше, чем можно прочитать обычному человеку. Генерируя энергии, Зовы из Обители Нашей магнетизируют пространство и упреждают растущую траву вопросов.

Ведению и воображению горных жителей можно позавидовать. Так ярка трансляция мыслеформ - словно смотришь видовой фильм о горном Алтае, снятый с глубокой любовью и знанием родного края.

Плоть от плоти Алтая и кровь от крови Катуни красоту обретаем белой ночью июня.

Но когда планета заряжается на весь год огненной энергией солнца, не страшны становятся зимние ночи, темные, как подземелья Аида.

20. Магнит Нового Мира закладываем. В свое время придет новое построение, как это случилось с пирамидами, и наступит черед библиотечному и производственному комплексу, а также выставочному залу и художественным мастерским. Нельзя войти во врата грядущего с пустыми руками. Когда люди идут на новое место, берут с собою самое ценное, что сумели накопить. Следуя этому правилу, сумеем расстаться с тем, что нас тяготит и является непосильной ношей в пути. Как бы ни был удобен самовар, никто не берет его с собой в поход по крутым горным тропам. Целесообразность правит миром.

21. Свое сомненье не питай вниманием. Ему желаний силу не давай. Сомнение - залог страданья. Сомненье - преткновения трава.

Если духом овладели лень или зависть, нужно вспомнить о самых обездоленных и униженных людях. Мудро послать мысль на помощь бедствующим и попавшим в тяжелые погодные и жизненные условия. Нет лучше упражнения в сострадании, чем молитва о страждущих мира земного. Мятущиеся души найдут успокоение, пребывая в других сферах, прислушиваясь к увещеваниям духов-наставников, провожающих их в Мир Тонкий. В круговерти миров не найти уже начала и конца этого великого колеса воплощений. Но каждый дух добровольно принимает на себя рыцарский плащ плоти, выбирая родителей и дело, которому будет служить всю жизнь.

22. Пройдя все пустыни, одолев бурные моря и темные леса, взойду на Белую Гору, где хранится высшее сокровище моего сердца - Великий Учитель. У порога Обители Твоей преклоню колени, не смея переступить святой порог. Но двери приветливо распахнутся. В глубине блеснет огонь. И тихий голос позовет к себе. Но как войти духу, погрязшему в грехах и боящемуся осквернить чистоту Высокой Обители? Но голос повторит призывно: "Входи! Не думай о том, что было. Оставь страх привычек своих и прими новый образ жизни. Радость небесной встречи не омрачай тенью дня вчерашнего. Входи, очистив душу и омыв сердце слезами раскаяния, и живи, в новизне чистоту постигая. Молитва сердца смоет грязь греха и пыль пути. Лишь бы ехидна гордыни не завелась в доме твоем. И в труде молитвенном постигнешь многие тайны преображения своего. И будет странным казаться, как ты не мог так жить раньше - так же просто и чисто".

Обойдя все горы и покорив все вершины, не каждый сможет определить географию того места, где живет Святой Старец, сиянием серебряной мудрости окруженный. Подумал ли ты о том, с чем ты придешь к Существу, знающему каждую твою мысль наперед? Но даже в храм божий приходят, очистившись постом и молитвой, дабы зловоние невежества не отравило воздуха и аромата чистых снегов. Небесный снег мудрости оседает на голову странника жизни. Но не все принимают время как осаждение мудрости в сердцах. Для большинства жизнь лишь поток времени, за которым ты следишь с крутого берега.

Почему так певучи белые струи Катуни? Потому, что у истоков ее живет Святой Отшельник. И то, что не успел сказать ветрам и горам, уносят говорливые ручейки, текущие с ледников. Вслушайтесь! И шепот воды донесет до вас слова мира белых вершин, где земная белизна сливается с синевой ясного неба. Ни одна мысль блага, ни одно слово молитвы не пропадут в пространстве. Пусть люди молятся за весь мир, за благополучие душ, за благородные деяния сердец человеческих. Белый Старец будет постоянно напоминать о себе, пока поют волны Катуни, пока туман рисует над звенящим потоком удивительный танец воплощенных мыслей Его.

23. Пирамиды как школы обучения яснослышанию и тонкому видению имели особенность притягивать энергию назревающего землетрясения и, вбирая в себя эту силу, гасить ее посредством переработки подземного огня в чистый фохат. Возбуждение памяти, которая в пирамиде обостряется, легко объясняется тем, что сознание человека в особых условиях начинает работать на порядок выше обычного. Исследования должны проводиться методично и со Знаком Владык. Качества исследований могут повести себя по-особому в средоточии токов небесных и земных.

Изменение свойств материи, обогащение пищи и выпаривание воды из всего, что находится внутри, может стать предметом серьезных исследований и явлением огненных феноменов присутствия Высшей Силы на Земле. Построение пирамиды может погасить очаг пьянства, воровства и хулиганства в округе и настроить сознание простых людей на совершенно иную линию поведения. Обучаемость и пробуждение талантов станут необходимым условием такой школы. Но находиться в таком здании можно, лишь учитывая самочувствие каждого ученика и состояние его психики, ибо обостряются чувственные рецепторы и в месте, где два мира стоят рядом, трудно будет различить, где реальное явление, а где галлюцинация, которая есть лишь клочки разложившихся мыслеобразов, толкающих к обликам болезненного воображения.

Как магнит волевых токов пирамида будет привлекать как положительные, так и отрицательные явления, приводя к завершению кармические следствия. Трансформируя токи тамаса в чистую духовность, или саттву, это построение замкнет цепь высокой связи планеты и ее защитной флюидической сети.

Мать Мира ткет неустанно свою огненную ткань.

Явление озоновых дыр указывает на перенасыщенность планеты смрадом империла. Огромные пространственные трубы опасны так же, как и истончение озонового слоя. Сгущение облаков создает защиту от мощной радиации солнца. Грозы расщепляют водород и создают эффект обогащения озонового слоя.

24. "Новые обстоятельства рождают и новые полеты". Входящий в восходящие потоки эволюции попадает в вихрь новых событий, которые приносят корабль жизни к берегам неведомого понимания. Борьба за сердца человеческие так ожесточенна. Каждый старается присвоить себе право распоряжаться чужой душой. Но мощь огненная космоса лишь помощь нашему зерну духа, в которой он ощущает себя, как в родном гнезде. И, будучи самостоятельным в своем выборе решений, зерно духа приближает нас к исполнению Воли Высшей, которая знает лучше нас силу наших талантов и нужду духа и тела.

Управление сознанием токами Высшего "Я" повышает эффективность работы ума, включая его функции в бесконечное поле возможностей сознания. Ум не есть сознание, но лишь малая его часть. Интеллектуальные поиски учитывают лишь информационную составляющую Великого Океана Знаний, не применяя или почти не применяя остальные шесть уровней его, высший из которых восходит к излучениям Божественного Света.

Солнечная активность в ее невиданном усилении есть не что иное, как насыщение системы высшими формами знания. Земная действительность такова, что, прежде чем придет шестая раса, нужно подготовить пространство для ее прихода. От разумности его зависит электризация нового мира.

Фохат не просто скопление искр пространственного огня, но слияние многих, малых и больших, невидимых разумов. Сплавляется сознание в единый кристалл духа, в котором будет место для каждого цветка благородной мысли. Сад Мира не прекращает цвести. И в нем многообразие огней не кажется вычурным и кричащим.

25. Рождение нового Солнца, отлитого в тени лунной пралайи, явит приход солнечного одиннадцатилетнего цикла, в котором наше светило проявит себя как небесная огненная печь, где будут плавиться не только стихии, но и сознания.

Использование металлов для массового производства создает притяжение подземного огня, ибо назначение его - проводить в глубь тела планеты токи разных светил, преображающих инертную массу однообразия тамаса, вбирая и сохраняя не только жар солнца, но и поток сознания, в котором трансформируются новые духовные силы.

Оболочка мысли - слова, а мысли - оболочки духовных веяний. Деньги - фантики человеческого существования. И внешний вид или упаковка предлагают поверить, что внутри находится товар превосходного качества. Но часто это лишь жест, отвлекающий внимание от искусного фокуса. Майя любит радужные наряды и сама в них скрывается и играет ими. А простым смертным кажется чудом хоровод разноцветных искорок.

26. Заложение пирамиды станет памятным событием, отмечающим начало нового солнечного цикла, знаменующего вхождение в эпоху огня, в первые ее пределы. По традиции строительство начиналось осенью, с первого сентября, или Нового Года.

К сроку все будет готово. К сроку сложатся удачно все обстоятельства. Пока идет накопление сил и возможностей, пока собираться будет библиография всех форм использования пирамидальных построений.

Работа с тяжелыми кармическими элементами человеческими есть основная задача таких построений. Пробуждение общей памяти Чаши и разрушение преград, построенных водами забвения, есть наука будущего. И ее мы применим в таких построениях. Также устройство библиотек и читальных залов и классов для обучения может стать прорывом в педагогике, ибо каждый являет собой неисчерпаемый океан для новых познаний.

27. Не стелите ковры почитания перед всеми встречными. Для кого-то нужна суровость и холодный прием. Часто это ставит на место распоясавшуюся самость. Как ледяная вода приводит в чувство пьяниц, так и суровость может стать самым действенным лекарством от снобизма.

Не нужны зеркала там, где и так очевидно все различимо. Но любители волшебных зеркал, в которых самые безобразные люди могут видеть себя молодыми и красивыми, не для нас. Эволюция не строится на усугублении заблуждений, но на голой правде и фактах.

Легион червей не затупит лезвие меча духа. Сожжем тьму и формулу мира подарим как разрушение всех препятствий. Сияние силы увеличим и вослед посмевшему украсть какую-то вещь в нашем доме скажем: "Избавивший нас от старых вещей отягчил карму свою, но это значит, что нам пора приобрести новую вещь".

Великая горечь океана человеческих слез испарится от жара великого. Все преступники отойдут на Сатурн и будут удалены в сферу Вечного Безмолвия.

Удумаем, как помочь в создании комплекса центра духовного. Ибо мастерская должна быть использована мастерами новой жизни.

28. Нужно до конца исчерпать опыт земных жизней, в оковах плоти и материи уметь себя почувствовать свободным творцом. Живущему в вихре творческих энергий не нужны особые условия для возвышения духа. Поиск причин, препятствующих развитию сознания, лишь оправдание собственной несостоятельности и приложение недостаточных усилий для проявления предназначения.

Исчерпавший океан слез знает, что множество страданий человек доставляет сам себе. Все слезы полны саможаления, а не скорби о нуждах мира или сострадании к малым и сирым. Страдание - самый лучший земной учитель. И оно удаляет из сердца соль и яд мира до тех пор, пока сквозь пелену саможаления не вспыхнет яркое солнце любви ко всему человечеству. Лишь тогда можно считать завершенным путь души на Земле. Пусть он течет спокойно. Река миновала крутые пороги. Но горизонты возможностей могут пугать, как простор океана. Без корабля и надежного капитана здесь не справиться.

29. Не в многословии скрывается мощь мировой формулы. Словно удар молнии звучит она. Словно взмах магического жезла. Но лишь сила духа, взявшая на себя ношу ответственности и дисциплины, способна воздействовать на реторту мирового фохата, чтобы создать достойную реакцию. Личная ответственность заложена в приказе. Ярость приказа, как волна сокрушающая, указывает на устремленность космоса и участие его в делах земных. Непоколебимость исполнения утверждает чаша высшей власти. Молот времени кует сроки событий. Все сужденное не случается, но исполняется.

Камень основания храма заложим на четыре угла. И крест силы четырех стихий соединим в центре. Духу дадим свободно творить в пространстве собираемых энергий.

30. Запах меда слышать - редкое явление. И Пчелка пришла с Венеры, как и многие другие из вас. Хрустальное сердце или метеорит явлен. Борьба идет между молодыми за влияние на дела Долины.

31. В древности был обычай заключать в столб, ступу или пирамиду реликвию или священный артефакт, который должен был воздействовать на окружающее пространство как магнит, излучающий благодатные эманации. Вследствие этих воздействий изменялось сознание не только людей, живущих рядом, но и разум стихий, как самых плотных, так и высоких. Ни один город, ни одно село не могли существовать без такой святыни. Всякая связь распадается, если нет такого начала, привлекающего божественные токи. Заложение магнитов на особых местах считалось наиболее важным делом начала строительства. От этого действия зависело, станет эта земля процветать или будет подвержена всем напастям мира земного.

С медицинской точки зрения, при помощи построения пирамид или храмов совершалась дезинфекция пространства. Если в поздние времена Египта их превратили в склепы, то в ранние периоды это были Дома Жизни, позволяющие правильно жить и исцеляться людям, если на то была нужда. Вода заряжалась особой энергией и омолаживала физическое тело. Лекарства давали наибольшую эффективность в лечении, а продукты, хранящиеся в пирамиде, приобретали пищевую ценность, превышающую в пять-десять раз питательность обычного продукта. Заживление ран и язв при незначительном нахождении в пирамиде происходило гораздо быстрее, чем где-либо. Электроприборы работали гораздо активнее и дольше. В некоторых пирамидах устанавливались кристаллы или зеркала, играющие роль видящих камней. Навигационная и электрическая мощь таких устройств не знала равных во все времена. Обычная свеча в условиях пирамидного пространства горит гораздо дольше. Целое направление науки может проводить свои исследования, приводя к результатам невиданным.

32. Светим всем, не отбирая свет ни у кого, - как одинокая звезда, озаряющая пространство. Источаем из себя благомыслие и добротворчество, и этим счастливы. Солнцу подобны сердца Бодхисаттв, которые остались в пределах планеты из величайшего сострадания к людям. Как может оставить пастух свое стадо при виде стаи волков? Как может воспитатель бросить в беде малышей, заблудившихся в лесу? Мир так слеп без поводырей. Уставшая душа бьется, как бабочка - в стекло. И кто откроет окно, чтобы выпустить ее наружу?

33. Открываются Врата Мира. Невиданный свет и жар несут кому-то исцеление и просветление, а кому-то неминуемую гибель и тягость сердечную.

Для кого Солнце каждое утро посылает мысли, напитывая пространство озоном чистоты? Лишь для тех, кто может уловить в его касаниях присутствие Божественного Разума. Кто, приветствуя его возгласом "Ура!", впитает в себя силу его мыслей и преобразит их в свет невиданных идей?

Нет напрасных воплощений. Чему-то учится существо человеческое в классе каждой жизни. И медленно, но верно понимает закон осознания себя как воплощенного луча одного из светил, способного проводить в мире плотной материи накопленный опыт Высших Миров. Но, обладая только таковым, невозможно удержаться на этой сфере бытия. Поэтому некоторые недостатки можно рассматривать как якорь, который держит сознание в человеческом теле, для того чтобы оно не уплыло в верхние миры.

Тамас нельзя называть тьмой или чистым невежеством. Без него не может развиваться чистая мысль. Он как перегной или ил для роста растений невиданной красоты. Само Древо Мира корнями укреплено в низшей гуне и благодаря тому, что перерабатывает низшие энергии, привлекает высшие. Чистая саттва эфемерна, как аромат цветов. Без сосуда нельзя удержать даже воду, обозначающую раджас в стадии земной. Но дух должен быть уплотнен или в чем-то растворен, прежде чем сможет проявить себя и быть замеченным.

/продолжение следует/

НОВОСТИ И ССЫЛКИ:

ЗНАКИ СВЕТА - http://znakisveta.ru/index.html

Фотографии Горного Алтая, Знаки http://znakisveta.ru/foto.html

Картины Н.К.Рериха - Серии "Sancta", "Мессия", "Сикким", "Его страна": http://grani.roerich.com/gallery/sancta.htm

Наталия ЗАЙЦЕВА-БОРИСОВА: http://www.nzb8.ru/news/

Николай ДУДКО: Буддийское искусство «ТАНКА»   http://www.thangka.ru/rus.html

Спасите Тибет: Буддийские фильмы - http://savetibet.ru/category/films/

Буддийские видеоматериалы: http://video.yandex.ru/users/lung-ta/

Ассоциация трансперсональной психологии и психотерапии/ видеобиблиотека: http://www.atpp.ru/library/video/

Тибет глазами путешественника. Часть 1:

http://savetibet.ru/2011/05/02/tibet-glazami-puteshestvennika-chast-1.html

Тибет глазами путешественника. Часть 2

http://savetibet.ru/2011/05/15/tibet-glazami-puteshestvennika-chast-2.html

http://www.svirel.com/ - Свирель Кришны Источник музыкального наслаждения /много прекрасной бесплатной духовно-развивающей музыки/

О проекте: Проект Свирель Кришны - музыкальный сайт для любителей красивой музыки. Получайте наслаждение и удовольствие в каждом звуке, наполненном Верховной Личностью Бога Кришной.  Мудрость Вед

Ты можешь выполнять предписанные тебе обязанности, но у тебя нет права наслаждаться плодами своего труда. Никогда не считай, что результаты твоих действий зависят от тебя, но при этом не отказывайся от выполнения своих обязанностей. Бхагавад-Гита (2:47)

Знай же, что все самое чудесное, прекрасное и величественное в этом мире - лишь искра Моего великолепия. - Господь Кришна. Бхагавад-Гита (10:41)

TIBETCD /музыка/ http://tibet-cd.narod.ru/

СОХРАНИМ ТИБЕТ! http://www.savetibet.ru/category/news/ Фонд тибетской культуры и информации: новости

Агни Йога (Живая Этика), Теософия, наследие семьи Рерихов, Е.П.Блаватской и их Учителей - http://forum.roerich.info/

Terra Theosophy Forum - http://forum.terra-theosophy.com/portal.php - THE SYNTHESIS OF SCIENCE, RELIGION AND PHILOSOPHY

БУДДА-ТВ / Интернет-телевидение / записи телеканала - http://yatv.ru/ru/channel,records?shortname=buddhatv

БУДДИЗМ: все ролики lung-ta - http://video.yandex.ru/users/lung-ta/

Office of His Holiness the Dalai Lama
June 20, 2011

Kalachakra 2012
Mahayana Guest House
Bodh Gaya, Bihar
Dear Kalachakra 2012 Committee members:
I am happy to inform you that His Holiness the Dalai Lama has agreed to confer the Kalachakra Initiation in the sacred Buddhist site of Bodh Gaya, India from December 31, 2011 to January 10, 2012 as requested by the late Dorjee Khandu, Chief Minister of Arunachal Pradesh, before his tragic death in a helicopter crash in April 2011. We are happy to learn that you will soon be launching your news official website at
www.kalachakra2012.org
Best wishes,
Yours sincerely,
Tenzin Taklha
Joint Secretary

Калачакра-тантра. http://abhidharma.ru/A/Tantra/Kalachakra.htm

Калачакра (санск. Kalacakra; тиб. Дунгкор (Dus 'khor), букв. "Колесо времени", полное тибетское – mchog gi dang po’i sangs rgyas phyung ba rgyud kyi rgyal po dus kyi ‘khor lo) – божество медитации, йидам Калачакра-тантры. Калачакра-тантра была впервые проповедана Буддой Шакьямуни за год до Махапаринирваны. В "Калачакра-тантре" об этом сказано: "Так же, как Учитель запустил метод Праджняпарамиты на Пике Грифа, так же он запустил у ступы Дханьякатака все методы (этой) Тайной Мантры". Калачакра-тантру относят к тантрам высшей йоги (ануттара-йога-тантрам).
"Поскольку эти учения были переданы тайным проявлением Будды, тем, кто находился в мистическом состоянии очищенной кармы и восприятия, то не имеет большого значения, была ли тантра изложена во время жизни исторического Будды. Тем не менее, истинный корень Калачакра-тантры был сформулирован самим Буддой во время его жизни". Е.С. Далай-лама XIV.

Открыт набор в группы для участия в Учениях Далай-ламы для буддистов России и посвящении Калачакры в Индии

Верховный лама Калмыкии об Учениях Его Святейшества Далай-ламы для буддистов России
Зима 2011/2012 отмечена двумя весьма знаменательными событиями, которые пройдут на исторической родине буддизма ― в Индии. С 19 по 21 декабря в Дхарамсале, на севере страны, состоятся третьи Учения Его Святейшества Далай-ламы для буддистов России. Учения в Дхарамсале, которые уже приобрели статус ежегодных, даруются по просьбе досточтимого Ело Ринпоче, постоянно работающего в Бурятии, и верховного ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. В программе учений 2011 года ― посвящение Чакрасамвары, комментарии к философским трактам буддизма, ответы на вопросы российских буддистов. Организаторы учений: Буддийский центр «Ринпоче Багша» (Бурятия), Центральный хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни» (Калмыкия), Объединение буддистов Тувы (Тува), Фонд содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма «Сохраним Тибет» (Москва).
С 31 декабря 2011 по 10 января 2012 в Бодхгае, священном месте, где Будда Шакьямуни достиг Просветления, состоится тантрическое посвящение Калачакры. Предваряя посвящение, Его Святейшество Далай-лама дарует своим последователям из разных стран предварительные учения по текстам Камалашилы «Срединные ступени медитации», Гьялсэ Тогме Сангпо «37 практик Бодхисаттвы», геше Лангри Тхангпы «Восемь строф о тренировке ума» и Нагарджуны «Восхваление Запредельного».
Как сообщалось ранее, по просьбе организационного комитета и лично верховного ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, даты Учений Его Святейшества Далай-ламы для буддистов России в Дхарамсале, максимально приближены к датам предстоящей Калачакры.
Таким образом, российские последователи буддизма, планирующее традиционное зимнее паломничество в Индию, смогут посетить сразу два ключевых события: Учения Его Святейшества Далай-ламы для буддистов России в Дхарамсале и посвящение Калачакры в Бодхгае.
В главном храме Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни» открыт набор в паломнические группы для участия в предстоящих учениях и посвящениях. Число участников Учений Его Святейшества Далай-ламы для буддистов России в 2010 году составило свыше 1.200 человек из России и стран СНГ, а всего в программах российских учений приняли участие 5.000 буддистов из разных стран мира. В этом году, в связи с тем, что два важнейших и очень редких посвящения ануттарайога-тантры (посвящения Чакрасамвары и Калачакры) будут проведены в Индии в течение одного месяца, число участников российских учений может быть существенно выше. В этой связи организационный комитет призывает российских паломников начинать подготовку к поездке заблаговременно. Подробнее - http://savetibet.ru/2011/09/04/dalai-lama.html

ЗИМНЕЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО В ИНДИЮ
ПРОГРАММА

Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 19-21 декабря
Учения для буддистов России
Посвящение Чакрасамвары
Комментарии к философским трактатам буддизма
Ответы Е.С. Далай-ламы на вопросы российских буддистов
Разъяснительные лекции геше Лхакдора, директора Библиотеки тибетских трудов и архивов (22-23 декабря)

Бодхгая, штат Бихар, Индия, 31 декабря – 10 января
Посвящение Калачакры

31 декабря – 2 января
Его Святейшество Далай-лама, монахи монастыря Намгьял и старшие ламы выполнят подготовительные ритуалы для подготовки и освящения пространства (молебны, построение мандалы и другие древние ритуалы).
3–5 января
Его Святейшество Далай-лама дарует предварительные учения по текстам Камалашилы «Срединные ступени медитации» (гомрим барпа), Гьялсэ Тогме Сангпо «37 практик Бодхисаттвы» (лаклен содунма), геше Лангри Тхангпы «Восемь строф о тренировке ума» (лоджонг цик гьема) и Нагарджуны «Восхваление Запредельного» (джигтен ле депар тёпа).
6 января
Монахи монастыря Намгьял исполнят ритуальный танец.
7–9 января
Его Святейшество Далай-лама дарует посвящение Калачакры.
10 января
Церемония подношения молебна о долголетии Его Святейшества Далай-ламы.
ВНИМАНИЕ!
Участники Учений Его Святейшества Далай-ламы для буддистов России должны прибыть в Дхарамсалу не позднее утра 18 декабря 2011, в Бодхгаю ― не позднее 30 декабря 2011. Учения в Индии даются бесплатно, однако всем прибывшим в Дхарамсалу необходимо зарегистрироваться в Офисе Учений для буддистов России (на территории главного храма Цуглакана) и получить пропуск. Для регистрации нужно предоставить паспорт и фотографию 3 x 4 см. Регистрация будет открыта за 3 дня до начала учений. Для участия в посвящении Калачакры в Бодхгае по прибытии также необходимо оформить пропуск, предоставив фотографию и паспорт.

Далай-лама XIV намерен принять решение по поводу своей реинкарнации в возрасте 90 лет

Далай-лама общается с участниками конференции религиозных лидеров тибетского сообщества, прошедшей 22-24 сентября 2011 г. в Дхарамсале.
С целью положить конец сенсационным заметкам досужих журналистов и туманным планам китайских властей по поводу его реинкарнации, Далай-лама XIV опубликовал официальную декларацию, в которой разъяснил, что примет решение, когда ему будет "около девяноста лет". Этот документ, подчеркивающий, что партийные пропагандисты в Пекине не имеют ни малейшего права формулировать какие-либо соображения на этот счет, был представлен на завершившемся 24 сентября в Дхарамсале совещании глав четырех школ тибетского буддизма и религии бон.
"Когда мне будет около 90 лет, я проведу консультации с высшими ламами традиций тибетского буддизма, тибетской общественностью, а также другими заинтересованными лицами из числа последователей тибетского буддизма, чтобы еще раз оценить, должен ли сохраниться институт Далай-лам или нет. На основе этого мы и примем решение", цитирует декларацию Его Святейшества сайт центральной тибетской администрации (ЦТА).
Если будет принято решение, что следует и далее искать реинкарнации Далай-ламы и есть необходимость в признании Далай-ламы XV, говорится далее в документе, ответственность за этот процесс будет возложена в первую очередь на специальных служителей института Далай-лам Ганден Пходранг. “Они должны провести консультации с различными главами традиций тибетского буддизма и принесшими клятву защитниками дхармы, неразделимо связанными с линией Далай-лам”. Получив их советы и указания, они должны осуществить процесс “поиска и признания в соответствии с традициями прошлого”.
“Я оставлю письменные инструкции на этот счет. Следует помнить, что кроме признанной посредством таких легитимных методов реинкарнации, не может быть принята никакая другая кандидатура, избранная по политическим соображениям кем бы то ни было, в том числе и в Китайской народной республике”, подчеркивает Далай-лама.
“Реинкарнация может состояться либо в силу добровольно принятого человеком решения, либо в силу его кармы, заслуг и молитв. Вследствие этого только сам [осознанно] перерождающийся человек может решать, где и как он или она перевоплотится, и каким образом следует искать эту реинкарнацию. Никто другой не может оказывать давление на [осознанно перерождающегося] человека или манипулировать им”.
"Особенно неуместно вмешательство в процесс поиска реинкарнаций, особенно реинкарнаций Далай-лам и Панчен-лам, китайских коммунистов, которые осознанно отвергают саму идею прошлых и будущих жизней, не говоря уже о концепции перерожденных тулку", отмечается в документе. "Такое грубое вмешательство противоречит их собственной политической идеологии и разоблачает их двойные стандарты. Если подобное положение сохранится и в будущем, для тибетцев и тех, кто следует тибетской буддийской традиции, будет невозможным принять его или согласиться с ним", указывается в нем.
Как сообщил журналистам профессор Самдонг Ринпоче, 23 сентября Далай-лама XIV обсудил эту декларацию с участниками 11-го совещания глав и представителей четырех школ тибетского буддизма и традиционной религии бон.
В соответствии с традицией тибетского буддизма специальная комиссия занимается поиском маленького мальчика, которого по определенным признакам можно признать перерождением влиятельного ламы. Однако Далай-лама намекал, что намерен выбрать преемника еще до своей кончины, или инициировать референдум по вопросу об избрании нового Далай-ламы. И так же, как это произошло в процессе поиска Панчен-ламы XI, Пекин в перспективе станет раскручивать собственного назначенца, противопоставляя его тому или той, кого признает реинкарнацией Далай-ламы тибетское сообщество.
По странному совпадению именно в эти дни в российской прессе распространились слухи, что преемником Далай-ламы определен 9-летний мальчик из Монголии, выбранный среди 300 кандидатов, проживающих в Непале, Индии, Монголии и Калмыкии. Источником сенсации, как сообщалось, послужила заметка из монгольской газеты Ундэсний Шуудан. Секретарь канцелярии Далай-ламы Тензин Такла опроверг эти сведения как “недостоверные слухи”, отметив, что механизм запуска подобной сенсации еще предстоит выяснить.
Валерий Никольский

Видео. Тибетская масляная скульптура http://savetibet.ru/2011/09/18/butter-sculpture.html

Видео. Итоги Дзогчен Форума в Москве http://savetibet.ru/2011/09/15/video-itogi-dzogchen-foruma-v-moskve.html

На этом заканчивается текущий выпуск рассылки "ШКОЛА РАЗУМА: Путь к Себе". Через одну-две недели мы снова встретимся, высказывайте свои пожелания, задавайте свои вопросы по адресу rest.esoteric.perasperadastra-owner@subscribe.ru

Всего Вам самого светлого и Удачи!

С уважением, ведущий рассылки Алексей Сеев.


В избранное