Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

"Школа Мудрости: Путь к Себе"

  Все выпуски  

Школа Разума: Путь к Себе Эволюция, карма и мир живых существ


"ШКОЛА РАЗУМА: Путь к Cебе."   105 Эволюция, карма и мир живых существ 2011-10-31 18:17 

   Добрый день, друзья - со-путники!         Новым подписчикам рекомендую заглянуть в архив рассылки http://subscribe.ru/archive/rest.esoteric.perasperadastra/.

Приветствую Вас на страницах данной рассылки    

 

В данном выпуске приведены продолжение книги Е.С. Далай-Ламы ХIV Тензина Гьяцо «Вселенная в одном атоме» и книги Константина Устинова «Врата Нового Мира» из серии «Знаки Света». В разделе «Новости и ссылки» смотрите ссылки на фото и видео ресурсы, новости сайта «Спасите Тибет!» о Калачакре-2012 и Калачакре-тантре, формировании групп на Учения Далай-Ламы XIV для буддистов России и посвящение Калачакры, ежедневной практике, созерцании как искусстве трансформации сознания, срочной резолюции Европарламента по Тибету, призыве 27 общественных организаций к ООН, петиции «Обещаю вступиться за Тибет!». Будем крепить наше сотрудничество во имя высшего блага! Желаю Вам Просветления и огненого преображения на Пути к Себе и в Себе! ОМ РАМ! ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ХРИ ОМ!

Его Святейшество Далай Лама XIV

Тензин Гьяцо - Вселенная в одном атоме: Наука и духовность на служении миру /Океан Мудрости; Элиста; 2010/

В настоящей книге духовный лидер тибетского буддизма Его Святейшество Далай Лама XIV излагает свою точку зрения на возможность духовного сотрудничества между современной наукой и религиозностью с целью устранения страданий в человеческой жизни. На основе личного опыта многолетней религиозной практики, а также знакомства с основными положениями и открытиями современной науки автор обсуждает вопрос возможности выработать единую точку зрения в отношении таких, казалось бы, несовместимых представлений, как, например, эволюция и карма, создавая тем самым предпосылки для целостного взгляда на мир, в котором наука и религия становятся двумя равноправными подходами к изучению единой реальности.

5. Эволюция, карма и мир живых существ

Ответ на вопрос «Что есть жизнь?», в рамках какой бы традиции он ни задавался, представляет собой большую трудность для любых интеллектуальных попыток составить непротиворечивую картину мира. Буддизм, как и современная наука, исходит из базового предположения о том, что на самом фундаментальном уровне не существует качественного различия между материальной основой тел живых существ, включая человека, и неодушевленного предмета, скажем, камня. Человеческое тело, так же, как и камень, возникает в результате объединения материальных частиц. На самом деле весь космос и все содержащиеся в нем объекты состоят из одного и того же вещества, которое находится в процессе постоянного круговорота; согласно научным представлениям, атомы нашего тела некогда входили в состав звезд, далеко отстоящих от нас в пространстве и времени.

Каким же образом тело человека становится столь отличным от камня, что может быть опорой для проявления жизни и сознания? Отвечая на этот вопрос, современная биология обращается к представлению о возникновении высших способностей в результате усложнения организации неживой материи. Другими словами, она повествует о том, как сложные соединения простейших атомов постепенно образуют молекулярные и генетические структуры, а затем различные формы органической жизни возникают просто на основе нового сочетания материальных элементов.

Дарвиновская теория эволюции составляет основу современной биологии. Эта теория, и особенно содержащееся в ней положение о естественном отборе, рисует величественную картину происхождения разнообразных форм жизни. Насколько я понимаю, теория эволюции и естественного отбора представляет собой попытку объяснить существование удивительного множества различных живых организмов. Поразительное богатство форм жизни и огромное различие между разными видами живых существ наука объясняет возникновением новых форм путем изменения предшествующих, добавляя при этом, что вновь возникающие свойства лучше соответствуют изменившимся условиям окружающей среды, а потому именно они наследуются последующими поколениями, тогда как виды, хуже приспособленные к выживанию в данных условиях, постепенно вымирают.

Итак, согласно теории Дарвина, все сложные живые существа произошли из первичных простейших форм жизни. И поскольку все живые организмы принадлежат к эволюционной линии, восходящей к единому предку, из этой теории следует изначальная взаимосвязь всего живого в мире.

Впервые о теории эволюции я узнал во время своего первого визита в Индию в 1956 г., и примерно в это же время мне довелось познакомиться с некоторыми аспектами современной биологии. Но лишь много позже я смог обстоятельно побеседовать о дарвиновской эволюционной теории с настоящими учеными. Как это ни смешно, но первым человеком, который помог мне более полно узнать эту теорию, был не представитель научного мира, а ученый-богослов. В 1960 г. для встречи со мной в Дхарамсалу приехал Хьюстон Смит. Мы говорили о мировых религиях, о необходимости взаимопонимания между их последователями, о роли духовности в условиях возрастающего материализма в современном мире, а также о возможных точках соприкосновения между буддийской и христианской мистикой. Тем не менее в наибольшей степени меня заинтересовала тема современной биологии и особенно сообщение о ДНК, о том, что многие тайны жизни, возможно, заключены в удивительных свойствах этих чудесных биологических спиралей. Когда я вспоминаю своих учителей в науке, то всегда причисляю к ним Хьюстона Смита, хотя и не уверен, что он сам согласился бы с такой характеристикой.

Стремительное развитие биологических знаний и особенно революционные открытия в области генетики в невероятной степени углубили наше понимание роли ДНК в мистерии жизни. Своим собственным пониманием современной биологии я во многом обязан объяснениям моих великих учителей, таких как Роберт Ливингстон из Калифорнийского университета в Сан-Диего. Он был очень терпеливым наставником и, объясняя новую тему, внимательно смотрел на слушателя сквозь стекла своих очков. Кроме того, этот ученый был глубоко озабочен проблемой всеобщего ядерного разоружения. Среди его подарков мне есть разборный пластиковый макет мозга, стоящий теперь на моем письменном столе в Дхарамсале, и составленный им от руки список ключевых понятий нейробиологии.

Дарвиновская теория объясняет богатство флоры и фауны, составляющих окружающую нас живую природу, сюда входят растения и те организмы, которые буддисты называют «чувствующими существами». До настоящего времени она не была никем опровергнута и предлагает наиболее связное и непротиворечивое научное объяснение эволюционного происхождения различных форм жизни на Земле. Эта теория во многом применима и на молекулярном уровне, то есть на ее основе возможно объяснение приспособляемости и отбора как на макроскопическом уровне целых организмов, так и в понятиях генетики. Но, несмотря на ее замечательную применимость к пониманию всех уровней существования жизни, эта теория не рассматривает концептуальный вопрос о том, что такое вообще жизнь. Существует ряд ключевых положений, которые, согласно современной биологии, характеризуют то, что можно называть жизнью, такие как способность живых организмов быть саморегулируемой системой и наличие у них механизмов, обеспечивающих самовоспроизведение. Кроме того, одно из ключевых определений жизни состоит в способности развиваться по направлению от хаоса к упорядоченности, что называется «негативная энтропия».

Буддийская абхидхарма, напротив, определяет термин сог (тиб. srog), тибетский эквивалент понятия «жизнь», как то, что поддерживает тепло и сознание. Это различие является чисто семантическим лишь до некоторой степени, поскольку, согласно буддийским мыслителям, понятие «жизнь» относится только к чувствующим существам, но не к растениям, тогда как современная биология обозначает этим словом более широкую категорию организмов, вплоть до одноклеточных. Определение абхидхармы расходится с тем, что принято в современной биологии прежде всего потому, что главным мотивом создания любой теории в буддизме является постановка моральных проблем, которые имеют смысл лишь в отношении высших форм жизни.

Центральным пунктом дарвиновской теории эволюции, насколько я понимаю, является естественный отбор. Что это означает? Биологическая модель описывает естественный отбор как ряд случайных генетических мутаций с последующей борьбой живых организмов за выживание, в результате которой побеждает наиболее приспособленный, или, точнее говоря, все сводится к тому, что одни организмы имеют больше шансов на производство потомства, чем другие. Каждая новая особенность живого организма проверяется воздействием условий окружающей среды. Те организмы, которые наилучшим образом выдерживают это испытание, а также побеждают в борьбе с другими организмами за выживание, дают большее потомство, а значит, являются лучше приспособленными для выживания в данных условиях. По мере того как из всех новых признаков, возникающих в результате случайных мутаций, сохраняются наиболее подходящие для условий окружающей среды, имеющиеся виды живых организмов претерпевают изменения.

Теория естественного отбора может считаться объяснением того, как возникают новые виды живых организмов, а также каким образом, например, современные люди развились из своих обезьяноподобных предков. Несмотря на очевидное внешнее различие, люди и шимпанзе имеют 98% сходства в структуре своих ДНК; разница лишь в 2% обеспечивает все различие между этими двумя видами (различие между ДНК человека и гориллы составляет 3%). На генетическом уровне эта теория объясняет, каким образом генные мутации, которые происходят естественным путем и являются случайными, могут пройти естественный отбор и дать начало новым разновидностям живых существ. Генные мутации рассматриваются как движущая сила эволюции на молекулярном уровне. А естественный отбор, по мнению ученых, представляет собой механизм, приведший к возникновению и развитию групп нейронов (передающих, рецепторных и прочих), положивших начало появлению разных форм мозга, в результате чего в конечном итоге стало возможным возникновение таких особых качеств живых существ, как, например, человеческое сознание.

Естественный отбор считается также ключевым элементом процесса самого зарождения жизни, при котором в первичном протоорганическом «бульоне» возникали (возможно, поначалу просто случайно) особые, способные к самовоспроизведению молекулы или даже самовоспроизводящиеся кристаллы. От моего знакомого физика Стефена Чу из Стэнфордского университета я узнал, что его группа разрабатывает модели для понимания происхождения жизни на основе физических законов. Согласно имеющимся на данный момент представлениям о происхождении органической жизни, вскоре после образования Земли молекулы РНК (рибонуклеиновой кислоты), в обычных условиях весьма нестабильные, могли возникать и самовоспроизводиться без посторонней помощи. В процессе естественного отбора из них возникли более сложные и устойчивые молекулы ДНК (дизоксирибонуклеиновая кислота, главный носитель генетической информации). Жизнь же стала возможна с возникновением еще более сложных образований, таких, которые сохраняли генетическую информацию о самовоспроизведении в ДНК, а свои тела строили из белков.

Первый организм, состоящий из ДНК, РНК и белков, ученые называют Лукой. Этот гипотетический прародитель всей остальной жизни на Земле должен был быть подобен бактериям, живущим глубоко под поверхностью почвы или в горячих источниках. Посредством самовоспроизведения и естественного отбора от этого Луки произошли все остальные живые организмы. Слыша это имя, я всегда улыбаюсь, поскольку так же зовут моего многолетнего итальянского переводчика.

Такая модель эволюции предполагает ряд небольших и постепенных изменений, ведущих в конечном итоге к возникновению огромного разнообразия свойств живых организмов, которые затем проходят через сито естественного отбора. Существуют слегка различающиеся версии этой гипотезы. Например, возможно, что в свойствах организмов происходили неожиданные и существенные изменения, а значит, эволюция протекала скачкообразно, как ряд сильных и внезапных перемен. Обсуждается также вопрос, является ли естественный отбор единственным механизмом этих изменений или существуют также и другие факторы.

Развитие генетики в самое последнее время предоставило огромное поле для уточнения и усложнения нашего понимания процессов эволюции на молекулярном и генетическом уровне. За сравнительно короткий период, еще до наступления пятидесятой годовщины открытия в 1953 г. Джеймсом Ватсоном и Фрэнсисом Криком структуры ДНК, была закончена полная расшифровка генома человека. Это огромное достижение обещает стать основой совершенно невероятных новых технологических и медицинских разработок. Сам я впервые узнал о расшифровке человеческого генома несколько необычным образом. В тот день, когда американский президент Билл Клинтон и британский премьер Тони Блэр выступили с совместным сообщением об этом событии, я находился в США и принимал участие в ток-шоу Ларри Кинга. Обычно я слушаю новости только рано утром и в конце дня, поэтому я не знал об этом сообщении, сделанном около полудня, и когда Ларри Кинг обратился ко мне с вопросом, что я думаю по этому поводу, я представления не имел, о чем идет речь. Я никак не мог связать сообщение о выдающемся научном открытии с пресс-конференцией двух ведущих мировых лидеров. К тому же мое интервью транслировалось по спутниковой связи, что сильно затрудняло беседу. Так случилось, что эту новость принес мне Ларри Кинг, ведущий программы «Ларри Кинг в прямом эфире».

Со временем я узнал обстоятельства этого поразительного научного достижения. Мне представилась возможность побеседовать с некоторыми учеными, работающими в этой области, в частности с генетиком Эриком Ландером из Массачусетского технологического института, который показал мне свою лабораторию в Институте Броуда, где множество мощных компьютеров работали над расшифровкой генома, и продемонстрировал некоторые этапы вычисления последовательностей генов.

На одной из конференций «Жизнь и сознание» Эрик объяснял сложность генома, сравнивая его с ганджуром, собранием текстов, приписываемых традицией самому Будде и переведенных на тибетский язык. В этом собрании содержится более ста томов, каждый из которых насчитывает около трехсот страниц. Вся «книга» человеческого генома содержит двадцать три «главы», двадцать три человеческие хромосомы, и в каждый набор генома (по одному набору от каждого из родителей) входит от тридцати до восьмидесяти тысяч генов. Каждая из «глав» написана на длинной цепи ДНК трехбуквенными словами с использованием четырех «букв»: А, Ц, Г и Т — аденин, цитозин, гуанин и тимин, — составляющих самые различные комбинации.

«Представим себе, — говорил Эрик, — что за миллионы лет копирования этой книги в ее текст постоянно вкрапливаются небольшие неточности, подобно тому, как при переписывании от руки ганджура в него могут вкрасться грамматические ошибки, подстановки слов и разночтения. Эти ошибки будуг повторяться пои последующих копированиях, что в дальнейшем станет основой для возникновения последующих вариаций, и так далее. Некоторые из таких оплошностей могут не оказывать никакого влияния на прочтение текста, тогда как другие будут иметь далеко идущие последствия. В таком каноническом тексте даже одна с виду незначительная ошибка, например, замена частицы с отрицательной на утвердительную, может полностью изменить смысл всего предложения. Мутации, сопровождающие эволюцию живых организмов, подобны именно таким случайным изменениям в написании».

Согласно мнению биологов, с которыми мне доводилось беседовать, большинство ученых согласны с тем, что все генетические мутации являются совершенно случайными. Но когда изменение уже совершилось, вступает принцип естественного отбора, который предоставляет наибольшие шансы для выживания лишь самым приспособленным особям. Как сказала на конференции «Жизнь и сознание» в 2002 г. американский биолог Урсула Гуденаф: «Все мутации совершенно случайны, отбор же абсолютно целенаправлен». С философской точки зрения мне видится совершенно непротиворечивой идея о том, что все эти мутации, имеющие далеко идущие последствия, происходят естественным путем, но то, что они совершенно случайны, — такой ответ меня не удовлетворяет. Остается открытым вопрос: следует ли саму эту случайность понимать как объективное свойство реальности или же как некий род скрытой причинности?

В отличие от науки в буддийской философии не обсуждается вопрос о том, каким образом живые существа возникли из неживой материи. На самом деле в буддизме отсутствует даже признание того, что этот вопрос представляет собой реальную философскую проблему. В лучшем случае здесь существует неявное предположение о том, что возникновение живых организмов из неживой материи есть просто одно из проявлений закона причинности, результат неких первичных условий и природных законов, управляющих всем бытием. Тем не менее в буддизме существует признание проблемы понимания того, как чувствующие живые существа возникли из основы, не наделенной способностью к переживаниям.

Здесь виден интересный контраст между буддизмом и современной наукой, который, возможно, отчасти является следствием сложных исторических, социальных и культурных различий в условиях развития этих двух традиций изучения мира. Для современной науки, по крайней мере, с философской точки зрения, критическая граница проходит между неживой материей и живыми организмами, тогда как буддизм более склонен рассматривать разделение мира на бесчувственную материю и чувствующих существ.

Можно задать вопрос, почему существует различие между этими двумя подходами? Одна из возможных причин того, что современная наука придает такое большое значение переходу от неживой материи к живым существам, лежит в самих основах методологии науки. Я подразумеваю здесь редукционизм, но скорее не как метафизическую установку, а именно как методологический подход. Основной подход науки состоит в том, чтобы попытаться объяснить феномены с точки зрения их элементарных составных частей. Как может жизнь возникнуть из безжизненного? На одной из конференций «Жизнь и сознание» в Дхарамсале работающий в Цюрихе итальянский биолог Луиджи Луизи рассказал мне об исследованиях его группы, которая занимается проблемой лабораторного зарождения жизни. Ведь если современная теория происхождения жизни из сложно организованной неживой материи верна, ничто не мешает создать жизнь искусственно, собрав воедино все необходимые для этого условия.

Буддизм проводит это разделение совершенно по-иному — между чувствующими существами и бесчувственным миром, — поскольку главной задачей для него является устранение страданий и обретение счастья. Согласно буддизму, эволюция космоса и возникновение живых существ, то есть на самом деле все, относящееся к области рассмотрения как естественных, так и гуманитарных наук, относится к сфере первой из Четырех благородных истин, изложенных Буддой в его первой проповеди. Согласно Четырем благородным истинам, (1) страдание — неотъемлемое качество всех непостоянных феноменов, (2) это страдание имеет причину, (3) возможно полное прекращение страдания, (4) существует путь, ведущий к этому прекращению. По моему мнению, область научного рассмотрения входит в Первую благородную истину, поскольку наука изучает материальную основу страдания, рассматривая весь его спектр: «вместилище», то есть условия окружающей среды, и «содержимое» — обитающих в ней чувствующих существ. Вторую благородную истину, объясняющую причины страдания, мы находим в сфере ума, то есть в области психологии, сознания, эмоций и кармы. Третья и Четвертая благородные истины находятся полностью за пределами научного рассмотрения и относятся исключительно к сфере философии и религии.

Фундаментальное различие между буддизмом и наукой — проводим ли мы в своем рассмотрении черту между чувствующими существами и бесчувственным миром, или же между живыми организмами и неживой материей, — проявляется, кроме всего прочего, в том, как эти две исследовательские традиции подходят к рассмотрению сознания. С точки зрения биологии, сознание представляет собой вторичное явление, будучи характеристикой только некоторой части живых организмов, но не жизни в целом. В буддизме же, поскольку здесь понятие «живое» относится лишь к чувствующим существам, сознание становится первоочередной характеристикой жизни.

Одно из неявных допущений, которое я часто обнаруживаю, знакомясь с традицией западной мысли, состоит в том, что в истории эволюции само существование человека имеет некий исключительный статус. Эта исключительность часто понимается в таких терминах, как «душа» или «самосознание», которыми, как предполагается, наделены одни лишь люди. Возникает даже представление о трех стадиях развития жизни: неодушевленная материя, живые организмы и человеческие существа. В основе такой точки зрения лежит идея, что люди относятся к совершенно иной категории организмов, чем растения и животные. Строго говоря, такой подход нельзя назвать научным.

В противоположность этому, если мы рассмотрим историю буддийской философской мысли, то обнаружим, что здесь животные считаются гораздо более близкими к человеку организмами, чем растения, поскольку и люди, и животные относятся к категории чувствующих существ. Такое понимание основывается на представлении о том, что, если рассматривать их с точки зрения способности к переживанию, между людьми и животными нет существенной разницы. Животные, точно так же, как люди, стремятся избежать страданий и обрести счастье, а также испытывают боль и удовольствие. С буддийской точки зрения, и люди, и животные, наделены одинаковой, но разной степени сложности способностью, называемой по-тибетски шепа (тиб. shes pa), что значит «сознание». В буддизме отсутствует представление о какой-либо уникальной, имеющейся лишь у человека «душе». С точки зрения наличия сознания, различие между людьми и животными является лишь количественным, но не качественным.

В ранних буддийских писаниях существуют различные повествования о человеческой эволюции, которые затем повторяются в многочисленных более поздних текстах раздела Абхидхармы. Буддийский космос в этом описании состоит из трех сфер: мира желаний, мира форм и мира отсутствия форм, которые представляют собой ряд все более утонченных состояний бытия. Мир желаний характеризуется тем, что пребывающие в нем живые существа способны испытывать чувственные желания и боль; именно в этой области обитают люди и животные. В противоположность этому в мире форм совершенно отсутствует боль, и пребывание в нем характеризуется преимущественно чувством наслаждения. Тела обитателей этого мира состоят из света. И наконец, мир без форм находится всецело за пределами любых физических восприятий. Пребывание в нем сопряжено с состоянием полной равностности, и существа этого мира лишены какой-либо материальной телесности, пребывая на нематериальном, ментальном плане. Существа высших уровней мира желаний, а также обитатели миров форм и бесформенного относятся к числу небожителей. Следует заметить, что на все эти области распространяется действие Первой благородной истины. Эти райские обители, о попадании в которые мы, возможно, мечтаем, непостоянны; все они подвержены своим собственным видам страданий и перемен.

Эволюция людей на Земле понимается буддизмом как результат падения из этих небесных обитателей некоторых существ, исчерпавших свою карму, которая обеспечивала им пребывание в более высоких сферах. Здесь не говорится о каком-то изначальном грехе, предопределившем это падение; просто такова природа переменчивого бытия, в котором действие причин и следствий вынуждает существ менять свое местообитание, то есть умирать. Когда эти существа впервые испытали падение и очутились на Земле, они некоторое время еще сохраняли былую славу. Считается, что люди первой земной эпохи были подобны богам. Они вступали в мир посредством «спонтанного рождения», имели очень привлекательную внешность, их тела излучали сияние, они были наделены многими сверхспособностями, например, могли летать, а пищей им служило чистое созерцание. Кроме того, у них не было признаков пола и расы и отсутствовало разделение на касты.

Но со временем человеческие существа утратили эти качества. Из-за питания материальной пищей тела обрели плотность, в результате чего их физические облики стали различаться. Это различие привело к чувству разделения, которое выражалось во враждебности к тем, кто казался непохожим, и привязанности к подобным себе. Так постепенно начали возникать негативные эмоции. Далее зависимость от материальной пищи привела к необходимости выведения из организма отходов питания, и я не помню точно, какие именно доводы приводятся в этом отношении в классических работах, но суть сводится к тому, что таким образом возникли мужские и женские половые признаки. История продолжается детальным описанием возникновения всего набора негативных человеческих поступков, таких как убийство, воровство и неправильное сексуальное поведение.

Одним из центральных моментов такого подхода к пониманию эволюции человека является содержащаяся в Абхидхарме теория четырех типов рождения. Согласно этому представлению, живые существа входят в мир одним из четырех способов, рождаясь (1) из утробы, подобно людям; (2) из яйца, как птицы и многие рептилии; (3) из тепла и влаги, как насекомые; (4) спонтанно — этот вид рождения присущ небесным обитателям миров форм и бесформенного. Что касается вопроса о многообразии форм жизни, то по этому поводу Чандракирти высказывает общебуддийскую точку зрения, когда пишет: «Из ума возникает весь мир чувствующих существ. Из него же возникают и их разнообразные сферы обитания».

В самых ранних буддийских текстах, авторство которых традиция приписывает самому Будде, мы находим подобные утверждения о том, что в абсолютном смысле ум является творцом всего мироздания. Некоторые буддийские школы принимают такие утверждения дословно, развивая в результате крайние формы идеализма, в которых реальность внешнего мира полностью отрицается. Но в целом большинство буддийских мыслителей склонны интерпретировать их как указание на то, что мир, по крайней мере, мир живых существ, возник в результате действия законов кармы.

Теория кармы является ключевым положением буддизма, но понимается она зачастую совершенно неправильно. Дословно санскритское слово карма означает «действие» и относится к намеренным поступкам живых существ. Эти действия могут быть совершены телом, речью или умом, то есть к действиям в данном контексте относятся также чувства и мысли, но все они накладывают свой, пусть даже весьма незначительный, отпечаток на совокупность психических свойств организма. Намерение приводит к действию, вследствие которого в уме возникают определенные тенденции и склонности, приводящие затем к новым намерениям и поступкам. Весь процесс видится как бесконечный и самовоспроизводящийся. Цепная реакция взаимосвязанных действий и их последствий имеет результаты не только в рамках одного индивидуума, но также групп и социумов, и не только в рамках данной жизни, но в ряду связанных между собой существований.

Таким образом, термин карма относится как к действию отдельных индивидуумов, так и к самому принципу причинности. В буддизме эта кармическая причинность видится как естественный процесс, а не как некий «божественный механизм», работающий согласно предопределенному плану. Будет ошибкой полагать, что карма представляет собой единую трансцендентную сущность, действующую подобно Богу теистических систем, или что это некий рок, полностью предопределяющий человеческую судьбу. С научной точки зрения, теория кармы может казаться допущением из области метафизики, но таким же, по сути, является и предположение о том, что вся жизнь целиком материальна и возникла в силу чисто случайного стечения обстоятельств.

Что касается возможных механизмов, позволяющих карме играть роль причины эволюционного процесса, то здесь я нахожу полезными объяснения, содержащиеся в традиции ваджраяны, которая современными западными авторами иногда называется «эзотерическим буддизмом». Согласно Гухьясамаджа-тантре, одной из главных традиций буддизма ваджраяны, на фундаментальном уровне между умом и материей нет различия. Материя в своей наиболее тонкой форме представляет собой прану, жизненную энергию, которая неотделима от сознания. То и другое является аспектами единой неделимой реальности. Прана представляет собой аспект подвижности, динамики и сцепления, тогда как сознание — познающий аспект и способность рефлективного мышления.

Таким образом, согласно Гухьясамаджа-тантре, когда мировая система вступает в бытие, мы наблюдаем игру этой энергии и реальности сознания.

В силу нераздельности сознания и энергии существует глубокая и тесная связь между элементами нашего тела и природными элементами внешнего мира. Эта тонкая корреляция может быть распознана людьми, достигшими определенного уровня духовного развития, или теми, кто по природе способен к высшему восприятию. Например, тибетский мыслительXV в. Такцанг Лоцава путем самонаблюдения установил, что существует полное соответствие между его собственными изменениями ритма дыхания в периоды лунных и солнечных затмений и тем, как это описано в Калачака-тантре. На самом деле, в буддизме ваджраяны содержится понимание того, что наше тело представляет собой микрокосмическое отображение внешнего, макрокосмического мира. В этой связи Калачакра-тантра уделяет огромное внимание изучению движения небесных тел и содержит подробно разработанную астрономическую систему.

Точно так же, как я никогда не считал космологию Абхидхармы достаточно убедительной, я никогда не был склонен разделять содержащееся там представление о человеческой эволюции как о процессе последовательной деградации. В одном из тибетских мифов о возникновении людей говорится, что они произошли от союза обезьяны и злобной демоницы, и в это я тоже не склонен верить.

В целом, я полагаю, что дарвиновская теория эволюции, особенно в сочетании с открытиями современной генетики, дает нам весьма непротиворечивую картину физической эволюции человека на Земле. Вместе с тем я считаю, что представление о карме, наряду с такими понятиями, как «энергия» и «сознание», должны играть центральную роль в понимании возникновения того, что в буддизме называется «чувством», «переживанием».

Несмотря на все успехи дарвиновского подхода, мне не кажется, что эта история рассказана до конца. Начать с того, что, несмотря на непротиворечивое описание развития жизни и различных механизмов, лежащих в основе этого процесса, таких, как естественный отбор, в ней не содержится окончательного ответа на вопрос, как же, собственно, возникла сама жизнь. Далее, существует некоторая неопределенность в понимании того, что значит «выживает наиболее приспособленный». Теория естественного отбора утверждает, что из всех случайных мутаций, происходящих в генах данного организма, в потомстве закрепляются лишь наиболее успешные. Но единственный способ подтвердить эту теорию состоит в том, чтобы пронаблюдать характеристики этих успешных мутаций. То есть на самом деле теория утверждает буквально следующее: «Поскольку данные генетические мутации сохранились, значит, именно они имели наибольший шанс на сохранение».

С буддийской точки зрения, идея абсолютно случайных мутаций совершенно непригодна для объяснения происхождения жизни. Карл Поппер как-то сказал мне, что по его мнению дарвиновская теория эволюции не объясняет и не может объяснить происхождение жизни на Земле. Он считает, что эта теория эволюции представляет собой не проверяемую научную гипотезу, но скорее метафизическую доктрину, которая должна стимулировать дальнейшие научные исследования. Кроме того, дарвиновская теория, усматривая принципиальное различие между неживой материей и живыми организмами, не способна сформулировать принципиальное различие между свойствами живых организмов, таких как деревья и трава с одной стороны, и чувствующие существа — с другой.

Еще одна эмпирическая проблема в связи с особой ролью, которая придается дарвиновской теорией индивидуальному соревнованию организмов в процессе естественного отбора, состоит в необходимости объяснить явления альтруизма, будь то общественное поведение, такое как склонность делиться пищей, разрешение конфликтных ситуаций, например, у шимпанзе, а также акты прямого самопожертвования. Существует множество примеров, и не только среди людей, а также и у других видов, когда отдельные особи подвергают свою жизнь прямой угрозе ради спасения других. Например, медоносная пчела, защищая свой улей от вторжения, сама может погибнуть; некоторые птицы также защищают свое гнездо от атак с риском для собственной жизни.

Отвечая на подобные вопросы, дарвиновская теория на современном этапе своего развития утверждает, что существуют обстоятельства, в которых альтруистическое поведение, включая самопожертвование, увеличивает шансы данного вида на сохранение в ряду будущих поколений. Тем не менее я не думаю, что такие аргументы применимы во всех случаях, поскольку известны примеры и межвидового альтруизма. Например, можно вспомнить о птицах, высиживающих яйцо кукушки, попавшее в их гнездо, хотя это очевидно приносит выгоду только кукушкам. И хотя подобные формы альтруизма не всегда можно считать добровольными в силу того, что некоторые живые организмы, кажется, запрограммированы на поведение, связанное с самопожертвованием, современная биология рассматривает вообще любые формы альтруизма как генетически обусловленные. Но проблема становится гораздо более сложной, если мы станем рассматривать человеческие эмоции и особенно примеры альтруизма в человеческом обществе.

Некоторые наиболее радикальные дарвинисты полагают, что процесс естественного отбора и выживания наиболее приспособленных видов следует рассматривать на уровне отдельных генов. Здесь мы видим, что последовательная метафизическая вера в главенство принципа эгоистического интереса приводит к представлению о том, что эгоизм каким-то образом проявляют сами гены. Я не знаю, как много ученых на настоящий момент придерживаются таких радикальных взглядов, но в любом случае мне представляется, что современная биологическая теория не допускает возможности существования подлинного альтруизма.

На одной из конференций «Мир и жизнь» в Дхарамсале гарвардский историк науки Анна Харрингтон выступила с запоминающимся докладом о том, каким образом и до некоторой степени почему научное исследование человеческого поведения оказывается неспособным выработать сколько-нибудь систематическое понимание такого мощного чувства, как сострадание. По крайней мере, в современной психологии позитивным эмоциям, как сострадание и альтруизм, уделяется гораздо меньше внимания, чем агрессии, гневу и страху. Возможно, подобная выборочность определяется тем, что современная психология преимущественно нацелена на решение терапевтических задач и потому стремится в первую очередь к достижению понимания патологических состояний человеческой психики. Тем не менее мне кажется, что не следует отвергать альтруизм на основе того, что неэгоистические действия не укладываются в текущее биологическое описание мира или рассматриваются всего лишь как одна из форм эгоистического видового поведения. Такие утверждения прямо противоречат духу научного поиска. Насколько я понимаю, научный подход не должен искажать эмпирические факты в угоду той или иной теории; напротив, теория должна приводиться в соответствие с результатами наблюдений. Иначе мы уподобимся человеку, который пытается изменить размер своей ноги, чтобы надеть не подходящую ему обувь.

На мой взгляд, эта неспособность или нежелание всецело рассмотреть вопросы, связанные с проявлениями альтруизма, — возможно, самый существенный негативный результат дарвиновской теории эволюции, по крайней мере, ее популярной версии. В мире природы, наблюдение которого, как предполагается, представляет собой источник эволюционной теории, одновременно с очевидной межвидовой борьбой за существование можно усмотреть также самые разнообразные формы сотрудничества (необязательно в смысле сознательных проявлений). Подобным же образом помимо наблюдаемых проявлений агрессии животных и людей можно встретить проявления альтруизма и сострадания. Почему современная биология в качестве единственного фундаментального принципа развития признает лишь противостояние, а в качестве основного качества живых существ — агрессию? Почему она не желает признать как важный действующий принцип сотрудничество, а альтруизм и сострадание — в качестве фундаментального мотива поведения?

От того, какой научной концепции мы будем придерживаться, зависит, до какой степени полное научное обоснование нам удастся найти в отношении понимания человеческой природы и бытия в целом. На мой взгляд, это по большей части не научная, а философская проблема. Радикальный материализм может стремиться поддерживать тезис, что эволюционная теория охватывает все аспекты человеческой жизни, включая мораль и религиозный опыт, тогда как другие направления мысли могут видеть ограниченность научного подхода в попытках понять природу человеческого бытия. Возможно, науке никогда не удастся нарисовать полную картину человечества во всех его проявлениях или дать исчерпывающий ответ на вопрос о происхождении жизни. Это, конечно, не отрицает того, что в рамках научного подхода можно многое понять в вопросе о происхождении огромного разнообразия форм живых организмов. Тем не менее я не считаю, что общество в своих представлениях должно согласиться ограничить понимание нас самих и мира, в котором мы живем, теми пределами, которые ставит наука.

Если нас чему-нибудь учит история XX века с его верой в социальный дарвинизм и с многочисленными ужасными событиями, проистекающими из попыток изменить общество на основе теории естественного отбора, так это тому, что мы, люди, имеем ужасную тенденцию обращать исповедуемую нами точку зрения в самоисполняющееся пророчество. Идея о том, что всегда должен выживать сильнейший была неоправданно применена для того, чтобы попустительствовать, а иной раз и оправдывать различные проявления человеческой жадности и индивидуализма, к исключению из обращения этических моделей, требующих от людей более сострадательного отношения к себе подобным. Таким образом, независимо от наших текущих научных представлений и учитывая тот факт, что современная наука имеет столь высокий авторитет в обществе, очень важно, чтобы люди, выбравшие ее своей профессией, не забывали о своем влиянии и ответственности. Наука должна постоянно стараться не допускать популяризаторского искажения своих идей, поскольку это может иметь самые печальные последствия для человечества и всего мира.

Независимо от того, насколько убедительными могут быть вытекающие из дарвиновской теории представления о происхождении жизни, я, как буддист, нахожу, что они оставляют без рассмотрения важнейшие вопросы. В конце концов, с буддийской точки зрения, человеческий поиск знания и понимания собственного бытия проистекает из глубочайшего стремления обрести счастье и избежать страданий. И до тех пор, пока не будет достигнуто убедительное понимание природы и причин возникновения сознания, научные представления о происхождении жизни и Вселенной останутся неполными.

/продолжение следует/

ЗНАКИ СВЕТА - Константин Устинов: Врата Нового Мира

22 июня 2008 - 12 сентября 2008    

Врата вам открыл, но войти можете только сами. "Листы сада Мории. Зов".

От дверей мира дан вам Зов Мой. Понесете его, как чашу, к Алтарю Духа.
Летите легко, как птицы на восходе, открыв духу Врата Сердца. Приведу к Святыне Святынь. Дам Знак проникновенный. В час урочный войдете в Храм Величайший. Ибо Белая Гора - древнейший Ашрам Страны Шамбатион. Дворец Аллал-Минга разрушен, но еще источает магнетизм Владыки.

34. "Не распаляй сердца своего против Кармы". Не негодуй, что законы жизни требуют исполнения дисциплины духа. Ты сегодняшний есть то, что породил давно в мыслях своих. Воспринимай безмятежность как лучшее качество, необходимое для того, чтобы перейти тернистую долину жизни. В каждом мгновении вечности скрывается своя тайна. Но, не узнанная, она просто растворяется, как крупинка соли в океане времени. Не судьба виновата. И не нужно присваивать ей степени злодейства и жестокости. Карма - та святая сила, которая исправляет кривизну наших путей и указывает единственный правильный выход.

Вся жизнь для одних - погоня за удачей и богатством, для других - упражнение в отказе от желаний. Не желайте лишнего, ибо мысль ваша, возросшая в силе своей, всегда исполнит даже самое сокровенное желание души вашей. Но истощается сила на мелочи обихода, забывая о цели присутствия своего на земле. Отказ от малого во имя большого постижения есть собирание искр духа в тумане майи. Зерна новостей неисчерпаемы, но продолжить путь может лишь вкусивший хлеб, испеченный из муки знаний.

35. Чаша общего труда даст чудные начинания. Единение душ собирается из общего труда. Усилия сердец, усилия чистых мыслей стремятся создать кристалл единой воли, решения которого будут верными, безошибочными и неоспоримыми.

Понимая явление красоты как образование, а не развлечение, укажем на эволюционный сдвиг через прекрасное. Любую утрату научим сделать победой.

Корзина полна подношений. Нужно умело пользоваться дарами, чтобы не завязнуть в болоте присвоений собственности. Уносим с собой лишь жемчужину жизненного опыта.

36. Всякая революция есть взрыв материи, который замыкает пространство триады миров. Вихрь преображающий вовлекает лучшие силы в мыслеформы будущих построений. Перед фактом создания ставится материя, утверждая погружение в нее четырех якорей как символов стихий при строительстве пирамиды.

37. Мы все наказаны по пoлной,

Что времени совсем не чтим,

Его сияющие волны

Испачкав мусором своим.

Зачем, к огню его касаясь,

Несем такой ужасный смрад?

В достоинство возводим зависть,

В уменье - жесты наугад.

От Света Мира дух отторгнут,

Довольствуясь земною мглой.

Ряды высоких мыслей дрогнут,

Когда Огонь сойдет живой.

Его вместить не всем по силам.

Испепеляя зло и ложь,

Границу пламя очертило.

И в Света Град кто будет вхож?

Как трудно и прекрасно бремя

Такой великой чистоты!

В нем плавится пространство, время

И мира лучшие мечты.

Всеочищающее пламя

Заполонило небеса.

Оно вверху, оно над нами,

Как Мира Матери глаза.

38. Душа Учителя - ваш дом. Когда промокнешь в дождях земных страданий, в холоде ледяных вьюг непонимания замерзнешь или будешь страдать от чрезмерного жара внимания - где укроешься? Лишь Сердце Учителя даст приют и кров. Стучитесь в дверь Его настойчиво и дерзновенно. Но ищите Его защиты не только в лишениях, болях и страданиях. В радости и счастье не забывайте о признательности Тому, кто дал вам возможность найти золотой ключ удачи.

К духу идущий оставляет за собой мысль страстей. Ни хвала, ни поругание не могут потревожить душу умудренную. По этому качеству определяйте продвижение ученика. У учеников Света отсутствует чувство обиды, самостью возбуждаемое. У нас есть наш внутренний враг - наша успокоенность и безразличие к нуждам мира. Слепивший себе гнездо под крышей Учителя из обывательских представлений не должен будет пребывать в покое. Если дождь слез человеческих не размоет его, то потрясение основ мира превратит в прах условности узкого мирка благополучия.

39. Радуга лишь улыбка грозы. Свет только отблеск Великого Сердца Любви, безмерно источающего мощь духа. Ищем в буре энергий элемент слияния стихий. Рождение покоя в непримиримых началах - основа духовного труда. Дух может руководить сознанием лишь при высокой дисциплине чувств и чистоте жизни. Иначе все утонет в миазмах животных страстей.

То малое, что бывает явлено в сновидениях, лишь крохи общей картины развития сознания во всех его планах. Как для создания четкого фокуса, воспламеняющего сухую траву, нужны солнце, чистая линза и безоблачное небо, так и для воздействий духа нужны готовность сознания, цель и безупречно чистая жизнь. Иначе опыт постижения просто не состоится и монада долго будет томиться в своей вечной темнице тела, лишь косвенно озаряя бытие своими жгучими лучами, пока не введет ум во врата непосредственного озарения.

Когда порог пройден и за ним открывается осознание новой реальности, наступает этап непрестанных испытаний и искушений. Из сырого железа рождается меч духа, закаляемый в таких жестоких условиях. Молот страданий выковывает тонкое, несломимое лезвие удивительной остроты и блеска. Словно молния небесная, сияет клинок священный. И знаки Сензара горят на нем негасимым огнем, складывая слова сокровенной формулы мира.

40. Каждое мгновение обретает мощь осознания. Каждое мгновение химизм планеты меняет структуру стихий, утончая их природу. Даже стихия земли начинает тяготеть к полетам в беспредельном пространстве.

Метеорная пыль, находящаяся в космосе, в потенциале составляет тело будущих планет, которые еще только образовали свои магнитные центры, пребывающие в плане земном. Именно к таким незримым магнитам привлекаются вращающиеся вихри будущей материи. Феномен образования пыли в герметично закрытых сосудах указывает на осаждение ее при очищении Тонкого Мира. Разложение астрального вещества всегда имеет материальное последствие как невесомая мысль, воплощенная в предмет или целое построение, социальное или материальное. Без зерна идеи не может существовать ни одно государство, ни один из его инструментов, больших или малых. Иначе начинанию грозит участь Сатурна, который теряет свой магнетизм. И вихревой шлейф планеты, лишенной атмосферы, уносит песок и остатки почвы с ее поверхности далеко прочь. Самая твердая часть будет удалена за пределы Солнечной системы. Равновесие пространства будет восстановлено после выведения одной из самых древних планет нашего мира за сферу притяжения Солнца, где она превратится в цепь блуждающих астероидов, которые изредка будут группироваться вокруг одной, видимой только им цели, чтобы через секунду снова разлететься - с тем, чтобы никогда не встретиться вновь.

41. Динарий не умалит место чистое. Каждому найдем, где сесть за длинным столом. Не прогоним даже бродягу, нуждающегося в краюхе хлеба. Для мира идем. В каждое человеческое сердце стучимся. Стук пульса есть Наш Знак. Небо напоминает человеку о возможности добротворчества. Небо спешит участвовать в делах человеческих. Кроме людей, нет посредников для эволюции. Нам не нужна раса суперинтеллектуалов. Нам нужны те, кто осознал ценность духоразумения. Только сплав духа и ума способен дать сознанию видение будущих задач. Такой сплав противостоит наступлению эры всеобщего беспамятства. Не может Иерархия допустить полное стирание опыта. Разве для эволюции нужны твари бессловесные, забывшие имя свое и всех родных и близких? Оторванность от Иерархического Луча не продвинет эволюцию, но ввергнет ее в пучину доисторического каменного века. Для этого практикуется умение замечать все стадии перехода от яви ко сну, со всеми промежуточными слоями, которые минует сознание.

42. Я мантру радости шепну на ухо. Я поле дам для приложения труда. Мелодию - для развитого слуха. Для терпеливого дам города. Смеркается сознание земное, сворачиваясь, как спираль судьбы. Но знаем мы - минует время злое, нам отведенное для веры и мольбы. Но как услышит огненное небо слова сердец, надеждою живых? Так непонятно в нас и так нелепо сжигать напрасно драгоценный миг. У страсти столько алчных, ярых топок, в которых время в прах превращено. А путь далек, так вязок и так топок, как для безделья - сладкое вино. А путь? Не вечно же дождям струиться серебряной прозрачной кисеей. Летит над миром огненная птица с невидимою тягою земной. Летит, вливаясь в круг преображенья, мечта неодолимая людей. И вечное стремления движенье нацелено к назначенной черте. У жизни нашей попроси прощенья за долгое блуждание впотьмах, что не оправданы судьбы внушенья и все надежды на их воплощенье сгорают в прах. Река людская - мыслей вечных поле. И кто-то в токах радости растет ребенком чудным, что рожден в неволе. Но кто живую мудрость обретет и урожай великий соберет среди толпы на каменистом поле? Я мантру радости шепну на ухо. От пенья ветра звук неотличим. И шепот листьев, что дрожит под ним, неведомое даст всем заблужденье. Ты не страшись, но сердце слушай, и зов небес, и дождь, и рев пламен. Грядущее, одетое в минувшем, пророческий нам посылает сон. И в нем мы все так радостны и вечны. И в нем забот иное волшебство. Гармония огней, а не беспечность сердец скрепляет древнее родство. И что дано, то не стремится книзу, но вверх растет, как сил могучих кедр, который мириадами унизан миров великих. Время - мощный ветер - несет их ворохом осенних листьев. И меркнет тьма. Не угасает Свет.

43. Чья это тень на отвесной скале? Чей это зов в раскаленной пустыне? Волосы старца белы, словно иней. Свет источает его легкий след. Он, в человеческой форме одетый, принял в себя благодатный огонь. Знак пентаграммы раскрыла ладонь. Подчинены ему тайны заветы. Жест его пальцев в пространстве зажег молниеликие яркие знаки. Как в человеке родился пророк, знают лишь звезды, что светят во мраке.

44. Не мучай тело. Крик своих желаний не подавляй решеньем волевым. Не делай взрыва, что тебя отбросит от этого бала далеко назад. Во всем процессе становления духа так важен путь преображения энергий. Духовными прозрениями нужно добиться изменения сознания. Пусть будут они внешне незаметны и быстротечны. Пусть начало даст потоку световому пробужденье, когда твой Третий Глаз зашевелится и первые пространственные искры, увиденные им, вернут утраченное зренье духа. Но надо понимать, что феномены совсем не то, к чему душа стремится в своем пути. В нас заточенный ангел желает вырваться из плена плоти, вернувшись в собственный, лишь зримый сердцу мир, где огненные горы, и вода, и небеса, и дивные деревья. Где, сотканные из живых пламен, цветы цветут, и аромат их так дивен и тонок, что сравнений нет с земными благовониями.

45. Смотри в огонь и предугадывай события. Отраду не таи, что более других ты одарен таким тончайшим зреньем. Огонь от слепоты в нас исцеляет все чувства. Оболочка майи сгорает от касания пламен. Но важно, чтоб и сам ты не сгорел от обжигающего ветра Агни.

От гула, от мятущегося рева до тонкого звучания мелодий звучат огня невидимые струны. На дальние миры раскат несется. И эха ток уходит в Беспредельность, созвучие рождая или взрывы в пространствах хаоса.

46. Я серый мотылек, зажатый между страницами Книги Жизни. Я не могу улететь из этого пространства, испещренного тысячами незнакомых знаков. Они, как решетка, держат меня в этом мире, хотя за ними отчетливо видны миры иной материи, состоящие из тончайших составляющих двух стихий. Решетка слов не дает мыслям совершать путешествия в дальние миры, где они находят себе подобающие условия самовыражения. Кружева судьбы или узоры тайны скрывают дожди времени. И какую траву взрастить должны эти непрестанно падающие на землю мгновения? Или зерна мыслей явятся миру созревшими делами? Даже молниеносная мысль благородства окрашивает атмосферу мышления в тона глубоких постижений.

Нет неудач, и нет грехов. Есть просто взлеты и паденья на духа постижения пути. Не спотыкайся о земные камни. Но коль споткнулся, продолжай свой путь, не думая о временной задержке. Встань и иди. Не заливай слезами тернистый путь: иначе скользко будет карабкаться наверх. Не хочешь вниз скатиться - перебирай быстрей ногами! Не трать все силы на проклятье тьмы. Зажги свою свечу. Она укажет путь и там, где нет пути.

47. Рост духа подразумевает развитие зерна монады, или расширение его влияния через посредников. Без импульса роста, без деления клетки духа как может совершаться этот бурный всплеск силы? Вместилища для нее откуда идут, если не от монадических глубин? Зарождение новых энергий ищет формы вмещения. Если урожай винограда хорош, закупают новые кувшины или бочки, чтобы затворить вино богатого урожая. Энергии звезд и планет, или общего магнетического центра, откуда произвела исход искра духа, в теперешнее время так возбуждены в предощущении духовных изменений, что их огненный импульс зовом разносится по всем мириадам микроскопических частиц в первую очередь. Если Юпитер мощен, он одаряет своими молниями указов все зерна духа, из него исшедшие. И рост огненного тела связан с процессом расширения влияний монадического зерна. Как пламя костра не может быть статичным и постоянным, если загасить часть его или, наоборот, бросить в огонь сухие сучья, так и монада питается силой высоких мыслей сострадания, и высочайший ее огонь становится невидимой радиацией сил, которая есть чистая энергия высшего сознания. Радуга аурических излучений есть знак синтеза.

48. Под взглядом человеческим даже травы растут пышнее. Сила мысли помогает полнее выявить потенциал своего царства. Словно благословение посылается, и земля откликается на благодать мысли, освобождая пласты своей духовной силы. Не просто комок грязи под ногами, но синтез многих живых существ, которые стремятся найти свою маленькую стезю к Свету, похожую на почти незаметную серебряную ниточку. Ткань Света собирается из таких сияющих нитей.

49. Раскаленная струна нисхождения огненных энергий в монаду есть наш путь возврата в Высшие Миры из миров падения. По этому пылающему пути можно пройти лишь в теле чистой мысли. Даже незначительный элемент присутствия астральной или земной природы станет причиной поражения такого существа. Ожоги и болезненные ощущения в центрах есть следствие работы сознания со стихиями, находящимися в физическом состоянии материи. Семена космоса оплодотворяют монаду. Зерно духа набухает от потока творящих энергий. Но полное развитие или воплощение мысль высшего порядка получает на земле. Для возвышения стихий предназначены действия кармы каждого элемента, для пробуждения в каждом сознании высшего своего предназначения.

Копотью зла не заслонить солнца. Опадающими листьями гор не засыпать бегущей реки. Время осознания настолько настойчиво, что даже тот, кто не обращает внимания на явление огня, вынужден утирать пот с лица. Призывая солнце, узнаешь чудеса дня. Но, блуждая в тумане сумрака, слепнешь духом. Можно оступиться, приняв скалу за основание моста. Заблуждения хуже тумана.

50. Внешняя жизнь пожирает земное время, как ненасытный дракон страстей - человеческие души. Так увлекательно находиться в аквариуме тамаса, где никто не хочет ощущать ответственность за жизнь. Рождая мыслеформы различных развлечений, сознание укутывает себя в мягкую вату недеяния, покоясь в этой лени, как недоношенный ребенок - в теплой овчине. Убаюкивая себя состоянием благополучия, дух прекращает поиск своего стремления, его оставляет дерзновение интереса, граничащее с кощунством непристойности, по мнению церкви. Точно так же считалось неприемлемым изучать устройство внутренних органов человека, когда знания высшие были утрачены. Лечение духа куда сложнее, чем исцеление тела, хотя и последнее требует значительных знаний.

51. Устремление есть лучший фермент всех энергий. Устремление - катализатор жизни и создатель из нее напряженной струны труда и творчества. Изо дня в день привыкайте творить и напрягать мысли к Океану Мудрости неисчерпаемой. Астрал не любит выскочек, но если кто-то входит в поток восходящего луча, он не заметен для стражей темных, ибо общее сияние скрывает много душ просветленных, которые должны миновать сферы скорби, печали и горя, сострадая, но не погружаясь в них. Суровость духа не жестокость, но дисциплина устремления. Если у духа не хватает вдохновения, необходимы меры суровости. Одолевая препятствия, трудно быть порхающим, но даже бабочка может высоко подняться вверх на волнах теплых потоков ветра.

Чистота не просто гигиена тела, но светимость и прозрачность всех его аурических проявлений и мысленных истечений. Если мысль, зарождаясь и уходя в пространство, вырывает, унося с собой, часть эктоплазмы, то световые эффекты от ее следствия подобны молнии. И чем чище зерно мыслеформы, тем прозрачнее свечение ее следа. Чистота есть непременное условие очищения мира. Восхождение легче по чистой тропе. Но нужно каждое препятствие превратить в камень, держащий ступень подъема вверх. Осветим радостью духа рождение каждой мысли нашей.

52. Лишь равенство сознаний может стать основой общины. Без фокуса совместных интересов не может возгореться огонь единения. Как кристалл формулы нельзя ускорить или удлинить, так фокус единения нельзя сужать или расширять. Обычно нуклеус в количестве двух или трех человек, составляющих спаянный кармой и энергиями кристалл, становится основой магнита. Он не может быть однополярен, но многогранен. Духовный поход выявит корни негатива и даст возможность расцвести цветам новым. Приготовлением к молнии можно назвать состояние многих людей, в ком готовность переросла уныние ожидания. Нужна лишь причина возгорания и цель приложения сил.

Если вам скажут, что одна религия или секта лучше другой и избраннее, а остальные - язычники и грешники, которых ждет ад, знайте, что наша главная религия - вера в человека, какой бы культ он ни исповедовал или не следовал никакой духовной традиции. Человечность - семя всех конфессий и духовных систем прошлого, настоящего и будущего. Но не убеждайте людей в том, чего в них нет, не насаждайте худшие формы мессианства. Смешно и печально представлять сборища проповедников разного толка, объявивших себя мессиями. Как и в законодательных собраниях некоторых стран, здесь без рукоприкладства не обойдется. Сторожу вас и остерегаю от неразумных поступков. Сердце спасает истечение огня из недр монады.

53. Не найти заново камень, который не успел поднять. Не вспомнить ту формулу, которую ночному ветру передал дух воздуха. Забытое покрывается покровом забвения и обрастает оболочками впечатлений. Трудно будет сохранить свежесть энергий пробужденных, омытых ярым ливнем нахождений. Всякое озарение светом мгновенно. Его сторожит пыль сожженных дорог и пепел древних знаний, не желающих отпускать из своих объятий даже малую искру приобщения к Свету. Дороже любого золотого ордена такая искра пробужденного духа. Двери Мира открыты для всех. Но порыв ветра невежества человеческого постоянно пытается их захлопнуть. Ярость гнева стихий так велика, что пробужденную их силу трудно усмирить. Но Великие Души могут успокаивать и этих могучих духов.

54. Не напиться горечью чужой воды. Не утолить жажды познания чтением. Нужно научиться слушать Голоса Наши. Они не ошибаются, и их нельзя принять за нашептывания темных. Чиста их струна. Огненно их звучание.

Каждый камень пригодится для строительства. Каждый острый угол крепче скрепляет раствор кладки. Находим сочетание сотрудничества на острие сил. Судьба лучше каменщика скрепляет стены дружбы. Но ее тайнам невозможно никого научить, пока сам ты не достиг степени высшего понимания жизни.

Первый признак людей, недавно занявшихся духовными изысканиями, - это то, что они с невероятным усердием и жаром начинают учить других, часто не понимая того, чему точно и усвоили ли они это сами. Прозренье духа не может формировать презрение к нему, но лишь сострадание. Но неофиты, считающие себя учителями, оценивают окружающих как недоучек и недоумков, пренебрегая принципами ахимсы.

55. Согласие между людьми можно объяснить совпадением аурических цветов и, как следствие, созвучием токов и консонансом вибрационных звучаний. Людям луча одного цвета легче понять друг друга, потому что они видят мир в одинаковых тонах и в аналогичном диапазоне всех форм и средств восприятия. Укладываясь в отрезок родственных цветов спектра, таким людям легче различать цвета, близкие им. Люди индиго, или какого-либо другого луча, могут различать громадное количество оттенков своего цвета, часто почти не замечая или игнорируя другие. Художники, видя мир через цвет своей ауры, рисуют свои образы в родственных тонах. Литераторы, следуя описанию природы или событий, упоминают очень часто родственный цвет. Даже одежда цвета собственной ауры вызывает в них состояние комфорта и защищенности. Помимо этого, она подпитывает их энергией своего цвета как изначально рожденного от одного источника.

56. Похоть нельзя считать чувством. Похоть вбирает все животные качества инстинкта и подключает человека к эгрегору первобытных энергий. Помимо растрачивания драгоценной силы, существует опасность разрыва с качеством восходящей мощи огня. Застревая в ущелье вожделений, трудно увидеть свет. Как жара выжигает из камней воду, превращая их в песок, так и страсть высасывает все самые сокровенные силы человека, делая его сознание подчиненным лишь принципу воспроизводства. Но развлечения такого порядка есть развращенность сознания, когда сфера жизненных интересов опускается ниже пояса. Творящая сила должна трудиться во благо будущего. Множество расхитителей крисмы сторожат выброс этого вулкана энергий, чтобы напитаться силой вожделения. Лишь высокая тантра способна направить потоки великой силы в нужное русло без выделения крисматических вибраций. Обмен мужской и женской энергиями создает магнитные линии энергетических связей. Объятия и даже обмен взглядами может служить исцелением многих болезней, причиной которых является однополярность течения жизненной силы.

57. Сгорает время, возрождая Вечность и продлевая жизненный поток своими импульсами тонких излучений. Сгорает время, но на пепле всех мгновений сад мыслеформ рождается живой, неспешно воплощая труд мышленья. Свет излучая, мы творим себя. И чем мощнее в нас самоотдача, тем в сердце свет сильнее отражает дыханье духа. И лучистость его тока дает делимости стремительной начало.

Без напряжения огня не смогут плясать пламена над нашими сердцами и не смогут расти кристаллы благодати в наших аурах, чтобы потом в сердцах остаться навсегда нетленными жемчужинами Света Золотого.

Как бы пурга ни залепляла глаза, очи духа не могут ослепнуть. Радуясь солнцу, мы не забываем о полночи. Проходя по крутым обрывам, слышим рев бешеного потока, но не смотрим вниз. Голова кружится не только от полета, но и от взгляда, брошенного назад. Из незаживающих ран желаний сочится кровь истекающих энергий. Духу трудно остановить эту гемофилию страсти. И лишь воспитанием дисциплиной, этим огненным ветром, выпаривающим болота майи и топи невежества, мы можем заставить зажить раны земного существования.

58. Устремление наиболее важно для достижения духовных высот. Устремление обозначено как крылья растущего духа. Устремление несет нас к пределу того мира, где оно превращается в атмосферу вдохновения. Но, привлекая к порогу духа, оно становится единым океаном саттвы, который не прикладывает усилие, чтобы прорвать низшие оболочки, - оно становится им самим на пороге состояния Нирваны.

Но Мы не отрываем это понятие от жизни. Мы знаем ценность высшего сострадания, облеченного достоинствами многих постижений. Лишь милосердный глаз видит тончайшие подробности познания. Злоба ослепляет искания. Пыль самости ядовита для духовного зрения.

59. Древнейшие города, существовавшие на Алтае, до сих пор хранят свои тайны. Руины их высятся высоко в горах, оставляя впечатление того, что здесь работали гиганты. Стены крепости, сложенные из гигантских плит, сохраняют удивительную стройность и держат ровную линию до сих пор. Наравне с гигантскими скульптурами, они несут на себе следы таких незапамятных эпох, которые не должны были оставить даже упоминание. Многие построения могут быть датированы эпохой атлантической, когда Алтай был лишь группой островов в Центрально-Азиатском море. Нахождение пристаней и останков кораблей на высоте полтора-два километра над теперешним уровнем моря указывает, что уровень воды был именно таким. Впоследствии, в связи с катаклизмами и расколами земной коры, вода ушла, заполнив глубочайшие впадины, образованные тектонической и вулканической деятельностью планеты.

Древние города чаще всего имели оккультное предназначение и строились на местах истечения огненной силы планеты и соединения ее с силой космической. Культ Тенгри, существовавший сотни тысяч лет до современной эпохи, уступил место иным формам почитания божественных сил, но от того значение этих энергий не убавилось и древние места не прекратили деятельности сообщения между мирами. Духи Света до сих пор посещают алтари древнейших храмов, будучи позванными зовом вдохновенного сердца. Горный вереск так же ароматен на необъятных альпийских лугах, и фимиам цветов сладок по-прежнему. Мощь гор святых фокусируется в таких необычных местах, так же как кедры, растущие втроем в одном месте, определяют место выхода сердечной энергии планеты. И если их возраст и высота значительны, то это может оказаться одним из самых таинственных мест Алтая, куда Белые Камы приходят для встречи с Духом Гор. Свет их ритуального костра озаряет пространство всего Алтая, казахского, китайского и монгольского, не говоря уже о средоточии мира - великой Белой Горе. Да и сама она, Владычица Алтая, словно негасимый серебряный костер, взметнувшийся вверх, сияет, одухотворяя необъятное пространство окружающего мира, создавая обстановку величайшего Храма Света.

/продолжение следует/

НОВОСТИ И ССЫЛКИ:

ЗНАКИ СВЕТА - http://znakisveta.ru/index.html

Фотографии Горного Алтая, Знаки http://znakisveta.ru/foto.html

Картины Н.К.Рериха - Серии "Sancta", "Мессия", "Сикким", "Его страна": http://grani.roerich.com/gallery/sancta.htm

Наталия ЗАЙЦЕВА-БОРИСОВА: http://www.nzb8.ru/news/

Николай ДУДКО: Буддийское искусство «ТАНКА»   http://www.thangka.ru/rus.html

Спасите Тибет: Буддийские фильмы - http://savetibet.ru/category/films/

Буддийские видеоматериалы: http://video.yandex.ru/users/lung-ta/

Ассоциация трансперсональной психологии и психотерапии/ видеобиблиотека: http://www.atpp.ru/library/video/

Тибет глазами путешественника. Часть 1:

http://savetibet.ru/2011/05/02/tibet-glazami-puteshestvennika-chast-1.html

Тибет глазами путешественника. Часть 2

http://savetibet.ru/2011/05/15/tibet-glazami-puteshestvennika-chast-2.html

http://www.svirel.com/ - Свирель Кришны Источник музыкального наслаждения /много прекрасной бесплатной духовно-развивающей музыки/

О проекте: Проект Свирель Кришны - музыкальный сайт для любителей красивой музыки. Получайте наслаждение и удовольствие в каждом звуке, наполненном Верховной Личностью Бога Кришной.  Мудрость Вед

Ты можешь выполнять предписанные тебе обязанности, но у тебя нет права наслаждаться плодами своего труда. Никогда не считай, что результаты твоих действий зависят от тебя, но при этом не отказывайся от выполнения своих обязанностей. Бхагавад-Гита (2:47)

Знай же, что все самое чудесное, прекрасное и величественное в этом мире - лишь искра Моего великолепия. - Господь Кришна. Бхагавад-Гита (10:41)

TIBETCD /музыка/ http://tibet-cd.narod.ru/

СОХРАНИМ ТИБЕТ! http://www.savetibet.ru/category/news/ Фонд тибетской культуры и информации: новости

Агни Йога (Живая Этика), Теософия, наследие семьи Рерихов, Е.П.Блаватской и их Учителей - http://forum.roerich.info/

Terra Theosophy Forum - http://forum.terra-theosophy.com/portal.php - THE SYNTHESIS OF SCIENCE, RELIGION AND PHILOSOPHY

БУДДА-ТВ / Интернет-телевидение / записи телеканала - http://yatv.ru/ru/channel,records?shortname=buddhatv

БУДДИЗМ: все ролики lung-ta - http://video.yandex.ru/users/lung-ta/

Office of His Holiness the Dalai Lama
June 20, 2011

Kalachakra 2012
Mahayana Guest House
Bodh Gaya, Bihar
Dear Kalachakra 2012 Committee members:
I am happy to inform you that His Holiness the Dalai Lama has agreed to confer the Kalachakra Initiation in the sacred Buddhist site of Bodh Gaya, India from December 31, 2011 to January 10, 2012 as requested by the late Dorjee Khandu, Chief Minister of Arunachal Pradesh, before his tragic death in a helicopter crash in April 2011. We are happy to learn that you will soon be launching your news official website at
www.kalachakra2012.org
Best wishes,
Yours sincerely,
Tenzin Taklha
Joint Secretary

Калачакра-тантра. http://abhidharma.ru/A/Tantra/Kalachakra.htm

Калачакра (санск. Kalacakra; тиб. Дунгкор (Dus 'khor), букв. "Колесо времени", полное тибетское – mchog gi dang po’i sangs rgyas phyung ba rgyud kyi rgyal po dus kyi ‘khor lo) – божество медитации, йидам Калачакра-тантры. Калачакра-тантра была впервые проповедана Буддой Шакьямуни за год до Махапаринирваны. В "Калачакра-тантре" об этом сказано: "Так же, как Учитель запустил метод Праджняпарамиты на Пике Грифа, так же он запустил у ступы Дханьякатака все методы (этой) Тайной Мантры". Калачакра-тантру относят к тантрам высшей йоги (ануттара-йога-тантрам).
"Поскольку эти учения были переданы тайным проявлением Будды, тем, кто находился в мистическом состоянии очищенной кармы и восприятия, то не имеет большого значения, была ли тантра изложена во время жизни исторического Будды. Тем не менее, истинный корень Калачакра-тантры был сформулирован самим Буддой во время его жизни". Е.С. Далай-лама XIV.

Открыт набор в группы для участия в Учениях Далай-ламы для буддистов России и посвящении Калачакры в Индии

Верховный лама Калмыкии об Учениях Его Святейшества Далай-ламы для буддистов России
Зима 2011/2012 отмечена двумя весьма знаменательными событиями, которые пройдут на исторической родине буддизма ― в Индии. С 19 по 21 декабря в Дхарамсале, на севере страны, состоятся третьи Учения Его Святейшества Далай-ламы для буддистов России. Учения в Дхарамсале, которые уже приобрели статус ежегодных, даруются по просьбе досточтимого Ело Ринпоче, постоянно работающего в Бурятии, и верховного ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. В программе учений 2011 года ― посвящение Чакрасамвары, комментарии к философским трактам буддизма, ответы на вопросы российских буддистов. Организаторы учений: Буддийский центр «Ринпоче Багша» (Бурятия), Центральный хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни» (Калмыкия), Объединение буддистов Тувы (Тува), Фонд содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма «Сохраним Тибет» (Москва).
С 31 декабря 2011 по 10 января 2012 в Бодхгае, священном месте, где Будда Шакьямуни достиг Просветления, состоится тантрическое посвящение Калачакры. Предваряя посвящение, Его Святейшество Далай-лама дарует своим последователям из разных стран предварительные учения по текстам Камалашилы «Срединные ступени медитации», Гьялсэ Тогме Сангпо «37 практик Бодхисаттвы», геше Лангри Тхангпы «Восемь строф о тренировке ума» и Нагарджуны «Восхваление Запредельного».
Как сообщалось ранее, по просьбе организационного комитета и лично верховного ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, даты Учений Его Святейшества Далай-ламы для буддистов России в Дхарамсале, максимально приближены к датам предстоящей Калачакры.
Таким образом, российские последователи буддизма, планирующее традиционное зимнее паломничество в Индию, смогут посетить сразу два ключевых события: Учения Его Святейшества Далай-ламы для буддистов России в Дхарамсале и посвящение Калачакры в Бодхгае.
В главном храме Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни» открыт набор в паломнические группы для участия в предстоящих учениях и посвящениях. Число участников Учений Его Святейшества Далай-ламы для буддистов России в 2010 году составило свыше 1.200 человек из России и стран СНГ, а всего в программах российских учений приняли участие 5.000 буддистов из разных стран мира. В этом году, в связи с тем, что два важнейших и очень редких посвящения ануттарайога-тантры (посвящения Чакрасамвары и Калачакры) будут проведены в Индии в течение одного месяца, число участников российских учений может быть существенно выше. В этой связи организационный комитет призывает российских паломников начинать подготовку к поездке заблаговременно. Подробнее - http://savetibet.ru/2011/09/04/dalai-lama.html

ЗИМНЕЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО В ИНДИЮ
ПРОГРАММА

Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 19-21 декабря
Учения для буддистов России
Посвящение Чакрасамвары
Комментарии к философским трактатам буддизма
Ответы Е.С. Далай-ламы на вопросы российских буддистов
Разъяснительные лекции геше Лхакдора, директора Библиотеки тибетских трудов и архивов (22-23 декабря)

Бодхгая, штат Бихар, Индия, 31 декабря – 10 января
Посвящение Калачакры

31 декабря – 2 января
Его Святейшество Далай-лама, монахи монастыря Намгьял и старшие ламы выполнят подготовительные ритуалы для подготовки и освящения пространства (молебны, построение мандалы и другие древние ритуалы).
3–5 января
Его Святейшество Далай-лама дарует предварительные учения по текстам Камалашилы «Срединные ступени медитации» (гомрим барпа), Гьялсэ Тогме Сангпо «37 практик Бодхисаттвы» (лаклен содунма), геше Лангри Тхангпы «Восемь строф о тренировке ума» (лоджонг цик гьема) и Нагарджуны «Восхваление Запредельного» (джигтен ле депар тёпа).
6 января
Монахи монастыря Намгьял исполнят ритуальный танец.
7–9 января
Его Святейшество Далай-лама дарует посвящение Калачакры.
10 января
Церемония подношения молебна о долголетии Его Святейшества Далай-ламы.
ВНИМАНИЕ!
Участники Учений Его Святейшества Далай-ламы для буддистов России должны прибыть в Дхарамсалу не позднее утра 18 декабря 2011, в Бодхгаю ― не позднее 30 декабря 2011. Учения в Индии даются бесплатно, однако всем прибывшим в Дхарамсалу необходимо зарегистрироваться в Офисе Учений для буддистов России (на территории главного храма Цуглакана) и получить пропуск. Для регистрации нужно предоставить паспорт и фотографию 3 x 4 см. Регистрация будет открыта за 3 дня до начала учений. Для участия в посвящении Калачакры в Бодхгае по прибытии также необходимо оформить пропуск, предоставив фотографию и паспорт.


Что такое ежедневная практика?

Скачать
Восьмой фильм из тринадцатисерийного цикла "Открытие буддизма" (ФПМТ)
Из вступления Ричарда Гира к фильму "Что такое ежедневная практика?"
"Говорят, Рим строился не за один день. Можно также сказать, что и просветление достигается не за один день, но в результате каждодневных усилий. Другими словами, единственное, что продвигает нас по духовному пути (будь то в развитии концентрации, любви, доброты или мудрости) – это духовная практика. Мы принимаем как данность, что спортсмены-олимпийцы и профессиональные музыканты достигают совершенства в музыке или спорте посредством ежедневных упражнений и тренировок. Почему же мы считаем, что это правило не распространяется на развитие самых важных качеств нашего сознания? Если мы хотим воспитать в себе терпение, честность, нравственность и мудрость, мы должны целенаправленно прилагать усилия. В этой программе мы узнаем о методах укрепления каждодневной практики (будь то во время медитаций или перерывах между ними), которая затрагивает все аспекты нашей жизни...."

Открытие буддизма

Этот цикл из тринадцати фильмов затрагивает все ключевые темы тибетского буддизма, как они излагаются в линии Гелуг – традиции, к которой принадлежит Его Святейшество Далай-лама и которая распространена в буддийских регионах России (Калмыкии, Бурятии и Туве). Ведущие сериала голливудские звезды Ричард Гир и Киану Ривз познакомят вас с великими ламами нашего времени, а также опытными буддийскими учителями из западных стран. Каждая серия включает их философские учения, а также интервью с нашими современниками из Европы и Америки, выбравшими для себя путь тибетского буддизма. Являясь ясным и доступным изложением буддийского пути Махаяны с его идеалом беззаветного служения всем живым существам, этот цикл фильмов будет очень полезен как для традиционных последователей буддизма в Калмыкии, Бурятии и Туве, так и для широкой публики, проявляющей интерес к богатейшему наследию тибетского буддизма.

Тринадцать фильмов цикла «Открытие буддизма»
Сознание и его возможности
Что такое медитация?
Что такое духовный путь?
Духовный учитель
Смерть и перерождения
Всё о карме
Прибежище в Трех Драгоценностях
Что такое ежедневная практика?
Самсара и Нирвана
Как развить Бодхичитту?
Преобразование проблем
Мудрость постижения пустоты
Введение в тантру
Ведущие:
Ричард Гир
Киану Ривз
Буддийские учителя цикла «Открытие буддизма»
Его Святейшество Далай-лама
Кирти Ценшаб Ринпоче
Рибур Ринпоче
Лама Тхуптен Еше
Лама Сопа Ринпоче
Джордж Чуринофф
Тхуптен Дондруб
Робин Куртин
Тхубтен Чодрон
Кэрин Вэлхэм
Сангье Кхандро
Сара Трешер
Ренэ Фёзи
Профессор Джэнис Уиллис
Хронометраж каждой серии 26:40 мин
Производство DHARMA VISION @ FPMT INC., 2004
Русскоязычная версия подготовлена фондом «СОХРАНИМ ТИБЕТ»

Фильм первый. Сознание и его возможности
Фильм второй. Что такое медитация?
Фильм третий. Что такое духовный путь?
Фильм четвертый. Духовный учитель
Фильм пятый. Смерть и перерождение
Фильм шестой. Все о карме
Фильм седьмой. Прибежище в Трех Драгоценностях

Видео. Барри Керзин. Созерцание – искусство трансформации сознания

1 и 2 октября в центре "Открытый мир" в Москве состоялся семинар Барри Керзина «Созерцание – искусство трансформации сознания». Буддийский монах и личный доктор Его Святейшества Далай-ламы рассказал о грубых и тонких уровнях сознания, о феномене посмертной медитации «тукдам», рассмотрел влияние практик созерцания на психо-физическое здоровье человека и дал практические рекоммендации по техникам созерцания. Организаторами семинара выступили Фонд «Сохраним Тибет» и Межкультурный центр «Традиции Земли». Барри Керзин прибыл в Россию по личному приглашению верховного ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.

http://savetibet.ru/2011/10/24/print:page,1,barry_kerzin.html

Европейский парламент принял срочную резолюцию по Тибету

27 октября Европейский парламент принял срочную резолюцию по Тибету в связи с участившимися в последнее время случаями самосожжения в Тибете, число которых достигло уже десяти.

Выражая глубокую озабоченность сложившейся ситуацией, Европейский парламент осудил постоянное давление на тибетские монастыри со стороны китайских властей, а также заключение в тюрьму монахов монастыря Кирти без справедливого суда.

В резолюции Европейский парламент призывает Китай снять ограничения и отменить беспрецедентные меры безопасности в отношении монастыря Кирти, а также требует от Китая предоставить информацию о состоянии тибетцев, выживших после совершения самосожжения.

Европейский парламент также потребовал, чтобы китайские власти обеспечили доступ в регион представителям независимых международных информационных агентств и правозащитных организаций.

Призывая Китай уважать права тибетцев и предпринять активные шаги для устранения причин недовольства тибетцев, Европейский парламент настаивает, чтобы китайские власти прекратили проводить политику, ставящую под угрозу выживание тибетского языка, культуры, религии, исторического наследия и окружающей среды.

В резолюции также содержится призыв к Европейскому союзу и его членам оказать давление на Китай с целью возобновить диалог с Далай-ламой и его представителями.

Европейский парламент рекомендовал Европейской службе внешнеполитической деятельности и делегации Евросоюза в Китае продолжать поднимать вопрос о каждом конкретном случае ареста тибетцев, воспользовавшихся своим правом на религиозную свободу и проведение мирных собраний, а также поручил этим органам в ближайшие 12 месяцев представить Европарламенту отчет с предложениями о конкретных действиях и политических решениях.

Выражая поддержку кампании, проводимой в преддверии саммита «большой двадцатки» тибетцами и их сторонниками, Европейский парламент призвал президента Европейского союза Германа Ван Ромпея и президента Европейской комиссии Жозэ Мануэля Баррозу, а также лидеров стран-участников «большой двадцатки» потребовать от Ху Цзиньтао выступить с заявлением о положении с соблюдением прав человека в Тибете на предстоящем саммите, который пройдет 3-4 ноября в Каннах, Франция.

phayul.com

27 общественных организаций призывают ООН поддержать Тибет http://savetibet.ru/2011/10/30/27-global-ngos-urge-un-to-act-on-tibet.html

Петиция. Обещаю вступиться за Тибет - http://savetibet.ru/2011/10/18/tibetans.html

На этом заканчивается текущий выпуск рассылки "ШКОЛА РАЗУМА: Путь к Себе". Через одну-две недели мы снова встретимся, высказывайте свои пожелания, задавайте свои вопросы по адресу rest.esoteric.perasperadastra-owner@subscribe.ru

Всего Вам самого светлого и Удачи!

С уважением, ведущий рассылки Алексей Сеев.


В избранное