Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

"Школа Мудрости: Путь к Себе"

  Все выпуски  

Школа Разума: Путь к Себе Проблема возникновения сознания


"ШКОЛА РАЗУМА: Путь к Cебе."   106 Проблема возникновения сознания 2011-11-25 11:55 

   Добрый день, друзья - со-путники!         Новым подписчикам рекомендую заглянуть в архив рассылки http://subscribe.ru/archive/rest.esoteric.perasperadastra/.

Приветствую Вас на страницах данной рассылки    

 

В данном выпуске приведены продолжение книги Е.С. Далай-Ламы ХIV Тензина Гьяцо «Вселенная в одном атоме» и книги Константина Устинова «Врата Нового Мира» из серии «Знаки Света». В разделе «Новости и ссылки» смотрите ссылки на фото и видео ресурсы, новости сайта «Спасите Тибет!» о Калачакре-2012 и Калачакре-тантре, формировании групп на Учения Далай-Ламы XIV для буддистов России и посвящение Калачакры, о ежедневной практике, открытии первой российской выставке в Королевстве Бутан, визите Далай-Ламы в Прагу, советах ламы Сопа Ринпоче, учениях 17-го Карманы в Дели, однодневных учениях в Москве 18.12.11 г. ламы Йонтен Гиалсто по Калачакра-тантре, частичном солнечном затмении 25.11.11 г.(материал из инета). Будем крепить наше сотрудничество во имя высшего блага! Желаю Вам Просветления и огненого преображения на Пути к Себе и в Себе! ОМ РАМ! ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ХРИ ОМ!

Его Святейшество Далай Лама XIV

Тензин Гьяцо - Вселенная в одном атоме: Наука и духовность на служении миру /Океан Мудрости; Элиста; 2010/

В настоящей книге духовный лидер тибетского буддизма Его Святейшество Далай Лама XIV излагает свою точку зрения на возможность духовного сотрудничества между современной наукой и религиозностью с целью устранения страданий в человеческой жизни. На основе личного опыта многолетней религиозной практики, а также знакомства с основными положениями и открытиями современной науки автор обсуждает вопрос возможности выработать единую точку зрения в отношении таких, казалось бы, несовместимых представлений, как, например, эволюция и карма, создавая тем самым предпосылки для целостного взгляда на мир, в котором наука и религия становятся двумя равноправными подходами к изучению единой реальности.

6. Проблема возникновения сознания

Радость встречи, печаль расставания, богатство ярких сновидений, безмятежное спокойствие весенней прогулки, полная погруженность в состояние глубокой медитации — все эти и подобные им состояния образуют сферу нашего сознательного опыта. Независимо от их содержания никто в здравом уме не станет сомневаться в реальности этих переживаний. Все они, от совершенно обыденных до самых возвышенных, имеют определенную упорядоченность и вместе с тем являются в высшей степени личными, а потому об их существовании можно говорить лишь с определенной точки зрения. Опыт внутренних переживаний является полностью субъективным. Парадокс, однако, состоит в том, что, несмотря на несомненную реальность нашего субъективного мира и тысячелетнюю историю его философского исследования, до сих пор не достигнуто полное согласие в понимании, что же такое сознание. Наука с ее основным принципом главенства внешних объективных наблюдений до сих пор очень мало продвинулась в направлении ответа на этот вопрос.

Изучение сознания становится одним из самых захватывающих направлений научного исследования.

Одновременно с этим для многих становится очевидным, что современная наука до сих пор не имеет достаточно развитой методологии исследования феномена сознания. Это не означает, что в данной области отсутствуют философские теории или что не были приложены определенные усилия для объяснения сознания в рамках материалистической парадигмы. Один из крайних подходов здесь представлен точкой зрения бихевиоризма — направления, пытающегося определить сознание в понятиях, описывающих внешнее поведение, и свести ментальные феномены к набору речевых и поведенческих реакций. Другая крайность представлена картезианским дуализмом с его идеей о том, что мир состоит из двух независимых и субстанционально реальных сущностей — материи, характеризующейся такими качествами, как протяженность, и ума, описываемого в понятиях нематериальной субстанции, своего рода духа. Между двумя этими крайними точками зрения находится великое множество разнообразных теорий, от функционализма (пытающегося определить сознание через описание его функций) до нейрофеноменологии (определяющей сознание по его нейронным коррелятам). Большинство из этих теорий пытаются осмыслить сознание как некий аспект материального мира.

Но как насчет прямого наблюдения самого сознания? Каковы его характеристики и как оно функционирует? Наделены ли сознанием все формы жизни (включая растения и животных)? Продолжается ли наша сознательная жизнь лишь тогда, когда мы осведомлены о наличии у нас сознания, а в периоды, например, сна без сновидений сознание пребывает в полном бездействии или даже полностью исчезает? Состоит ли сознание из ряда дискретных моментов движения ума или же оно является непрерывным, но постоянно меняющимся? Существуют ли уровни сознания? Является ли непременным условием существования сознания наличие объекта, то есть должно ли оно быть обязательно сознанием чего-то ? Каково отношение сознания к бессознательному — не только к протекающим в веществе мозга электрохимическим реакциям, которые можно соотнести с умственными процессами, но также к более сложным и, возможно, проблематичным феноменам подсознания: желаниям, намерениям и памяти? Да и вообще, в свете крайней субъективности природы нашего сознания, может ли оно быть предметом объективного научного рассмотрения?

Проблема сознания привлекала огромное внимание буддийской философской мысли на всем протяжении ее развития. Для буддизма, с его первоочередным интересом к вопросам морали, духовности и избавления от страданий, понимание природы сознания, главной определяющей характеристики живых существ, представляется наиболее важным вопросом. Согласно писаниям раннего буддизма, сам Будда считал, что сознание играет главную роль в определении направления движения человека к счастью или к страданию. Например, известный цикл бесед Будды, называемый Дхаммапада, открывается словами о том, что ум первичен и пронизывает собой все вещи.

Прежде чем продолжить, мне хотелось бы напомнить о чисто языковых проблемах описания субъективного опыта. Несмотря на универсальность переживания сознания, язык, на котором мы выражаем индивидуальный, субъективный опыт, имеет свои уникальные особенности, коренящиеся в культурных, исторических и лингвистических основах. Эти языковые различия создают для носителя данной культуры специфическое поле понятийного восприятия, образованное набором представлений, исторической и лингвистической базой и т.д. Например, в западноевропейских языках существуют слова «сознание», «ум», «интеллектуальные проявления» и «осознавание». А в контексте буддийской философии сознания мы будем пользоваться такими терминами, какло (тиб. Ыо, санскр. буддхи), шепа (тиб. shespa, санскр. джняна ) и ригпа (тиб. rigpa, санскр. видья), каждый из которых может быть приблизительно переведен на европейские языки как «осознавание» или «разумность» в самом широком значении этого слова. В буддийской философии говорится также о сем (тиб. sems, санскр. читта), что в европейских языках соответствует понятию «ум», намше (тиб. rnam shes, санскр. виджняна ), «сознание», и йид (тиб. у id, санскр. манас), «ментальность» или «состояния ума».

Тибетское слово намше, или его санскритский эквивалент виджняна, что часто переводится как «сознание», имеет гораздо более широкую область применения, чем соответствующий западный термин, поскольку относится не только ко всему пространству сознательного опыта, но также и к тем проявлениям, которые современная западная психология относит к области так называемого подсознательного. Далее, тибетский термин сем (санскр. читта), который обычно переводится как «ум», относится не только к области мыслей, но также и к эмоциям. Несомненно, говоря о сознании, нам следует добиваться по возможности полного взаимопонимания, но следует всегда учитывать ограничения, накладываемые особенностями используемой терминологии.

Проблема описания субъективного опыта является, несомненно, очень сложной, поскольку здесь мы пытаемся объективизировать то, что по своей природе является чисто субъективным, исключив при этом внутреннего наблюдателя. Но мы не можем полностью удалить из такого рассмотрения самих себя. Никакое научное описание нейронного механизма цветового восприятия не передает чувства, которое мы испытываем, например, при восприятии красного цвета. Итак, здесь мы имеем дело с совершенно уникальной областью исследования: изучаемый объект, инструмент изучения и тот, кто постигает результат исследования, — все это один и тот же наш собственный ум. В связи с этим возникает вопрос: не является ли проблема объективного научного исследования сознания совершенно неразрешимой? Не следует ли нам усомниться в самой правомерности такого изучения?

Мы склонны относиться к миру сознания как к чему-то совершенно однородному, рассматривая его как некую монолитную сущность, так называемый ум. Но прибегнув к более глубокому рассмотрению, мы обнаруживаем, что такой подход является крайне упрощенным. Переживаемое нами сознание является совокупностью множества самых разнообразных состояний ума. С одной стороны, эти состояния могут быть явно когнитивными, каковыми являются, например, вера, память, восприятие и внимание, а могут быть и преимущественно аффективными, такими как эмоции. Кроме того, можно усмотреть область ментальных проявлений, чья функция состоит преимущественно в том, чтобы служить причинными факторами, мотивирующими нас к действию. Сюда входят намерения, воля, желание, страх и гнев. Но даже среди когнитивных состояний мы можем различить сенсорные восприятия, такие как зрение, которые имеют непосредственное отношение к воспринимаемым объектам, и концептуальное мышление с присущими ему воображением и произвольным вспоминанием выбранного объекта. Эти два последних процесса необязательно требуют непосредственного присутствия чего-то воспринимаемого и не зависят от текущей активности органов чувств.

В буддийской философии сознания можно встретить дискуссии в отношении способов классификации ментальных феноменов, а также их различных характеристик. Прежде всего существует шестеричная классификация: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание и объекты самого ума. Первые пять относятся к области сенсорного восприятия, тогда как последний пункт включает в себя широкий спектр ментальных состояний, начиная от памяти и воли до воображения. Ментальные состояния, относящиеся к области сенсорного восприятия, являются производными от деятельности пяти органов чувств, считающихся материальными, тогда как чисто ментальный опыт в значительной мере независим от физической основы.

Школа йогачара добавляет к этой классификации еще два пункта, делая ее восьмеричной. Сторонники такого подхода считают, что ментальное восприятие само является слишком мимолетным и обусловленным, чтобы служить в качестве основы единства, которое мы обнаруживаем в своих субъективных переживаниях и в чувстве собственной самоидентичности. Они утверждают, что в основе всех этих переменчивых, зависящих от обстоятельств состояний ума должен существовать некий базовый ум (санскр. манас), сохраняющий единство и непрерывность на протяжении всей жизни индивида. По их мнению, его-то и следует понимать как основополагающее сознание, основу всех ментальных феноменов. Неотделимым от этого основополагающего сознания является интуитивное переживание «я есмь», которое школа йогачара считает непременной характеристикой индивидуального потока сознания.

Школа Срединного пути (мадхьямака ), чьих положений в целом придерживалось большинство тибетских мыслителей и которые разделяю также я сам, отвергает эту типологию и утверждает, что весь спектр сознания вполне адекватно описывается шестеричной классификацией. Наибольшие возражения у сторонников школы Срединного пути вызывает возможное понимание основополагающего сознания, постулируемого в восьмеричной классификации, как чего-то самосущего по своей природе.

Возникает вопрос, что же объединяет все это множество феноменов в качестве принадлежащих одной и той же группе внутреннего опыта, который мы называем «ум»? Я ясно помню из детства мой первый урок эпистемологии, когда я должен был выучить наизусть изречение «Характеристики ума — ясность и знание». Такое определение сознанию давали тибетские мыслители на основе древних индийских писаний. Лишь много лет спустя я понял, какая глубокая философская проблема кроется за этой простой с виду формулировкой. И теперь я часто не могу не улыбнуться, когда вижу девятилетних монахов, с уверенностью произносящих эту фразу в зале для дебатов, составляющих основу образовательного процесса в тибетских монастырских училищах.

Итак, индо-тибетская буддийская мысль пришла к определению ума как обладающего качествами лучезарности, или ясности, и знания, или сознательности. Ясность здесь относится к способности ума обнаруживать, или отображать, свои объекты. Сознательность же — это его способность воспринимать, или понимать, то, что попадает в область этого отображения. Все феномены, имеющие эти два качества, считаются относящимися к уму. Такие вещи очень трудно описывать в понятиях, ведь здесь мы имеем дело с совершенно субъективными и внутренними явлениями, а не с материальными объектами, которые могут быть полностью измерены и описаны в пространственно-временных категориях. Возможно, именно по причине таких сложностей — ограничений, свойственных языку, и субъективности самого предмета рассмотрения — в ранних буддийских текстах о природе ума говорится преимущественно метафорически, с применением таких образов, как свет или текущая река. Подобно тому, как в случае со светом нет категориального различия между освещением и тем, что освещается, так и в случае сознания невозможно отделить процесс познания или восприятия от того, что познается или воспринимается. Сознание, как и свет, имеет своим качеством способность освещать.

Говоря о ментальных феноменах как об имеющих, согласно буддийскому пониманию, две определяющие характеристики — ясность и знание, — можно решить, что буддизм проповедует нечто подобное картезианскому дуализму, а именно, что речь здесь идет о двух независимых субстанциях, одна из которых называется «материя», а другая — «ум». Для того чтобы исключить возможное недопонимание, я буду вынужден сделать небольшое отступление и вкратце изложить базовую классификацию реальности согласно философии буддизма. В нашем мире обусловленных феноменов имеются три фундаментальных аспекта, или три класса объектов:

1. Материя — физические объекты.

2. Ум — субъективные переживания.

3. Абстрактные составные понятия — порождения ума.

В том, что касается мира материи, между подходами буддизма и современной науки нет существенных различий. Между двумя этими традициями в общих чертах может быть достигнуто согласие в определении главных характеристик материальных феноменов. Буддизм, как и наука, считает характерными чертами материального мира такие свойства материи, как протяженность, пространственно-временная локализация и т.д. Помимо этих видимых материальных объектов, с буддийской точки зрения, к первой категории можно отнести также такие феномены, как микрочастицы, различные поля (например, электромагнитное) и силы природы (например, гравитацию). Тем не менее в понимании буддийской философии реальность не исчерпывается содержимым этой первой области.

Помимо нее существует еще сфера субъективного опыта, в которую входят наш мыслительный процесс, сенсорное восприятие и богатый мир эмоциональной жизни. С буддийской точки зрения, большинство элементов этой второй области может быть обнаружено также и у других живых существ. Эти проявления в значительной степени зависят от их физической основы, включая нейронные сети, клетки мозга и органы чувств, но тем не менее ментальная сфера в значительной мере независима от материального мира. Согласно буддизму, она не может быть полностью сведена к миру материи, хотя и зависит от него в своих проявлениях. За исключением одной материалистической школы Древней Индии, большинство индийских и тибетских философских школ согласны с идеей невозможности полностью свести все проявления ума к набору физических процессов.

Но, кроме того, существует и еще одна сфера реальности — абстрактные составные понятия, которые не могут быть охарактеризованы ни в качестве физических объектов, поскольку они не имеют материальных составляющих, ни в качестве объектов исключительно внутреннего субъективного опыта. Здесь я говорю о тех многочисленных признаках реальности, которые включены в наше понимание мира. Такие феномены, как время, концепции и законы логики, будучи по своей сути конструктами ума, тем не менее отличаются от первых двух сфер реальности. И хотя все феномены, относящиеся к этой третьей области, обусловлены либо физической, либо ментальной сферой, они имеют характеристики, отличающие их от объектов и той, и другой области.

Я пришел к выводу, что эта систематика объектов реальности, восходящая к ранним стадиям развития буддийской философской мысли, практически идентична той, которая разработана Карлом Поппером. Поппер называл эти области «первый мир», «второй мир» и «третий мир». Под ними он подразумевал (1) мир вещей и физических объектов; (2) мир субъективного опыта, включая процессы мышления; и (3) мир самих утверждений — в противоположность миру ментальных процессов. Это поразительно, что Карл Поппер, который, насколько я знаю, не имел предпосылок в виде буддийской философии, пришел практически к такой же классификации категорий реальности. Если бы в тот период, когда нам довелось общаться, я знал об этом удивительном родстве его образа мыслей с философией буддизма, то непременно обсудил бы с ним этот момент.

Западная философия и наука в целом имеют тенденцию объяснять сознание исключительно в понятиях, относящихся к процессам функционирования мозга. Этот редукционистский подход к онтологическим вопросам сводит природу и само существование ума к материи. Некоторым ученым ум видится в понятиях компьютерной модели, чем-то похожим на искусственный интеллект; другие для объяснения возникновения различных аспектов сознания пытаются применить эволюционную модель. В современной нейрофизиологии обсуждается вопрос: являются ум и сознание чем-то большим, нежели простой результат деятельности мозга и выходят ли восприятие и эмоции за рамки химических реакций? До какой степени мир субъективного опыта зависит от вещества мозга и особенностей его работы? Эта зависимость должна до какой-то степени существовать, но является ли она абсолютной? Каковы необходимые и достаточные причины возникновения субъективных феноменов сознания? Многие ученые, и особенно те, что работают в области нейробиологии, считают, что сознание представляет собой особый род физического процесса, развивающегося на основе специфической структуры и динамики мозговых клеток. Мне вспоминается беседа с некоторыми знаменитыми нейрофизиологами в Американской медицинской школе. Мне любезно продемонстрировали новейшие научные методы глубокого проникновения в процессы человеческого мозга, такие, как МРТ (магнитно-резонансная томография) и ЭЭГ (электроэнцефалография), а также показали работу мозга в его динамике. После этого мы побеседовали о текущем научном понимании сознания. Я сказал тогда одному из исследователей: «Представляется совершенно очевидным, что в результате изменений химических процессов, протекающих в мозгу, могут появляться разнообразные субъективные переживания, такие как сенсорные ощущения или эмоции. А наблюдается ли обратное влияние? Можно ли посредством мысли влиять на процессы, протекающие в веществе мозга?». Вопрос, собственно, сводится к тому, можем ли мы, хотя бы теоретически, допустить возможность не только прямой, но и обратной причинной связи?

Ответ ученого меня удивил. Он сказал, что, поскольку все ментальные состояния возникают как результат физических процессов, никакая иная причинность невозможна. В тот раз из вежливости мне пришлось промолчать, но тем не менее я до сих пор считаю, что такое категорическое утверждение не имеет под собой научной основы. Мнение, что все ментальные феномены имеют исключительно физические причины, есть, по сути, метафизическое допущение, а не научный факт. Я считаю, что в духе научного поиска совершенно необходимо оставить этот вопрос открытым и не путать наши предположения с научными фактами.

Существует также ряд ученых и философов, которые считают, что объяснение феномена сознания может быть получено на пути развития исследований в области квантовой физики. Когда-то мы беседовали с Дэвидом Бомом об идее импликативного порядка реальности, согласно которой и материя, и сознание проявляются на основе общих принципов. В силу их общей природы, говорил Бом, нет ничего удивительного втом, что мы обнаруживаем большое сходство в упорядоченности между мышлением и материей. И хотя я никогда до конца не понимал бомовскую теорию сознания, его подход, основанный на целостном понимании реальности, включающем в себя и ум, и материю, открывает дорогу для более всеобъемлющего подхода к постижению мира.

В 2002 г. я встретился с группой ученых из австралийского университета в Канберре по вопросу о подсознательных состояниях ума. Во время той встречи астрофизик Пол Дэвис заявил, что он вполне представляет себе, как может быть сформулирована квантовая теория сознания. Должен признаться, что объяснения природы сознания на основе квантовой модели материи всегда приводят меня в замешательство. Конечно, неудивительно, что именно квантовая физика с ее находящимися за пределами обычной логики представлениями о нелокальности, квантово-волновой суперпозиции и принципом неопределенности Гейзенберга может привести к глубочайшему пониманию специфически когнитивной активности. Но тем не менее я не могу понять, чем квантовая теория сознания лучше, нежели нейробиологическое объяснение, основанное на классическом понимании физической природы когнитивных процессов. На мой взгляд, до тех пор, пока не будет полностью принята во внимание именно субъективность самого феномена сознания, брешь между осмыслением физических процессов мозга, с одной стороны, и наблюдением факторов самого ума — с другой останется незаполненной.

Нейробиология достигла выдающихся успехов в составлении карты мозга и понимании функций различных его отделов. Эти исследования представляют собой удивительный процесс с очень интересными результатами. И тем не менее существуют самые противоречивые мнения о том, где именно локализуется сознание и имеется ли вообще определенная область его локализации. Некоторые исследователи полагают, что таким местом является мозжечок, другие относят его к ретикулярной формации, а некоторые — к гиппокампу. Но, несмотря на такое отсутствие определенности в данном вопросе, большинство работающих в этой области ученых все же согласны между собой, что феномен сознания может быть исчерпывающим образом объяснен в рамках нейрофизиологии.

За всем этим стоит глубокая уверенность, что как познавательные, так и относящиеся к области переживаний состояния ума могут быть однозначно соотнесены с физическими процессами, протекающими в веществе мозга. С изобретением новых мощных инструментов исследования знания о соотношениях между познавательной активностью и мозговой деятельностью многократно возросли. Например, на одной из конференций «Жизнь и сознание» психолог Ричард Дэвидсон представил детальное описание того, как именно негативные эмоции, например страх и ненависть, связаны с определенной частью мозга, называемой амигдала. Эта связь между эмоциональными состояниями и мозговой структурой является столь определенной, что пациенты, у которых данная область повреждена, совершенно не в состоянии испытывать страх.

Я тогда высказал замечание, что если экспериментально будет показана полная безопасность нейтрализации этой части мозга для всего организма, то иссечение амигдалы может оказаться самым эффективным методом духовного прогресса! Но, конечно же, все не так просто. Оказывается, кроме своей роли в качестве основы для негативных эмоций, эта часть мозга выполняет и другие задачи, например, она является основой распознавания опасности, и в случае ее отсутствия во многих ситуациях мы окажемся совершенно беспомощными.

Несмотря на огромные успехи в наблюдении тесных связей между отдельными структурами мозга и состояниями сознания, я не думаю, что нейрофизиология на данный момент имеет какое-либо настоящее объяснение самого феномена сознания. Возможно, эта наука может показать, что активность, наблюдаемая в тех или иных частях мозга индивида, соответствует переживанию им определенных когнитивных состояний, но вопрос о причинах такой корреляции остается открытым. Никакие нейробиологические объяснения не могут дать понятие о самбм субъективном переживании, например, синего цвета. На что похоже то или иное переживание — это знает лишь тот, кто его испытывает. Точно так же нейрофизиологи могут установить момент, когда человек видит сон, но могут ли они что-либо рассказать о содержании сна?

Утверждение, что ум есть всего лишь функция, или проявление, свойств материи, можно принимать как методологический подход к рассмотрению феноменов, а можно — как метафизическое допущение. Но такое допущение делает многие феномены необъяснимыми. Как, например, объяснить само происхождение сознания? Что определяет переход от бесчувственных к чувствующим существам? Модель развития, полностью сводящаяся к идее эволюции через естественный отбор, есть лишь описательная гипотеза, своего рода замена понятия «чудо», а не научное объяснение.

Ключевой идеей для понимания буддийского представления о сознании и причин отрицания этим учением возможности сведёния ума до проявлений материи является теория причинности. Вопрос причинности долгое время оставался для буддийских мыслителей в фокусе философского и медитативного рассмотрения. Буддизм говорит о двух принципиально различных категориях причин: это субстанциональные и вторичные, или дополнительные, причины. Возьмем для примера глиняный горшок. Субстанциональная причина здесь относится к материалу, а именно — к глине, принявшей форму горшка. Все же прочие факторы, непосредственно относящиеся к возникновению горшка, такие как мастерство горшечника, он сам, печь для обжига и прочие, являются дополнительными в процессе преобразования глины в горшок. Это различие между субстанциональной и вторичными причинами возникновения объекта или события является очень важным для понимания буддийской тории сознания. Согласно буддизму, поскольку сознание и материя в равной мере способствуют возникновению друг друга, ни одно из них не может являться причиной другого.

На самом деле, это рассуждение есть именно та предпосылка, на основании которой буддийские мыслители, такие как Дхармакирти, рационально обосновывают достоверность теории перевоплощений. Аргумент Дхармакирти может быть сформулирован следующим образом: сознание новорожденного младенца возникает на основе предшествующего момента его когнитивной активности, которая является моментом сознания, предыдущим по отношению к настоящему моменту.

Вся проблема вращается вокруг аргумента о том, что различные переживаемые нами моменты сознания возникают на основе предшествующих моментов, а поскольку природа сознания и материи совершенно различна, первому моменту сознания новорожденного существа должна предшествовать его собственная субстанциональная причина, каковой может быть лишь такой же момент сознания. Таким образом, в буддизме обосновывается существование предыдущих жизней.

Другие буддийские философы, например Бхававивека (VI в. н.э.), обосновывали предшествующее существование путем указания на наличие у живых существ врожденных инстинктов, таких как инстинкт новорожденного искать материнскую грудь и сосать молоко.

Эти мыслители утверждали, что невозможно вразумительно объяснить феномен такого врожденного знания без предположения о какой-то форме предсуществования ума.

Независимо от того, сколь убедительными являются такие аргументы, существует множество примеров детей, которые с очевидностью помнят свои предыдущие жизни, не говоря уже о содержащихся в различных буддийских писаниях рассказов самого Будды о его собственных предшествующих рождениях. Мне известен один замечательный случай, произошедший в начале 70-х годов прошлого века с маленькой девочкой из города Канпур в индийском штате Уттар-Прадеш. Сначала ее родители не обращали особого внимания на сообщения девочки о наличии у нее другой пары родителей в месте, которое она описывала довольно точно. Но описание было столь конкретным, что в конце концов взрослые стали к ней прислушиваться. Когда супружеская пара, на которую она указала как на своих родителей в предыдущей жизни, приехала повидать девочку, она рассказала им такие подробности своей предыдущей жизни, которые могли знать лишь самые близкие родственники. В результате к тому моменту, когда я узнал об этой истории, вторые родители полностью признали девочку как члена своей семьи. Это, конечно, не может считаться строгим доказательством, но такие истории невозможно совершенно игнорировать.

В буддийской традиции написано множество работ, посвященных анализу этих рассуждений, технический аспект которых лежит вне пределов нашей дискуссии. Главное, что я хотел бы подчеркнуть, так это тот факт, что, по мысли Дхармакирти, теория перерождений не является исключительно вопросом веры. Положения этой теории он относит к области так называемых неполностью явных феноменов, истинность которых может быть подтверждена посредством логических умозаключений.

Ключевой момент, отличающий изучение сознания от рассмотрения свойств физического мира, состоит в том, что здесь не следует упускать из виду личностный аспект. В физическом мире, если оставить в стороне проблемные вопросы квантовой физики, мы имеем дело с феноменами, всецело подлежащими научному методу независимого объективного рассмотрения. В целом у нас есть уверенность, что научное объяснение физического мира не упускает из виду какой-либо ключевой его элемент. В области же субъективного опыта дело обстоит совершенно иначе. Когда мы слышим исключительно объективное, научное описание состояний сознания, у нас возникает чувство, что из рассмотрения исключен важнейший фактор — субъективность этого опыта. Здесь я говорю о феноменологическом аспекте ментальных явлений, а именно — о субъективности опыта их индивидуального переживания.

Даже из такого краткого обсуждения, я полагаю, становится ясно, что объективистский метод исследования, который на протяжении многих лет так хорошо служил науке, оказывается недостаточным в области рассмотрения феноменов сознания. Для успеха в дальнейшем изучении этого вопроса науке требуется смена научной парадигмы. А именно — объективистский подход, основанный на независимом наблюдении, должен быть соединен с методом субъективного наблюдения, позволяющим включить в рассмотрение те качества, которые характеризуют личное переживание феноменов сознания. То есть необходимо сделать исследовательский метод адекватным рассматриваемому объекту. Исходя из того, что главнейшей характеристикой сознания является его субъективная природа, любое систематическое изучение этого феномена должно включать в себя методики, позволяющие работать на уровне субъективных переживаний.

Итак, всестороннее научное исследование сознания должно включать в себя как независимые, объективные, так и субъективные методы наблюдения: придерживаясь всех правил строгой научной методологии, такое исследование не должно игнорировать феномен реальности субъективного опыта переживания. Поэтому ключевой вопрос состоит в следующем: можно ли представить себе научную методологию изучения сознания, в которой здравый метод субъективного подхода, всецело описывающий специфику феномена переживания, был бы соединен с объективистским подходом к изучению проблем мозга?

Здесь я вижу поле для широкого и плодотворного сотрудничества между современной наукой и созерцательными традициями, каковой является, например, буддизм. Буддизм имеет долгую историю изучения природы ума и его различных аспектов — к этому изучению сводится и вся его медитативная практика, и критический философский анализ. В отличие от современной науки буддизм принимает в расчет прежде всего личные переживания. Метод созерцания в буддизме представляет собой опыт самонаблюдения, поддерживаемый усердными тренировками по развитию метода созерцания и строгой проверкой достоверности полученных результатов. Все претендующие на достоверность субъективные медитативные переживания должны здесь пройти проверку посредством их повторения тем же практиком, а также другими людьми, достигающими посредством подобной практики аналогичных состояний. Пройдя проверку, эти состояния могут быть признаны универсальными, во всяком случае для человеческих существ.

Буддийское понимание природы ума происходит в первую очередь из эмпирического наблюдения, основанного на феноменологии опыта, включающего в себя различные созерцательные техники медитации. На этой основе разрабатываются рабочие гипотезы в отношении природы ума, его различных аспектов и функций; все они подвергаются критическому философскому анализу и опытной проверке посредством медитации и осознанного самонаблюдения. Если мы хотим узнать, как работает наше восприятие, нам следует развить внимание и научиться момент за моментом наблюдать возникновение и затухание актов восприятия. Это эмпирический процесс, результатом которого является субъективное, глубоко личное знание определенных аспектов работы ума. Затем мы можем использовать полученное знание для уменьшения всплесков эмоций, таких как злость или обида (и действительно, люди, практикующие медитацию, желая избавиться от ментальных загрязнений, каковыми являются вредоносные эмоции, делают именно это), но главное, на что я хочу указать: данный процесс предлагает прежде всего субъективистский эмпирический метод исследования ума.

Я понимаю, что в современной науке имеется глубокое недоверие ко всему субъективному. Проблема состоит в необходимости найти объективные критерии, позволяющие сделать выбор между противоречащими друг другу субъективными утверждениями разных людей, поэтому западная психология избегает использовать самонаблюдение как метод изучения ума. Учитывая доминирующее положение объективистского метода исследования в качестве основной научной парадигмы, такое недоверие становится совершенно понятным.

Я готов согласиться с мыслью гарвардского психолога Стефена Косслина, пионера в исследовании роли самонаблюдения в процессе работы воображения. На недавней конференции «Жизнь и сознание», посвященной изучению проблем сознания, он указал на необходимость учитывать естественные границы самонаблюдения. Независимо от того, насколько тренирован человек, говорил он, мы все равно не можем получить свидетельства, что посредством самонаблюдения он в состоянии выявить структуру нейронной сети или биохимический состав мозга, или же физический коррелят специфической психической активности, то есть решить одну из задач, которые с высокой степенью точности решаются посредством методов эмпирических наблюдений с использованием современных научных приборов. Тем не менее самонаблюдение, осуществляемое при условии использования специальных тренировок и наличия особой внутренней дисциплины, должно быть самым подходящим методом изучения психологических и феноменологических аспектов наших познавательных и эмоциональных процессов.

Есть огромное различие между тем, что происходит во время медитативного созерцания в такой традиции, как буддизм, и самонаблюдения в обычном понимании этого слова. В контексте буддизма погружение в себя сопровождается укреплением дисциплины ума, поскольку осуществляется оно с учетом опасности крайнего субъективизма, проявляющегося в фантазиях и заблуждениях. Укрепление внимательности в смысле повышения ее стабильности и ясности — совершенно необходимая предпосылка строгого самонаблюдения, подобно тому, как для изучения небесных тел необходим телескоп. Точно также, как и в науке, здесь имеются протоколы наблюдений и особые процедуры, которые должен выполнять наблюдатель. Войдя в лабораторию, человек, не знакомый с наукой, не сможет понять, как использовать имеющиеся там приборы и в чем должен состоять результат наблюдения. Точно так же и человек с неподготовленным умом не сможет применить интроспективную фокусировку сознания на выбранном объекте и окажется не в состоянии определить, какой именно аспект ума подлежит в данный момент рассмотрению. Но человек с тренированным умом, подобно опытному ученому, знает, на чем именно следует сосредотачиваться, и способен правильно оценить результат наблюдения.

Вполне возможно, что вопрос о том, может ли наше сознание в абсолютном смысле быть сведено к чисто материальным процессам или субъективность переживаний указывает на нематериальную составляющую мира, решается лишь путем философского рассмотрения. Ключевая проблема здесь состоит в том, чтобы исключить метафизический подход к рассмотрению ума и материи и вместе с тем сохранить научную строгость понимания различных проявлений сознания. Я считаю, что буддизм и современная наука могут приступить к совместным исследованиям в этой области, оставив пока в стороне чисто философский вопрос о том, является ли сознание исключительно продуктом материи. Соединение этих методов проведения исследования может обогатить оба направления. Такие совместные работы не только сделают понимание сознания более гуманистичным, но помогут лучше понять динамику человеческого ума в его отношении к страданию. Этот подход может стать одним из путей избавления от страданий, что, как я верю, является нашей первоочередной задачей на Земле.

/продолжение следует/

ЗНАКИ СВЕТА - Константин Устинов: Врата Нового Мира

22 июня 2008 - 12 сентября 2008

Врата вам открыл, но войти можете только сами. "Листы сада Мории. Зов".

От дверей мира дан вам Зов Мой. Понесете его, как чашу, к Алтарю Духа.
Летите легко, как птицы на восходе, открыв духу Врата Сердца. Приведу к Святыне Святынь. Дам Знак проникновенный. В час урочный войдете в Храм Величайший. Ибо Белая Гора - древнейший Ашрам Страны Шамбатион. Дворец Аллал-Минга разрушен, но еще источает магнетизм Владыки.

60. Удумаем, как помочь строительству вашему, привлекая сердца и человеческие ресурсы. Деньги придут, и немалые. Нужно найти им правильное применение. Лучше всего - вложение в материалы и производство строительных материалов. Пошлю людей, которые организуют кооператив трудовой. Будем строить много зданий. И мысли о домах Сергия и детском доме не отменяем, но отставляем на некоторый срок. Важность начатого несомненна. Одному не потянуть дело строительное, но совместно начнете. Еще раз говорю: подойдут сотрудники верные. Духовных иждивенцев великое множество. Это бездельники, которые под любым предлогом отлынивают от работы, считая недостойным заниматься стиркой или уборкой помещений. Так сложится истинная община трудовая.

61. Врата Агни открыты. Из Мира Огненного льется нестерпимый Свет Вечной Чистоты, выжигающий скверну мира земного. Все болота невежества Великий Агни превращает в пыль. Все топкие сознания замощены будут. На местах гноилищ явятся чудесные сады, цветущая поросль которых будет вдохновлять души творческие к рождению прекрасных мыслеформ и запечатлению их в предметах искусства, в музыке или в слове. Но только суровость поможет одолеть препятствия. Любое саможаление не даст даже шагу ступить по горной тропе. Без суровости к себе не может наступить изменение сознания и качество правильных действий. Главное - ухватить край нити преображения сознания. Но признаться придется самому себе даже в самой малой неискренности. В пучине самости живет так много монстров, которые совсем не хотят покидать свое логово. Но пусть трепещет сердце пред сиянием Белой Горы. Серебряная Твердыня Духа пусть вечно источает лучи своего немеркнущего Огня. Каждый луч может сопровождать дух человеческий в дальний полет.

Крылья лишь в радости растут. Мечта есть полив цветка духа.

Высшей Волею спасаемся. Высшей Волею живем. Даже шага не ступить без благоволения Высшего. Не просто моление дух укрепляет, но преданность и признательность. В признательности, ее напряжении, рождается торжественность почитания.

Умствования предают любую веру, как это случилось с иезуитизмом, который стал явлением вмещения сил сатанинских.

62. Каждый имеет ключ от Врат, но не знает, как повернуть затвор замка. Силы сердца вытекают из Врат неба хлынувшего. Стрелы молний лишь бледная искра Огня Небесного. Стрелы молний лишь тонкие иглы, вышивающие новый покров пространства. В золотой парче Великого Агни явится Мир Новый. В лучших явлениях красоты зарождается узор Нового Времени. Лучшие жемчужины звезд посылаются, чтобы украсить свод Нового Неба. Новые звезды уявляются, приходящие из пределов невидимости.

Мощь сердец человеческих растет сознанием красоты. Кто скажет, что красота лишь развлечение, радующее глаза, не прав будет трижды. Ибо само впечатление питает дух, а познание, вложенное в мощь красоты, образовывает новое знание и наконец являет просветление и возвышение сознания. Мыслеформы, наслоенные на картине, раскрываются, прикасаясь и входя в сознание зрителя. Более тонкая методика живых фильмов проявляется от касания мыслеформ. Живая цепь впечатлений вяжется.

63. Как победить себя, в себе открыв сокровищницу прошлых постижений, жить тайной, но не прятать от людей того, что собирал в бессчетных жизнях? Зачем сокровища, уж если ты не можешь хоть с кем-то поделиться, отдавая без скупости, но лишь от всей души? Ты сам как Чаша, полная познанья. Ты сам Творца неведомый слуга. Миры близки, скалисты берега, закрытые покровом Вечной Тайны. Миры близки. И лишь тончайшей паутиной мы связаны. Но и по ней течет вибраций поток, вносящий в наши души смуту творческого вихря. Безумие иль дерзновение - коснуться Матери лилового Покрова, что нас ведет в неведомую Высь, которая сердцами овладела как Мира Вековечная Любовь? Свет устремления колеблет сеть пространства. Сплетается тончайший флогистон самых сокровенных мыслей наших. Где пламя соткано Лилового Огня, там собирается Серебряное Знанье как овладенье Высшего Пути, как Знак Звезды, таящей жажду духа по обновленью человеческой природы. А лунный прах волочится за нами как смертоносный шлейф былых эпох, что начаты когда-то на Луне. И семя лукавого творца физического тела в нас до сих пор живет и пребывает в нас как соглядатай оповещенья лунной жизни. Какая очистительная мощь заключена в одном лишь устремленье, перед которым даже космос не способен устоять, впуская в недозволенный предел носителя земного духа! Как огненный снаряд, летит душа, собою раскаляя само пространство. Но сквозь толщу тумана бесконечных заблуждений она летит к невероятной цели, которая определена давно, созрев в сияющих глубинах сердца-духа. Мощь тайны оттого так притягательна, что охраняема надежной стражей Великого Божественного Знанья. Одним оно дается легко из-за того, что разум их приуготовлен высокой ахимсой к принятью Таинства. Коль впереди стоит завет: "Не навреди", - оно дается неиссякаемым потоком. Но если цепи зла неодолимо держат сердце, творящему потоку так легко застрять в камнях невежества. И драгоценной влаги бальзам обратится в болото с кишащими пиявками, которые способны только высосать стремленья духа. Нет, не желайте многого! Судьба определит достойную меру, выше которой нам цены не будет.

64. Лишь на стук отворяются Врата. Но часто путник, пред которым открыты все двери, внезапно топчется на пороге и страшится войти, смущенный тем, что грязен и стоит в запыленной одежде. Но если Врата открыты, значит, привратник оповещен об этом и для такого гостя уже приготовлены ванна, светлая одежда и чистая комната.

Мы все странники в этом мире. Мы все знаем, что такое лишения и земные невзгоды. И путника отличим по своим качествам от вора или грабителя, стремящегося проникнуть в нашу крепость под видом бродяги. Упреждены бываем, прежде чем злоумышленник войдет в дом. Знаем лучший способ против воров и грабителей: не иметь лишнего. Не таим всего, что у нас есть, ибо самое ценное всегда с нами. И вор не унесет сокровище, в сердце хранимое.

Мир движим тайной. Мир нас испытывает на мелочах. Именно они колючие кусты, которые цепляются за нашу одежду и рвут ее в клочья. Мелочи доставляют массу неприятностей и отнимают больше всего сил души, ибо устройство ее таково, что она оберегает себя от великих потрясений, но упускает малые. Но рой комаров может до смерти закусать гиганта.

65. Можно ли слышать Голос Безмолвия не как отголосок прочитанных книг, чьи мысли стали сердцу наиболее близкими, но как Весть Нового Знания? Но достойны ли сердца вместить молнию Мира Огненного? Или прах останется от возгорания высших центров при Собеседовании Высшем? Лишь огненосители способны стать уловителями вибраций солнечных, которые можно вместить в земные слова. И то, что осталось за занавесом вмещения, станет аурой священных текстов. Основное содержание остается между строк, вне зависимости от полноты текста.

Слушаем сердце, которое передает сознанию Веления Высшие. Слушаем голоса Тонкого Мира, уговаривающие отступить с тропы для отдыха заслуженного. Но у Вечного Странника никогда нет своей крыши над головой, но всегда есть тот, кто впустит гостя, не сомневаясь в его благонадежности. Верим снам как знакам Вести Высшей, ибо одна беседа никогда не исчерпает темы, какой бы содержательной и глубокой она ни была. Новое время приносит новые аспекты понимания истины. Поэма Вечной Жизни никогда не может быть закончена.

66. Не все знаки судьбы проявляются сразу. Многие ждут того времени, когда энергии созреют и наложат отпечаток на лице и руке человека. Струйка небесной тайны падает на лоб каждого человека, оставляя отпечаток своего присутствия. Капли космической мудрости выжигают на коже свой сокровенный узор, по которому видящий определяет степень продвижения духа. Огонь пульсирует по линиям судьбы. Сила духовного электричества создает русла свои в построении человеческой жизни.

Знаки лишь план или схема жизненных вех, к которым человек может прийти, а может и не исполнить назначенного. Символы указывают скорее на потенции, чем на точные события. Лишь линия жизни верна в своих показаниях. Но с годами на ладони могут выступать новые и новые знаки, которые не проявлялись до определенного периода. Их проявление связано с особыми событиями в жизни человеческой, с началом или окончанием определенного цикла. Рождение нового состояния может полностью изменить знаки или стереть их совсем. При огненной трансмутации черты руки могут меняться кардинально, как и выражение лица. Но в любом случае космические руны участвуют в построении человеческого сознания своими подсказками в изменении направления мыслей. Через мировоззрение происходит воздействие внутренних энергий на события земные. Мысль способна в объединении с желаниями создать совершенно новую судьбу. Мощь мысли так неизмерима. Она ловит и кристаллизует пространственный огонь, совершая таинство создания новых обстоятельств. Знаки будущего важны, но не обязательны для преждевременного открытия. Незнание спасает от опрометчивых шагов, пока чаша истины не испита до конца.

67. Долина полна зернами возможностей. Долина чувствует приближение сроков. Священные развалины дворца Аллал-Минга все еще смотрят в сторону Умай-Туу, открывая тайники свои тем, кто пришел к святому порогу для получения даров своего служения. Радиацией Владыки пропитаны стены разрушенные, и камни мудры, хотя и молчаливы. Святой Сергий, говоря о Белой Горе, вспоминал это чудное место слияния Неба и Земли.

Множество древних городов разбросано по вершинам. Одни принимают их за обломки скал, другие - за следствие вулканической деятельности. Но даже руины могут говорить, если сердце чутко в торжестве своего благоговения. Оно услышит. Оно поймет шум ветра или ручья не как случайный порыв стихий, но как продолжение разумного собеседования или великого откровения Природы. В ошеломляющем потоке реки общения принесены будут драгоценные крупицы высокой мудрости, которые многих людей исцелят от печали сомнений. Великое знание даст нам вечную радость понимания мира. И разве это не счастье - слышать, как ветер в кедровых кронах поет песню свободы духа, а горный ручей бесконечно шепчет великую мантру освобождения от заблуждений? Даже цветок имеет, что сказать нам.

68. Белый ковчег души твоей хранит негасимый огонь жизни, который порождает нетленная и вечная искра сияющего духа. Смятение мыслей и натиск страстей пытаются загасить эту священную жажду, затемняя ее жаждой наживы или голосом крови. Но эта искра не гаснет даже тогда, когда тело обретает зловоние грехов. Она просто покидает сердце и, поднимаясь над головой, следит, как верный Хранитель, за тем существом, которое лишь недавно было Храмом Господним, а ныне стало вертепом одержания и гнездом для низких развоплощенных душ. Зерно духа в стремлении проявить себя в плане земном пытается помочь телу, воздействуя на него через мысленные моменты просветления, но, устав от тщетных попыток, просто покидает, оставляя оболочку блуждать без света в низших миазмах судьбы. Но, возгораясь, находя достойное вместилище, лампада негасимая освещает внутренний мир восходом духовного солнца. Целая вселенная ликует, оживленная вестью нового пробужденного духа. И не просто свет сочится, но совершается проникновенное действие пробуждения целого мира, облаченного пламенем золотого сияния.

69. Чему можно научиться у животных? Лишь отсутствию обмана. При своей низкой умственной природе они лишены коварства и лжи в понимании человеческом. Есть коварство зверя, стерегущего добычу, но нет лжи, свойственной пресыщению. Самодовольство отсутствует во всех царствах природы, кроме существ человеческих. Их самость так велика, что не умещается в понятие завышенной самооценки. Снобизм и тщеславие, чувство превосходства над другими особями по любому, даже небольшому, поводу делают из человека если не павлина, то надутого индюка, возвращая сознание в птичье состояние. По этой причине многие достижения физического мира подарены животным и отняты у человека. Казалось бы, царь природы должен обрести самые совершенные качества, которые даны низшим существам. Но разве можно человеку дать возможность летать при ужасающем состоянии сознания? Если бы демоны летали, они бы уничтожили весь род человеческий из зависти, что они не могут стать равными людям. Но и сами люди способны применить крылья лишь для разрушения.

Есть легенда о летающих людях в горах Алтая, которые отличаются свирепым и гордым нравом и живут высоко в недоступных пещерах, отличающихся теплым воздухом и почти домашним уютом. Их часто видят чабаны и охотники, особенно на границе с Китаем и Монголией. Большого урона они не наносят, но при попытке стрелять по ним или при какой-либо другой угрозе могут даже убить человека или животное, а также унести его не известно куда.

70. Эхо тьмы умолкает. Теряется звук его в глубине темных ущелий. Звезда Утра восходит, и никому уже не отвратить приход Зари. Звери попрячутся в глубокие норы, опасаясь солнечного света. Не каждому день по душе. Но даже ангелы поют на рассвете. И птахи малые вторят им, солнце встречая. И сердца человеческие оживают в лучах нового дня. Зерна духа прорастают, давая импульс роста Мирового Древа. Принципы сефирот и чакр сливаются в мощи единого Учения Жизни. Живая сила души истекает в пространство радостью живой любви, одухотворяя источник первозданных стихий соединением огня пространства с огнем сердца.

Узнаем Зов Высших Сил по трепетанию сердца навстречу Лучу Водящему.

71. Чадит светильник сердца от капли гнева. Опасайтесь заражать пространство невоздержанными возгласами. Просто очернить ткань Матери Мира, но пятна тьмы не отмыть с ваших аур. Не можем заниматься штопаньем чужих платьев, разорванных в драке. Ищите опору в благожелательстве. Но каждое зломыслие не оставляйте без внимания, ибо оно ведет к преступлению. Нужно понять причину зарождения низкого сознания, когда от прекрасного отвращается сердце. И если будет найдена пыль зла, то найдется и родник, чтобы смыть ее с глаз. Найдите, где проявить лучшие качества в жизни. Добро нужно развивать, так же как и разум. Упражняясь в насыщении пространства благожелательством, расширяете ваши ауры. Если мышцы крепнут от упражнений, то сердце растет от любви к человечеству. Это наше основное чувство - сострадать миру.

72. Солнечные зеркала Владычицы Гор вбирают жар солнечных мыслей. Их концентрация, накапливая напряженность, начинает пульсировать из собранной Пирамиды планетной Cилы. И эти пульсации подобны биению живого сердца.

Энергия Солнца растекается по жилам планеты. Оттого и называют ее Сердцем Мира. Передача высших токов земному плану оживляет его, принося свежие идеи и мысли. Как кровь, питая тело, проникает в самые глубины его, так и Солнечный Разум напитывает каждый атом не только планеты, но и всей вселенной. Подобно тончайшим капиллярам, даже пространство состоит из волос Шивы - мельчайших спиральных образований, полых внутри, по которым на землю стекает энергия космоса.

Бури дальних окраин Беспредельности отзываются на каждом сердце человеческом. И если бы люди научились прислушиваться к нему, они могли бы читать малейшие сигналы мыслей и токов, касающиеся как всего человечества, так и отдельной личности. Сердечное зрение и сердечный слух есть высшее проявление чувств. Именно они составляют основу чувствознания. Именно от них тянется провод духа в глубины грубой материи. Чувствилища духа наглядно утверждают механизм проникновения высших энергий в низшие царства. Капиллярами всепроникающего сознания можно их назвать.

73. Болото, в котором человечество посеяло свои вожделения, создало зыбкую почву для нарушения космических законов. Не нужно ждать аромата на местах гниющих предрассудков. Допущение даже малейшего хамства явлено как картина самости человечества. Такие любят не потому, что нуждаются в этом, но для украшения собственной персоны. Некий массаж самовлюбленности, которая тешит себя близкими отношениями со знаменитыми людьми. Но любовь и дружбу нужно уметь беречь: иначе участь разбитой хрустальной вазы грозит таким отношениям. Без уважения нет любви, но лишь низкий магнетизм полов преобладает. Любовь должна возвышать человека, а не ввергать его в постоянный водоворот упреков: кто хуже и кто лучше. И если нет взаимных уступок и "коса нашла на камень", то не нужно ждать лучших результатов.

74. Не ищите того, кому можно дерзить и хамить, чтобы изливать свои неудовольствия. Ищите тех, кто пробуждает в вас голос высшей природы и возвышенного благородства. Присутствие такого человека вызывает если не благоговение, то желание быть совершеннее остального мира. И каждый старается найти проявление этого совершенства в себе, тем самым привлекая ангельские элементы сущности человеческой. И если это не состоялось, то тамас начинает довлеть над психическим миром человека. Середины не может быть. Либо вершина уготована, либо пропасть. Но не нужно тревожить тьму возгласами. Нужно просто зажечь свечу. Добрая мысль и благое дело всегда предпочтительнее пустых слов. Спешите утешить скорбящего - и еще одной слезинкой станет меньше на земле. Она и так переполнена слезами. Горечь воды Мирового океана - от великих страданий, принятых человечеством за все времена существования на этой планете. Но горечь не удалить, а соль не растворить, пока Огонь Великий не превратит в пыль все явления вселенной.

В преддверии наступления Эпохи Огня пламенные вихри окружают Землю. Живое не способно существовать в таких условиях, если не трансмутирует свою низшую природу. Но более всего нуждаются в таких изменениях обыденные отношения, или повседневность, которая стирает черты индивидуальной одаренности. В этом случае наиболее ярко проявляется не только воспитанность, но и чуткое внимание к каждому пришедшему под кров ваш. Не бывает случайных событий. Не бывает случайных встреч. Развязка или завязка отношений лишь распутывают или соединяют нити кармы. Кружево судьбы так многолико и богато на серебряные узоры. Финифть тончайшая плетется не переставая, мгновение за мгновением. И поэтому дисциплина духа не может быть отложена в долгий ящик.

Законы Космоса требуют готовности наполнения каждого удара сердца. Насыщение этих ударов благородством мышления будет началом океана нового сознания. Ручейки лучших явлений человечества соберутся в сияющем общем устремлении радости. Не фрагментами сострадания будем мыслить, но широким потоком достойного мышления, а значит, и поведения. Судьба ныряющих духов известна. В конце концов они могут задохнуться и навсегда остаться на дне болота невежества. Но нужно предчувствовать, какая мелкая неурядица или игривый спор могут превратиться в скандал или даже вражду. Поэтому не утруждайте себя оценкой происходящего, но ищите в узоре прошлых событий прогнивший узел. Латать старую сеть всегда труднее, чем плести новую.

75. Ток мысли и желания легко передается другому существу. Явление сердечного гипнотизма основано на подобном законе взаимосвязей между живыми и неживыми существами.

У несущего полную чашу не должна рука дрогнуть. Несение полных сосудов по каменистому берегу с осыпями равнозначно подношению Белой Матери. Поход задумывается как паломничество. Для смелых открыты токи пространства. Каменные обрывы и осыпи не помеха в пути. Наоборот, нога не будет скользить. Горная тропа, едва намокнет, становится как мыло. Не за что зацепиться. Но острый камень держит даже коня.

Омойте мысль в отречении от вещей. Пусть цепи роскоши покинут сознание. Не упрекаем в привязанности, но предупреждаем о незаметном воздействии вещей на сознание человеческое. Правильно поступаете, не подпадая под их власть. Испепелю ваше золото и ваши вещи превращу в лохмотья и обломки. Лишь золотое зерно оставлю в сердце как Дар Жизни, даже огню не подвластный.

76. Нечуткость отношений грозит предательством. Семена легкомыслия вырастают в буйную поросль самоволия. Но надо уметь и по нему взобраться на макушку, где можно сорвать самые крупные плоды. Во всем будем устремлены к лучшему. Такая привычка породит качество, а качество соткет лучшую судьбу.

Завязывая новый узел отношений, не пытаемся умалить прошлые достижения. Даже враги принесли свой камень в стену строительства. Даже через врагов явились нужные люди. Оберегая твердыню, никто не говорит о ее местонахождении.

Майя множит клубок человеческих заблуждений, украшая все новыми развлечениями и удобствами. Но высшие достижения требуют трудных и суровых условий. Молот мудрости существует для лбов отрицания. Не мысли надо вгонять в мутное сознание, но разрушать стены ветхого мышления.

"Не захлебывайтесь многословием". Лишь вовремя сказанное слово важно - как окрик тому, кто в шаге от пропасти. Делаем слово оружием. Для драгоценного клинка нужны крепкие ножны. Воск событий - в ваших руках. Станьте ваятелями жизни. И, возводя здание общего блага, забудьте о своекорыстии. Фальшивому блеску недолго жить: быстро тускнеет. Не обижайте людей: врагов и так достаточно. Но твердое слово справедливости не вызывает обиды. Хамство есть худший вид пренебрежения, ибо низкий дух пользуется одеянием тьмы. Нельзя оправдать его чувством собственного достоинства. Сбрасывая черную птицу, закрывшую небо, увидишь знаки будущего. Не Сивиллой называем, но прогностиком. Предсказания на основе научных данных не считаются ложными, но, полученные из Тонкого Мира, объявляются шарлатанством.

77. До полного становления сознания космогонические утверждения вредны. Они уводят от ответственности за земную жизнь и отрывают от дисциплины материи. Именно материя учит твердым построениям. Учим не вязнуть в пустых размышлениях, но творить конкретное дело. Абстракция лишь начало созидания. Когда люди хотят творить, но не знают, что делать, приходят образы неясные, вмещающие разные виды энергий. Из них сознание выбирает близкие по духу формы, которые образуют идею, а потом конкретные мысли для их исполнения.

Не нужно опасениями разрушать стену пространства. Вместо защиты, изнутри разрушаешь укрепление. Потери не важнее утраты ночных мыслей. Будь признателен ночным гостям: учат не показывать лишнего. Преждевременное оповещение некоторых сведений не лучше выставления того, что имеешь, напоказ. Снаружи нужна скромность, чтобы зависть не давила. Лучше вид старого сарая снаружи, чем фальшивый блеск роскоши. Но узоры важны как напоминание о ритмах красоты. Лестница при входе и навес над ней как символ того, что любое восхождение должно быть скрыто до времени, чтобы не нанести ущерб восходящему духу.

78. Ты победи привязанность любовью, которая одна всегда права. Она проста, как вечные слова, утопленные в ливнях суесловья. Любовь не требует ни жертв, ни клятв. Ей не нужны земные атрибуты. Зачем тому физические путы, в ком расцветает постижений сад, в котором угасает страсти смута?

79. "Остерегайтесь не имеющих времени". В самодовольстве можно забыть о помощи ближним и о спешности помощи. Если зов: "Помогите!" - прозвучал, нужно спешить без промедления. Чья-то жизнь может зависеть от вашей поспешности. Не бойтесь потерять время на других. Оно вернется вам стократ, если есть неоценимая польза для кого-то. Но прежде других - это польза для формирования вашего сострадательного сознания. Обретая тенденцию к вспомоществованию, зажигаете огонь милосердия, который и самого милостивца поднимет и других упасет или образумит. Пример благожелательности трудно понять, но редкое сердце на него не откликнется.

80. Пурпурная аура гор указывает на напряжение подземного огня. Велико соединение земли и неба, которое последнее время не прекращается, но увеличивается. Мощь космоса так осязаема, особенно днем. Но ночью энергии, приходя в соединение, являют свет невиданный - словно белые ночи пришли в южные широты.

81. Неприемлемо рычание. Неприемлемы обвинения и упрямство. Скажите тем, кто упорствует: "Лучше стену сложи вокруг Обители! Больше пользы явится". Тяжелый труд полезен при раздражении. Он сжигает яд недовольства, направляя его во благо. Так и тамас можно запрягать. Перегнивший навоз приносит много пользы.

/продолжение следует/

НОВОСТИ И ССЫЛКИ:

ЗНАКИ СВЕТА - http://znakisveta.ru/index.html

Фотографии Горного Алтая, Знаки http://znakisveta.ru/foto.html

Картины Н.К.Рериха - Серии "Sancta", "Мессия", "Сикким", "Его страна": http://grani.roerich.com/gallery/sancta.htm

Наталия ЗАЙЦЕВА-БОРИСОВА: http://www.nzb8.ru/news/

Николай ДУДКО: Буддийское искусство «ТАНКА»   http://www.thangka.ru/rus.html

Спасите Тибет: Буддийские фильмы - http://savetibet.ru/category/films/

Буддийские видеоматериалы: http://video.yandex.ru/users/lung-ta/

Ассоциация трансперсональной психологии и психотерапии/ видеобиблиотека: http://www.atpp.ru/library/video/

http://www.svirel.com/ - Свирель Кришны Источник музыкального наслаждения /много прекрасной бесплатной духовно-развивающей музыки/

О проекте: Проект Свирель Кришны - музыкальный сайт для любителей красивой музыки. Получайте наслаждение и удовольствие в каждом звуке, наполненном Верховной Личностью Бога Кришной.  Мудрость Вед

Ты можешь выполнять предписанные тебе обязанности, но у тебя нет права наслаждаться плодами своего труда. Никогда не считай, что результаты твоих действий зависят от тебя, но при этом не отказывайся от выполнения своих обязанностей. Бхагавад-Гита (2:47)

Знай же, что все самое чудесное, прекрасное и величественное в этом мире - лишь искра Моего великолепия. - Господь Кришна. Бхагавад-Гита (10:41)

TIBETCD /музыка/ http://tibet-cd.narod.ru/

СОХРАНИМ ТИБЕТ! http://www.savetibet.ru/category/news/ Фонд тибетской культуры и информации: новости

Агни Йога (Живая Этика), Теософия, наследие семьи Рерихов, Е.П.Блаватской и их Учителей - http://forum.roerich.info/

Terra Theosophy Forum - http://forum.terra-theosophy.com/portal.php - THE SYNTHESIS OF SCIENCE, RELIGION AND PHILOSOPHY

БУДДА-ТВ / Интернет-телевидение / записи телеканала - http://yatv.ru/ru/channel,records?shortname=buddhatv

 Office of His Holiness the Dalai Lama
June 20, 2011

Kalachakra 2012
Mahayana Guest House
Bodh Gaya, Bihar
Dear Kalachakra 2012 Committee members:
I am happy to inform you that His Holiness the Dalai Lama has agreed to confer the Kalachakra Initiation in the sacred Buddhist site of Bodh Gaya, India from December 31, 2011 to January 10, 2012 as requested by the late Dorjee Khandu, Chief Minister of Arunachal Pradesh, before his tragic death in a helicopter crash in April 2011. We are happy to learn that you will soon be launching your news official website at
www.kalachakra2012.org
Best wishes,
Yours sincerely,
Tenzin Taklha
Joint Secretary

Калачакра-тантра. http://abhidharma.ru/A/Tantra/Kalachakra.htm

Калачакра (санск. Kalacakra; тиб. Дунгкор (Dus 'khor), букв. "Колесо времени", полное тибетское – mchog gi dang po’i sangs rgyas phyung ba rgyud kyi rgyal po dus kyi ‘khor lo) – божество медитации, йидам Калачакра-тантры. Калачакра-тантра была впервые проповедана Буддой Шакьямуни за год до Махапаринирваны. В "Калачакра-тантре" об этом сказано: "Так же, как Учитель запустил метод Праджняпарамиты на Пике Грифа, так же он запустил у ступы Дханьякатака все методы (этой) Тайной Мантры". Калачакра-тантру относят к тантрам высшей йоги (ануттара-йога-тантрам).
"Поскольку эти учения были переданы тайным проявлением Будды, тем, кто находился в мистическом состоянии очищенной кармы и восприятия, то не имеет большого значения, была ли тантра изложена во время жизни исторического Будды. Тем не менее, истинный корень Калачакра-тантры был сформулирован самим Буддой во время его жизни". Е.С. Далай-лама XIV.

Открыт набор в группы для участия в Учениях Далай-ламы для буддистов России и посвящении Калачакры в Индии

Верховный лама Калмыкии об Учениях Его Святейшества Далай-ламы для буддистов России
Зима 2011/2012 отмечена двумя весьма знаменательными событиями, которые пройдут на исторической родине буддизма ― в Индии. С 19 по 21 декабря в Дхарамсале, на севере страны, состоятся третьи Учения Его Святейшества Далай-ламы для буддистов России. Учения в Дхарамсале, которые уже приобрели статус ежегодных, даруются по просьбе досточтимого Ело Ринпоче, постоянно работающего в Бурятии, и верховного ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче. В программе учений 2011 года ― посвящение Чакрасамвары, комментарии к философским трактам буддизма, ответы на вопросы российских буддистов. Организаторы учений: Буддийский центр «Ринпоче Багша» (Бурятия), Центральный хурул «Золотая обитель Будды Шакьямуни» (Калмыкия), Объединение буддистов Тувы (Тува), Фонд содействия сохранению культурных и философских традиций тибетского буддизма «Сохраним Тибет» (Москва).
С 31 декабря 2011 по 10 января 2012 в Бодхгае, священном месте, где Будда Шакьямуни достиг Просветления, состоится тантрическое посвящение Калачакры. Предваряя посвящение, Его Святейшество Далай-лама дарует своим последователям из разных стран предварительные учения по текстам Камалашилы «Срединные ступени медитации», Гьялсэ Тогме Сангпо «37 практик Бодхисаттвы», геше Лангри Тхангпы «Восемь строф о тренировке ума» и Нагарджуны «Восхваление Запредельного».
Как сообщалось ранее, по просьбе организационного комитета и лично верховного ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче, даты Учений Его Святейшества Далай-ламы для буддистов России в Дхарамсале, максимально приближены к датам предстоящей Калачакры.
Таким образом, российские последователи буддизма, планирующее традиционное зимнее паломничество в Индию, смогут посетить сразу два ключевых события: Учения Его Святейшества Далай-ламы для буддистов России в Дхарамсале и посвящение Калачакры в Бодхгае.
В главном храме Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни» открыт набор в паломнические группы для участия в предстоящих учениях и посвящениях. Число участников Учений Его Святейшества Далай-ламы для буддистов России в 2010 году составило свыше 1.200 человек из России и стран СНГ, а всего в программах российских учений приняли участие 5.000 буддистов из разных стран мира. В этом году, в связи с тем, что два важнейших и очень редких посвящения ануттарайога-тантры (посвящения Чакрасамвары и Калачакры) будут проведены в Индии в течение одного месяца, число участников российских учений может быть существенно выше. В этой связи организационный комитет призывает российских паломников начинать подготовку к поездке заблаговременно. Подробнее - http://savetibet.ru/2011/09/04/dalai-lama.html

ЗИМНЕЕ ПАЛОМНИЧЕСТВО В ИНДИЮ
ПРОГРАММА

Дхарамсала, штат Химачал-Прадеш, Индия, 19-21 декабря
Учения для буддистов России
Посвящение Чакрасамвары
Комментарии к философским трактатам буддизма
Ответы Е.С. Далай-ламы на вопросы российских буддистов
Разъяснительные лекции геше Лхакдора, директора Библиотеки тибетских трудов и архивов (22-23 декабря)

Бодхгая, штат Бихар, Индия, 31 декабря – 10 января
Посвящение Калачакры

31 декабря – 2 января
Его Святейшество Далай-лама, монахи монастыря Намгьял и старшие ламы выполнят подготовительные ритуалы для подготовки и освящения пространства (молебны, построение мандалы и другие древние ритуалы).
3–5 января
Его Святейшество Далай-лама дарует предварительные учения по текстам Камалашилы «Срединные ступени медитации» (гомрим барпа), Гьялсэ Тогме Сангпо «37 практик Бодхисаттвы» (лаклен содунма), геше Лангри Тхангпы «Восемь строф о тренировке ума» (лоджонг цик гьема) и Нагарджуны «Восхваление Запредельного» (джигтен ле депар тёпа).
6 января
Монахи монастыря Намгьял исполнят ритуальный танец.
7–9 января
Его Святейшество Далай-лама дарует посвящение Калачакры.
10 января
Церемония подношения молебна о долголетии Его Святейшества Далай-ламы.
ВНИМАНИЕ!
Участники Учений Его Святейшества Далай-ламы для буддистов России должны прибыть в Дхарамсалу не позднее утра 18 декабря 2011, в Бодхгаю ― не позднее 30 декабря 2011. Учения в Индии даются бесплатно, однако всем прибывшим в Дхарамсалу необходимо зарегистрироваться в Офисе Учений для буддистов России (на территории главного храма Цуглакана) и получить пропуск. Для регистрации нужно предоставить паспорт и фотографию 3 x 4 см. Регистрация будет открыта за 3 дня до начала учений. Для участия в посвящении Калачакры в Бодхгае по прибытии также необходимо оформить пропуск, предоставив фотографию и паспорт.


Что такое ежедневная практика?

Скачать
Восьмой фильм из тринадцатисерийного цикла "Открытие буддизма" (ФПМТ)
Из вступления Ричарда Гира к фильму "Что такое ежедневная практика?"
"Говорят, Рим строился не за один день. Можно также сказать, что и просветление достигается не за один день, но в результате каждодневных усилий. Другими словами, единственное, что продвигает нас по духовному пути (будь то в развитии концентрации, любви, доброты или мудрости) – это духовная практика. Мы принимаем как данность, что спортсмены-олимпийцы и профессиональные музыканты достигают совершенства в музыке или спорте посредством ежедневных упражнений и тренировок. Почему же мы считаем, что это правило не распространяется на развитие самых важных качеств нашего сознания? Если мы хотим воспитать в себе терпение, честность, нравственность и мудрость, мы должны целенаправленно прилагать усилия. В этой программе мы узнаем о методах укрепления каждодневной практики (будь то во время медитаций или перерывах между ними), которая затрагивает все аспекты нашей жизни...."

Открытие буддизма

Этот цикл из тринадцати фильмов затрагивает все ключевые темы тибетского буддизма, как они излагаются в линии Гелуг – традиции, к которой принадлежит Его Святейшество Далай-лама и которая распространена в буддийских регионах России (Калмыкии, Бурятии и Туве). Ведущие сериала голливудские звезды Ричард Гир и Киану Ривз познакомят вас с великими ламами нашего времени, а также опытными буддийскими учителями из западных стран. Каждая серия включает их философские учения, а также интервью с нашими современниками из Европы и Америки, выбравшими для себя путь тибетского буддизма. Являясь ясным и доступным изложением буддийского пути Махаяны с его идеалом беззаветного служения всем живым существам, этот цикл фильмов будет очень полезен как для традиционных последователей буддизма в Калмыкии, Бурятии и Туве, так и для широкой публики, проявляющей интерес к богатейшему наследию тибетского буддизма.
Тринадцать фильмов цикла «Открытие буддизма»
Сознание и его возможности
Что такое медитация?
Что такое духовный путь?
Духовный учитель
Смерть и перерождения
Всё о карме
Прибежище в Трех Драгоценностях
Что такое ежедневная практика?
Самсара и Нирвана
Как развить Бодхичитту?
Преобразование проблем
Мудрость постижения пустоты
Введение в тантру
Ведущие:
Ричард Гир
Киану Ривз
Хронометраж каждой серии 26:40 мин
Производство DHARMA VISION @ FPMT INC., 2004
Русскоязычная версия подготовлена фондом «СОХРАНИМ ТИБЕТ»

Фильм первый. Сознание и его возможности
Фильм второй. Что такое медитация?
Фильм третий. Что такое духовный путь?
Фильм четвертый. Духовный учитель
Фильм пятый. Смерть и перерождение
Фильм шестой. Все о карме
Фильм седьмой. Прибежище в Трех Драгоценностях

Первая в истории российская выставка открылась в королевстве Бутан

Российская экспозиция открылась в четверг в столице Бутана Тхимпху - впервые в истории отношений России с этим гималайским королевством, тема выставки: "Буддизм в России", сообщил РИА Новости старший советник посольства РФ в Индии Сергей Кармалито. Экспозиция открылась в культурном центре имени Неру - Вангчука при посольстве Индии в Тхимпху. Дипломатических отношений между Россией и Бутаном нет - Бутан исторически не имеет дипотношений с большинством стран мира, в том числе ни с одним из государств - постоянных членов Совета безопасности ООН. Однако, по мнению собравшихся, открытие экспозиции "Буддизм в России" - первая за всю историю двусторонних контактов - будет способствовать сближению народов двух стран.

Далай-лама приедет в Прагу

11 декабря в столицу Чехии приедет духовный лидер Тибета Далай-лама. Об этом агентству Mediafax сообщил сотрудник общественной организации Forum 2000 Филип Шебек. В пражском Конгресс-центре Далай-лама прочтёт лекцию на тему «Поиски счастья в нестабильном мире» (Hledání štěstí v nejistém světě), а также примет участие в круглом столе, организованном Философским факультетом Карлова университета и посвящённом проблемам демократии и прав человека в Юго-Восточной Азии.

Лама Сопа Ринпоче. Не доверяй тому, что видишь ― совет добродетельного друга

Вчера, чтобы объяснить, почему вы испытываете чувство привязанности или гнева при виде какого-либо человека, я привёл вам пример того, как по-разному воспринимают одну и ту же жидкость существа различных классов. Когда в вас проявляются привязанность или гнев, то ваши чувства не имеют ничего общего с самим объектом, их вызывающим. Вы испытываете привязанность или гнев к тому, что является исключительно порождением вашего собственного ума, ментальным образом, который проецирует ваш ум...

17-й Кармапа даст учения в Дели в рамках празднования 900-летия линии Карма Кагью

По случаю 900-летия со дня рождения Первого Кармапы Дюсума Кхьенпы ― основателя и первого главы линии Карма Кагью тибетского буддизма в Дели с 23 по 25 декабря 2011 пройдет специальная праздничная программа. В ходе трехдневного празднования Его Святейшество Гьялванг Кармапа Оргьен Тринлей Дордже дарует учения по теме "Древняя мудрость и современность". В программе также запланировано исполнение песен реализации на санскрите [санскр. доха]; культурная программа Тибетского института исполнительских искусств (TIPA); даруемое Гьялвангом Кармапой посвящение долгой жизни и другие события в честь девятисотлетия линии преемственности Кармап, которая берет начало от Дюсума Кхьенпы.

Лама Йонтен Гиалтсо дарует в Москве учение "Подготовка к посвящению Калачакры"

По просьбе учеников Ламы и русских буддистов, которые едут на посвящение Калачакры, 18 декабря в 15-00 в центре "Джонангпа" лама Йонтен Гиалсто дарует учения по Калачакра-тантре. Учитель прочтет лекцию "Подготовка к посвящению Калачакры", дарует лунг на мантру Калачакры, передачу текста нендро Калачакры и проведет совместную практику. Эти учения приурочены к посвящению Калачакры, которое проведет Его Святейшество Далай-лама 14-й с 28 декабря 2011г. по 10 января 2012г. в Бодхгае, Индия. На лекцию приглашаются все желающие. Особенно те, кто едет на учения и посвящения Е.С. Далай-ламы!

 25.11.2011. Частичное солнечное затмение.

Солнечное затмение отражается на том, что происходит во внешней жизни, что связано с событиями, которые происходят вокруг человека, в его делах и отношениях.
Самое важное правило в период затмений - быть источником только благих мыслей и желаний. Проявляя агрессию, ссорясь и споря - вы только вредите себе, программируя разрушение. Истина не рождается в спорах. Благодарите за все, что посылает вам судьба, желайте всем добра и света и тогда увидите, что ваши мысли творят вашу жизнь. Вы становитесь магами своей судьбы и формируете программу своего успеха и счастья. Когда сердце наполнено благодарностью в голове нет места для проблем.
Момент солнечного затмения - уникальный. В этот период Вы можете не только избавиться от негативных ощущений, но и сформировать программу исполнения своих намерений на целый год.
В пятницу 25 ноября 2011 года 8:21 по-киевскому времени состоится частное солнечное затмение в созвездии Скорпиона с максимальной фазой.Во время затмения Солнце будет находиться в 237’( градусе гордости, упорства, твёрдости, сильного характера, достижений и триумфа (в худшем проявлении - гордыни и упрямства), также это градус большой семьи) знака Стрельца, на одной долготе с дельтой созвездия Скорпион звездой Джуббой или Граффиас, которая находится на правой клешне Скорпиона. Фактически затмение произойдет в созвездии Скорпиона.
Затмение состоится на Сожженном пути, что указывает на нейтрализацию его негативного воздействия на людей и земную природу. При этом негатив будет пытаться разрушить положительные тенденции до затмения, а после затмения будет разрушаться сам.

Символ градуса - "Человек, сидящий верхом на баране". Исходя из характеристики градуса, можно сказать, что затмение побудит к активным действиям людей инициативных и честолюбивых. На это же указывает и само частичное солнечное затмение, происходящее вблизи Восходящего лунного узла (кстати, у предыдущего солнечного затмения 4 января 2011, был тоже восходящий лунный узел). При затмении Солнца вблизи восходящего лунного узла – события, происходящие в интервале плюс-минус месяц от времени затмения, формируют ближайшее будущее каждого человека. В это время чаще будут возникать обстоятельства, выделяющие отдельную личность на фоне его окружения. Создаются цепочки событий, развитие которых фатально предопределено.
Проведя анализ событий, которые произошли со мной в период с 4 января 2011 и по настоящее время, хочу Вам сказать: Хотите - верьте, хотите - нет! А я проверила на себе - работает!!! С наилучшими пожеланиями, Trisss.
(Материал собран по просторам инета)

На этом заканчивается текущий выпуск рассылки "ШКОЛА РАЗУМА: Путь к Себе". Через одну-две недели мы снова встретимся, высказывайте свои пожелания, задавайте свои вопросы по адресу rest.esoteric.perasperadastra-owner@subscribe.ru

Всего Вам самого светлого и Удачи!

С уважением, ведущий рассылки Алексей Сеев.


В избранное