Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

"Школа Мудрости: Путь к Себе"

  Все выпуски  

Школа Разума: Путь к Себе Факторы сознания


"ШКОЛА РАЗУМА: Путь к Cебе."   108 Факторы сознания 2012-01-17 15:34 

   Добрый день, друзья - со-путники!         Новым подписчикам рекомендую заглянуть в архив рассылки http://subscribe.ru/archive/rest.esoteric.perasperadastra/.

Приветствую Вас на страницах данной рассылки    

 

В данном выпуске приведены продолжение книги Е.С. Далай-Ламы ХIV Тензина Гьяцо «Вселенная в одном атоме» (глава 8 – Факторы сознания) и книги Константина Устинова «Врата Нового Мира» из серии «Знаки Света». В разделе «Новости и ссылки» смотрите ссылки на фото и видео ресурсы, новости сайта «Спасите Тибет!», результаты опроса читателей службой Би-би-си на тему «Каким будет мир: 20 прогнозов на предстоящее столетие», материалы о квантовой концепции сознания Михаила Борисовича Менского, профессора, доктора физико-математических наук ФИАН им. П.Н.Лебедева. Будем крепить наше сотрудничество во имя высшего блага! Желаю Вам Просветления и огненого преображения на Пути к Себе и в Себе! ОМ РАМ! ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ХРИ ОМ!
Его Святейшество Далай Лама XIV
Тензин Гьяцо - Вселенная в одном атоме: Наука и духовность на служении миру /Океан Мудрости; Элиста; 2010/
В настоящей книге духовный лидер тибетского буддизма Его Святейшество Далай Лама XIV излагает свою точку зрения на возможность духовного сотрудничества между современной наукой и религиозностью с целью устранения страданий в человеческой жизни. На основе личного опыта многолетней религиозной практики, а также знакомства с основными положениями и открытиями современной науки автор обсуждает вопрос возможности выработать единую точку зрения в отношении таких, казалось бы, несовместимых представлений, как, например, эволюция и карма, создавая тем самым предпосылки для целостного взгляда на мир, в котором наука и религия становятся двумя равноправными подходами к изучению единой реальности.
8. Факторы сознания
В самом построении методологии изучения ума с его различными состояниями буддизм и современная наука исходят из совершенно разных предпосылок. Наука направляет усилия преимущественно на изучение базовых нейробиологических структур и на биохимические свойства мозга, тогда как буддизм в своем исследовании сознания имеет дело прежде всего с опытом субъективных переживаний. Диалог между этими направлениями может открыть новые пути изучения сознания. Буддийская психология строит свой подход на сочетании медитативных практик (которые могут в этом контексте пониматься как феноменологическое исследование) с эмпирическим наблюдением за мотивациями человека, проявляющимися в виде его эмоций, мыслей и поведенческих реакций, и с критическим философским анализом.
Главной целью буддийской психологии является не каталогизация продуктов мыслетворчества и даже не описание функционирования мозга; ее фундаментальная задача — устранение страдания, особенно в психологической и эмоциональной сферах. В классических буддийских источниках имеются три разных направления изучения сознания. Абхидхарма занимается рассмотрением причин, лежащих в основе возникновения сотен различных состояний ума и эмоций, а также изучением нашего субъективного опыта их переживания и влияния на наш мыслительный процесс и поведение. Все это относится к сфере, которая в современной науке называется психологией (включая когнитивную терапию). Второй раздел, буддийская эпистемология, изучает природу и характеристики восприятия, знания и отношений между мыслью и языком, с тем чтобы создать концептуальную опору для понимания различных аспектов проявления сознания — мыслей, эмоций и т.д. И, наконец, ваджраяна использует визуализации, мысли, эмоции и различные чисто физические техники (такие как упражнения йоги) для интенсивного развития благих состояний ума и устранения его загрязнений. Это осуществляется не путем обнаружения некоей независимой и неизменной сущности под названием «ум», но посредством преобразования нашего обычного, эмпирически данного ума в чистое, незагрязненное состояние на основе понимания его природы.
Буддийский подход к изучению сознания основан на рассмотрении возможных состояний ума и способов его функционирования, а также на понимании причинной динамики этих процессов. Именно в этой области буддийское понимание может, скорее всего, заинтересовать современных ученых, поскольку, как и в науке, большинство буддийских исследований сознания основаны на эмпирическом опыте.
Сам я начал постигать различные аспекты ума в процессе изучения раздела буддийского знания, называемого лориг (тиб. blo rigs), что можно перевести как «ум и знание». Этот предмет изучается в процессе монашеского обучения обычно в возрасте около девяти или десяти лет, притом, что принятие монашества приходится, как правило, на восьмилетний возраст. Прежде всего мой наставник, а им в тот период был Линг Римпоче, заставил меня выучить наизусть рабочие определения природы ментальных феноменов и главные категории когнитивных и эмоциональных состояний. И хотя в тот момент я не имел ясного понимания, что все это значит, но знал, что буддийское определение ума, в отличие от материи, характеризует его как нечто всецело субъективное. Материальные объекты характеризуются наличием у них пространственной протяженности и могут взаимодействовать с другими материальными объектами. В противоположность этому ментальные феномены должны пониматься в категориях временнбй последовательности и как подлежащие по своей природе исключительно субъективному переживанию.
Я провел много времени, заучивая различия между сенсорным и ментальным опытом. Отличительной чертой сенсорных восприятий является их связь с определенным органом чувств — глазом, ухом и прочими. Совершенно очевидно, что каждый вид сенсорного восприятия отличен от других и имеет свою специфическую область, так что глаз не может воспринять звук, ухо — вкус и т.д. Как было указано уже ранними буддийскими мыслителями, включая Васубандху и Дхармакирти, имеется принципиальное различие в процессах восприятия различными органами чувств своих объектов с точки зрения пространственно-временных характеристик. Визуальное восприятие может осуществляться на большом расстоянии, слуховое — на гораздо меньшем, тогда как различить определенный запах можно только вблизи. Остальные два органа чувств — вкус и осязание — воспринимают свои объекты только при непосредственном контакте. Я полагаю, что с точки зрения науки мы должны объяснять эти различия с привлечением представлений о поступающих к нам от объекта наблюдения физических частицах, таких как, например, фотоны.
В определяющей характеристике ментального опыта отсутствует указание на определенный физический орган. Под этим переживанием, которое в буддизме считается шестой сенсорной способностью наряду с пятью органами чувств, не подразумевается ничего загадочного и таинственного. Например, если мы посмотрим на прекрасный цветок, непосредственное его восприятие во всем богатстве цвета и формы относится к области визуального восприятия. Если мы продолжим смотреть на него, в нашем сознании возникнет повторяющаяся последовательность того же самого визуального восприятия. Ментальное восприятие возникает тогда, когда при наблюдении цветка возникает мысль — например, если мы фокусируемся на каком-то определенном его аспекте или качестве, таком как оттенок цвета или форма лепестков. К области ментального сознания относится все множество факторов когнитивного опыта, включая память, распознавание, различение, намерения, волю, концептуальное и абстрактное мышление и сны.
Сенсорное восприятие является немедленным и цельным. Мы можем обонять запах розы, видеть ее цвет и чувствовать уколы шипов, не сопровождая этот опыт переживания какой-либо сознательной мыслью. Мысль в отличие от этого действует избирательно, иногда даже почти своевольно, сосредотачиваясь на специфических аспектах и характеристиках данного феномена. Рассматривая розу, вы можете обнаружить в сознании множество непрошеных мыслей: о том, что ее запах имеет привкус цитрусовых и освежает, что цвет ее розовых лепестков имеет палевый оттенок, что шипы острые и об них можно уколоться. В дополнение к этому, концептуальное восприятие имеет дело с объектами опосредованно, с использованием языка и определенного набора представлений. Когда мы просто видим прекрасные яркие цветы, например красные рододендроны, покрывающие весной склоны гор в окрестностях Дхарамсалы, наше восприятие является насыщенным, но недифференцированным. Если же у нас возникают конкретные мысли в отношении определенных характеристик цветка, такие, как «он ароматный» или «у него крупные лепестки», тогда наш опыт сужается и становится более сфокусированным.
Прекрасная аналогия, обычно приводимая молодым ученикам, — чашка чая в руке. Сенсорное восприятие подобно держанию чашки обнаженной рукой, а осуществляя мышление, мы как бы держим чашку рукой, обернутой в ткань. Различие между тем и другим опытом здесь выражено очень наглядно. Ткань в данном случае — метафора концепций и языковых конструкций, опосредующих наше восприятие объекта посредством мышления.
В буддийской эпистемологии, многие из положений которой развивались в условиях полемики с различными небуддийскими школами философской мысли, имеется обширный анализ взаимоотношений языка и мышления. Двумя наиболее значительными фигурами буддийской философии индийского периода являются Дигнага (V в.) и Дхармакирти (VII в.). В период моего изучения логики и эпистемологии мне пришлось выучить наизусть основные разделы знаменитого сочинения Дхармакирти Обоснование достоверного познания (Праманавартика), философского трактата, написанного в стихах и известного своим строгим литературным стилем. Я заметил, что западная философия внимательно изучает проблему взаимоотношения между языком и мышлением и рассматривает ключевой вопрос этой проблемы: полностью ли содержится мысль в ее языковом выражении. Буддийские мыслители, признавая наличие тесной взаимосвязи между языком и мышлением, в принципе, признают возможность существования невербализованной мысли; например, считается, что животные имеют зачатки концептуального мышления, но не имеют языка, по крайней мере, в нашем понимании.
Я был крайне удивлен, когда узнал, что в западной психологии нет развитого представления о внесенсорных умственных процессах. При этом я обнаружил, что большинство людей на Западе понимают выражение «шестое чувство» как указание на некий род сверхъестественных психических способностей. В буддизме же этим термином обозначают ментальную сферу, в которую включены мысли, эмоции, намерения и концепции. В западной философии эта брешь отчасти заполняется различными представлениями о душе в ее богословском понимании или об «эго» в психоанализе, но, как мне кажется, здесь отсутствует указание на специфическую способность ума постигать ментальные феномены. Эти феномены включают в себя широкий спектр когнитивного опыта, такого как память и воспоминания, которые, согласно буддийским представлениям, качественно отличаются от сенсорного восприятия.
Исходя из того, что, согласно нейробиологической модели, сенсорные и когнитивные феномены сводятся к химическим и биологическим процессам мозга, я могу понять, почему с научной точки зрения не требуется проведение качественного различия между процессами сенсорного восприятия и концептуализацией. Согласно этой модели, та часть мозга, которая ответственна за визуальное восприятие, участвует также и в построении зрительного образа в воображении. Поэтому, если говорить о функционировании мозга, нет разницы, видим ли мы нечто физическим глазом или «оком ума». С буддийской точки зрения проблема состоит в том, что нейробиология в своем рассмотрении упускает из виду одну из наиболее важных составляющих ментального процесса — субъективность получаемого опыта.
Классическая модель буддийской эпистемологии не выделяет особую роль мозга в познавательной деятельности, такой как восприятие. Подобное отсутствие прямых указаний на функцию мозга как интегративного центра живого существа и особенно его познавательных и сенсорных процессов не может не вызывать удивления, учитывая, что буддийская философия делала постоянный акцент на эмпирику, а медицинская наука Индии имела весьма подробные знания об анатомии. Правда, в буддизме ваджраяны говорится о канале, оканчивающемся на макушке и являющемся главной опорой всех энергий, регулирующих субъективный опыт переживаний.
В будущем я вижу поле для плодотворного сотрудничества между буддизмом и современной нейрофизиологией в деле изучения восприятия и когнитивных процессов. Буддизм может многое узнать о нейронных механизмах протекания ментальных процессов, об их нейрологических и биохимических коррелятах, об образовании синаптических связей и о соотношении между восприятием и определенными зонами мозга. Кроме того, в науке накоплено много медицинских и биохимических знаний в отношении функционирования мозга при повреждении отдельных его частей, и о том, как именно определенные вещества влияют на состояния сознания.
На одной из конференций «Жизнь и сознание» Франческо Валери продемонстрировал мне ряд снимков МРТ, представляющих горизонтальные срезы мозга, где цветом были отмечены области различной нейронной и химической активности, сопровождающей определенные виды сенсорного восприятия. Эти изображения явились результатом эксперимента, в котором испытуемому предлагались различные сенсорные стимулы (такие, как музыка или визуальный объект), после чего осуществлялась регистрация реакции на них мозга в различных ситуациях (например, с закрытыми или открытыми глазами). Все это очень наглядно демонстрирует тесную связь между наблюдаемыми и измеримыми изменениями, происходящими в мозгу, и разными видами сенсорного восприятия. Такой уровень точности измерений и возможности, которые открывает использование подобных инструментов, говорят об огромном потенциале научных исследований. Если же сочетать строгость и объективность научного метода со строгим субъективным самонаблюдением, можно надеяться выработать еще более всесторонний подход к изучению сознания.
Согласно буддийской эпистемологии, в человеческом уме имеется естественное ограничение способности распознавать свой объект. Это ограничение является чисто временным и связано оно с тем, что обычный ум, не обученный применению того уровня внимания, который достигается методами медитативной практики, способен осознать временной интервал лишь определенной минимальной длительности — традиционно он обозначается как время одного моргания глазом или щелчка пальцами. Более краткие интервалы времени могут быть восприняты, но ум не в состоянии полностью их осознать, а потому они не удерживаются в памяти. Еще одна особенность человеческого восприятия — склонность иметь дело с вещами путем обобщения сложности их составной природы. Например, взглянув на кувшин, я вижу округлую форму с плоским основанием и декоративным орнаментом. При этом я не воспринимаю отдельные атомы или молекулы и пространство между ними, что в целом образует данный составной феномен. Поэтому можно сказать, что акт восприятия — это не просто отражение в уме чего-то, находящегося снаружи, но очень сложный процесс ограничения избытка информации.
Но и само время мы также подвергаем процессу такого творческого конструирования. Время, соответствующее длительности щелчка пальцами, на самом деле также состоит из множества более коротких временных интервалов, и, даже воспринимая событие, длящееся столь краткий промежуток времени, мы сливаем все составляющие его моменты в единый континуум. Хорошая аналогия, используемая в этом отношении Дхармакирти и предлагаемая в качестве примера учащимся тибетских монастырских училищ, состоит в том, что, если ночью вращать по кругу горящую палку, наблюдатель увидит круг огня. Но, приглядевшись к этому кругу, вы заметите, что он состоит из ряда вспышек. Я помню из детства, что, просматривая кино с помощью механического кинопроектора, я в какой-то момент понял, что движущаяся картинка на экране состоит из набора неподвижных изображений.
Вопросы о том, как возникает восприятие и, в частности, какова связь между актом перцепции  и соответствующим объектом были главной областью интереса как индийской, так и тибетской философии. Между различным школами буддийской эпистемологии велись нескончаемые дебаты о том, как возникает восприятие объекта. В результате здесь выделились три главных направления. Одна школа придерживалась мнения, что подобно тому, как в многоцветном предмете имеется множество цветов, в визуальном восприятии при взгляде на предмет возникает множественная перцепция. Согласно другой позиции, восприятие можно сравнить с разрезанием сваренного вкрутую яйца. Если такое яйцо разрезать пополам, у нас окажутся две одинаковые половинки; подобно этому, когда орган чувств вступает в контакт с соответствующим объектом, единый акт перцепции разделяется на субъективную и объективную составляющие. Сторонники третьего взгляда, чья точка зрения была наиболее распространена в Тибете, утверждали, что, независимо от многогранности объекта восприятия, сам перцептивный опыт представляет собой одно единое событие.
Важной областью дискуссий в буддийской эпистемологии был анализ подлинного и ложного восприятия. Согласно буддизму, именно знание, или правильное постижение, освобождает ум от искажающих его состояний, и большое внимание здесь уделялось вопросу о том, что такое знание. Поэтому важной проблемой для буддийских мыслителей был вопрос о том, как отличить истинное познание от ложного. В буддийской философии имеется обширный анализ всех видов перцепции и разнообразных причин возникновения ошибочного восприятия. Например, если, находясь в плывущей лодке, мы воспринимаем деревья на берегу как движущиеся, такая иллюзия возникает на основе внешних причин, а именно — движения лодки. Если мы болеем желтухой, то даже белые предметы будут казаться нам желтыми; здесь причина иллюзии уже внутренняя. Находясь в месте, где живут змеи, и увидев в сумерках на полу разноцветную веревку, мы можем принять ее за змею; в этом случае причина иллюзии как внутренняя (наш страх змеи), так и внешняя (форма веревки и ограниченность видимости в условиях сумерек).
Во всех этих примерах причины иллюзорного восприятия являются непосредственными. Но существует большая категория более сложных в причинном отношении видов ложного восприятия, такие как вера в собственное неизменное и независимое «я» или в то, что обусловленные феномены могут быть постоянными. В процессе самого акта непосредственного восприятия провести различие между истинным и ложным невозможно. Такое различение может быть проделано только ретроспективно. На самом деле лишь последующий опыт, возникающий на основе уже совершившегося восприятия, позволяет определить его как достоверное или недостоверное. Было бы интересно узнать, может ли нейрофизиология провести различие между правильным и неправильным восприятием на уровне непосредственного наблюдения мозговой деятельности.
Я несколько раз при случае задавал нейрофизиологам этот вопрос, и, насколько мне удалось понять, подобные исследования не проводились. На феноменологическом уровне мы можем описать процесс перехода ума от одного состояния к другому, ему противоположному. Можно, например, задать вопрос: побывал ли Нейл Армстронг в 1969 году на Луне или на Марсе? Ведь кто-то может поверить в то, что это был именно Марс. Затем, услышав о взятии первых проб с поверхности Марса, такой человек начнет сомневаться в своем убеждении. Когда ему станет ясно, что никакой пилотируемый полет на Марс еще не осуществлялся, он может продвинуться в сторону правильного умозаключения в отношении того, что Нейл Армстронг летал именно на Луну. Наконец, побеседовав с другими людьми и прочитав отчеты об экспедиции на Луну, он может найти правильный ответ на вопрос. В подобных случаях мы видим, как ум движется от полного заблуждения через этап сомнения к правильной вере и в конечном итоге приходит к подлинному знанию.
В целом в тибетской эпистемологической традиции существует семеричная классификация ментальных состояний: прямое восприятие, постижение на основе умозаключения, последующее восприятие, верное допущение, поверхностное восприятие, сомнение и искаженное восприятие. Молодые монахи выучивают определения всех этих семи состояний сознания и их сложных взаимоотношений. Польза от такого изучения состоит в том, что в результате знакомства с подобной классификацией человек становится более чувствителен к разновидностям своего субъективного опыта и к его сложности. Знание этих состояний значительно облегчает изучение работы собственного сознания.
Значительно позже в моем обучении настал черед знакомства с буддийской психологией в систематическом изложении индийских философов Асанги и Васубандху. К настоящему моменту большинство санскритских вариантов этих работ утеряно, но благодаря огромной работе целых поколений тибетских переводчиков и их индийских коллег они сохранились на тибетском языке. По мнению некоторых моих индийских друзей, знатоков санскрита, тибетские переводы этих индийских классических сочинений столь точны, что по ним можно даже восстановить изначальную санскритскую версию. Собрание высшего знания (Абхидхарма-самуччая) Асанги и Сокровищница высшего знания (Абхидхармакоша) его младшего брата Васубандху с самого раннего времени развития буддизма в Тибете стали там основой знаний по психологии. Они считаются базовыми текстами двух школ, одна из которых, происходящая от Асанги, называется «Высшая абхидхарма», а другая, основанная на работе Васубандху, — «Низшая абхидхарма». И именно на этих двух работах преимущественно основывается мое знание природы, классификации и функционирования процессов, происходящих в уме.
Ни санскрит, ни тибетский язык не содержат слова, обозначающего то, что в современном языке и культуре понимается под «эмоцией». Это не означает, что идея наличия эмоций вовсе не существует в этой культуре, а также того, что индийцы и тибетцы никогда не испытывали эмоций. Тибетцы точно так же, как и люди на Западе, испытывают радость от хорошей новости, печаль от потери и страх перед лицом опасности. Возможно, причина отсутствия такого слова в языке лежит в истории философской мысли Индии и Тибета, в особенностях анализа психологических состояний. Буддийская психология не проводит такого же различия между когнитивными и эмоциональными состояниями, какое на Западе делается между страстью и рассудком. С буддийской точки зрения, различие между загрязненными и незагрязненными состояниями ума является более важным, чем между когнитивным и эмоциональным процессами. Различающее сознание, тесно связанное с рассудком, может быть загрязненным (например, при планировании убийства), тогда как эмоциональное состояние ума может быть очень благим и не связанным с загрязнениями. Более того, такие эмоции, как радость и печаль, могут быть как загрязненными, так и незагрязненными, разрушительными или благими, в зависимости от контекста их возникновения.
В буддийской психологии проводится важное различие между сознанием и различными модальностями его проявления, для обозначения которых в буддизме используется понятие «факторы сознания». Например, если я вижу в отдалении своего друга, это представляет собой акт сознания, который может казаться единым событием, но на деле представляет собой очень сложный процесс. Имеются пять факторов, общих для всех комплексных актов сознания: (1) чувство (в данном случае чувство удовольствия), (2) распознавание, (3) вовлеченность, (4) внимание и (5) контакт с объектом. В данном примере могут быть еще дополнительные факторы, такие как привязанность или возбуждение, в зависимости от текущего состояния ума наблюдателя и частных характеристик объекта наблюдения. Факторы сознания следует понимать не как отдельные сущности, но скорее как различные аспекты или процессы единого акта сознания, которые различаются с точки зрения их функций. Эмоции как категорию можно отнести к числу факторов сознания, в то время как само сознание является самостоятельной, отдельной от них категорией.
Здесь существуют различные классификации, но стандартный их список, используемый в тибетской традиции, был составлен Асангой и содержит пятьдесят один фактор сознания. В дополнение к пяти универсальным, постоянно действующим факторам (чувство, различение, побуждение, или направленность ума, внимание и контакт) выделяют пять факторов распознавания объекта: заинтересованность, влечение, памятование, концентрация и постижение, которые присутствуют в тот момент, когда ум опознает свой объект. Далее, существуют одиннадцать благих факторов сознания, сопутствующих позитивным состояниям ума. Это (1) вера, или доверие, (2) совесть, (3) стыд (понимаемый как принятие в расчет мнения других людей), (4) беспристрастность, (5) не-ненависть (отсутствие желания воздавать злом за зло, вплоть до любящей доброты), (6) не-заблуждение (включая мудрость), (7) радостное усердие, (8) гибкость и послушность тела и ума, (9) внимательность в отношении своих мыслей и поступков, (10) уравновешенность и (11) не-жестокость (включая сострадание). В этом списке мы находим несколько пунктов, соответствующих положительным эмоциям, например, любовь и сострадание. Совесть и стыд интересны тем, что первое качество касается собственной оценки своих мыслей и поступков, тогда как стыд заставляет воздерживаться от действий, предосудительных в глазах других людей, но в обоих случаях задействована эмоциональная составляющая.
Список загрязненных, аффективных состояний ума является гораздо более обширным, преимущественно по причине того, что все они нуждаются в очищении, если человек желает достичь того, что именуется в буддизме просветлением. Существует шесть коренных загрязнений, или вредоносных аффектов ума: (1) привязанность, или вожделение, (2) отвращение (включая враждебность), (3) гордость, или самомнение, (4) неведение, (5) сомнение и (6) ложные взгляды. Первые три из перечисленных состояний включают интенсивный эмоциональный компонент. Далее, имеются двадцать вторичных загрязнений: (1) ненависть (как желание причинить вред), (2) обида, (3) недоброжелательность, (4) зависть, (5) жестокость (производное от ненависти), (6) скупость, (7) самодовольство, (8) возбуждение, включая удивление, (9) утаивание собственных недостатков, (10) притупленность, замутненность сознания, (11) недоверчивость в отношении фактов, (12) леность, (13) забывчивость, (14) невнимательность, (15) хвастливость, (16) лживость, (17) бессовестность как отсутствие самоконтроля в отношении собственных поступков, (18) бесстыдство как безразличие к мнению о себе других людей, (19) безрассудство, или беспечность, (20) отвлечение, неустойчивость ума (возникающая в результате сочетания неведения и привязанности). Очевидно, что многие из вышеперечисленных факторов включают в себя эмоциональную составляющую. И наконец, в этом списке находятся еще четыре фактора, именуемые неопределенными. Это (1) сон, (2) сожаление, (3) грубое рассмотрение и (4) подробный анализ. Неопределенными они называются потому, что в зависимости от обстоятельств могут в моральном отношении быть благими, неблагими и нейтральными.
Очень важно уловить разницу между буддийским пониманием благих и неблагих факторов ума, и западным представлением о положительных и отрицательных эмоциях. В западной психологии положительные и отрицательные эмоции определяются с точки зрения того, как данное эмоциональное состояние переживается нами. Например, страх здесь будет считаться негативной эмоцией, поскольку он сопровождается неприятным чувством беспокойства.
Буддийское разделение на неблагие, или вредоносные, и благие ментальные факторы основывается на их роли в мотивировании наших поступков, или, другими словами, на их моральной оценке. Например, привязанность может переживаться как радостное и приятное чувство, но тем не менее она считается вредоносным состоянием ума, поскольку порождает слепое пристрастие, основанное на эгоцентрации, что может привести к пагубным поступкам. Страх является нейтральным фактором, и действительно, он представляет собой переменчивое состояние ума, поскольку его результатом могут быть как благие, так и неблагие поступки, в зависимости от обстоятельств. Роль всех этих состояний в качестве мотивирующих факторов человеческого поведения представляет собой довольно сложную проблему, и ее рассмотрение занимает важное место в буддийских писаниях. Тибетский термин, обозначающий вредоносный аффект, нйомонг (тиб. nyon mong) и его санскритский эквивалент клеша , этимологически означают «нечто, причиняющее внутреннее мучение». Главной характеристикой этих состояний психики является способность при своем возникновении вызывать беспокойство и потерю самоконтроля; в результате их действия мы теряем свободу поступать согласно своим намерениям, а наше мировосприятие искажается. Поскольку все эти состояния коренятся в глубочайшей эгоцентрации как по отношению к окружающим, так и ко всему миру, в результате их действия мы полностью утрачиваем широту вйдения.
В работах по буддийской психологии как индийской, так и тибетской традиции содержится обширный анализ природы, изменений, подразделов, взаимоотношений и причинной динамики факторов сознания. Приведенный выше список Асанги не следует считать исчерпывающим; например, в нем отсутствуют страх и тревога, имеющиеся в других списках. Но независимо от различий в способах перечисления сама организация списков факторов ума отражает лежащую в их основе главную цель — обнаружить и устранить вредоносные аффекты и развить позитивные состояния сознания.
Я много размышлял над тем, как соотнести буддийскую систему психологии, с ее представлением о благих и неблагих ментальных процессах, и понимание эмоций, которое существует в западной науке. Поводом для более глубокого понимания этого вопроса стала для меня очередная, десятая конференция «Жизнь и сознание», состоявшаяся в Дхарамсале в 2000 году. Темой конференции были деструктивные эмоции, и на недельную дискуссию в Дхарамсалу прибыло несколько специалистов по изучению эмоций из западного научного мира. Встречей руководил мой давний знакомый Дэниел Гоулмен. Именно он впервые познакомил меня с научными исследованиями, устанавливающими тесную связь общего состояния сознания человека с его физическим здоровьем. На этой конференции я также познакомился с Полом Экманом, психологом и антропологом, который посвятил изучению эмоций не один десяток лет. Почти сразу я узнал в нем родственную душу; в основе его подхода лежала подлинная моральная мотивация: он считал, что если мы лучше поймем природу наших эмоций и их универсальность, это позволит нам лучше осознать родство всего человечества. Кроме того, Пол говорил именно в таком темпе, который позволял мне понимать английский без перевода.
От Пола я многое узнал о последних научных работах в области изучения психологии эмоций. В частности, я понял, что современная наука проводит различие между двумя принципиально разными категориями эмоций: базовыми эмоциями и теми, которые получили название «высшие когнитивные эмоции». К базовым эмоциям ученые относят те, которые являются универсальными и врожденными. Точно так же, как и в буддийских списках, наборы этих эмоциональных состояний несколько различаются у разных исследователей; например, Экман выделяет десять таких эмоций, включая гнев, страх, печаль, отвращение, презрение, удивление, удовлетворенность, смущение, вину и стыд. Как и в случае с факторами ума в буддизме, каждая из вышеперечисленных эмоций подразумевает некий спектр переживаний. Под высшими когнитивными эмоциями ученые подразумевают ряд эмоциональных состояний, которые, будучи также универсальными, в своем проявлении тем не менее подвержены значительному культурному влиянию. Примерами таких эмоций являются любовь, гордость и зависть. В наблюдениях было показано, что базовые эмоции сопровождаются прежде всего процессами, протекающими в подкорковых областях головного мозга, тогда как высшие когнитивные эмоции ассоциируются с неокортексом — частью мозга, развившейся преимущественно в ходе человеческой эволюции и проявляющей наибольшую активность в когнитивных процессах, таких как рассуждения и аргументация. Я, конечно же, понимаю, что все это лишь предварительные результаты новой и быстро развивающейся дисциплины, которая может претерпеть в своем подходе радикальные изменения, прежде чем придет к окончательному решению этих вопросов.
Буддизм признает общность загрязнений ума у всех живых существ. Ключевыми загрязнениями считаются пристрастие, отвращение и неведение. У некоторых видов, например у людей, эти состояния проявляются довольно сложным образом; у животных такие проявления могут быть более примитивными и носить явную печать агрессивности. Чем проще живое существо по своей организации, тем более инстинктивными являются эти процессы и тем меньше они зависят от сознательного мышления. В противоположность этому комплексное проявление эмоций сильно зависит от различных условий, включая язык и наборы понятий. Поэтому свой отклик в буддийском миропонимании может найти научное предположение о том, что эмоции, относящиеся по классификации современной науки к числу базовых, соотносятся с более древними в эволюционном отношении частями мозга, теми, которые являются общими для нас и животных.
С эмпирической точки зрения, одно из различий между вредоносными аффектами, такими как ненависть, и благими состояниями сознания, например состраданием, состоит в том, что первые заставляют ум сосредоточиться на определенной цели — на человеке, которого мы ненавидим, или на запахе, который желаем устранить. В противоположность этому благие состояния могут быть более обширными; они не имеют тенденции к сосредоточению на одном объекте. Поэтому буддийская психология утверждает, что благие состояния ума являются более разумными, чем вредоносные. Здесь также имеется интересная область для исследований и сравнения с современной наукой.
В силу того что современная наука об эмоциях основывается на данных нейробиологии, ее концептуальная база остается тесно связанной с эволюционной теорией. Это означает, что помимо исследований нейробиологической основы эмоциональных проявлений здесь делается попытка понять происхождение эмоций с точки зрения их роли в процессе естественного отбора. Я даже слышал о существовании целого направления под названием «эволюционная психология». До некоторой степени мне понятно, как эволюционная точка зрения может объяснить появление таких базовых эмоций, как пристрастие, гнев или страх. Тем не менее, так же, как и в случае с попытками нейробиологии связать определенные эмоции со специфическими зонами мозга, мне непонятно, каким образом эволюционный подход может объяснить богатство эмоциональной жизни и субъективность эмоциональных переживаний.
Другая интересная мысль, возникшая у меня в результате бесед с Полом Экманом, — это проблема различения эмоций с одной стороны, и настроений, а также черт характера — с другой. Эмоции обычно достаточно мимолетны, тогда как настроение длится гораздо дольше, иногда целые сутки; черты характера являются еще более устойчивыми и порой сохраняются на протяжении всей жизни. Например, радость и огорчение — это эмоции, обычно возникающие в связи с определенным поводом; с другой стороны, счастье и печаль представляют собой настроения, точную причину которых установить порой бывает непросто. Подобным же образом, страх — это эмоция, а тревога — подобное ей настроение, причем человек может быть столь сильно подвержен тревожности, что это будет больше похоже уже на черту характера. И хотя буддийская психология не делает различий между эмоциями и настроением, в ней существует понимание отличия состояний ума, как мимолетных, так и продолжительных, от лежащих в их основе психических склонностей.
Идеи о том, что отдельные эмоции могут возникать как следствие некоторых наклонностей психики, что определенные эмоциональные состояния приводят к определенным поступкам, и в особенности знание о том, что положительные эмоции в большей степени доступны для управления со стороны мышления, чем отрицательные, — все эти представления занимают очень важное место в буддийской практике. Главные практики буддизма, такие как развитие сострадания и любящей доброты или устранение негативных состояний ума, например гнева и ненависти, основываются на знании психологии. Ключевым аспектом этих практик является подробный анализ причин и динамики отдельных ментальных процессов: внешних условий их возникновения, предшествующих и сопутствующих им внутренних ментальных состояний, а также их соотношения с прочими когнитивными и эмоциональными процессами. Мне не раз доводилось обсуждать с психологами и психоаналитиками широкий круг терапевтических проблем, и я заметил интерес моих собеседников к проблеме причин возникновения эмоций. А поскольку эти направления психологии нацелены на избавление людей от страданий, я полагаю, что они имеют ту же фундаментальную направленность, что и буддизм. Главная цель буддийской практики созерцания — избавление от страданий. Наука, как мы видели, также имеет своей целью уменьшение страданий, в том числе и в психологической сфере. Это прекрасное стремление, которое, как я надеюсь, всем нам пойдет на пользу. Но наука движется дальше, затрагивая довольно рискованные области. Она оказывает все более мощное влияние на экологию, на изменение условий существования всего человеческого вида. В результате впервые в человеческой истории само наше выживание требует принятия на себя моральной ответственности не только за применение уже имеющихся научных открытий, но и за сам выбор направления развития науки и технологии. Одно дело — использовать изучение нейробиологии, психологии или буддийской науки об уме для того, чтобы делать людей более счастливыми и изменять свой ум посредством постепенного развития его положительных качеств. Но когда мы начинаем манипулировать генными структурами, как в человеке, так и в окружающей природе, не слишком ли мы далеко заходим в использовании своих научных знаний? Этот вопрос должны задавать себе как отдельные ученые, так и все человечество в целом.
/продолжение следует/
ЗНАКИ СВЕТА - Константин Устинов: Врата Нового Мира
22 июня 2008 - 12 сентября 2008
Врата вам открыл, но войти можете только сами. "Листы сада Мории. Зов".
От дверей мира дан вам Зов Мой. Понесете его, как чашу, к Алтарю Духа.
Летите легко, как птицы на восходе, открыв духу Врата Сердца. Приведу к Святыне Святынь. Дам Знак проникновенный. В час урочный войдете в Храм Величайший. Ибо Белая Гора - древнейший Ашрам Страны Шамбатион. Дворец Аллал-Минга разрушен, но еще источает магнетизм Владыки.
103. Посуленное явится в положенный срок - без стука и усилий. Продираясь сквозь дебри непроходимые, путник мечтает о глотке воды. Звон ручья говорит о ее близости. Ветер, несущий в ущелье шум горной тайги, полон прохлады исцеляющей. От рева горной реки трудно заснуть. Но усталостью смыкаются очи.
Дух веет повсюду, являя необъятное многообразие мира. Грохот и гром звучат утверждающим аккордом неиссякаемого потока жизни. Время и Бытие сливаются в потоке рождения новых идей и насыщения ими пространств, близких и дальних.
Создаем из вихрей мировой силы галактики, звезды и планеты. И человеческая искра сознания равна им по вмещению и потенциалу проявлений. Человечеству ведомы Пути Господни. Как руки Аллаха мир человеческий. Без него нельзя воплотить ни один замысел. Творящей силой одарен дух человеческий. Как капля океанской воды несет в себе весь химический состав великого океана, так и человек полон неведомыми потенциями Божественного Разума. Мудростью указано поклониться сотворенному человеку как отражению Бога. Лишь Князь Тьмы не отдал почести творению совершенному и затаил зависть, заразив ею рожденных под лучом лунным. Сроки истекают. В свете Матери Луны угасает плотная жизнь.
104. Нагнетение солнечной радиации накануне затмения так показательно. Изменение энергетики Земли явит круговорот невиданный водной стихии, которая может стать причиной парниковой среды. Разогревание пространства приведет к созданию новых тропиков. Полярные области откроют Арктиду и другие города Антарктики. Научный мир будет удивлен многими необычными открытиями. Не только архитектура, но скульптура и фресковая живопись поразят ученых своей необычностью и высоким уровнем мастерства.
Многие открытия, совершенные древними цивилизациями, были переданы от Высших Миров миру земному для ускорения развития человеческого сознания. Мир обрел помощь, но, потеряв память, возгордился, явив власть грубой силы. Утончение сознания - не в умении манипулировать словами, но в желании создать благо для многих живущих.
Солнце даже крепчайшие камни способно разогреть до температуры плавления. Солнце способно преобразить уклад мировой силы в новые формы проявлений. Лучи энергий определяют факторы преображения пространства. Уплотнение астрала дает уплотнение времени и привлечение структур Акаши.
105. Избегайте нарастания ссор. Недовольство - признак разложения энергий, которыми зарядила вас Мать Белая Гора. Нужно уделить высшему понятию все время своей жизни. Даже низшее усматривайте в ключе духа, ибо даже камень и росток имеют составляющую духа. Но человечество умеет портить самые спелые плоды эволюции.
Свергая ложные учения, нужно дать Истину. Пусть пустословы снимаются в фильмах, посвященных рериховскому движению. Но мы в молчании безвестности будем творить сталь верного слова. Но даже негативные явления назовем удачей, ибо они открывают возможности исправления каждой души.
Возвышение сознания подразумевает развитие торжественности и восхищения. Как может произойти утончение без этих высоких состояний сознания? В них кроется сила роста тонких чувствований. В них кроется энергия неизжитого потенциала духа.
Нужно искать способы приложения сознания к миру земному. Для многих преждевременный отрыв от мира есть бегство от ответственности. Земная жизнь есть школа азбуки и духа. Не усвоив азбуку, как прочтем и поймем мудрость священных текстов? Не будем сулить лучшее, но откроем кошель правды. Монетою испытаний платим за вход в новое сознание. Тропа трудностей знает, какую цель преследуют по ней идущие.
106. Набившие оскомину эпитеты нужно оставить как понятия, которые человечество не сумело воплотить. Жонглируя священными выражениями ради красного словца, наносят урон плану высшему больше, чем откровенные темные. Ценность людей определяется не речами, самыми изысканными, но теми следствиями, которые эти речи произвели на людей. Лекторских бюро величайшее множество, но мало дел Моих в России и мире. Развращение астрала приняло такие масштабы, что он начинает влиять на человеческую среду, создавая из нее кучу гумуса для выращивания червей ненависти. Лишь страдания и величайшие жертвы могут сжечь атмосферу теплой берлоги. Потрясения окажутся единственным лекарством от этой болезни.
107. У Белой Горы много тайн для людей. Они открываются непрестанно. Как новый орнамент в мире идей, в сознанье живом проявляется тайна. Мы следуем вечной тропой бытия из существованья в существованье. И каждый наш шаг обнажает незримую плоскость познанья. Достигнув успеха, оставим его, как то мастерство, чему научились. Мы ищем в пространствах, помимо всего, тот опыт, который давно получили. Об ангельской жизни кто вспомнит теперь, когда твердь земная нас держит упруго? Но в небо всегда приоткрыта дверь. Навстречу протянуты руки друга.
108. От ложных представлений в душе рождаются гнев и зависть. Убеждать ближнего в заблуждениях - множить семена майи в этом мире. Умствования пустые являют собой лишь тень собственных представлений. Лжепророкам нужны чистые души. Они навязывают свои представления, забывая, что совершают насилие над человеческой волей, что само по себе является преступлением. Когда дух готов, он сам находит зерна истины. Но кормление птиц отравленными семенами грозит смертью. Майя так искусно уводит от цели пути, проложив тропы, на которых, кроме ям и пропастей, ничего нет. Опасайтесь пророков, призывающих к бездействию. Время саттвы еще не пришло. Принцип: "Рукой человеческой и ногой человеческой", - все еще стоит на первом месте. Без действий на плане земном не увидеть изменения сознания. Пока камень с тропы не положен в основание дома, он только мешает движению восходящего. Важно не просто удалить недостаток, но найти ему достойную замену и с пользой применить этот недостаток в другом месте, где он будет более полезен.
109. Как сладко в заблуждении тонуть. Как сладко заблужденья проповедать, цепляясь крыльями своей души за тех, кто не увяз еще в сиропе и на краю стоит перед паденьем. Мир переполнен утонувшими во лжи. Мир переполнен мертвой сладкой формой, которая годна на угощенье тем, кто задумал заварить варенье. Услуга тьме - плодить сеть развлечений, не ведая об истинном сознанье, которое лишь тоненьким лучом к нам пробивается через туман астрала.
Собаки толпятся около калитки, но не могут войти внутрь. Подобным же образом поступают современные последователи Агни Йоги. Ветер перемен не касается спящих сердец.
110. Солнечное затмение, совпадающее с фазой невидимой Луны, начинает новый отсчет ухода лунного человечества и нарождение условий для уплотненного астрала. Повышение солнечной активности хотя бы на один процент приведет к изменению структур пространства и одухотворению элементалов всех стихий. Пылающая печь будет сложена из явлений мира, в нее будет помещена нарождающаяся раса. Постепенные изменения организма в сторону утончения приведут к замене физических органов астральными аналогами. В связи с этим возрастает значение селезенки как органа, отвечающего за связь человека с Тонким Миром. Порог перехода близок, но этапы или ступени восхождения будут постепенны - от одного затмения к другому.
Космический крест раскалит силу четырех стихий. Космический крест повернет ключ Врат Сердца Мира, откуда польется энергия нового понимания. Если монада - вершина Пирамиды Жизни, то дуада, или луч каждой стороны, есть символ материализации зародившейся идеи. От точки - к треугольнику, от треугольника - к квадрату как обозначению полного воплощения мысли в материю. Если крест являет излучение потенций стихий из центра, или зерна духа, то квадрат - полное формирование в земном плане этой эманации.
Корона Солнца вызовет особые качества творящих энергий и разбудит спящие центры сердца. Пробуждение чувств иного плана станет началом привхождения структур нового тела.
111. Друзьями сердце богато. Друзьями творим новые связи. Магнитом сокровенного места Матери Мира освящены приходящие. Долина посвящает путников духа. Долина открывает глаза, запорошенные пылью и копотью городов. Живая вода святой земли дает миру остроту зрения тонкого. Заглянем в глубь сосуда нашего. Что поднесем к ногам Великой Владычицы Мира, если ничего не накопили? Хотя бы одну жемчужину высокой мысли положим на чистое дно. Даже этим спасены будем в суровый час испытаний - как солдат, которому мать на войну повесила на шею иконку с изображением Богородицы. Ни одна вражья пуля не повредит оберегу материнскому. Ни одна черная стрела не ужалит сердце, ибо благословение тайное стоит на страже. Дух зорок и неусыпляем. Дух чист и не подкупен, как драгоценный меч, который не может победить ржавчина.
112. Пророчествам приходит срок исполнения. Новые знаки уявляются. Сужденные собираются в обители радости. Всем найдется место в доме Моем. Каждый уровень сознания откроет нишу свою, где готов для него заступ и молот труда. Плавим в сердце руду знаний. Удаляем пену пережитков. Устремляем к новизне сознания. Омоем дух в горных реках чистоты и поднимемся по камням оснований к самым истокам. Омовение в воде знаний даст прозрачность нашему сознанию. Чем чище линза ума, тем мощнее фокус, возжигающий окружение духа. Пылающий жаром огня с огнем силы да пребудет! Услуга человечеству - от огня земного до невидимого огня мысли - есть жертва Создателя, который дал человеку Агни в неотступные спутники существования.
113. Стучитесь дерзко в Храм Мой. И если ваш стук сознателен и настойчив, то новые силы получит дух ваш. Стучитесь в двери познания. Какой бы безумной ни казалась вам мысль, она может стать сияющей стрелой, освещающей путь ваш в ночи заблуждений. Мы правду ждем высшую. И она заставляет стучать сердце наше - как удары во Врата Вечности с попыткой пробудить сознание.
114. Люди легко находят виноватых на стороне. Философия превосходства ищет любой повод для самоутверждения. Не имея знаний, они чужое знание выдают за свое. Не имея просветления, они учат ему слепых, сами погружаясь во тьму дремучего невежества. Анархия самоутверждения порождает уродливые формы мышления, схожие с деревьями, растущими в зоне выхода радиоактивных газов. Мутация сознания грозит изменением формы цели. Вместо дерева с высокой вершиной, мелкое мышление заставляет его стелиться по земле, потому что корни не могут глубоко войти в почву. Любой ураган вырвет такое растение и унесет прочь в степь. И какова будет участь перекати-поля? Сухой клубок безжизненных сплетений не может стать средством достижения цели. Майя так умеет облекаться в форму истины и правдоподобия.
Очевидность - совсем не реальность. Очевидность опирается на земные ноги, но реальность требует крыльев духа. Завет: "Не множь заблуждения", - может быть понят как утверждение Высшего Существа, как указ правильного поведения.
Крылья несут над миром счастья явления Наших. Возрадуемся новым друзьям, принесшим новый букет красоты и готовым влиться в построения Будущего. Камень Храма грядущего закладываем уже сегодня.
Складываю венец сотрудничества. Лучшие люди России соберутся, чтобы начать дело Новой Страны. Рамок единение не имеет, поэтому много новых сил будет привлечено. Вслед за Россией придут люди из Европы и Азии, принося искры своего понимания в чашу сотрудничества.
115. Пирамиды есть построения, контролирующие истечение негативных энергий и превращение их в поток излучений положительного порядка. Усилению энергии ауры или человека способствует пирамидальная форма. Можно назвать пирамиду генератором искусственной ауры, в которой пространственно-временные процессы сливаются в вихре энергий духовного преображения. Как антенна, излучающая психическую энергию и пробуждающая скрытые силы человека, пирамида создает энергетические узлы или чакры, определяющие уровни накопления сил перед переходом их в будущую стадию энергетического взаимодействия. Самый мощный поток энергий излучается через вершину пирамиды. Обычно на самом верху устраивался храм, где мысль обретала такую силу, что могла материализовать самые сокровенные духовные желания. Очищение пространства явлено как задача пирамидостроения, но даже простое перечисление качеств пирамиды в семи ключах мироздания заняло бы не один том с убористым текстом. Как редактор земной жизни пирамида может превращать тяжкие кармические элементы в благоприятные события. Рычаг Тактики Адверза найден. Это пирамида. Семь уровней пирамиды завершаются восьмым, находящимся над головой пирамиды в Тонком Плане. В нем собираются все лучшие духовные накопления плана земного.
116. Лотос Нового Мира раскрылся. Изменение состава человеческой крови дало полное затмение. Прохождением в течение четырех часов всех основных фаз Солнце прожгло семь энергетических уровней человека. Посеяно семя шестой расы тем, что Солнце, Венера и Меркурий окропили области, где они будут явлены миру. Не фантомные боли грядут, но фантомное существование внутренних человеческих органов. Возведение человека в космические единицы астрального мира проявит диапазон неисчерпаемый человеческого сознания, из которого лишь искра малая обозначена прожитыми цивилизациями. Поля новые засеяны. Мировые основы ждут новых всходов. Обретение пространственно-временных изменений должно послужить построениям грядущего. Ускорится уплотнение времени. Мысль обретет силу изменять свои негативные отложения и кармические загромождения.
Око Великого Ра еще долго будет согревать мир, проводя Любовь Космического Сердца. Эпоха желтого солнца сменится по мере истощения света эпохой лилового пламени как знака возвращения Матери Мира на Свой Великий Земной Престол.
117. Друзья явятся нежданные. В обществе духовных людей каждый восходит смелее и стремительнее.
В молчании моря ищите Луч Наш. В красоте горных просторов ждите Нас. Явимся, как порыв ветра из тайги, и запах кедровой смолы укажет на факт Нашего присутствия.
Трудно писать ногами иероглифы пути. Но не нужда гонит дух ищущий, но цель, порождающая весь процесс движения. Каждый приложит руку свою к камню созидания. Так клятва труда обозначит сияние сердец. Поможем каждому духу проявить себя наиболее полно в общей палитре сотрудничества. Полотно Нового Мира натянуто, и уже очерчен силуэт построений. Остается только нанести краски созидательных мыслей и покрыть их лаком усилия. Полуденный зной не может прекратить явление труда. Можно погрузиться под сень леса, чтобы ненадолго его переждать, но только лень может остановить нагнетение энергий собирания опыта.
118. Никого не принуждаем к постижению Света. Никого не пытаемся вести насильно к спасению. Принимаем лишь тех, кто услышал Зов Наш в вое ветра мирских искушений. Идем против ветра и потому не можем идти быстро. Но все стихии помогут нам, если решимся победить хотя бы одну из самых малых гор. Пламя, зажженное внутри нас, невыгораемо, как свет искры сокровенного Мория.
Извещая мир о своем явлении, дух не страшится натиска тьмы. Разве молния сияющая может устрашиться ночи? Каждый светильник ценен, чтобы осветить закоулки сознания. Каждая искра, зажженная в ночи, гораздо важнее света дневного. Нескончаема бездна совершенствования. Нескончаем подъем вверх, к высотам постижений. Цветы радости указывают путь верный.
119. Змея лести легко впрыскивает свой яд. Инъекция самодовольства не лучшее средство продвижения. Укройся платом труда, под которым можно увидеть беспредельность знания.
Душа птицы живет в каждом дуновении мысли. Душа птицы стремится жизнь претворить в высокий полет. Каждое существование оставляет в зерне человеческой монады свои наслоения. Душа камня, растения или животного так же собирает золотую нить опыта, чтобы в своих лучших проявлениях соединиться с белой нитью Абсолюта. Вервие кармы состоит из тончайших нитей существований, из разноцветной пряжи мудрости, которая окрашивается теми делами, которые венчают итог жизни. Крылья духа растут и крепнут. Крылья духа рвут материю своим дерзновением. И высшая душа Парамахамсы живет в устремлении каждого сердца достичь небес лебединой чистоты. Над водами Акаши скользит тень Великого Лебедя.
120. Предел мечты одолевая, обыденностью заражены, которая мешает глубоко постичь духовную природу Махакалы. Пусть Время ищет новую судьбу своих явлений. Пусть Высший Разум совершает свои деянья через материю времен. Нет в мире хаотических движений. Есть четкий план схождения идей в земной предел, где воплотиться может мощь огненных энергий. Пусть пламя Красоты рождает формы, которые возвысят человека до высот необозримых, глаз вдохновляя, вызывая в сердце присутствие Священного Луча. И искры Вечного Фохата указывают нам в своем скопленье на светозарные кристаллы мыслеформ, рожденных высшим единением сознаний. Участие стихий неоспоримо в процессе напряженного мышленья. Огонь стремится обрести разумность. Огонь земной, который умеет жечь и разрушать, - и даже он стремится к одухотворенью своих подвижных форм. Сплавляя многие явленья мира, он призывает к сотрудничеству верные сердца и лучшие сокровища судьбы. Великий Агни - наш великий творец, наш формовщик и скульптор священных космоса светил - не прекращает свой изначальный труд преображенья мира. Он, серую материю расплавив, неспешно отливает священное подобье Бога во всех мирах. Но вечный образец изменчив при постоянстве принципа единства.
121. Утончение человеческого тела начинается с процесса изменения крови и ее циркуляции. Именно кровь наиболее сложно поддается трансформации как носитель законов мира земного. Химизм крови легко подчиняется силе мысли и всем формам внушения. Через кровь проходит воздействие самых худших форм одержания. Смиряя силу крови как вместилища астральной души подвижники достигают спасения. Постом, молитвой, вдохновением духа, странствиями и творчеством изменяют подвижники назначение земных чувств. Творя повсеместно добрые деяния, они накапливают энергию блага для кармы радости. Не отождествляясь с теми, кто зло несет, они знают пути восхождения души. Отдавая миру сыновние почести, они от него получают дары совершенные.
122. Смиряя плоти стремленья, которые движимы животным страхом, жизнь ищет приложенья иного, оживляя уснувшие духа цветочные почки. Неведенье делает глаз не просто невидящим, но ненавидящим все, что исходит от луча совершенства. Привык человеческий род, чтобы с ним безвременно нянчились Спасители и Учителя. Дитя неразумное - люд разносортный - не видит себя без поводыря.
Атака на кровь солнечной радиации явит новое качество крови, ее ткани. Белые братья станут властвовать в океане низшего астрала. Но это будет не лейкемия, но новое качество крови. Солнце выпаривает астрал. Солнце устанавливает в лаборатории физического мира новые законы существования. Обнаруживать болезнь там, где идет преображение материи, - удел мудрствующих невежд. Но Мы знаем, где Огненный Мир касается земного плана. Расплавляя залежи страстей, готовим из них сияющее золото будущего. Выжигание залежей империла выявит истинные масштабы возможностей чувственной природы, чья энергия освоит свои высшие накопления и применит их в практике сострадания. Оживляя опыт Чаши и извлекая из нее необходимые умения, приложимые к нуждам этого важного этапа времени, дух легко войдет в новую реальность жизни. Исправляя уродливые наросты садового дерева, садовник удаляет их, чтобы дерево лучше плодоносило. Отсечение лишнего из природы человеческой даст новый интерес сознания. Найдется новое применение старым привычкам, о качестве которых трудно даже было представить.
123. Флейта пространства звучит, призывая тех идущих, кто откликнется на зов ее. Нельзя сбиться с пути, если во тьме слышишь нарастающий звук Луча Владыки. Тьма земная не помеха для того, кто видит сияющую Башню Белого Города и в чьем сердце звучит непрестанно безмолвный звук флейты, за мелодией которой скрывается тонкий огненный голос Ведущего Гуру. Голос крови станет зовом пространственного огня, ибо Великий Агни роднит все существа. И красный цвет его облика земного есть знак его присутствия во всех живущих. /продолжение следует/
НОВОСТИ И ССЫЛКИ:
ЗНАКИ СВЕТА - http://znakisveta.ru/index.html
Фотографии Горного Алтая, Знаки http://znakisveta.ru/foto.html
Картины Н.К.Рериха - Серии "Sancta", "Мессия", "Сикким", "Его страна": http://grani.roerich.com/gallery/sancta.htm
Наталия ЗАЙЦЕВА-БОРИСОВА: http://www.nzb8.ru/news/
Николай ДУДКО: Буддийское искусство «ТАНКА»   http://www.thangka.ru/rus.html
Спасите Тибет: Буддийские фильмы - http://savetibet.ru/category/films/
Буддийские видеоматериалы: http://video.yandex.ru/users/lung-ta/
Ассоциация трансперсональной психологии и психотерапии/ видеобиблиотека: http://www.atpp.ru/library/video/
http://www.svirel.com/ - Свирель Кришны Источник музыкального наслаждения /много прекрасной бесплатной духовно-развивающей музыки/
О проекте: Проект Свирель Кришны - музыкальный сайт для любителей красивой музыки. Получайте наслаждение и удовольствие в каждом звуке, наполненном Верховной Личностью Бога Кришной.  Мудрость Вед
Ты можешь выполнять предписанные тебе обязанности, но у тебя нет права наслаждаться плодами своего труда. Никогда не считай, что результаты твоих действий зависят от тебя, но при этом не отказывайся от выполнения своих обязанностей. Бхагавад-Гита (2:47)
Знай же, что все самое чудесное, прекрасное и величественное в этом мире - лишь искра Моего великолепия. - Господь Кришна. Бхагавад-Гита (10:41)
TIBET – CD /музыка/ http://tibet-cd.narod.ru/
СОХРАНИМ ТИБЕТ! http://www.savetibet.ru/category/news/ Фонд тибетской культуры и информации: новости
Агни Йога (Живая Этика), Теософия, наследие семьи Рерихов, Е.П.Блаватской и их Учителей - http://forum.roerich.info/
Terra Theosophy Forum - http://forum.terra-theosophy.com/portal.php - THE SYNTHESIS OF SCIENCE, RELIGION AND PHILOSOPHY
БУДДА-ТВ / Интернет-телевидение / записи телеканала - http://yatv.ru/ru/channel,records?shortname=buddhatv
Новости:
Далай-лама посетит летом 2012 года пять британских городов
Далай-лама XIV посетит в июне 2012 года пять британских городов, включая шотландские Эдинбург, Данди и Инвернесс, которые ждут этого визита уже шесть лет, сообщают британские СМИ со ссылкой на заявление официального представителя духовного лидера буддистов. В понедельник начала работу временная версия сайта, посвященного визиту, где указаны подтвержденные даты и места выступления Далай-ламы.

В Бельгии пройдет друбчен по садхане "Ригдзин дюпа" под руководством Дзогчен Раньяк Дза Патрула Ринпоче
24 февраля по 6 марта 2012 года Патрул Ринпоче проведёт друбчен по садхане Джигме Лингпы «Ригдзин Дюпа», как он это делал уже в 2008 и 2011гг. Ринпоче планирует проводить друбчены ежегодно, сразу после Лосара – Тибетского нового года. По сравнению с предыдущими годами, в этот раз большее внимание будет уделено подготовке, первые четыре дня участники будут изучать садхану и ритуалы, чтобы друбчен прошёл совершенным образом.

Видео. Геше Лхакдор. Разъяснительные комментарии в рамках Учений Е.С.Далай-ламы для буддистов России
22-23 декабря по просьбе верховного ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче и фонда "Сохраним Тибет" директор Библиотеки тибетских трудов и архивов досточтимый геше Лхакдор даровал разъяснительные комментарии к текстам Чже Цонкапы «Счастливая судьба» и «Три основы пути», а также геше Лангри Тангпы «8 строф о преобразовании ума», преподанным в Его Святейшеством Далай-ламой в рамках ежегодных учений для буддистов России.

Ело Ринпоче утвердил программу летних учений
Досточтимый Ело Ринпоче утвердил программу и сроки проведения традиционных летних учений в дацане «Ринпоче Багша». Учения состоятся с 4 по 12 августа 2012 года. В рамках учений Ело Ринпоче дарует комментарий на текст Чжово Атиши "Светильник на пути к Пробуждению", комментарий на стадию зарождения (кьерим) согласно тантре Шри Чакрасамвары и посвящение (ванг) в тантру Авалокитешвары.

Видео. Геше Тубтен Пелсанг. Вопросы и ответы по Учениям E.C.Далай-ламы для буддистов России
По рекомендации Его Святейшества Далай-ламы, по окончании первого и второго дня Учений для буддистов России геше Тубтен Пелсанг (Дрепунг Лоселинг) дал краткий комментарий и ответил на вопросы российских паломников.

Видео. Кармапа. Аудиенция для зарубежных участников посвящения Калачакры
6 января в Бодхгае Его Святейшество 17-й Кармапа Оргьен Тринлей Дордже встретился с буддистами из зарубежных стран (в том числе из России), приехавшими на посвящение Калачакры. В своем кратком обращении к собравшимся он особо отметил важность мотивации, которая определяет природу наших действий.

В Бодхгае состоится молитвенное собрание линии Кагью
C 1 по 8 марта 2012 года в Бодхгае, Индия, пройдет 29-е молитвенное собрание линии Кагью (Кагью Монлам). Гьялванг Кармапа Оргьен Тринлей Дордже и другие высокие ламы будут председательствовать на собрании монахов, монахинь и мирян, которые будут совершать молитвы за благополучие во всем мире и за то, чтобы все живые существа могли ощутить мудрость, сострадание, силу Будд и Бодхисаттв. Гьялванг Кармапа также дарует учения, связанные с практиками Будды Акшобья и Будды Амитабхи. Перед Монламом с 26 по 28 февраля Его Святейшество Гьялванг Кармапа Оргьен Тринлей Дордже дарует учения по молитве линии Ваджрадхары.

Нгаба: новый акт самосожжения, вооруженная милиция обстреляла тибетцев
Ссылаясь на сведения, полученные от нескольких источников, “Международная кампания за Тибет” (ICT) сообщает, что утром 14 января в городе Нгаба поджег себя тибетец в мирской одежде. "Милиционеры потушили пламя и стали жестоко избивать его, - рассказала представитель ICT Кейт Сондерс (Kate Saunders). – В какой-то момент местные жители отняли у милиции тело человека, который к этому моменту, по-видимому, уже скончался. О его личности нам ничего не известно". Прибывший на место "дополнительный отряд милиции открыл огонь по толпе". По словам тех же источников, люди по-прежнему не расходятся, и есть опасения относительно дальнейшего развития событий, заключила Кейт Сондерс.

Новые книги издательства "Ганга"
В издательстве "Ганга" вышли книги "Бесстрашие простоты" Цокньи Ринпоче и сборник "Осознанное дыхание и теория дхамм", посвященный рассмотрению основ медитативной практики и философского воззрения буддийской традиции Тхеравады.

Видео. Далай-лама. Ответы на вопросы буддистов России
Его Святейшество Далай-лама отвечает на вопросы российских паломников в заключительный день Учений для буддистов России-2012. 21 декабря 2012. Вторая сессия.

Каким будет мир: 20 прогнозов на предстоящее столетие
Британцы решили дать свои прогнозы того, как изменится мир в предстоящее столетие. Эти предсказания оцениваются двумя ведущими британскими футурологами.
После публикации прогнозов о будущем американского инженера Джона Элфрета Уоткинса, сделанных им в 1900 году, Би-би-си обратилась к читателям с предложением поделиться своими мыслями и предположениями о том, как изменится жизнь на планете через 100 лет.
Прогнозы Уоткинса в начале ХХ века казались странными и почти невозможными, но большая их часть оправдалась.
Футурологи Иан Пирсон (ИП) и Патрик Такер (ПТ) комментируют предположения читателей о том, как будет выглядеть мир в 2112 году.
Подробно на сайте «КорреспонденТ.net» - http://korrespondent.net/tech/science/1308834/print

Успехи физических наук / ОБЗОРЫ АКТУАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ
Концепция сознания в контексте квантовой механики
М. Б. Менский
Физический институт им. П. Н. Лебедева РАН
Аннотация: Рассматриваются концептуальные проблемы квантовой теории измерений, которые находят свое выражение в известных парадоксах, а также в неравенствах Белла. Приводятся аргументы в пользу того, что разрешить эти проблемы вряд ли возможно без непосредственного включения сознания наблюдателя в теоретическое описание квантового измерения. В этой связи обсуждается так называемая многомировая интерпретация квантовой механики, предложенная Эвереттом, а также расширение концепции Эверетта, заключающееся в том, что разделение квантового состояния на компоненты, соответствующие альтернативным результатам измерения, не только связывается с сознанием наблюдателя, но полностью отождествляется с ним. Показывается, что такой подход открывает качественно новые перспективы объединения физики и психологии и, более широко, естественнонаучной и гуманитарной сфер познания. Это может привести к расширению теории сознания и пролить свет на важные и до сих пор не понятые явления в сфере сознания. Ссылка на страницу с файлами - http://www.mathnet.ru/php/archive.phtml?wshow=paper&jrnid=ufn&paperid=170&option_lang=rus Также можно ознакомиться с другой, более популярной работой автора: http://fiz.1september.ru/2006/02/16.htm - Проф. М.Б.МЕНСКИЙ, ФИАН им. П.Н.Лебедева, г. Москва, mensky@lebedev.ru Странности квантового мира и тайна сознания (Печатается выборочно и в сокращении по книге «Человек и квантовый мир (странности квантового мира и человеческое сознание)». – Фрязино: «Век 2», 2005.) Смотрите анонс новой книги автора:
М. Б. Менский
Сознание и квантовая механика: Жизнь в параллельных мирах http://www.vek2.ru/?mode=bmore&id=43&rec_id=75
  Авторизованный пер. с англ.
   Об издании    ∙  Содержание
∙  Предисловие к русскому изданию
∙  Из предисловия к англ. изданию
∙  Из главы1
1. Введение. От квантовой механики к тайне сознания
1.1. Вопросы, на которые предстоит ответить
1.2. Две сферы знания
1.3. Сверхинтуиция: Откуда приходят правильные решения?
1.4. Принцип жизни не выводится из науки, а добавляется к ней
1.5. Соотношение между материальным и духовным
1.6. К теории сознания
ЧУДЕСА, ПОРОЖДАЕМЫЕ СОЗНАНИЕМ
(духовный опыт)
2. Чудеса и мистика в духовном опыте человечества
2.1. Историческая основа
2.2. Психика и парапсихология
2.3. Чудеса в науке: Научное озарение
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ МИРЫ И СОЗНАНИЕ
3. Квантовая реальность как параллельные классические миры (для физиков)
3.1. Введение
3.3. Редукция и декогеренция при измерении
3.4. Квантовые корреляции и квантовая реальность
3.5. Проблема измерения: стадии исследования
3.6. «Многомировая» интерпретация и разделение альтернатив
3.7. Заключение: Субъективный аспект квантовой механики
4. Сознание в параллельных мирах
4.1. Параллельные миры (классические альтернативы) как квантовая реальность
4.2. Сознание: классическое видение квантовой реальности
4.3. На краю сознания, или Расширенная концепция Эверетта (РКЭ)
4.4. Необходимость новой методологии
4.5. Квантовые корреляции и телепатия в РКЭ
4.6. Заключение
5. Сознание и жизнь в параллельных мирах (детали для физиков)
5.1. Представление альтернативных сценариев коридорами путей
5.2. Почему альтернативы классические: предпосылки к существованию жизни
6. «Три великие проблемы физики» по терминологии В.Л. Гинзбурга
6.1. Введение
6.2. «Проблемы Гинзбурга»
6.3. Связи между «тремя великими проблемами»
6.4. Копенгагенская интерпретация: редукция состояния
6.5. Измерение как взаимодействие: запутывание и декогеренция
6.6. Интерпретация Эверетта («многомировая»): редукции нет
6.7. Расширенная концепция Эверетта (РКЭ): определение сознания
6.8. Расширенная концепция Эверетта (РКЭ): связи между «тремя проблемами»
6.9. Выводы
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ СЦЕНАРИИ И СФЕРА ЖИЗНИ
7. Эволюция жизни: цель вместо причины (для физиков)
7.1. Введение
7.2. Жизнь как посткоррекция по критерию выживания
7.3. Коллективная стратегия выживания
7.4. Различные критерии для посткоррекции
7.5. Заключение
8. Жизнь в терминах альтернативных сценариев (цепочек альтернатив)
8.1. Альтернативные миры и альтернативные сценарии
8.2. Эволюция управляется целями
8.3. «Принцип жизни»
8.4. Принцип жизни как обобщение антропного принципа
РАЗМЫШЛЕНИЯ, ИЛИ ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ
9. Как избежать глобального кризиса и жизнь после смерти
9.1. Глобальный кризис и как его избежать (ад и рай)
9.2. Душа и жизнь после смерти тела
9.3. Карма и реинкарнации
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
10. Главные пункты Квантовой концепции жизни (ККЖ)
10.1. Логическая схема Квантовой концепции жизни
10.2. Следствия
10.3. Обсуждение
11. Заключение: Наука, философия и религия встречаются вместе в теории сознания
11.1. Почему ККС необходима, или как научиться верить?
11.2. Наука и мистика
11.3. Наука и религия совместимы
11.4. Философская точка зрения
11.5. От квантовой механики к сознанию
11.6. Вторая квантовая революция
Библиография
Словарь терминов
Что такое сознание и действительно ли оно обладает способностями, которые принято называть мистическими: предвидением, ясновидением и даже управлением реальностью? Эти вопросы всегда обсуждались в рамках философии и различных духовных учений, включая религиозные конфессии. Однако начиная с первой трети XX века, и сейчас особенно остро, этот вопрос многими авторами ставится в рамках квантовой механики.
Книга, которая лежит перед вами, является результатом многолетней работы автора над Квантовой концепцией сознания. Началась эта работа статьей в журнале «Успехи физических наук» (2000), предисловие к которой написал будущий нобелевский лауреат В.Л. Гинзбург, затем были еще разные статьи, книга «Человек и квантовый мир» (2005) и, наконец, английское издание настоящей книги (2010). Первые публикации по теме ограничивались довольно узкой постановкой вопроса, а в этой книге удалось рассмотреть его во всей полноте. В русском издании были уточнены некоторые детали, оставшиеся не вполне ясными или точными в английском издании. Добавлен «Словарь терминов», который должен оказать читателю существенную помощь.
Квантовая механика и особенно обсуждение имеющихся в ней концептуальных проблем требует свободного, недогматического, но в то же время логически четкого мышления. Надеюсь, что книга, в которой автор пытался следовать этим требованиям, будет интересна тем читателям в России, которые готовы к размышлениям над самыми глубокими аспектами человеческого бытия.
Специфический квантовый подход к феномену сознания (включая его мистические черты) назван Квантовой концепцией сознания (ККС). Более общее рассмотрение, касающееся не только сознания, но и вообще феномена жизни, обозначено как Квантовая концепция жизни (ККЖ). Однако, представляя эти концепции физикам с элементами математического формализма, мы предпочитаем использовать термин Расширенная концепция Эверетта (РКЭ), чтобы подчеркнуть, что весь подход появился как обобщение известной интерпретации квантовой механики, предложенной Эвереттом.
Большая часть представленного в книге материала доступна читателям, не имеющим специальных знаний. Некоторые главы ориентированы на профессиональных физиков, но мы указываем это в названиях и в начале этих глав. Они могут быть пропущены (даже физиками) без ущерба для понимания основных положений теории.
Из-за попытки сделать книгу доступной и интересной и для профессиональных физиков, и для общей аудитории, некоторые рассуждения неоднократно повторяются. В этих случаях стиль изложения, его уровень и контекст в разных частях книги отличается, чтобы повторение облегчило понимание трудных идей.
В данном предисловии кратко объясняются специфические особенности подхода автора для читателей-физиков. Непрофессионалы могут его пропустить и перейти к Введению.
∙ Эта книга о связи между квантовой механикой с одной стороны и феноменами сознания и жизни — с другой. Предположение о связи таких разных объектов как квантовая механика и сознание, кажется странным, а для многих даже невозможным. Тем не менее, это предположение обсуждалось с момента создания квантовой механики и стало очень популярным в последние десятилетия.
Большинство тех, кто в наше время обсуждает связь сознания с квантовой механикой, ищет какие-то квантовые эффекты, которые могли бы существовать в структурах мозга и играть роль в феномене сознания. Например, рассматривается гипотеза, что некоторые материальные структуры в мозгу фактически работают как квантовый компьютер. Такой подход явно или неявно основан на суждении, что сознание — результат работы мозга. Но так ли это? Что мы знаем о природе сознания? Тщательный анализ показывает, что о сознании как таковом мы вообще ничего не знаем, в отличие от мыслительных процессов, которые происходят в состоянии сознания.
Идея, лежащая в основе подхода автора, состоит в том, чтобы вместо априорных предположений о природе сознания описать функции сознания в характерных для квантовой теории терминах (вывести это описание из логического анализа концепции «квантовой реальности») и только после этого, апостериори, судить о природе сознания.
∙ Есть вопросы, на которые в рамках современной науки нельзя ответить (или, по крайней мере, нельзя ответить убедительно):
- Что такое сознание?
- Какова роль «бессознательного»?
- Можно ли постичь истину интуитивно, если нет доступа к информации (сверхинтуиция)?
- Возможно ли предвидение будущего?
- Можно ли управлять реальностью, то есть влиять на события с помощью сознания?
- Может ли сознание «творить чудеса»? Действительно ли чудеса несовместимы с естественными науками?
- Сводится ли феномен жизни к физическим и химическим законам или в этом явлении есть еще что-то?
- Что способствует эффективному выживанию живых существ?
- Как обеспечивается здоровое состояние организма и почему многие опасные болезни иногда исчезают без какого-либо медицинского вмешательства?
- Можно ли преодолеть глобальный кризис нашей технической цивилизации?
- Какова природа «постижения истины» в науке?
- Могут ли естественные науки (включая квантовую физику) быть чисто объективными и игнорировать субъективные элементы (сознание наблюдателей)?
- Как должна быть организована работа ученого в тот момент, когда для решения проблемы необходим новый взгляд на нее (то есть, как ученый может инициировать «научное озарение»)?
В настоящей книге эти вопросы будут рассмотрены вместе с естественной схемой рассуждений, обеспечивающей получение ответов на них. Эту концепцию можно назвать теорией сознания и бессознательного. Она проливает свет не только на феномен сознания, но и на феномен жизни.
Все эти вопросы относятся к сфере духовной жизни людей или, более широко, имеют отношение к «тайне жизни». Оказывается, что можно полностью или частично ответить на эти вопросы, если принять во внимание специфический смысл, который в квантовой механике неизбежно приходится вкладывать в понятие реальности, т.е. если учесть квантовую реальность.
Мы рассмотрим квантовую реальность и теорию сознания, принимая в качестве отправной точки так называемую Многомировую интерпретацию квантовой механики, предложенную в 1957 году Хью Эвереттом.
В качестве оппонента научной концепции Михаила Борисовича Менского, профессора, доктора физико-математических наук ФИАН им. П.Н.Лебедева, решился выступить Андрей ПУЗИКОВ /Калининград, сентябрь, 2011/ «Концепция сознания в квантовой психологии» /http://www.zovnet.ru/science/science4.htm/ 1......................Введение
                     2......................Гл.1. Проблема сознания и современная наука
                     3......................Гл.2. Критический анализ выводов М.Б. Менского о роли сознания
                                              в материальном мире
                     4......................Гл.3. Существуют ли миры Эверетта?
                     5......................Гл.4. Критерий объективности и функция связи сознаний
                     6......................Гл.5. Беспредельность, или с чего всё началось
                     7......................Гл.6. Сознание и осознанность
                     8......................Гл.7. Логика, как базовая матрица построения реальности сознанием
                     9......................Гл.8. Коротко об информации, внеземных технологиях
                                              и возможности пересадки сознания в квантовый компьютер
                   10......................Заключение
В сети Интернет есть и другие материалы на эту тематику…
Е.М.Иванов «СОЗНАНИЕ В КВАНТОВОМ МИРЕ»
Поводом к написанию данной статьи было прочтение работы М.Б. Менского 'Концепция сознания в контексте квантовой механики' (1), а также изучение ряда других работ, посвященных 'эвереттовской' интерпретации квантовой механики и роли сознания наблюдателя в рамках этой интерпретации (3, 4, 5).
Концепция сознания Менского основывается на многомировой интерпретации квантовой механики, предложенной еще в 50-х годах американским физиком Хью Эвереттом (6). Данная интерпретация была предложена Эвереттом как средство преодоления концептуальных трудностей в основаниях квантовой механики, возникающих в связи с постулатом редукции волновой функции, который представляется необходимым для построения квантовомеханической теории измерений. Полностью - http://elib.org.ua/philosophy/ua_readme.php?subaction=showfull&id=1227300213&archive=&start_from=&ucat=&

На этом заканчивается текущий выпуск рассылки "ШКОЛА РАЗУМА: Путь к Себе". Через одну-две недели мы снова встретимся, высказывайте свои пожелания, задавайте свои вопросы по адресу rest.esoteric.perasperadastra-owner@subscribe.ru

Всего Вам самого светлого и Удачи!

С уважением, ведущий рассылки Алексей Сеев.


В избранное