Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

"Школа Мудрости: Путь к Себе"

  Все выпуски  

Школа Разума: Путь к Себе Этические проблемы


"ШКОЛА РАЗУМА: Путь к Cебе."   109 Этические проблемы 2012-02-22 16:45 

   Добрый день, друзья - со-путники!         Новым подписчикам рекомендую заглянуть в архив рассылки http://subscribe.ru/archive/rest.esoteric.perasperadastra/.

Приветствую Вас на страницах данной рассылки    

 

В данном выпуске приведены окончание книги Е.С. Далай-Ламы ХIV Тензина Гьяцо «Вселенная в одном атоме» (глава 9 – Этические проблемы современной генетики и Заключение) и продолжение книги Константина Устинова «Врата Нового Мира» из серии «Знаки Света». В разделе «Новости и ссылки» смотрите ссылки на фото и видео ресурсы, новости сайта «Спасите Тибет!», расписание визита в Россию доктора Александра Берзина, который известен практичным подходом к преподнесению учения Будды, удивительной ясностью и точностью изложения, а также Поздравления «Savetibet.ru» с Тибетским Новым годом - Лосаром, Цаган Саром, Сагаалганом и Шага. Будем крепить наше сотрудничество во имя высшего блага! Желаю Вам Просветления и огненого преображения на Пути к Себе и в Себе! ОМ РАМ! ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ХРИ ОМ!
Его Святейшество Далай Лама XIV
Тензин Гьяцо - Вселенная в одном атоме: Наука и духовность на служении миру /Океан Мудрости; Элиста; 2010/
В настоящей книге духовный лидер тибетского буддизма Его Святейшество Далай Лама XIV излагает свою точку зрения на возможность духовного сотрудничества между современной наукой и религиозностью с целью устранения страданий в человеческой жизни. На основе личного опыта многолетней религиозной практики, а также знакомства с основными положениями и открытиями современной науки автор обсуждает вопрос возможности выработать единую точку зрения в отношении таких, казалось бы, несовместимых представлений, как, например, эволюция и карма, создавая тем самым предпосылки для целостного взгляда на мир, в котором наука и религия становятся двумя равноправными подходами к изучению единой реальности.
9. Этические проблемы современной генетики
Многие из тех, кто следит за развитием современной генетики, осведомлены о происходящих на эту тему обширных общественных дискуссиях. Озабоченность людей вызывает весь связанный с этим спектр проблем — от клонирования до генетического воздействия. Во всем мире поднялась широкая дискуссия об использовании генной инженерии в сельском хозяйстве. В настоящее время стало возможно создавать новые сорта растений с необычайно высокой урожайностью и при этом очень устойчивых к различным заболеваниям, что позволяет увеличить производство продуктов питания в мире со все возрастающей численностью населения. Польза от этого очевидна. Арбузы без семечек, яблони с долго живущими стволами, устойчивая к вредителям пшеница и другие зерновые культуры, — все это уже не относится к области научной фантастики. Я читал, что ученые проводят эксперименты по внедрению в продукты сельского хозяйства, например в помидоры, генных структур различных видов пауков.
Такие технологии изменяют природный облик и свойства организмов, но известны ли нам все долгосрочные последствия, влияние, которые это может оказать на сорта растений, на почву, да и вообще на всю окружающую природу? Здесь есть несомненная коммерческая выгода, но как мы можем решить, что полезно на самом деле? Сложность структуры взаимозависимых отношений, характерная для окружающей среды, делает точный ответ на этот вопрос невозможным.
В условиях естественной эволюции, протекающей в природе, генетические изменения происходят постепенно, на протяжении сотен тысяч и миллионов лет. Активно вмешиваясь в генные структуры, мы рискуем спровоцировать неестественно ускоренное изменение животных, растений, а также нашего собственного человеческого рода. Все сказанное не означает, что нам необходимо прекратить исследования в этой области; я просто хочу подчеркнуть, что нельзя забывать о возможных нежелательных последствиях применения этих новых знаний.
Самые важные из возникающих в этой связи вопросов касаются не науки как таковой, а чисто этических проблем правильного применения наших новых возможностей, открывающихся в результате разработки технологий клонирования, расшифровки генома и прочих успехов науки. К их числу относятся прежде всего генные манипуляции, осуществляемые не только над геномами людей и животных, но и растений, что в конечном итоге неизбежно оказывает воздействие на всю окружающую среду, частью которой являемся и мы сами. Основной вопрос здесь — проблема соотношения между нашим знанием и доступными нам средствами воздействия на природу с одной стороны, и нашей ответственностью за мир, в котором мы живем, — с другой.
Всякий новый прорыв в науке, имеющий коммерческие перспективы, привлекает к себе усиленный интерес со стороны общественности, а также инвестиции государства и частных предпринимателей. Уровень научного знания и технологических возможностей к настоящему моменту так велик, что, наверное, лишь недостаток воображения ограничивает нас в наших действиях. Это беспрецедентное владение знаниями и силой ставит нас в очень сложное положение. Чем выше мощь цивилизации, тем большим должен быть уровень моральной ответственности.
Если мы рассмотрим философские основы главных этических учений, созданных на протяжении человеческой истории, то в большинстве из них обнаружим ключевое требование: чем более развиты сила и знание, тем выше должен быть уровень ответственности тех, кто ими владеет. С давних времен и до сих пор мы могли видеть эффективность выполнения этого требования. Способность к вынесению морального суждения всегда шла в ногу с развитием знания и технологической мощи всего человечества. Но в нынешнюю эпоху разрыв между совершенствованием биотехнологий и их моральным осмыслением достиг критической величины. Ускорение накопления знаний и развития технологий в области генной инженерии теперь таково, что этическое мышление подчас просто не успевает осмыслить происходящие перемены. Новые возможности в этой области ведут по большей части не к научному прорыву или к смене парадигмы, но к возникновению все новых технологий в сочетании с подсчетом финансистами своих будущих прибылей и с политическими и экономическими амбициями государств. Вопрос теперь не в том, сможем ли мы получить знания и воплотить их в технологии, а в том, удастся ли нам использовать уже добытые знания и силы надлежащим образом и с учетом моральной ответственности за последствия наших действий.
Медицина на данный момент является именно той областью, в которой современные открытия генетики могут найти немедленное применение. Многие медики считают, что расшифровка генома человека открывает новую эру в медицине, знаменуя переход от биохимической к генетической модели терапии. Произошло переосмысление причин некоторых заболеваний, которые теперь считаются генетически обусловленными с момента зачатия, и рассматривается вопрос о возможности их лечения методами генной терапии. Связанные с этим проблемы генной манипуляции, особенно на уровне человеческого эмбриона, являются серьезным моральным вызовом нашего времени.
Глубокий аспект этой проблемы, как мне представляется, лежит в вопросе о том, чтб нам следует делать с открывающимся знанием. До того как стало известно, что старческое слабоумие, рак или даже само старение управляются определенными генными структурами, мы могли не задумываться об этих проблемах заранее, полагая, что будем решать их по мере возникновения. Но уже сейчас или, по крайней мере, в ближайшем будущем генетики смогут сообщать людям или их близким, что у них имеются гены, которые угрожают стать причиной их смерти или тяжелого заболевания в детстве, юности или в зрелом возрасте. Такое знание способно полностью изменить наши представления о здоровье и болезни. Например, на того, кто в настоящий момент здоров, но несет в себе генетическую предрасположенность к определенным заболеваниям, может быть навешен ярлык «потенциальный больной». Что нам делать с подобным знанием и каким в этом случае должно быть проявление сострадания? Кому следует предоставлять доступ к этим сведениям, учитывая все возможные личные и социальные последствия такой осведомленности, включая страхование, работу, человеческие отношения и вопросы продолжения рода? Должен ли носитель дефектных генных структур сообщать об этом своему спутнику жизни? Это лишь некоторые вопросы, которые могут возникнуть в результате развития генетических исследований.
Чтобы подчеркнуть сложность этих и без того довольно запутанных проблем, я должен еще сказать, что генетическое прогнозирование такого рода не может быть гарантированно точным. В ряде случаев можно с определенностью установить, что данное генетическое расстройство, наблюдаемое в эмбрионе, станет причиной заболевания в детском или юношеском возрасте, но часто это является вопросом статистической вероятности. В ряде случаев решающее влияние на появление симптомов болезни может оказать образ жизни, режим питания и окружающие условия. Поэтому, если даже точно известно, что данный эмбрион является носителем дефектных генов, не может быть полной уверенности в том, что болезнь непременно проявится.
Знание о генетических рисках может оказать огромное влияние на жизненные решения людей и даже на их самооценку, хотя такие сведения вполне могут оказаться неточными, а имеющийся риск так и остаться нереализовавшейся возможностью. Следует ли предоставлять человеку такие сомнительные сведения? Если один из членов семьи обнаружит у себя подобные отклонения, должен ли он ставить об этом в известность остальных своих родственников? Будут ли эти сведения предоставляться более широкому кругу лиц, например компаниям медицинского страхования? Ведь в результате носители определенных генов могут оказаться вовсе лишенными медицинской помощи лишь в силу того, что потенциально подвержены риску возникновения определенных заболеваний. И это не только медицинская, но также этическая проблема, которая может оказать влияние на психологическое состояние человека. При обнаружении генетических нарушений на стадии развития эмбриона (а число таких случаев будет лишь увеличиваться) должны ли родители или социальные структуры принимать решение о лишении такого существа жизни? Вопрос осложняется еще и тем, что по мере обнаружения новых генных нарушений довольно быстро разрабатываются новые медикаменты и методы лечения соответствующих генетических заболеваний. Можно представить себе ситуацию принятия решения об аборте эмбриона человека, у которого, скажем, к двадцатилетнему возрасту по прогнозу должно было бы развиться генетическое заболевание, а через несколько лет его несостоявшиеся родители узнают, что ученые разработали лекарство, устраняющее эту проблему.
Многие люди, особенно те, кто занимается вопросами недавно возникшей дисциплины биоэтики, хорошо понимают сложность и специфику всех этих вопросов. Я же, в силу недостаточности моих знаний, мало что могу здесь предложить в качестве конкретных решений, особенно учитывая скорость развития исследований в сфере биотехнологий. Но что бы мне хотелось сделать, так это рассмотреть некоторые из ключевых моментов, которые, как я полагаю, должны осознавать все работающие в данной области специалисты, и предложить какие-то общие подходы к разработке принципов разрешения возникающих здесь моральных проблем. Я думаю, что в основе предстоящих нам вызовов действительно лежит вопрос о том, какие решения мы должны принимать ввиду новых научных открытий и технологических разработок.
В дополнение к этому на границе новой генной медицины нас ждут еще и другие проблемы. Я говорю о клонировании. Прошло уже несколько лет с того момента, как миру была представлена знаменитая овца Долли, возникшая в результате первого успешного полного клонирования живого существа. После этого появлялось несколько сообщений о клонировании человека. Достоверно известно, что действительно был создан клонированный человеческий эмбрион. Вопрос о клонировании очень сложен. Известно, что существуют два различных вида клонирования — терапевтическое и репродуктивное. В терапевтическом варианте технологии клонирования используются для воспроизводства клеток и, возможно, для выращивания недоразвитых человеческих существ, своего рода «полулюдей», с целью получения из них биологического материала для трансплантации тканей и органов. Репродуктивное же клонирование представляет собой производство точной копии организма.
В принципе, я не являюсь категорическим противником клонирования как технологического инструмента для медицинских и терапевтических целей. Во всех подобных случаях мы должны руководствоваться в своих решениях принципами сострадательной мотивации. Тем не менее в отношении использования недоразвитого человеческого существа в качестве источника органов и тканей я испытываю непроизвольный внутренний протест. Однажды мне довелось посмотреть документальный фильм Би-би-си, где посредством компьютерной анимации было показано такое возникшее в результате клонирования существо с определенно различимыми человеческими чертами. Меня это зрелище ужаснуло. Некоторые могут сказать, что такие непроизвольные эмоции не следует принимать в расчет. Но я считаю, что мы, напротив, должны прислушиваться к подобному инстинктивному чувству ужаса, поскольку его источником является наша основополагающая человечность. Если мы позволим себе использовать в медицинских целях таких искусственно произведенных «полулюдей», что может тогда остановить нас от использования и других человеческих существ, которые с точки зрения общества будут признаны в той или иной степени неполноценными? Такое сознательное переступание определенных естественных границ морали часто приводило человечество к проявлению необычайной жестокости.
Поэтому можно сказать, что, хотя репродуктивное клонирование само по себе не является чем-то ужасным, оно может иметь далеко идущие последствия. Когда такие технологии станут общедоступными, некоторые родители, неспособные иметь детей, но желающие этого, могут захотеть получить ребенка посредством клонирования. В силах ли мы предсказать, какие последствия это будет иметь для генофонда человечества и всей дальнейшей эволюции?
Могут также найтись люди, которые из желания прожить сверх установленного срока захотят клонировать самих себя, веря в то, что их жизнь продолжится в новом организме. Правда, сам я не могу усмотреть в этом какой-либо разумной мотивации — с буддийской точки зрения, даже если телесность нового организма будет полностью идентичной прежней, у двух этих индивидов будут все же разные сознания, и прежний в любом случае умрет.
Одним из социальных и культурных последствий генной инженерии может стать ее влияние на само существование человеческого рода посредством вмешательства в репродуктивные процессы. Оправданно ли выбирать пол будущего ребенка, что, как мне кажется, технически достижимо уже сегодня? А можно ли делать такой выбор из медицинских соображений (например, в случае опасности гемофилии, которая проявляется только в потомках мужского пола)? Приемлемо ли лабораторное внедрение новых генов в сперматозоиды или в яйцеклетку? Как далеко можем мы зайти в направлении создания «идеального» или «желательного» плода — например, эмбриона, выведенного в лабораторных условиях с целью восполнить врожденную недостаточность другого ребенка той же пары родителей, например, стать донором костного мозга или почек? Как далеко можно зайти в искусственной селекции эмбрионов с целью отбора по интеллектуальным или физическим показателям, или, например, даже исходя из желательного для родителей цвета глаз будущего ребенка?
Когда подобные технологии используются для медицинских целей, как в случае лечения определенных генетических заболеваний, они могут казаться вполне приемлемыми. Однако отбор по признаку определенных свойств и особенно тогда, когда он делается исключительно из эстетических соображений, может иметь весьма неблагоприятные последствия. Даже если будущие родители полагают, что они выбирают свойства, полезные для их будущего ребенка, необходимо задуматься, делается ли это с истинно позитивным намерением или же лишь в угоду предрассудкам, свойственным данной культуре или данному времени. Необходимо учитывать долгосрочное влияние таких манипуляций на весь человеческий род в целом, поскольку подобные действия могут сказаться в будущих поколениях. Следует также принимать во внимание возможный эффект сужения разнообразия человеческих форм.
Особую озабоченность вызывает генное манипулирование, осуществляемое с целью создания детей с наилучшими умственными или физическими способностями. Какие бы различия ни существовали между людьми — такие как благосостояние, общественное положение, здоровье и так далее, — все мы наделены единой человеческой природой, имеем определенный потенциал, определенные умственные, эмоциональные и физические задатки, и наше естественное, вполне оправданное стремление выражается в желании обрести счастье и избежать страданий.
Генные технологии, по крайней мере, в обозримом будущем, останутся довольно дорогими, а потому в случае разрешения их применения они будут доступны лишь немногим состоятельным людям. Таким образом, в обществе может произойти смещение от неравномерности условий существования (например, различия в уровне благосостояния) к неравномерности распределения природных способностей путем искусственного взращивания у определенных групп людей интеллекта, силы и другйх врожденных качеств.
Результаты такого разделения рано или поздно должны непременно проявиться в социальной, политической и этической областях. На социальном уровне будет усилено — и даже увековечено — неравенство, преодолеть которое станет уже практически невозможно. В политике возникнет правящая элита, чье право на власть будет обосновываться врожденным превосходством ее членов. В этической сфере такие псевдонатуральные различия могут способствовать полному устранению морального чувства основополагающей общности всех людей. Трудно даже вообразить, как сильно подобные эксперименты могут повлиять на само наше представление о том, что значит быть человеком.
Размышляя о различных новых способах манипулирования генными структурами людей, я прихожу к мысли о существовании какой-то глубокой недостаточности в нашем понимании того, что значит «уважать свою природную человечность». На моей родине, в Тибете, представление о ценности отдельного человека основывалось не на его внешнем виде, не на интеллектуальных или телесных достижениях, но на базовом, врожденном чувстве сострадания ко всем живым существам. Даже современная медицинская наука обнаружила, сколь важно для людей чувство близости и привязанности, особенно в первые годы жизни. Для правильного формирования мозга человеку на ранних стадиях развития необходимо простое телесное прикосновение. В отношении ценности жизни совершенно неважно, есть ли у данного человека какая-либо форма физической недостаточности, например синдром Дауна или генетическая предрасположенность к определенным заболеваниям, таким как серповидноклеточная анемия, хорея Хантингтона или синдром Альцгеймера. Все люди имеют одинаковую ценность и одинаковый потенциал для проявления доброты. Если мы будем основывать наши представления о ценности человеческих существ на генетических исследованиях, это грозит подрывом самого представления о гуманности, поскольку данное чувство всегда направлено на конкретных людей, а не на их геном.
На мой взгляд, самый поразительный и вдохновляющий результат новых знаний о геноме состоит в открытии удивительной истины о том, что различия геномов разных этнических групп очень малы, по сути, совершенно незначительны. Я всегда утверждал, что перед лицом нашего основополагающего сходства такие различия, как цвет кожи, язык, религия или расовая принадлежность, совершенно несущественны. Структура генома человека, на мой взгляд, демонстрирует это со всей убедительностью. Это помогает мне понять и наше родство с животными, поскольку с ними у нас также совпадает значительная часть генома. Поэтому правильное и разумное использование новых знаний в области генетики может способствовать взращиванию чувства близости и единства не только с людьми, но и со всем миром живых существ. Такой подход является большим подспорьем в развитии экологического мышления.
Что касается проблемы обеспечения населения Земли продуктами питания, то, если аргументы сторонников генной инженерии в этой области окажутся разумными, я считаю, что мы не должны просто игнорировать возможность развития этого направления генетических исследований. Если же окажется, как утверждают противники данного направления, что эти аргументы служат лишь прикрытием чисто коммерческих интересов — таких как производство продуктов с более привлекательным внешним видом и с увеличенным сроком хранения для возможности дальней транспортировки или же в интересах компаний-производителей генно-модифицированного посевного материала с целью воспрепятствовать фермерам самим производить посевное зерно для своих нужд, — тогда оправданность развития этой отрасли должна быть поставлена под сомнение.
Многие люди проявляют все возрастающую озабоченность долгосрочными последствиями производства и распространения генно-модифицированных продуктов. Отсутствие взаимопонимания в этом вопросе между населением и научным сообществом может иметь своей причиной недостаточную прозрачность деятельности компаний, распространяющих такие продукты. Обязанностью биотехнологической индустрии должны стать как демонстрация отсутствия в долгосрочной перспективе негативных последствий для потребителей таких товаров, так и полное раскрытие данных о возможном влиянии этих технологий на окружающую среду. Совершенно очевидно, что, если нет достаточных доказательств полной безопасности тех или иных продуктов, соответствующие работы должны быть прекращены.
Проблема состоит в том, что генно-модифицированные продукты питания не являются простым товаром, как машина или портативный компьютер. Нравится нам это или нет, но мы не знаем всех возможных последствий широкого распространения таких измененных организмов во внешней среде. Пример опасности недостаточного прогнозирования долгосрочных последствий можно привести из области медицины. Например, лекарственный препарат талидомид долгое время использовался в качестве очень эффективного средства для беременных женщин, помогающего им избавляться от утреннего недомогания, но позже выяснилось, что в результате его применения рождались дети с серьезнейшими физическими нарушениями.
Учитывая стремительные темпы развития современной генетики, очень важно усовершенствовать нашу способность к моральному суждению, с тем чтобы мы смогли во всеоружии встретить новые проблемы. Нельзя пассивно ожидать, пока негативные последствия наших решений проявятся сами собой. Необходимо пытаться предвидеть будущее и оперативно реагировать на возникающие проблемы.
Я чувствую, что настало время совместно рассмотреть моральную сторону генетической революции, невзирая на доктринальные различия между разными религиями. Мы должны встретить эти новые вызовы как члены единой общечеловеческой семьи, а не как буддисты, иудаисты, христиане, индуисты или мусульмане. Неверным будет также рассматривать эти этические проблемы исключительно в секулярном ключе, исходя лишь из либеральных политических ценностей, таких как личная свобода и законность. Мы должны рассмотреть эти вопросы с точки зрения глобальной этики, которая коренится в признании основополагающих человеческих ценностей, выходящих за рамки как отдельной религии,так и науки.
Не следует также полагать, что наша социальная ответственность состоит лишь в способствовании дальнейшему развитию научного знания и технологической мощи, а также считать использование этих знаний и сил уделом отдельных личностей. Если общество в целом не станет оказывать влияние на научные исследования и на создание технологий, проистекающих из новых научных открытий, практически это будет означать, что гуманность и моральные ценности перестали играть какую-либо заметную роль в принятии решений о регулировании научного прогресса. Для всех нас очень важно помнить о своей ответственности за то, какие сферы деятельности мы развиваем и почему. Главный принцип состоит в том, что чем раньше мы вмешаемся в процесс, тем более эффективными будут наши усилия по устранению возможных негативных последствий.
Для того чтобы достойно встретить как современные, так и грядущие вызовы, нам необходим гораздо больший чем прежде уровень совместных усилий. Одна из задач состоит в том, чтобы как можно большее число людей получили навыки научного мышления и смогли по-настоящему понимать суть главных научных открытий, особенно тех, которые имеют непосредственные социальные или моральные последствия. Образование, причем направленное не только на будущих ученых, но и на все общество в целом, должно знакомить людей с эмпирическими научными фактами, а также давать представление о взаимоотношении между наукой и социумом, включая моральные проблемы, возникающие в связи с появлением новых технологических возможностей. В результате будущие ученые смогут в более широком контексте осмыслять социальные, культурные и моральные последствия своей научной деятельности.
Ставкой в этой игре является весь мир, а потому решения о направлении исследований, а также о том, как следует использовать новые знания и новые возможности, не должны приниматься одними лишь учеными, представителями бизнеса и государственными служащими. Принятие таких решений должно осуществляться не только ограниченными по численности специальными комитетами, сколь бы компетентны они ни были. Необходимо участие в этом широкой общественности, особенно в форме дебатов и дискуссий через средства массовой информации, а также открытого обсуждения и актов «прямого действия» со стороны общественных неправительственных организаций.
Опасность неправильного использования современных технологий очень велика; фактически речь идет об угрозе всему человечеству, поэтому я считаю, что мы нуждаемся в выработке совместных моральных ориентиров. Только это позволит нам не увязнуть в болоте доктринальных различий. Ключевым моментом здесь является целостный, единый взгляд на человеческое сообщество, позволяющий принимать во внимание фундаментальную природную взаимосвязь всех живых существ и среды их обитания. Такой моральный ориентир должен помочь нам сохранять живое человеческое чувство и не забывать о фундаментальных общечеловеческих ценностях. Мы должны остро реагировать на факты научной жизни, да и на любые формы человеческой деятельности, нарушающие принципы гуманности, и активно бороться за сохранение своих естественных человеческих чувств, которые в противном случае легко могут быть утрачены.
Как отыскать такой моральный ориентир? Начинать следует с веры в изначальную доброту человеческой природы, и эта вера должна держаться на некоторых фундаментальных и универсальных этических принципах. В их число входят признание драгоценности жизни, понимание необходимости сохранения экологического равновесия, готовность основывать на этом понимании свои мысли и действия. Но более всего мы нуждаемся в развитии сострадания как основной мотивации в отношении нашего окружения и в соединении этого чувства с ясным целостным осознанием, включающим принятие во внимание последствий своих поступков. Многие согласятся, что моральные ценности сами по себе, будучи основой благополучия всего человечества, превыше разделения между религиозной верой и безверием. По причине глубокой взаимозависимости всех частей современного мира мы нуждаемся в том, чтобы встречать предстоящие нам вызовы как единая человеческая семья, а не в качестве представителей отдельных наций, этнических групп или религиозных учений. Другими словами, необходимо опираться на дух единства всего человеческого рода. Некоторые могут полагать, что это нереально, но у нас просто нет другого выхода.
Сам я глубоко убежден в том, что такой подход вполне возможен. Несмотря на то, что человечество уже больше полувека владеет ядерным оружием, мы все еще не уничтожили друг друга, и это вселяет в меня большой оптимизм. И, если посмотреть глубже, эти же этические принципы лежат в основе всех мировых духовных традиций.
Для выработки такой, основанной на этическом подходе стратегии отношения к новой генетике жизненно необходимо максимально расширить контекст наших рассуждений. Прежде всего нам следует помнить, что эта область является совершенно новой, открываемые ею возможности нами совершенно не изучены, а результаты исследований к настоящему времени еще не до конца поняты. Человеческий геном расшифрован полностью, но еще десятилетия могут потребоваться на то, чтобы понять принципы взаимодействия всех многочисленных генов, а также изучить области функционирования каждого из них, не говоря уже об эффектах, возникающих при их взаимодействии с окружающей средой. Внимание ученых сосредоточено прежде всего на возможностях конкретного применения сделанных ими открытий, на их непосредственных, краткосрочных результатах, на побочных эффектах и на том, какие непосредственные выгоды следуют из новых разработок. Такой подход во многом оправдан, но недостаточен. Его узость определяется прежде всего тем, что здесь подвергается риску само представление о человеческой природе. Ввиду возможности возникновения весьма отдаленных последствий этих инноваций нам следует тщательно рассмотреть все области человеческого бытия, в которых могут применяться генные технологии. В наших руках судьба человеческого вида, а возможно, и всей жизни на планете. Не лучше ли ввиду недостаточности наших знаний, пусть и ошибочно, несколько преувеличить риск, чем пустить весь ход человеческого развития в опасном направлении?
Коротко говоря, наша моральная ответственность должна включать в себя следующие факторы. Прежде всего следует проверить свою мотивацию и удостовериться в том, что в ее основе лежит сострадание. Во-вторых, рассматривая любую проблему, необходимо делать это в как можно более широкой перспективе, включающей не только сиюминутные выгоды, но, кроме того, как долгосрочные, так и ближайшие последствия. В-третьих, подходя к проблеме с аналитическим рассмотрением, необходимо сохранять честность, самоконтроль и непредвзятость суждений; в противном случае можно с легкостью впасть в заблуждения. В-четвертых, перед лицом любого морального выбора мы должны принимать решение в духе человечности, памятуя не только об ограниченности нашего знания (как личного, так и коллективного), но также о нашей подверженности ошибкам по причине быстроты изменения обстоятельств. И наконец, всем нам — как ученым, так и обществу в целом — следует стараться удостовериться в том, что во всяком новом направлении наших действий мы не упускаем из виду главную цель — благополучие всего населения планеты, на которой мы обитаем.
Земля — наш общий дом. Согласно современным научным данным, это, возможно, единственная планета, на которой возможна жизнь. Когда я впервые увидел фотографию Земли, сделанную из космоса, это произвело на меня огромное впечатление. Вид голубой планеты, плывущей в необъятном пространстве космоса и сияющей подобно полной Луне в безоблачном ночном небе, с огромной силой напомнил мне о том, что все мы — члены единой семьи, живущие под одной крышей. Я почувствовал, насколько нелепы все разногласия и споры между нами. Я увидел, насколько мелочны наши пристрастия к тому, что нас разделяет. Мне стала видна хрупкость и уязвимость нашей планеты, занимающей в безбрежном мировом пространстве лишь маленький промежуток между орбитами Венеры и Марса. И если мы сами не присмотрим за нашим общим домом, кто же еще позаботится о нем?
Заключение
Наука, духовность и человечность
Оглядываясь на семьдесят лет своей жизни, я вижу, что мое личное знакомство с наукой началось в совершенно донаучном мире, где появление любой технологии казалось подлинным чудом. Могу предположить, что моя очарованность наукой все еще базируется на этом наивном восхищении достижениями человечества. Начавшись таким образом, мое путешествие в науку привело меня к рассмотрению очень сложных проблем, таких как влияние науки на общее понимание мира, ее способность изменять жизнь людей и саму природу, а также ее следствия в виде трудно разрешимых моральных проблем, возникающих в результате новых научных достижений. Но при этом я также не забываю и обо всех удивительных и прекрасных возможностях, которые наука приносит в мир.
Знакомство с наукой во много обогатило и некоторые аспекты моего собственного буддийского мировоззрения. Эйнштейновская теория относительности, получившая экспериментальное подтверждение, дает мне эмпирическую основу для моего понимания воззрений
Нагарджуны об относительности времени. Необычайно детализированная картина поведения субатомных частиц при микроуровневом рассмотрения материи живо напоминает буддийское представление о динамичной, преходящей природе всех явлений. Исследование человеческого генома согласуется с буддийским воззрением о фундаментальном единстве всех людей.
Каково место науки в общем пространстве человеческих устремлений? Она исследует все — от мельчайшей амебы до сложных нейрофизиологических систем человеческого организма, от проблемы возникновения мира и происхождения жизни на Земле до самой природы вещества и энергии. Способность науки исследовать реальность поистине поразительна. Она не только революционизирует наше знание, но также открывает для него совершенно новые пути развития. Наука вторгается даже в столь сложные вопросы, как проблема сознания, являющегося ключевой характеристикой живых существ. Возникает вопрос: может ли наука привести к всестороннему пониманию всего спектра бытия и человеческого существования?
Согласно буддийской точке зрения, результатом полного и правильного понимания реальности должно быть не только непротиворечивое описание ее самой, наших средств постижения и места, которое занимает в этом процессе сознание, но также знание о действиях, которые необходимо совершить. В современной научной парадигме достоверным считается лишь то знание, которое возникает в результате строгого применения эмпирического метода, состоящего из наблюдения, умозаключения и последующей экспериментальной проверки полученного вывода. Этот метод включает также количественный анализ и измерение, повторность эксперимента и независимую проверку результатов. Многие существенные аспекты реальности, равно как и некоторые ключевые элементы человеческого существования, такие как способность различать добро и зло, духовность, творческие способности, то есть именно то, что мы относим к числу главных человеческих ценностей, неминуемо выпадают из круга научного рассмотрения. Научное знание в том виде, в котором оно существует на настоящий момент, не содержит в себе полноты. Я считаю, что очень важно осознавать этот факт и ясно понимать, где проходит граница научного знания. Только это даст нам возможность искренне признать необходимость объединения научного знания со всей полнотой человеческого опыта. В противном случае наше представление о мире, включая наше собственное существование, будет сведено к набору устанавливаемых наукой фактов, что приведет к редукционизму, то есть к материалистической и даже нигилистической картине мира.
Я не против редукционизма как такового. На самом деле многими нашими успехами мы обязаны именно редукционистскому подходу, который в значительной мере определяет методы научного эксперимента и анализа. Проблема возникает тогда, когда редукционизм, являющийся сущностным методом в науке, применяется для рассмотрения метафизических вопросов. Это является выражением обычной тенденции смешения средства и цели, что часто происходит тогда, когда некоторый метод демонстрирует высокую степень эффективности. В буддийских текстах для таких ситуаций есть очень подходящее сравнение: если кто-то указывает пальцем на луну, следует смотреть не на кончик пальца, а туда, куда он направлен.
Я надеюсь, что на страницах настоящей книги мне удалось показать возможность серьезного отношения к науке и принятия достоверности ее эмпирических данных без того, чтобы непременно склониться в своем миропонимании к научному материализму. Я пытался привести аргументы в пользу необходимости возникновения новой картины мира, коренящейся в науке, но при этом не отвергающей всего богатства человеческой природы и ценности методов познания, иных, нежели те, что приняты в науке. Я говорю об этом потому, что глубоко убежден в существовании тесной связи между нашим концептуальным пониманием мира, нашим видением человеческого существования с его возможностями и моральными ценностями, определяющими наше поведение. Наши представления о самих себе и об окружающей действительности неизбежно влияют на наше отношение к другим людям и ко всему миру, а также на наш способ обращения с ними. А это и есть основной вопрос этики и морали.
Ученые несут особого рода ответственность, а именно — моральную ответственность за то, чтобы наука наилучшим способом служила делу укрепления человечности в мире. То, что они делают, каждый в своей области исследования, оказывает воздействие на жизнь каждого из нас. По определенным историческим причинам ученые снискали в обществе большее уважение, чем представители многих других профессий. Но это уважение перестает быть основой для абсолютной веры в правильность их действий. В мире уже произошло слишком много трагических событий, прямо или косвенно связанных с развитием технологий, чтобы такая вера осталась неизменной. Достаточно упомянуть техногенные катастрофы, связанные с химическим и радиоактивным заражением, такие как ядерная бомбардировка Хиросимы, аварии на атомных электростанциях в Чернобыле и Три-Майл Айленде, выброс отравляющего газа на заводе в индийском городе Бхопал, или экологические проблемы, например, разрушение озонового слоя.
Я мечтаю о том, чтобы мы смогли соединить нашу духовность и доброту общечеловеческих ценностей с курсом развития в человеческом обществе науки и технологии. Несмотря на различные подходы, в своей основе наука и духовность стремятся к единой цели — улучшению человеческой жизни. В своих лучших устремлениях наука отыскивает способы достижения людьми процветания и счастья. Говоря в категориях буддизма, такая направленность характеризуется мудростью в сочетании с состраданием. Подобным же образом, духовность представляет собой человеческую обращенность к своим внутренним ресурсам с целью понять, кто мы есть в глубочайшем смысле и как нам следует организовать свою жизнь в соответствии с высшими идеалами. И это также соединение мудрости и сострадания.
С момента возникновения современной науки происходит соревнование между наукой и духовностью как между двумя главными источниками знания и благополучия. Иногда отношения между этими двумя направлениями становились дружескими, а иногда очень отчужденными, даже до того, что многие считали их совершенно несовместимыми. Ныне, в первом десятилетии нового века, духовность и наука имеют возможность сблизиться как никогда ранее и приступить к очень перспективному сотрудничеству с целью помочь человечеству достойно встретить предстоящие ему вызовы. Это наша общая задача. И пусть каждый из нас, как член единой человеческой семьи, внесет свой вклад в то, чтобы это сотрудничество стало возможным. Такова моя самая сердечная просьба.
http://ezobookslibrary.ru/
ЗНАКИ СВЕТА - Константин Устинов: Врата Нового Мира
22 июня 2008 - 12 сентября 2008
Врата вам открыл, но войти можете только сами. "Листы сада Мории. Зов".
От дверей мира дан вам Зов Мой. Понесете его, как чашу, к Алтарю Духа.
Летите легко, как птицы на восходе, открыв духу Врата Сердца. Приведу к Святыне Святынь. Дам Знак проникновенный. В час урочный войдете в Храм Величайший. Ибо Белая Гора - древнейший Ашрам Страны Шамбатион. Дворец Аллал-Минга разрушен, но еще источает магнетизм Владыки.
124. Затворов тьмы избегнем и предадимся таинству священного молчания, в сияющей тайне которого говорит Сама Великая Владычица Мира. Кому Она доверила ключи от Царства Своего? Кому дала знак исполнения Ее Власти? Воля лучших сердец мира несет Ее неслышный Указ, от которого никто не может отступить.
Огненная стрела утверждения истины как молния, тьму сжигающая. Посох небесной силы может ударить в скопление недругов, чтобы из серого шлака обыденности выплавилась сияющая капелька золота.
Претворим качество времени как скучного бывания в высокий полет наполнения его состраданием огненного служения. Огонь чадит, сжигая отходы и ветошь. Но тот же огонь очищает и благоухает, если в нем плавится кедровая смола. Не давайте духу чадить и коптить. Претворите серый облик дней в высшую форму жизни. Мыслью светлой окружитесь как спасительным коконом и войдите в поток возносящего луча, удалив слои испарений и пыль земного невежества. Существу Света пристойны лишь достоинство и благородство. Время есть кошель накоплений наших.
125. Не превратим Храм Жизни в избу курную. От дымных наслоений убережем сознание. И невежеству укажем место, ему означенное. Пишем картину разными красками. Лишь черного цвета избегаем в его изначальном виде. На белом холсте создаем палитру неисчерпаемых образов и явлений. Полутонами подчеркиваем фокус цветовой гаммы.
Бездушные повторения разлагают драгоценные камни духа. Когда не сострадание, но механическое твержение и заучивание стоят во главе познания, трудно ожидать каких-либо значительных достижений. Можно научить попугая беспрестанно повторять молитвы, но от этого он не перестанет оставаться птицей, сидящей в клетке. Не устаем искать совершенные формы духотворчества. Можно говорить те же самые слова, но представлять совершенно разные вещи. Мыслеформа окрашивает сказанное цветом души. Многие хотели бы прильнуть к источнику и пить, утоляя жажду духа.
Круги расширяются, и волны силы Алтая проникают в самые отдаленные уголки планеты. Незримые помощники плетут сети помощи. Невод дружбы так крепок. Но Мы не пытаемся удержать кого-то насильно в сетях кармы. Она сама - лучший ловец. Она не зовет, не манит и не чарует, но волшебство ее силы так обворожительно и магично. Она исполняет только те желания, которые подготовил к исполнению сам дух человеческий.
126. Упреждая гоненья и житейскую ложь, в одеянье земном через время идешь.
Угасают вихри затмений, усмиряется бунт стихий, и уходит земля из-под ног лихих.
Нужно чаще менять места, если работаете для человечества. Усмирить зависть и ненависть невозможно. Нужно уметь не распалять черное горнило. Но если оно разгорелось, нужно иметь ушат с ледяной водой.
127. В Свете Сердца Твоего живем. И не страшны нам тьмы поползновенья. И неведом нам страх за гибель нашего тела. Брань невидимая грохочет. И Щит Сердца Владыки все так же неодолим сворой собачьей. Все монстры тьмы не победят нас своими грозами. Каждый вдох Огненной Любви кует кольцо охранительного доспеха. Молитва сердца - закалка огненного меча веры. Как молния, сплавляющая звенья силы воедино, памятование о Владыке любимом.
Понижение давления крови и ощущение сонливости есть начало подавления лунной природы и ярости низших страстей. Постепенное овладение духовными элементами крови явит замещение страсти в виде новых творческих идей. Сонливость позволит постепенно соединить два мира в промежуточное состояние. Уплотненный астрал начал свое привхождение в тело земное. И этот процесс может оказаться стремительным.
128. Золотая рыбка бьется на мелководье среди камней, почти задыхаясь в лужах жизни земной. Она может исполнять чужие желания, но не имеет права исполнять свои. Поэтому тяжка жизнь среди скользких камней, где она открыта для воздействия злых мыслей и действий. Но живительный дождь наполнит берега рек. Они станут бурными и полноводными. И Царица Моря - Владычица Мира Мыслей - обретет силу полноты своих возможностей. Лишь бы дух не задохнулся в невежестве. Уж лучше солнечный огонь, чья радиация угнетает красную кровь, чем империл, загромождающий деятельность белых шариков. Приспособление крови к большому содержанию белых кровяных телец будет указываться земной медициной как состояние, близкое к лейкемии, но это будет далеко не так. Как творящая радиация солнца разительно отличается, при всей похожести следствий, от излучений урана и радия, так и одно явление отличимо от другого своей разумностью и духовностью.
129. Донесу только каплю из пригоршни прожитых жизней. Донесу только каплю из океана судьбы.
Рожденный идти не обременен тяжестью многих вещей. Он знает, что все средоточие жизни хранится в невидимой искре огня. И если нет ее в сердце, то кто различит души драгоценную каплю, в которой отражены все глуби и космоса выси? Осада сознанья все новыми искушениями вещами в угоду пустым развлечениям, как сеть, пытается нас уловить в тенета свои. Но даже цветок на заре, раскрываясь навстречу солнцу, из тысячи звезд разноцветных, блуждающих в Океане Вселенной, берет в свою чашу одну только каплю росы, у которой сохранен аромат всего небесного сада.
130. Дом Мой Вратами обращен к Белой Горе. Священные дары приготовлены для того, кто найдет Алтарь Храма Моего. В потоках связи неба и земли расцветают самые редкие цветы. Мудрому преподнесу чашу нахождений. Воину дам доспех, меч и копье. Над детьми Света вознесу щит охранения. А вечному путнику брошу под ноги клубок нити путеводной.
Не будь одинок в счастье и горе. Слияние сердец создаст мощь сотрудничества. Как стена состоит из камней, которые держатся друг за друга и тем составляют твердыню крепости, так и сотрудничество полно умения дружить. Каждый дух есть искра Пламени Единого, затуманенная долгим пребыванием в условиях Земли. Космос так многообразен в силе вдохновений и нахождений. Построительная мысль привлечет молодые сердца. За честь примут многие возможность приложить руки на благо мира.
Воля Красоты найдет путь исполнения. Воля Красоты в гармонии совершенства пытается поднять уровень сознания человеческого. Не в одночасье совершается переход к Сатья-Юге. Удаление вредоносности темного века требует времени. Мутной воде нужно устояться и омыть камни дня: иначе удела серого болота не избежать.
Много чистых ключей, много прозрачных сердец. Добру отзывчивы сердца человеческие. Человечество готово к радости и всегда в ожидании ее пламенных касаний. Но радость ненавидящая или уничтожающая лишь очаг заразы, притягивающий молнии очищения. Радость Братства о каждой пробужденной душе светла, чиста и возвышенна. Поток такой радости возносит вверх, как восходящие потоки - крылья птицы. Радуйтесь успехам высшим! Радуйтесь просветлению сердца! Радуйтесь тому, что другим есть польза от сострадания вашего!
131. Расплавив поток недовольства, раскройте ладони и сожженный пепел его отдайте воле ветра. Пусть разлетятся частицы праха, утратив власть свою над человеческими сердцами. Недовольство может научить только тогда, когда человек не удовлетворен собственными усилиями и устремлениями.
Цветок достижений так хрупок. Его легко сломать или засушить. Недаром он притаился около камня, скрывающего порог Врат Мира Высокого. Не помпезные построения времен могущества древних императоров увидим, входя в Долину заповеданную, но две скалы, прислоненные друг к другу в виде свода огромного шалаша. Можно войти смело, но возврата назад уже не будет.
132. Камни могут расти без корней, меняя узор глубин. Но человек в трудной жизни своей ищет чистых вершин. Откуда сила духа течет, питая сердца людей, там лучший цветок среди скал цветет как знак высоких идей. Не может никто обойтись без небес, в которых солнце живет, с которых тайну вечных чудес ветер мысли несет. Тайна жизни так глубока, и так живителен свет. С неба течет вечных знаний река, которой преграды нет. Пылает время новой судьбой. Мгновений цветет вечный сад. Неистощимый солнечный зной сжигает последний чад. Много стеблей спускается вниз, как лестниц несчетных ряд. Руки среди сияющих искр держат их и хранят. Каждому уготовил ступень сердца живого Господь. Не упади на горной тропе. Спеши свой страх побороть. Даже если устал и лег в шорох таежной травы, тебя оживит простой ручеек, бегущий из-под скалы. Наши корни - Солнца лучи. Оттуда дух наш растет. Звенят в тебе золотые ключи от золотых ворот.
133. Молния боли пронзает сердце. Свет силы небесной тьму сжигает. Обретаем дар различения. И черты грядущего не явятся без очищения жизни. Если некоторые думают, что можно встретить огненное будущее хлебом ветхих понятий и горечью отживших предрассудков, то заблуждение их неискоренимо. Врата Огненные сжигают мусор тела и духа. Даже если не вылезать из болота невежества, прячась от жара небесного под слоем грязи и ила, тело не сможет устоять перед пламенным потоком Мира Нового. Без изменений нельзя войти в чистую новизну Грядущего.
Ключи разумения или истолкование Учения попали в руки лукавые. Сами не могут войти во Врата Света и не дают другим - как камни, запирающие вход сокровенный: не сдвинуть и не обойти. Мертвецам страшно чуять дыхание живое. Оно губительно для преимущественного большинства, ибо открывает глаза на их духовное убожество.
Войны земные лишь отражение столкновения идеологий. Войны земные выявляют напряжение ненависти и разряжают снаряды накопленного империла, не считаясь с духом сострадания. Корпорации военно-промышленного комплекса наживаются на человеческих несчастьях. Век тьмы еще тянет за собой свой дымный и кровавый след, убеждая каждого в победе тьмы на планете. Но лава огня стремительнее вражеских снарядов. Молитва о мире пусть звучит в сердце каждого существа человеческого. Молитва о мире, как благодатная искра, поможет спасти детей от гибели, голода и жажды.
Мать Мира! Укрой Покровом Своим род человеческий от череды бед. Светочи Огненных Сфер! Помогите миру земному одолеть самое темное время перед восходом.
Все подвижники и святые молятся, посылая спасительные призывы, мысленно прекращая войны и мор человеческий. Пусть эпоха благоденствия быстрее наступит. Но пусть она не будет похожа на скуку праздного времяпрепровождения, но на период радостного и плодотворного труда, когда огни творчества вспыхивают пламенами пробужденных центров.
134. По всей Долине вспыхивают огненные столбы света. Словно фонтаны огня разбрасывают творящие искры света в пространство. Цветут кипарисы пламенные цветами поющего зова. Колокольчики дальних миров роняют росинки вести своей на эти благоуханные соцветья, обретая сочетание тонких мелодий в непрекращаемом гимне единого славословия. Праздник рождения Нового Мира начинается. Трубные призывы, голоса трубачей великих небесных полков насыщают мир звучанием. Если для одних сознаний слышна тонкая флейта, то других будят аккорды пронзительной свирели. Для Воинов Духа боевая труба как сигнал к выступлению. Кали-Юга кончается, но благоденствие еще не скоро наступит. Еще не время оставлять оружие свое и предаваться беспечности. Битва еще в полном разгаре.
135. Гасим пожары ненависти дождем мыслей. Вся сила современных войн тянется от астральных залежей империла. Вся зыбкая гармония и взрывоопасность современных отношений исходят из этого темного источника. Неведение и ненависть как детонатор и взрывной заряд.
136. Неприменение Учения явлено как препятствие ко многим тайнам жизни. Механическое прочтение текстов есть лишь гимнастика глаз, в напряжении которых могут загораться искры озарения. Каждое слово способно пронизать силой мысли сердце. Но часто Учение не усваивается сознанием. Оно расходится на поговорки и присказки краснобаев, которые применяют их по иному назначению. Мудрствующие лукаво забывают о той высокой мудрости, которая сокрыта под скорлупой смыслов, разумений и слов. Что нужно миру, чтобы обратить свое внимание в сторону высоких писаний Истины? Новые войны и потрясения или погружения в стихию новой суеты? Чтобы нарядиться в халат понимания, нужно обрести пламя неодолимого желания достичь степени очищения и просветления чувств, когда они начнут ощущать привхождение энергий духа. Лучи монады достигают сознания, которое может уловить песню ее высокого мира.
137. Распознавание ликов есть самое главное условие в постижении Учения Жизни. В ином случае можно окружить себя вампирами и расхитителями энергий. Упадок сил от человеческих контактов связан с хаотичностью сознания собеседника и разностью потенциала аурических зарядов. Не ведающие истинной цели бьются в стекло собственных ограничений, пока не поймут, как пробить брешь в заколдованном мире. Они поражают собеседника обилием разнообразных технических новшеств, но это не может заменить им мудрости, жажда которой требует утоления. Жажда может превратиться в невыносимый жар и даже вызвать безумие, как это бывает у слонов при отсутствии воды, когда пересыхают все водоемы. Поймем любую мелочь жизни как знак указующий.
138. Улетят туманы к небесам, в выси ясные, к чистым голосам. Чтобы стать вверху свободней птицы, знаками, слепящими глаза. В тонком мареве земных проблем мы куем своей защиты шлем. Лишь тогда крепка кольчуга будет, если сердце закалил Ак-Кем. Пусть в базарном крике буду нем. Не переорать толпу тамаса. Вече тьмы в последних спазмах гаснет. Мир замолк в надежде перемен. В каждой тайне есть познанья плен. В каждой тайне - откровенье миру. Сделавший норой свою квартиру укрепляет мыслью крепость стен. От судьбы что можешь ждать взамен, если мыслью доброй свет в пространстве собираешь? Этим ты уже вознагражден, помогая тем, кого не знаешь. Состраданию не нужно суеты. Ему важна святая анонимность. Пусть для мудрецов любовь наивна. Сад ее - рассадник красоты.
139. Состояние уплотненного астрала нельзя назвать ни жизнью, ни смертью. Это особое состояние бытия, когда числитель и знаменатель равны. Общее понижение давления крови во всем мире и эпидемии сонливости связаны с началом долгого пути перехода к этому эволюционному состоянию.
Как основание города немыслимо без святого человека, так и изменение физического мира не возможно без высокой цели. Мир устал от формации лунного человечества. Пережиток устаревших чувств, атавизм инволюции, должен быть прекращен. Ниже уже нельзя падать, являя яростное самоволие: иначе к участи минерального существования возвратится каждая монада, не успевшая достичь предела своих возможностей. В любом случае, во всем этом есть ободряющий момент: что сознание не угаснет ни в одном из царств и форм существований. Но удел вечного ожидания прекращения жизни в состоянии камня, которая завершается вместе с разрушением планеты, слишком мучителен, если дух не находит средств для извлечения опыта даже в таком состоянии бытия. Переходя рубеж рас, трудно предположить глубину изменений, хотя они диаметрально противоположны положению ранней Атлантиды, когда человеки жили одновременно в двух мирах, пользуясь Третьим Глазом, Чашей Сердца и Солнечным Змеем Кундалини для создания совершенства бытия.
Возвращение Золотого Века сделает из золота вечное вместилище солнечной энергии, робкие попытки обуздать которую усиленно наблюдаются. Помимо вечно горящих светильников, питающихся жидким золотом, на смену двигателям, отравляющим чадом города, придут аппараты, работающие на чистейших благородных металлах, заправка которых будет совершаться один раз за все время работы такого двигателя.
140. Развитие духовности способно заменить пищу. Но если питание при ее отсутствии становится целью, то результат будет неутешителен. Для сильных энергий нужно достойное вместилище. Разве можно быть радостным, когда над головой постоянно мчится рой отравленных стрел? Тягость и подавленность указывают на отравление сердца такими вражескими посылками. Питание лишь условие существования провода высоких энергий, но не самоцель. С помощью мысли можно легко превращать даже тяжелую пищу в удобоваримую. Сильное напряжение требует восстановления запаса сил. И если есть желание что-то употребить, ему нужно следовать, но только после осознания нравственной практики ахимсы.
141. Наполнение пространства определенным именем может мешать сознанию не хуже ядов. Псевдонимы помогают лишь на короткое время, ибо быстро обнаруживается очередной предатель, объявляющий имя личное. Такое темное оповещение в век новых технологий так стремительно. Удержаться от соблазна стать разоблачителем тайны невозможно. Они даже не осознают вреда предательства. Они видят в этом средство обращения внимания к себе. Яд сиюминутной власти над толпами так сладостен.
142. Каждый несет в себе свою Курукшетру - поле духовной битвы. Пока кровь не обрела состояние утончения и не превратилась в чистую нервную энергию, атаки инстинктивных начал будут продолжаться. Полное исчезновение земной крови даст энергию новому сердцу, которое первым станет утончаться, перенося в Тонкий Мир функции основных органов.
Тайна беспредельных жизней не может замыкаться только на физическом существовании. Как передача Учения никогда не может прекратиться, так и осознание монады себя в поле существований вечно - вплоть до полного слияния зерна духа с Абсолютом и вместе с ним, когда сознание капли становится единым с Океаном Мудрости. Большая часть существования проходит в Мирах Высших, и поэтому мы приносим дары небес и пытаемся их использовать на земле. Но мы с сожалением можем утверждать, что лишь малые крохи хлеба знаний попадают на земной стол. Но и этого порой достаточно для насыщения алчущих духом.
143. В древних мистериях для поддержания жизни светящегося, или огненного, тела фараоны и жрецы применяли внутрь белый порошок, состоящий из специально обработанного, особо чистого золота, который, насыщая кровь, давал человеку способность как глубоких внутренних переживаний в виде просветлений, так и феноменальные способности физического тела, выраженные в телекинезе и левитации. Тело обретало независимость от силы притяжения и устойчивость к пламени. Многие древние маги, которые принимали белый порошок, поднимаясь на костер, мгновенно начинали взлетать, ибо при нагревании порошок терял вес, передавая свои качества тому телу, живому или неодушевленному, в котором он находился. Белый порошок может стать как новым топливом для средств перемещения, так и лекарством от наступающих огненных болезней.
Энергия, отклоняющая магнитное поле как северного, так и южного полюсов, названа была "нулевым полем" и стала основой исследований в области левитации. Райский камень, превращенный в стекло при нагревании, а затем истолченный в тонкий порошок, при начальном удельном весе, как золото, становился в четыреста раз легче.
144. Понижение давления крови может стать средством, при помощи которого человек может выдерживать натиск солнечной радиации и высокой температуры. Жители пустынь и тропиков склонны к гипотонии, при этом не ощущая какого-либо дискомфорта. Принуждение человечества к такому образу жизни избавит людей от излишней отрицательной эмоциональности, позволяя постепенно находиться в состоянии между явью и сном, между физической жизнью и смертью тела. Поучительным будет наблюдать способности, внезапно проснувшиеся, ощущать и видеть жителей Тонкого Мира в свите каждой ауры. Тогда уже точно нельзя будет притворяться и разыгрывать спектакль сердечности и дружелюбия. Сущность отношений невозможно будет скрыть. Враги станут врагами, а скрытые друзья - благожелателями. Усиление солнечной радиации станет средством разрешения всех конфликтов. Кода моря начнут высыхать, когда города будут страдать от нехватки воды, кому будет дело до нефти или газа, если ни один автомобиль не сможет работать без средств охлаждения? Все может произойти так стремительно, что люди не успеют покинуть насиженные места и уйти в леса и горы. Будущее гораздо ближе, чем мы думаем. И умение подготовить себя к дыханию Огненных Небес - это насущнейшая проблема каждой души.
Выявление качеств внутреннего огня продолжит в массовом порядке путь нашей Великой Матери Мира, названной Матерью Агни Йоги. Испытавшая на себе воздействие сознательных огненных энергий, Она показала возможности физического тела при высокой духовной радиации, которая сейчас источается Солнцем. Ее путь открыл новую эволюционную ступень, указывающую на появление новых излучений и видов радиации.
Когда Врата Космоса открыты, множество лучей устремляется к плотному миру, пытаясь помочь эволюции или отяготить ее своим присутствием. Нервы, проводящие токи Огненного Мира, беспредельно напряжены в борьбе своей. Кровь как символ долгой лунной эволюции заканчивает цикл своего существования в Солнечной системе. Оттого сильная агония тех, кто питается ее животворящими токами. Нервы утончены до состояния тончайших космических струн, улавливающих отголоски событий дальних миров. Лучи высокой Красоты и творчества Высших Миров впитываются земными сознаниями через лучи Солнца и звездного неба. Не было никогда в истории Вселенной такого ответственного момента, как великий поворот Оси Времени, поток которого притягивает Солнечную систему к Космическому Магниту Сердца Мира. Объятия Ориона так притягательны.
/продолжение следует/
НОВОСТИ И ССЫЛКИ:
ЗНАКИ СВЕТА - http://znakisveta.ru/index.html
Фотографии Горного Алтая, Знаки http://znakisveta.ru/foto.html
Картины Н.К.Рериха - Серии "Sancta", "Мессия", "Сикким", "Его страна": http://grani.roerich.com/gallery/sancta.htm
Наталия ЗАЙЦЕВА-БОРИСОВА: http://www.nzb8.ru/news/
Николай ДУДКО: Буддийское искусство «ТАНКА»   http://www.thangka.ru/rus.html
Спасите Тибет: Буддийские фильмы - http://savetibet.ru/category/films/
Буддийские видеоматериалы: http://video.yandex.ru/users/lung-ta/
Ассоциация трансперсональной психологии и психотерапии/ видеобиблиотека: http://www.atpp.ru/library/video/
http://www.svirel.com/ - Свирель Кришны Источник музыкального наслаждения /много прекрасной бесплатной духовно-развивающей музыки/
О проекте: Проект Свирель Кришны - музыкальный сайт для любителей красивой музыки. Получайте наслаждение и удовольствие в каждом звуке, наполненном Верховной Личностью Бога Кришной.  Мудрость Вед
Ты можешь выполнять предписанные тебе обязанности, но у тебя нет права наслаждаться плодами своего труда. Никогда не считай, что результаты твоих действий зависят от тебя, но при этом не отказывайся от выполнения своих обязанностей. Бхагавад-Гита (2:47)
Знай же, что все самое чудесное, прекрасное и величественное в этом мире - лишь искра Моего великолепия. - Господь Кришна. Бхагавад-Гита (10:41)
TIBET – CD /музыка/ http://tibet-cd.narod.ru/
СОХРАНИМ ТИБЕТ! http://www.savetibet.ru/category/news/ Фонд тибетской культуры и информации: новости
Агни Йога (Живая Этика), Теософия, наследие семьи Рерихов, Е.П.Блаватской и их Учителей - http://forum.roerich.info/
Terra Theosophy Forum - http://forum.terra-theosophy.com/portal.php - THE SYNTHESIS OF SCIENCE, RELIGION AND PHILOSOPHY
БУДДА-ТВ / Интернет-телевидение / записи телеканала - http://yatv.ru/ru/channel,records?shortname=buddhatv
        Библиотека экзотерической литературы + аудит и видеотека эзотерики - http://ezobookslibrary.ru/
Новости:
Учения Его Святейшества Далай-ламы для буддистов России - 2011. Все материалы
19-21 декабря Его Святейшество Далай-лама даровал в Дхарамсале учения по текстам Чже Цонкапы «Счастливая судьба» и «Три основы пути», геше Лангри Тангпы «8 строф о преобразовании ума», а также посвящение в тантру пяти божеств Херуки Чакрасамвары линии махасиддхи Гхантапады для буддистов России по просьбе досточтимого Ело Ринпоче, постоянно работающего в Бурятии, и верховного ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче.
Смотреть далее...
 Объявлено подробное расписание визита в Россию Александра Берзина
Вчера, 17:48. Разместил: Savetibet
Александр Берзин – учитель Дхармы, буддолог, тибетолог, историк, доктор философии Гарвардского университета. Д-р Берзин начал изучать буддизм в 1962 году в Индии, обучаясь у учителей всех четырех тибетских традиций. Его основным учителем был Ценшаб Серконг Ринпоче, ныне покойный мастер-партнер по дебатам и наставник-помощник Его Святейшества Далай-ламы. На протяжении девяти лет д-р Берзин работал его переводчиком и секретарем. Один из основателей Бюро переводов Тибетской библиотеки трудов и архивов в Дхарамсале, д-р Берзин – автор целого ряда книг и статей о Дхарме. С 1983 года он, по совету своих учителей, путешествует по всему миру и дает учения о практике и теории тибетского буддизма, регулярно посещая и Россию. Д-р Берзин известен практичным подходом к преподнесению учения Будды, удивительной ясностью и точностью изложения.
24 февраля 2012
Лекция "Система Чакрасамвары в контексте высшей йога-тантры традции Гелуг"
Время проведения: 19.30 - 21.30
В ходе лекции профессор Берзин расскажет об основных особенностях материнских тантр, к которым относится Чакрасамвара, роли родственных систем Чакрасамвары и Ваджрайогини в тантрических практиках традиции Гелуг, специфике и основных линиях практики Чакрасамвары. Наиболее подробно профессор остановится на практике пяти божеств Херуки линии махасиддхи Гхантапы, посвящение которой Его Святейшество Далай-лама XIV передал в декабре 2011 года. Практика Чакрасамвары - главного йидама ламы Тубтена Йеше - имеет особое значение для традиции ФПМТ.
Лекция предназначена для всех, кто серьезно интересуется тантрической традицией линии Гелуг, и в особенности тех, кто получал соответствующее посвящение в ходе зимних учений Его Святейшества.
Орг. взнос за участие - 500 рублей (для участников "Открытия буддизма" - 300)
Лекция пройдет в буддийском зале центра "Открытый мир" (Москва, ул. Павловская д. 18. м. Тульская).
25 - 26 февраля 2012
Семинар "Отношения с духовным учителем"
Выдающийся буддолог, тибетолог, переводчик и учитель Дхармы профессор Александр Берзин проведет двухдневный семинар по теме "Построение отношений с духовным учителем". Участники семинара смогут упорядочить свои представления о роли духовного учителя в традиции тибетского буддизма, разобраться в разных уровнях учителей, этике общения с учителем, значимости практики гуру-йоги и т.д.
Среди тем, которые будут освещены:
- разные уровни духовных учителей в буддизме
- качества учителя и ученика
- способ построения здоровых взаимоотношений
- медитация на учителе в сутре и тантре
- восприятие наставника как будды
- как избежать нездоровых аспектов отношений с учителем
Расписание семинара:
Суббота (25.02):
Первая сессия 11.00 - 12.30
Обед 12.30 - 14.00
Вторая сессия 14.00 - 15.30
Перерыв на чай 15.30 - 16.00
Третья сессия 16.00 - 17.00
Воскресенье (26.02):
Первая сессия 11.00 - 12.30
Обед 12.30 - 14.00
Вторая сессия 14.00 - 16.00
Орг взнос за участие - 2000 рублей (для участников "Открытия буддизма" - 1000 р.)
Семинар пройдет в зале №4 центра "Открытый мир" (м. Тульская, ул. Павловская, д.18)
Дополнительная информация:
Московский центр ФПМТ «Ганден Тендар Линг»: www.fpmt.ru
Библиотека Берзина: www.berzinarchives.com
Чтобы зарегистрироваться для участия в семинаре, звоните или пишите смс:
+7 (903) 545-50-96 (Сергей)
С любым вопросами по поводу визита или программы обращайте к координатору центра: yeshedamo@gmail.com (Михаил)
Материалы лекции и семинары
Организаторы ведут аудио- и видео- запись лекции и семинара. Материалы будут опубликованы для всеобщего доступа в предельно краткие сроки.
Следующий визит профессора Берзина запланирован на начало ноября 2012 года.
Московский буддийский центр ФПМТ «Ганден Тендар Линг» www.fpmt.ru
Видео по теме:
Александр Берзин. Cеминар «Введение в буддийскую тантру»
Видео. Александр Берзин. Практический подход к тантре (части 1 - 3)
Видео. Александр Берзин. Практический подход к тантре (части 4 - 5)
С новым годом!
Поздравляем всех наших читателей с Лосаром, Цаган Саром, Сагаалганом и Шага! В этот день мы радуемся вместе с вами и грустим с народом Тибета, для которого этот год стал еще одним годом немыслимых тягот и лишений. В эти дни традиционных празднований в буддийских регионах России и Монголии зажгите свечу за тех, кто погиб и страдает. Пусть год Дракона принесет нашим учителям и всему тибетскому народу новую надежду на счастье.
По случаю нового года и по многочисленным просьбам наших друзей сегодня мы открыли страничку сайта в Фейсбуке. Там пока всего одна запись, но мы обещаем пополнять ее быстро и только самыми интересными материалами, чтобы вам было легче поддерживать с нами связь. Будем рады, если вы подпишетесь, и мы будем видеть ваши лица.
С новым годом Дракона, дорогие и любимые друзья!
До новых встреч!
Savetibet.ru

На этом заканчивается текущий выпуск рассылки "ШКОЛА РАЗУМА: Путь к Себе". Через одну-две недели мы снова встретимся, высказывайте свои пожелания, задавайте свои вопросы по адресу rest.esoteric.perasperadastra-owner@subscribe.ru

Всего Вам самого светлого и Удачи!

С уважением, ведущий рассылки Алексей Сеев.


В избранное