Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Чистый Мир - альтернативный Путь


Информационный Канал Subscribe.Ru


ЗАГАДКА  ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО  "Я"


Что делает человека индивидуумом? Откуда происходит "Я"? Как возникает то,
что мы называем личностью? Все эти вопросы имеют один общий признак: на них
не может удовлетворительно ответить материалистическое мировоззрение. Ведь
если бы человек был ограничен одним телом, то как бы могло существовать
нечто такое, как внутренний мир? Разве наши ощущения, мысли и чувства, наша
способность к восприятию и переживанию не указывают прямо на свое
нематериальное происхождение? Загадка "Я" не решаема, пока мы ищем его в
функциях тела или мозга. Однако тайна сразу приоткрывается, как только мы
принимаем во внимание нематериальные сферы бытия.

Возможно в блаженные моменты "грез наяву" вы уже узнали свою сокровенную
ипостась: молчаливого свидетеля, который спокойно наблюдает мир вокруг. Вы
можете находиться где-нибудь среди спешащей толпы на оживленной улице, или,
например, на возбужденно болтающей "тусовке", однако явственно ощущаете себя
отрешенным от всего происходящего. Нечто в вас - ваше сознательное "Я" - с
удивлением наблюдает за всем, что делается вокруг него, будто на развернутом
полотне фильма, и одновременно отчетливо ощущает свою способность к
восприятию, знает о своем знании. В такие моменты мы сосредоточены на почти
запредельном факте, который вызывает "головокружение ума", - человек
способен к самоосознанию, к восприятию и переживанию своего "Я"...

Откуда у нас это осознание? Откуда взялось непостижимое "Нечто", которое
позволяет нам воспринимать мир и самих себя? Что это за "Я", которое с одной
стороны кажется ежедневно изменяющимся, а с другой - неизменно в своих
основных качествах и не затрагивается процессами роста и старения организма?
Наверняка каждый из нас помнит такие ситуации в своей жизни, когда он
чувствовал себя возвышенным над обыденными обстоятельствами и глубоко
погруженным в свое тайное "Я". Это состояние не похоже на некую восторженную
эйфорию. Скоре наоборот, это ближе к глубинной силе покоя, когда мысли
прозрачны или вообще отсутствуют, чувства находятся в полной гармонии, а
ощущения - чисты, как никогда.

Каждый человек может переживать такие периоды времени, которые позволяют
ему узнать о собственных глубинах (или по крайней мере предощутить их).
Счастливые моменты самоуглубления делают для него очевидным существование за
пределами его "маленького обыденного эго" чего-то значительно большего,
дарят ему чувство причастия к неназываемому источнику некой мощной
возвышенной силы, пульсирующей жизнью, которая и является причиной и родиной
человеческого "Я".

В большинстве случаев подобные переживания, исполненные освежающим дыханием
души, быстро поглощаются оглушающим шумом внешнего мира. Для многих из нас
не остается от них ничего, кроме маленького пятнышка света в памяти, кроме
искорки томления, которая время от времени вспыхивает внутри. Как правило,
люди не склонны говорить о таких сокровенных моментах своей жизни, тем
более, что они могут быть тут же превратно истолкованы, в лучшем случае как
"романтические причуды".

Однако же, это состояние погружения в самого себя является самым
естественным движением в жизни нашего внутреннего мира. Ведь мы можем не
только думать о самих себе. То, что прежде всего отличает человека, это
невыразимо счастливая способность сознательно воспринимать бытие. Это может
быть и трогательная красота Природы, и искренние отношения любви с другими
людьми, или ощущение глубинной сокровенной гармонии мироздания...

Именно наша способность к переживанию придает жизни такую ценность, и с ней
неразрывно связаны человеческое "Я" и его сознание. Потерять ее и перестать
существовать как осознающая себя личность - вот какая мысль является
причиной человеческого страха смерти, - ее опасаются и гонят прочь.
Вопрос о происхождении человеческого "Я" таким образом напрямую выводит нас
к основной проблеме существования: продолжаем ли мы как личность жить после
физической смерти? Куда девается сознательное "Я", есть ли у него духовная
родина?

Сегодня великой загадкой человеческого "Я" занимаются различные
философские, религиозные, эзотерические и другие течения. Однако все они не
только не могут найти согласия между собой, но и не дают действительно
удовлетворительного ответа. Наука же склонна определять "Я" как нечто
материальное, которое объясняется ясно и просто как результат функциональной
деятельности мозга. Так же и все человеческие идеалы и ценности она трактует
лишь как феномены, производимые нашими "умными серыми клетками". Научная
точка зрения отрицает возможность существования сознания, так же, как и
нематериальной души без физического тела. Более того, даже наши духовные
устремления якобы обусловлены вещественностью. В начале XXI века наука
декларирует, что "религиозные мысли являются продуктом той доли мозга,
которая ответственна также за эпилепсию" (проф. А. Ньюберг, Е. Д’аквиль,
университет Пенсильвания, 2001г.)

К сожалению, этим бесчеловечным, да и безбожным взглядам на проблему нашего
"Я" религиозно-философские разъяснения не могут противопоставить ясного и
полного ответа. Таким образом, внутренний мир человека, его способность к
осознанию и восприятию, все еще не признан тем, что он есть на самом деле:
самым убедительным и непосредственным свидетельством нефизических
реальностей...

Границы интеллекта

В вопросе о человеческом "Я" все величайшие мыслители подошли к пределам
возможностей рассудочного постижения мира. Конечно, они распознали отдельные
аспекты того, что касается нашего сознания, однако оказались неспособны
получить всеобъемлющего ответа. Самый, пожалуй, фундаментальный труд по этой
проблеме Э. Канта не зря называется "Критика чистого разума".
Широко известное изречение французского философа Рене Декарта "Я мыслю,
следовательно, я существую" также не дает неоспоримого доказательства
существования "Я". Где же тогда присущие нам способности чувствовать,
ощущать и воспринимать? И разве машины сегодня не умеют делать выводы,
комбинировать и принимать решения, при том что они наделены искусственным
интеллектом, а не сознанием? Ведь понятие "Я" подразумевает нечто несравнимо
более живое и не поддающееся никаким определениям.

Этот факт уловил шотландский философ 18-го столетия Дэвид Юм, считавший,
что наше "Я" вообще не является чем-то ограниченным и статично неизменным, а
складывается из многообразных отдельных впечатлений, что речь идет о целом
комплексе различных содержаний сознания, которые текучи и постоянно
пребывают в движении.

И действительно, разве мы все время не меняемся? Сегодня мы делаем ошибки,
завтра благодаря опыту становимся мудрее, послезавтра снова спотыкаемся, но
учимся на этом чему-то еще... и расширяем так постоянно свои взгляды на
жизнь. Сегодня мы реагируем на многое иначе, чем вчера, наши цели и
мировоззрение с течением лет меняются, поведение и образ жизни - также...
Итак, в нашем человеческом существовании нет ничего, что оставалось бы
неизменным. Однако, это только внешняя сторона событий, - глубоко внутри нас
неизбывно ощущается присутствие нашей подлинной сути - сокровенного и
незыблемого "Я". Оно стремится окрепнуть и развиться благодаря множеству
разнообразных жизненных препятствий, но всегда остается самим собой. Наше
"Я" созревает и развивается, подобно скале в штормовом море, оно шлифуется и
формируется своими переживаниями. И тем не менее, оно неизменно - все то же
"Я", та же сознательная Единица.

Осознавая себя в переживании, мы не способны затем анализировать этот опыт
познания "Я" на языке ума, - именно с этой проблемой столкнулись все
серьезные исследователи сознания. Загадка "Я" не поддается разрешению на
уровне интеллекта. Продукт нашего мозга, рассудок - это только инструмент
для решения земных и материальных задач, наша мыслительная деятельность
имеет вполне ограниченные возможности. Сознание - уже не из этой сферы, не
от вещественного мира сего. Наше сознание связано с внутренним миром "Я",
которое и является подлинно руководящим началом, главенствующим над
рассудком и всеми прочими "служебными органами". Наше "Я" имеет нефизическую
и нематериальную внутреннюю природу, которая неуловима для всех наших
внешних органов чувств, для любого "вооруженного" и невооруженного
человеческого глаза.

Пределы научного взгляда

В 17-ом веке для Рене Декарта еще само собой разумелось, что человек
состоит не только из материального тела, что его следует рассматривать, как
единство материальной физики и нематериальной души. При этом он определял
человеческое сознание как "свойство души". Столь же ясным фактом для Декарта
было и существование Бога как Первообраза Совершенства и Творца человеческой
души. Так же и Ньютон, который основную часть своей жизни посвятил
толкованию Апокалипсиса, вряд ли мог представить себе, что люди начнут
поклоняться его "Основам механики", назначив его "отцом материализма". Он
просто не включал очевидную для всех тогда метафизику в описание модели
физического мира, утверждая однако, что "Господь Бог сотворил Землю по
определенным Законам и наша задача в том, чтобы познать и объяснить их".

Однако времена изменились, и новые, зачастую весьма сомнительные взгляды
начали формировать новую картину мира. Развитие материализма и
ошеломительный успех естественных наук постепенно сформировали глубоко
скептическое отношение общества к религиозным представлениям. К сожалению,
закономерное стремление людей выйти за пределы конфессиональных догм и
вместо слепого принятия на веру толкований истины священником самим
убедиться в действии Законов Природы, привело к тому, что наука фактически
заняла место их духовного наставника. 

Таким образом достоверная, но ограниченная вещественностью логика науки
вышла из берегов и затопила собой все сферы человеческой жизни. Церковь
поначалу пыталась противодействовать этому огнем и мечом, однако так и не
сумела противопоставить достойной альтернативы, увязнув в обрядовых ритуалах
и сомнительных интерпретациях истины. Холодно-рассудительная наука же, с ее
дистанцированным отношением к нематериальным реальностям, шла победным
маршем: вскоре она стала компетентна не только в главных вопросах внешнего
физического мира - от возникновения вселенной до тайн микрокосма, но и
"завоевала себе право" судить о внутреннем мире души. Все, что свойственно
человеческому "Я", теперь также стремятся рассматривать как "вещь" и
относиться к этому соответственно. В науке сегодня господствует гипотеза,
что весь необъятный мир человеческой психики (души) объясняется особым видом
взаимодействия знаменитых "серых клеток". Ученые все еще не теряют надежды
через усиленные исследования деятельности мозга получить доступ в святая
святых человеческого "Я". Звучащие изредка в их среде голоса о том, что
природа нашего существования охватывает и многие другие измерения помимо
физического мира, отодвигаются в область мистики или религии. Время, когда
станет очевидным, насколько безосновательны были попытки ограничивать
сущность человеческого "Я" материей все еще не наступило.

Многие исследователи исходят из умения нашего мозга "демонстрировать нечто
самому себе", или формировать из объективной действительности субъективную,
в конечном счете создавая также образ некоего "Я". Следовательно, наше
самоосознание - это всего лишь результат способности мозга к
"сочинительству" и фантазии. Другими словами, наше "Я" не самостоятельно, а
выдумано мозгом, что означало бы, будто оно ничто иное, как иллюзия, вместе
со всей своей духовной независимостью и свободой воли... Все это логические
следствия изначально неверной предпосылки: "существует только материальное".
А ведь можно сделать и совершенно противоположные выводы, если перевернуть
все с головы на ноги и признать за "Я" главенствующую позицию в отношении
материального мира (что и подсказывает нам жизненный опыт). Тогда и
физический рассудок, как универсальный инструмент, занимает свое законное
место служащего, подчиненного духовному руководящему началу. И декартовский
девиз звучит по-иному: "Я живу, следовательно я мыслю"...
***
Декарт, Юм, Ньютон и другие великие ученые мужи, философы и мистики - все
они видели лишь отчасти, - отдельные фрагменты нашего необъятного
внутреннего мира, однако охватить всю суть человека, истинную природу его
"Я" им не удалось. А выводы современных исследователей только еще дальше
уводят нас в сторону от простой и близкой внутренней правды. Стоит ли
тратить столько усилий, чтобы определить местожительство совести в человеке
и "прописать" ее? Кто ее когда-нибудь видел, и кто сомневается в ее
существовании?

Ведь каждый из нас и без сложных научных выкладок может признаться себе,
что все действительно существенное в его человеческом бытии носит
нематериальные (но хорошо ощутимые) свойства: способность к осознанию и
восприятию жизни, стремление к самореализации и новым глубоким впечатлениям,
потребность в любви и справедливости, готовность к ответственности и
переменам, умение сопереживать и понимать другого, тяга к искусствам и
природной красоте... То есть все, что отличает человека как вид и вообще
придает его жизни ценность, весьма незначительно зависит от интеллектуальной
составляющей его существа. Она затрагивает лишь малый фрагмент огромного
мира нашей души. Та же часть внутреннего существа, которая и делает нас
способными сознательно переживать столь чудесные потоки жизненных ощущений,
как Любовь, Красота, Гармония, Доброта или Радость, по природе своей
нематериальна.
Поэтому и внутренняя ценность человека зависит совсем не от пресловутого
коэффициента интеллекта (IQ). Академик с прекрасным образованием совершенно
не обязательно будет одновременно благороден, а совсем не образованный или
даже неграмотный его современник может оказаться выдающимся человеком...

"Я" происходит от Духа

Итак, обусловленный деятельностью мозга рассудок и связанная с ним
способность мыслить образуют только мостик к подлинному Сознанию. Внутренняя
суть человека, его сознательное "Я", способное к восприятию иной,
"первичной" действительности, по природе своей нематериально. Потому
ограниченный вещественностью рассудок и не в состоянии его постигнуть. Наше
"Я" превыше телесного мира, оно следует над ним, своим собственным путем
созревания и развития. "Я" постоянно изменяется благодаря собственному,
особому жизненному опыту, но вместе с тем остается неизменным в своей сути
как сознательная Единица. (Потому и физические процессы роста и старения
организма не влияют на него непосредственно).

Несомненно, что процесс самоосознания протекает у каждого человека
по-своему, вместе с тем большинство людей сейчас все еще находятся в
состоянии "спячки", - пассивно-потребительского отношения к жизни. Такой
"человек-сомнабула" весьма далек от самостоятельного и внутренне
независимого индивидуума, это только безличная часть толпы. Однако у каждого
из них также есть возможность распознать нынешнюю личину ложного "я" -
эгоистический суррогат и начать осознавать Себя настоящего, повернув к тем
жизненным ценностям, что приносят лишь радость и счастье.

Наше сознательное "Я", таким образом, не является некой застывшей и
неизменной величиной, оно подчинено Закону развития и вызревает в перипетиях
самого разного и не всегда "приятного" жизненного опыта, разворачивая при
этом индивидуальные свойства личности. В итоге из человеческого семени
расцветает Человек.

Однако, если человеческое "Я" имеет нематериальную и невещественную
природу, то откуда же оно происходит? На этот ключевой вопрос ясный ответ
дает нам Абд-ру-шин в "Послании Граля": Каждое "Я" образовано Духом!
Общепринятые человеческие толкования понятий "духа" и "духовности" весьма
далеки от истины. Под "духовным" следует понимать невещественный уровень
Творения, где уже не действуют Законы становления и распада. Это и есть
настоящая Родина человека, откуда мы в качестве еще бессознательных духовных
семян нисходим в материальные слои Творения, чтобы пробудиться и осознать
себя Духом. В этом процессе созревания, который включает в себя не одну, но
многие земные жизни, далеко выходя за пределы физической смерти, и
формируется из духовного зачатка человеческое "Я". Другими словами, мы сами
формируем себя, ибо "Я" - это то, что мы есть, а телесная оболочка - это то,
что у нас есть, что нам принадлежит.

В "Послании Граля" Духовное определяется как единственно по-настоящему
животворное Начало в человеке, как "самостоятельная сущность, берущая начало
в родственном ей мире, устроенном иначе, нежели те сферы, к которым
относится Земля, а тем самым и человеческое тело. Духовный мир возвышеннее.
Он образует высшую, самую лучшую из сфер Творения. На духовное ядро в
человеке, в силу его сущности, возложена задача возвратиться к Духовному,
как только оно освободится от всех своих вещественных оболочек. Стремление
это реализуется на вполне определенной ступени зрелости, и тогда Дух
возносится к родственным ему сферам под действием их силы притяжения".

Задача Духа

Итак, согласно приведенной выше цитате, если мы действительно сможем
постигнуть сущность Духа, то одновременно найдем и подлинный смысл нашей
жизни. Далее Абд-ру-шин говорит также, что Духовное, как живительный эликсир
всего Творения, являет собой Волю Божью. И из этой Живой Воли возникли
близко расположенные к Ней духовные сферы, в том числе и Рай, из которого
происходят духовные человеческие семена, начинающие свой путь сквозь
Творение. Таким образом человек является Носителем Духа во всем совокупном
Творении.

В высших, первозданных сферах Творения, образованных излучением Божьей
Воли, Она действует непосредственно, поддерживая и развивая их. Однако в
вещественных мирах, во "Вторичном Творении", к которому относится и наша
Земля, именно человеческие Духи через осознание Себя должны способствовать
возвышению и дальнейшему развитию Творения. Такова наша задача как
"Носителей Духа". Содействуя росту и облагораживая все, что связано с нами,
мы исполняем в духовном смысле Волю Божью и одновременно развиваем нашу
личность, созревая в самоосознании.

Человек - существо духовной природы, которое по роду своему всегда связано
с созидающей и живительной Волей Творца. И как духовному существу, человеку
дана для развития его самосознания свободная воля, которой мы можем однако
распоряжаться очень по-разному. Но даже при неправильном ее использовании,
когда наши мысли и поступки носят разрушительный характер, их плоды,
возвращаясь к нам в обратном действии, могут многому нас научить. Вообще же
наша исконная природа, то сокровище, которое мы носим в себе, зачастую и не
подозревая о его существовании, - это созидающее, любящее и облагораживающее
начало.

Снять шоры

Итак, как только мы снимем шоры ограниченного материалистического
мировоззрения, великая загадка "Я" находит решение, и оно подтверждается
также нашим ощущением, в котором сокрыт внутренний голос духа. А знание о
нашем происхождении и нематериальной сути не дает больше повода опасаться
потери своего "Я" вместе с физической смертью, - ведь наше сознание
происходит не из тела. Лишь маленькое эгоистичное "я", с которым мы часто
сталкиваемся в обыденной жизни, основывается на преходящей рассудочной
деятельности.

Осознание этих взаимосвязей может стать хорошим стимулом к правильным
действиям в русле Божьей Воли, причем на всех уровнях проявления, которые
открыты людям: в ощущениях, мыслях, словах и поступках. Тем самым мы и будем
способствовать развитию своей личности. Однако же, как еще далеки сегодня
люди в массе своей от этого давным-давно данного им Знания! Наверняка одна
из главных причин такого удручающего положения состоит в скрытом страхе -
оторваться от столь удобного и милого их сердцу взгляду на жизнь, что
позволяет существовать так безответственно и без оглядки на Правду. Они
закрыли глаза и "спрятались", будто малые дети в придуманной ими игре,
правила которой не имеют ничего общего с действительностью. Эти "взрослые
дети" написали для себя и свои законы, которыми подменили подлинные Законы
Творения, и воображают себя "хорошими" - "приличными людьми"...

Такое своеволие никак не совпадает с Волей Творца, а самообман
недолговечен. Но чтобы прозреть и вернуться к выполнению своей Задачи на
Земле, людям нужны не очередные призывы и высокие слова, - каждому
достаточно захотеть расслышать голос своей Совести. Она-то и выведет нас на
прямой путь к ощущению Жизни вместо игры с жизнью в прятки. Ведь все мы - от
Духа!

Вернер Хюмер, "Мир Граля"
перевел с немецкого Сергей Коржицкий


Сайт газеты "Чистый Мир"

PureWorld web site

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное