НАЕДИНЕ С СОБОЙ
(Марк Аврелий, II век)
***
Непрестанное течение времени постоянно сообщает юность беспредельной
вечности.
Все подвержено изменению. И ты сам находишься в процессе постоянного
перехода в другое и частичного умирания. Да и весь мир.
***
Все сплетено друг с другом, всюду божественная связь, и едва ли найдется
что-нибудь, чуждое всему остальному. Ибо все объединено общим порядком и
служит к украшению одного и того же мира.
***
Я состою из действующей силы и телесной материи. Ни одно из них не
обращается в ничто, так как они не возникают из ничего. Каждая часть моего
существа через превращение входит в какую-нибудь часть мира, и та в свою
очередь опять в другую часть его, и так бесконечно совершаются его
превращения. В силу подобных превращений возник я, как и мои родители, и так
назад до бесконечности.
***
Чаще размышляй о связи всех вещей, находящихся в мире, и об их
взаимоотношении. Ибо все они как бы переплетены между собой и поэтому - в
содружестве друг с другом, следуя друг за другом в определенном порядке. Это
объясняется непрерывностью движения, общей согласованностью и единством
сущности.
***
Время человеческой жизни - миг; ее сущность - вечное течение; ощущение -
смутно; строение всего тела - бренно; душа - неустойчива; судьба -
загадочна; слава - недостоверна. Одним словом, все, относящееся к телу,
подобно потоку, относящееся к душе - сновидению...
***
Что бы ни случилось с тобой, оно определено тебе свыше. Либо царит
неминуемая судьба и непреодолимая закономерность, либо милостивое
провидение, либо безличный слепой случай. Если царит неминуемая судьба,
зачем ты стремишься противостоять ей? Если царит провидение, милость
которого можно заслужить, - будь достоин божественной помощи. Если же царит
беспорядочный случай, то радуйся, что среди всеобщего хаоса имеешь
руководителя в себе самом - свой дух.
Что бы ни случилось с тобой - оно определено тебе от века. И сплетение
причин с самого начала связало твое существование с данным событием.
***
Итак, проведи этот момент времени, то есть жизнь свою, в согласии с
природой, а затем расстанься с жизнью так же легко, как падает созревшая
слива: славословя природу, ее породившую, и с благодарностью к произведшему
ее древу.
Самое главное, чтобы человек безропотно ждал смерти, как простого
разложения тех элементов, из которых он состоит. Ведь последнее согласно с
природой, а то, что согласно с природой, не может быть дурным.
***
Сущее настолько сокрыто от нас, что многим философам, и не заурядным, оно
представляется совершенно непостижимым. Наше согласие с чем-либо не есть
нечто неизменное. Где, в самом деле, человек, не менявший своих взглядов?
Перейди теперь к самим окружающим тебя предметам: как все кратковечно и
мимолетно, как легко может стать достоянием распутника, блудницы или
разбойника! Присмотрись, далее, к нравам твоих современников: с трудом можно
ладить даже с самыми уживчивыми из них, чтобы не сказать, что кое-кто из них
еле выносит самого себя. Я отказываюсь понять, что в этом мраке, в этой
грязи, при такой текучести и материи, и времени, и движения, и движимого
могло бы еще стать предметом почитания или же вообще серьезного отношения.
Наоборот, следует бодро ждать своего естественного конца, не досадуя на его
замедление и утешая себя следующими двумя положениями. Во-первых, со мной не
может случиться ничего, что не отвечало бы природе Целого. Во-вторых, я могу
не делать ничего против моего божества и гения. Ибо никто не может принудить
меня к этому.
***
Все основано на предубеждении, оно же зависит от тебя. Устрани поэтому,
когда сможешь, предубеждение и, как моряк, обогнувший скалы, обретешь
спокойствие, гладь и тихую пристань.
***
Самыми убедительными доводами, которые всегда надо иметь в виду, пусть
будут следующие два: первое - это то, что вещи не затрагивают души, они
стоят вне ее, недвижно, а наши тягости происходят исключительно от нашего
неверного внутреннего представления. А второе - это то, что все видимое
тобой так мгновенно меняется, что скоро его уже не будет. И скольких перемен
ты и сам уже был свидетелем - вспоминай чаще об этом. Мир - изменение, жизнь
- восприятие.
***
Смотри вовнутрь, пусть от тебя не ускользнет ни качество любого предмета,
ни его ценность. Не довольствуйся поверхностным взглядом.
***
Как все другие способности разумного существа вложены в него природой
Целого, точно так же мы получили от нее и следующую. Подобно тому, как она
все противостоящее и противодействующее ей обращает в свою пользу и включает
в цепь необходимости, делая его своей частью, точно так же и разумное
существо может претворять в материал для себя каждое препятствие и
воспользоваться им, каковы бы ни были его прежние цели.