Новости теософии

  Все выпуски  

Сто лет теософии в России


Дорогие друзья!

За последние три месяца произошло не так уж много событий. Московское Теософическое Общество почти не собиралось из-за проблем с помещением, которые, впрочем, в конце концов были решены.


НОВОСТИ ТЕОСОФИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ

Сто лет теософии в России

Состоялось ещё одно мероприятие, посвящённое столетию деятельности Теософического Общества в России. Если вечер в Доме Литераторов, проведённый совместно с поэтической ассоциацией "Лютня Ориолы", входил в её рабочий план и состоялся за полгода до самой даты, то в этот раз, точно в годовщину — 17 ноября 2008 года, Московское Теософическое Общество отметило эту дату во Всероссийском Теплотехническом Институте. На встрече было отмечено, что хотя официально Российское Т.О. больше не существует (оно было закрыто коммунистическими властями в 1918 г., а попытки официально восстановить его в начале 90-х годов оказались не вполне успешными), работа по направлениям, обозначенным тремя целями Теософического Общества, продолжается.

На вечере прозвучали выступления С. Брусиловского, К. Зайцева и А. Арманда, осветившие разные периоды истории теософического движения в России. Особенно интересным было первое выступление, в котором автор поделился своими воспоминаниями о личном знакомстве с теософами, вынужденными работать подпольно в годы советской власти. Благодаря этим людям не прервалась нить преемственности и было обеспечено широкое распространение теософии после падения железного занавеса.

Вот что, в частности, было сказано Сергеем Александровичем Брусиловским в его выступлении о советском периоде существования теософического движения:

Скрытый, молчаливый период, когда подспудно это движение продолжало развиваться. Оно было без публикаций, собраний, потому что всё это было чревато большими неприятностями. ... А вот о периоде скрытом, или таком, о котором меньше известно мне бы хотелось немножко рассказать. Начиналось всё это с родителей, я уже с 10-12 лет слышал о некоторых теософских вещах; и очень благодарен тем — и моим родителям, и другим их близким знакомым, которые образовали круг такой, продолжавших жить этими идеями, и о которых мне немножко хочется сказать. ...

Начну я с Юлия Юльевича Лурье. Некоторые знают, что была у нас ложа такая, им. Ю.Ю., которая продолжала собираться и обсуждать теософские проблемы в более узком кругу, чем в Т.О., Ю.Ю. — химик, профессор, имеющий достаточно большие заслуги в области науки, это был мой первый учитель (ещё в Краскове когда они жили), который меня приобщил более-менее систематически к этим знаниям. Это было сразу после войны и даже во время войны первые были такие наши встречи. И удивительный человек — Нина Александровна Плаксина, его жена, которая, как многие другие, пострадала за теософию — сидела в лагерях и вышла из них не падши духом и продолжая жить этими же идеями. Затем нужно обязательно упомянуть Елизавету Алексеевну Хенкину, её сына, Алёшу Стефановича, который погиб в лагерях — вот его дочь присутствует, Нина Славинская. Надо обязательно сказать о Давиде Львовиче Арманде, который был одним из преподавателей в колонии, теософской можно сказать колонии, и которая продолжала это дело почти официально — здесь вот Алёша сидит Арманд, он может рассказать о нём гораздо лучше, чем я. О Евгении Юрьевне Дементьевой, которая тоже прошла через лагеря и которая давала удивительно красивые, интересные стихи; сборник этих стихов был выпущен, и те которым это близко, могут с ними познакомиться. Сёстры Чеховы, Людмила Николаевна, Софья Николаевна, Анна Николаевна — это удивительные совершенно женщины. С Анной Николаевной я очень долгие годы близко поддерживал контакт, м немного скажу о её деятельности. Кора Евгеньевна Антарова — многим здесь известен её роман "Две Жизни", который не был опубликован в то время и является одним из фундаментальных трудов, в котором в художественной форме описаны эти вот идеи. Алексей Николаевич Обнорский, ленинградец, крупный военный специалист, который жил этими идеями, много переводил, его жена Ольга Борисовна, благодаря которой появилась удивительная книга, которую мы без автора знаем, потому что автора там нет; Надежда Михайловна Костомарова, которая так же, как и Анна Николаевна, создала целый ряд удивительно глубоких духовных вещей, которые остались неизвестными для тех, кто не мог читать это — опубликованы они не были. "Арканология" у неё интереснейшая работа неопубликованная, которая соединяла христианство и теософию в органическом таком синтезе. Люси Михайловна Хубларова, тоже из этой вот группы людей.

Главное, что объединяло всех этих людей — это верность принципам теософии в тяжёлое время, когда это не приветствовалось, а преследовалось, когда нельзя было об этом вслух говорить, и вот эта формула, которая многим известна, — Учителя — знать, уметь дерзать и молчать (и последнее — самое трудное) — здесь эта формула работала на физическом плане вплотную, потому что если люди не могли молчать, чаще всего это кончалось плохо.

Я хочу сказать, что то, что сделали эти люди, мы может быть и не оцениваем до конца. Я могу привести только два примера, которые мне особенно близки. Первое — это книга, которая многим теперь известна благодаря изданию, — "Сад Учителя", которая Ольгой Борисовной была записана, — это удивительные проводы, и не просто проводы голосов, которые часто сейчас девальвируются, потому что сейчас появилось очень много последователей, которые неизвестно от кого проводят; много того, что никак нельзя к этому, духовному, приобщить (это специальная тема достоверности, нужно было бы рассказать об этом); а здесь — это удивительная совершенно книга живого восприятия Учителя, которую она записывала как дневник, и вот в предисловии тут есть слова, которые мне хочется просто зачитать: "Прикосновения Учителей благостны. Они даются всем, но не все могут ощущать их. Те, кто уже имеют эти силы восприятия, смогут оказать миру дивную помощь, передав ему свой опыт для того, чтобы каждый почувствовал в своём сердце ободрение и понял бы, что Учитель скрыт в каждом как его сущность. ..." И вторая книга, которая была тоже без автора дана, потому что автор здесь не называется, которая была записана Анной Николаевной Чеховой, интереснейшим человеком, кандидатом медицинских наук, психологом. А вот об этой стороне её деятельности её коллеги конечно не знали. Всё это тогда не было опубликовано, а опубликовано после её смерти уже, — это были дневники, которые она вела изо дня в день, книга "Беседы друга" (выпущена издательством "Сирин"), удивительная книга, которая может быть полезна, мне кажется, всякому.

Сейчас, к сожалению, вот это правило "молчать" (не в буквальном смысле этого слова, а в таком, духовном) часто не соблюдается. Очень много идёт разговоров, которые девальвируют высокие имена Учителей. Мне приводился такой пример — что в Верхнем Уймоне в одном из окон был выставлен колоссальный портрет Учителя, который смотрел на улицу. И вот, это было, как афиша — совершенно вот неприемлемо.

И наконец, ... мне хотелось бы в нескольких словах сказать, почему мне близка теософия. Ну прежде всего — это синтез науки, философии и религии. Так вот, научная часть, — а мы многие здесь люди науки — она очень сильно представлена в теософии. А наука — это критерий достоверности, это проверка, это научное предвидение. И мы знаем в теософии множество таких научных предвидений. Я не буду приводить примеры, ну один только можно привести. Вот "Оккультная химия", которая впервые вышла в конце XIX века — Анни Безант и Ледбитер её авторы. Так вот я как химик могу сказать, что многие из тех описаний, которые ими даны, были потом наукой в точности подтверждены, хотя получены были духовным путём. Это показывает, что через духовный путь можно постигать и научные знания. Вот это первое. Второе: что идея эволюции пронизывает всю теософию. Это идея эволюции в гораздо большем масштабе, чем эволюция Дарвина рассматривается. Это эволюция сознаний, иерархия сознаний, которая уходит в бесконечность, и которой мы можем воспринять только крохотный кусочек — то, что ближе к нам по уровню находится, но которая действует, влияет на всё остальное. Вот это тоже очень важно. Иерархия материи — тонкие планы, о которых говорится в теософии, они сейчас наукой, физикой, постигаются. И то что было в конце прошлого века на уровне атомов, теперь это на уровне элементарных частиц и субчастиц, которые по своим параметрам физическим очень совпадают с тем, о чём говорилось в теософии. И наконец, это цикличность — такие циклы, которые от наносекунд и меньше, до века Брахмы, который выражается цифрами, сопоставимыми с возрастом галактики — вот эти циклы, множественность циклов, тоже верно. Это идея бессмертия, потому что без этого, без идеи реинкарнации, было бы вообще непонятно, зачем существует человек и как может эволюционировать его сознание, если сознание кончается с физической смертью. В теософии смерть рассматривается как закономерный переход к некоторому этапу, на котором человек осваивает то, что он накопил в физической жизни и потом на новом уровне, с очищенной памятью, как бы компьютерщики выразились, чтобы резервы памяти не были отягощены старым знанием ненужным, начинает снова духовно эволюционировать. И наконец, это возможность действия, которое сейчас очень хорошо понимается.

А. Д. Арманд рассказал о детской колонии-коммуне, существовавшей в 1920-1924 г. Это было официально зарегистрированное учебное заведение, подчинявшееся министерству просвещения, но там применялись передовые методы воспитания и давались основы теософии. Власти несколько раз пытались закрыть коммуну, однако не могли найти формальных поводов, но в конце концов она была закрыта без всяких формальных причин. Публикации о ней неоднократно появлялись, в частности, в журнале "Дельфис", потому это выступление здесь не приводится.

На вечере прозвучало также поздравление от журнала "Дельфис" и были вручены подарки от него.

Украшением вечера стали выступления музыкантов — Ю. Подстаницкого (виолончель) и Л. Басурмановой (гусли), а также танцовщиц из студии индийского танца "Сарасвати" при ДК МГУ под руководством Н. Оболенской.

Атмосфера, в которой прошёл вечер, внушает уверенность, что дух всемирного братства сохраняется среди российских теософов, а это и есть главное, ради чего создавалось Теософическое Общество.


На Украине

15–16 ноября в Киеве состоялась конференция, посвященная 133-й годовщине со дня основания Международного Теософического Общества. Темой её была заявлена «Красота как проявление Души».
В рамках конференции проводились два семинара — «Современный взгляд на геологическую историю Земли» и «Мистический мир Моцарта».
Затем последовала подготовлненная для гостей экскурсионная программа — пешеходная экскурсия по древнему Киеву (город Владимира и Ярослава) и поездка в Триполье с посещением музея Трипольской культуры и медитацией на Дивич-горе.

Конференция подготовлена ложей "Анкх" — первой на Украине, которую возглавляет С.И. Гавриленко.


В Европе

В международном центре Европейской Федерации Т.О. в Наардене (Голландия) 17-19 октября состоялись лекции Джона Элджо — вице-президента Теософического Общества и профессора университета штата Джорджия, США, посвящённые эзотерической трактовке серии книг о Гарри Поттере. Темы их были следующие:

1. Теософия, фэнтези и Гарри Поттер.
2. Сирота и его миссия (Г.П. — архетипический герой, олицетворение "великого сироты" — человечества).
3. Бодхисаттва и дугпа (центральные персонажи, Гарри и лорд Вольдеморт).
4. Дары смерти и дзэновский конец.


АУДИОКНИГИ

В этом году начата работа над созданием новых аудиокниг по теософии и собиранием имеющихся. За осенний период этого года записаны некоторые статьи Блаватской, Безант и Ходсона. Ссылка на аудиобиблиотеку есть в библиотеке сайта "Теософия в России", в разделе "прочее".


ЖУРНАЛ "ВЕСТНИК ТЕОСОФИИ"

К 17 ноября вышел третий номер "Вестника теософии". Вот его содержание:

— Сравнительное изучение
Э. Д. Билимория. Гармония учителей, учений и толковатей
А. Али. Что такое ислам

— Вопросы теософического учения
Дж. Рэймонд. Исток и искатель
А. П. Синнетт. Будущая жизнь животных
Х. К. Чаллонер. Дэвы и человечество

— Теософия и наука
Л. Ньюи. Электрические боги
М-р. Икс. Планета Вулкан

— Работа Теософического Общества
Ч. Ледбитер. Работа теософов

— Страницы истории Е. Ф. Писарева. Воспоминания об основании Российского Теософического Общества
Информационное сообщение (результаты выборов президента Т.О.)

Основная идея заглавной статьи номера, посвящённой сложной теме — какие же учения являются теософическими, и какие — нет, и как нам относится к работам авторов, писавших о теософии уже после периода Е.П. Блаватской, — не "назад к Блаватской", как призывают некоторые, а "вперёд с Блаватской!".


НОВОСТИ КНИГОИЗДАНИЯ

Издательство "Рипол-классик" возобновило серию "В поисках истины", в рамках которой, среди прочего, издаётся классика теософической литературы.

За осенние месяцы вышли уже две книги — "Человек: фрагменты забытой истории" Мохини Чаттерджи и Лоры Халловэй и "Древняя мудрость" Анни Безант.

На первой книге следует остановиться особо. Это уже второе её издание в России. Первое, которое было выпущено в 2004 г. издательством "Амрита-Русь", соответствовало первому (и по всей вероятности единственному) английскому изданию. Это первое издание, увидевшее свет в 1887 г., т.е. ещё за год до "Тайной доктрины", впервые познакомило западный мир с многими их тех понятий, которые в "Тайной доктрине" были разработаны полнее. Как явствует из "Писем махатм", махатмы внимательно следили за подготовкой этой книги, но тем не менее отдельные неточности в передаче их учения всё же были допущены. Е.П. Блаватская в одном из своих писем А.П. Синнетту приводит список исправлений, которые она хотела бы сделать для второго издания (это письмо опубликовано в томе её писем Синнетту, однако не вошло в их русский перевод). К сожалению, такое исправленное английское издание, по-видимому, так и не было осуществлено — по крайней мере, при жизни авторов, и потому встал вопрос о возможности внесения в текст этих правок, согласие на внесение которых в текст от авторов уже невозможно получить. В результате большинство исправлений было оформлено в виде сносок, и только правки терминологического и поясняющего характера (т.е. и так допустимые, поскольку они находятся в пределах нюансов перевода) были внесены непосредственно в текст. Книга была выпущена небольшим тиражом (2000 экз.), поскольку является весьма специфической и ажиотажного спроса на неё не ожидается. Нужно отметить, что и первое издание (3000 экз.) ещё не всё распродано и сейчас продаётся издательством "Амрита-Русь" по сильно сниженной цене. Тем не менее, тем, кто хотел бы лучше разобраться с духовной эволюцией человека, идущей через планетные цепи, глобусы и расы, стоит основательно изучить эту книгу. Оба издания книги дополнены выдержками из книги Ч. Ледбитера "Человек: откуда, как и куда", в которых описаны древние цивилизации Перу, Халдеи и Атлантиды.

Что касается нового издания "Древней мудрости" Безант, то можно отметить, что в нём исправлены некоторые опечатки, сделанные ещё в дореволюционном издании и перекочевавшие в большинство последующих.

В дальнейшем в этой серии предполагается выпустить работы Кришнамачарьи, Ледбитера, Шюре, и других авторов.

В издательстве "Эксмо" вышла книга Р. Вебстера "Ваш питомец — экстрасенс!", посвящённая психическим способностям животных и возможности установления телепатического контакта с ними. Хотя, если говорить строго, эта книга и не относится прямо к теософической литературе, её можно посоветовать для изучения теософам, особенно тем, у кого есть домашние животные. Ведь она способствует осуществлению сразу двух целей Теософического Общества — всеобщего братства и исследования неизвестных законов природы и психических сил.

Издательством "Амрита-Русь" переиздана книга Ч. Ледбитера "Учителя и путь". Издание повторяет предыдущее издание 2004 г., основанное на втором дополненном английском издании 1927 г.

В Киеве вышла книга Н. Стайковой "Живая Вселенная", целью которой ставится синтез теософии, эмбриологии и астрофизики. В ней показана аналогия между развитием зародыша человека в материнской утробе и формированием галактик во вселенной.

Краткое содержание книги:

Часть I. Чудо развития малыша в утробе мамы
Часть II. Живая Вселенная
Эмбриональная аналогия
Виды галактик. Современное представление об эволюции галактик
Оккультный закон проявления формы и его символическое выражение в Жезле Кадуцея
Чёрная дыра и не узнанная сила отталкивания
Первый «эскиз» органической эволюции галактик, или Развитие «кровеносной системы» галактики
Почему звёзды рождаются в «артериях» галактик?
Устройство спиральной галактики, или ещё раз о Жезле Кадуцея
Как формируются звёзды?
Образование звёзд в аналогии с развитием ооцита человека
Эволюция звёздных ассоциаций в аналогии с развитием зародыша в маточной трубе
Начало образования солнечной системы в аналогии с развитием эмбриона в маточный период
Туманностная теория образования планет
Отличие звезды от солнца. Солнце и планеты — одноутробные братья
Философская доктрина эволюции солнц и планет (Разнообразие видов солнц и планет. Невидимые космические тела)
Эмбриологические доказательства существования Единого Элемента и его дифференциации
Ом Мани Падме Хум
Кометы — зародыши миров
Послесловие: Двойные и тройные звёзды, Пояс Койпера, эволюция звёзд и пр.

Готовятся переводы книги на румынский и английский языки.


НОВОСТИ БИБЛИОТЕКИ САЙТА "ТЕОСОФИЯ В РОССИИ

Добавлена статья "Оккультная сторона святой евхаристии" (составлена Э. Пипером по книге Ледбитера "Наука священнодействий", перевод с немецкого).


Самые популярные книги библиотеки в ноябре 2008 г.:

1. Гавэйн. Созидательная визуализация
2. Ледбитер. Чакры
3. Ледбитер. Жизнь после смерти
4. Блаватская. Тайная доктрина
5. Рамачарака. Наука о дыхании индийских йогов
6. Рерих. Шамбала сияющая
7. Блаватская. Разоблачённая Изида
8. Безант. Сила мысли
9. Вангьял. Тибетская йога сна и сновидений
10. Ледбитер. Человек видимый и невидимый.


НОВОСТИ НАШИХ ДРУЗЕЙ

Поэтическая ассоциация "Лютня Ориолы".

С октября возобновились вечера "Лютни Ориолы" в московском Доме Литераторов.

Состоялось уже два вечера — один на тему рун (основной докладчик — Л. Родникова), а другой был проведён редакцией журнала "О'генки" (японский путь к здоровью). Члены редакции рассказали о своём путешествии в Японию; в вечере также участвовали китаисты и японисты, были показаны боевые приёмы самураев.

Следующий вечер — "Встреча в числом 13", посвящённый 13-летию ассоциации, состоится 20 декабря. (Малый зал ЦДЛ, Б. Никитская, д. 53, начало в 17 ч.)


ПРИЛОЖЕНИЕ

Вашему вниманию предлагается глава о планетных цепях из книги Ледбитера "Букварь теософии". По отзывам читателей, это одно из самых понятных изложений этого сложного и зачастую неправильно понимаемого аспекта теософического учения. Вся книга ещё не переведена на русский язык.


Ч. Ледбитер

ПЛАНЕТНЫЕ ЦЕПИ

Схема эволюции, часть которой составляет наша Земля, — не единственная в нашей Солнечной системе, ибо в этой системе есть десять отдельных планетных цепей, каждая из которых является театром прогресса, в чём-то аналогичного нашему. Каждая из схем эволюции осуществляется на цепи глобусов, и по ходу каждой схемы её цепь глобусов проходит через семь воплощений. План, аналогичный для каждой схемы в целом и для последовательных воплощений её цепи планет, состоит в том, чтобы сначала шаг за шагом погружаться всё глубже в материю, а затем снова шаг за шагом оттуда подниматься.

Каждая цепь состоит из семи глобусов, при этом и шары, и глобусы подчиняются правилу нисхождения в материю и затем — подъёма из неё. Чтобы это стало понятно, давайте рассмотрим пример цепи, к которой принадлежит наша Земля. В настоящее время она в своём четвёртом, самом материальном воплощении, а потому три её глобуса принадлежат к физическому плану, два — к астральному и два — к низшей части ментального плана. Волна Божественной жизни последовательно проходит от шара к шару этой цепи, начиная с высшего, снижаясь постепенно до низшего, а затем поднимаясь опять до того же уровня, с которого начала.

Давайте для удобства обозначим эти семь глобусов буквами алфавита, а номер воплощения — цифрами. Таким образом, так как это четвёртое воплощение, его первый глобус будет обозначен как 4A, второй — 4B, третий — 4C, четвёртый (который и есть наша Земля) — 4D, и так далее.

Эти шары не все состоят из физической материи. 4A не содержит материи ниже той, что принадлежит ментальному плану; у него есть соответствия во всех более высоких мирах, но нет в более низких. 4B существует на астральном плане, но 4C — уже физический шар, наблюдаемый в наши телескопы, и фактически это планета, известная нам как Марс. Шар 4D — это наша Земля, на которой жизненная волна цепи сейчас как раз в действии. Шар 4E — это планета, которую мы называем Меркурием, и также находится на физическом плане. Шар 4F — на астральном плане, соответствуя на восходящей дуге шару 4B на нисходящей; тогда как шар 4G соответствует 4A в том, что низшее своё проявление имеет на нижней части ментального плана. Таким образом, можно видеть, что мы имеем схему шаров, начинающуюся на нижнем ментальном плане, погружающуюся через астральный план до физического, а затем опять поднимающуюся через астральный на нижний ментальный план.

И как последовательность глобусов цепи являет погружение в материю и подъём из неё обратно, так происходят и последовательные воплощения самой цепи. Мы описали положение дел при четвёртом воплощении; оглядываясь же на третье, мы обнаруживаем, что оно начинается не на нижнем уровне ментального плана, а на верхнем. Тогда глобусы 3A и 3G оба состоят из высшей ментальной материи, тогда как 3B и 3F — из низшей; шары 3C и 3E принадлежат к астральному миру, и только 3D является видимым в физическом. И хотя третье воплощение нашей цепи в далёком прошлом, труп этого физического шара 3D всё ещё наблюдается нами в виде мёртвой планеты Луны, от которой это третье воплощение получило название "Лунной цепи".

Пятое воплощение нашей цепи, которое ещё в отдалённом будущем, будет соответствовать третьему. В нём глобусы 5A и 5G будут построены из высшей ментальной материи, 5B и 5F — из низшей ментальной, 5C и 5E — из астральной, и только шар 5D будет на физическом плане. Эта планета 5D, конечно, ещё не существует. Остальные воплощения нашей цепи последуют тому же общему правилу всё уменьшающейся материальности. 2A, 2G, 6A и 6G все будут в интуитивном (буддхическом) мире, 2B, 2F, 6B и 6F — в верхней части ментального, 2C, 2E, 6C и 6E — в нижней его части, а 2D и 6D — в астральном. Таким же образом 1A, 1G, 7A и 7G принадлежат к духовному (атмическому) миру, 1B, 1F, 7B и 7F — к интуитивному, 1C, 1E, 7C и 7E — к высшей части ментального мира, а 1D и 7D — к его низшей части.

Таким образом видно, что не только жизненная волна проходит по цепи шаров глубоко в материю и поднимается оттуда снова, но и сама цепь в своих последовательных воплощениях делает в точности то же самое. Сейчас в нашей Солнечной Системе есть 10 схем эволюции, но только 7 из них находятся на такой стадии, чтобы иметь планеты на физическом плане. Это 1) схема непризнанной планеты Вулкан, очень близкой к Солнцу, о которой у нас очень мало определённой информации. Она наблюдалась астрономом Гершелем, но теперь говорят, что она исчезла. Мы поначалу понимали так, что она в своём третьем воплощении, но теперь считают возможным, что она недавно перешла из своей пятой в шестую цепь, что могло бы быть объяснением её предполагаемого исчезновения. 2) Схема Венеры, которая в своём пятом воплощении, а потому тоже имеет лишь один видимый шар. 3) Схема Земли, Марса и Меркурия, которая имеет три видимые планеты, потому что в своём четвёртом воплощении. 4) Схема Юпитера. 5) Схема Сатурна. 6) Схема Урана. Все они в своих третьих воплощениях. 7) Схема Нептуна и двух безымянных планет за его орбитой, которая в своём четвёртом воплощении, а потому имеет три физические планеты, как и наша.

В каждом воплощении цепи (обычно называемом периодом цепи) волна Божественной Жизни семь раз обходит цепь из семи планет, и каждый такой оборот называют кругом. Время, в течение которого жизненная волна пребывает на каждой планете, называют мировым периодом, и в течение такого периода сменяются семь великих коренных рас. Как было объяснено ранее, они в свою очередь подразделяются на семь подрас, а те опять же на расовые ветви. Для удобства можно это изложить в форме таблицы:

7 расовых ветвей составляют 1 подрасу
7 подрас — 1 коренную расу
7 рас — 1 мировой период
7 мировых периодов — 1 круг
7 кругов — 1 цепь
7 цепей — 1 схему эволюции
10 схем — 1 систему эволюции

Ясно, что четвёртая коренная раса на четвёртом шаре четвёртого глобуса четвёртой цепи оказывается центральной точкой всей схемы эволюции, и мы в данный момент обнаруживаем себя в положении чуть после этой точки. Арийская раса, к которой мы принадлежим, это пятая раса четвёртого глобуса, так что настоящая середина выпала на время предыдущей великой коренной расы — атлантской. Потому человечество в целом прошло в своей эволюции совсем немного больше полпути, а те немногие души, которые уже приближаются к адептству, которое и есть конец и венец этой эволюции, далеко обогнали своих собратьев.

Как же получилось, что они зашли так далеко вперёд? Отчасти и в некоторых случаях оттого, что они более напряжённо работали, но обычно — потому, что они являются более старыми "я", так как раньше индивидуализировались из животного царства и имели больше времени для своей человеческой эволюции. Всякая волна жизни, посылаемая Логосом, обычно проводит в каждом из великих царств природы по одному периоду цепи. Та, что в нашей первой цепи одушевляла первое элементальное царство, во второй цепи должна была одушевлять второе из этих царств, в Лунной цепи — третье, а теперь, в нашей цепи, находится в минеральном царстве. В будущей, пятой цепи она будет одушевлять растительное царство, в шестой — животное, а в седьмой достигнет человеческого состояния.

Из этого следует, что мы сами представляем собой минеральное царство первой цепи, растительное — второй, и животное — третьей, Лунной цепи. Там некоторые из нас достигли индивидуализации и смогли войти в эту земную цепь уже людьми. Другим же, которые немного отстали и не достигли её там, пришлось рождаться в этой цепи животными, прежде чем достичь человеческого состояния.

Однако не всё человечество вступило на эту цепь вместе. Когда Лунная цепь подходила к своему концу, её человечество находилось на разных уровнях. Целью, назначенной для этой цепи, было не адептство, а то, что является для нас сейчас четвёртым этапом пути (архатство — прим. пер.). У достигших его (и обычно называемых в теософической литературе "лунными владыками") было, как обычно, семь вариантов выбора пути, по которому они будут дальше служить. И только один из них приводил их (точнее, немногих из них) в эту Земную Цепь, чтобы служить водителями и наставниками для ранних рас. Но значительное, и фактически, огромное множество лунных людей не достигли этого уровня, а потому должны был появиться на этой Земной цепи в виде человечества. Помимо того, огромная масса представителей животного царства Луны подходила к индивидуализации, а некоторые из них уже её достигли, тогда как другие — нет. Этим последним потребовались дальнейшие животные воплощения в Земной цепи, и пока мы можем отложить их в сторону.

Но даже среди человечества было много классов, и то, как они распределились по Земной цепи, требует некоторого объяснения. Общее правило состоит в том, что достигшие высшего возможного уровня в любой цепи, на любом глобусе или в любой коренной расе не рождаются в начале следующей цепи, следующего глобуса и следующей расы соответственно. Ранние стадии всегда для отставших существ, и только когда они уже пройдут большой отрезок эволюции и станут приближаться к тем, кто ранее достиг лучших успехов, эти последние станут спускаться в воплощение и снова присоединяться к ним. Так что почти вся ранняя половина любого периода эволюции, будь то раса, глобус или круг, по всей видимости посвящена подтягиванию отставших людей почти что к уровню тех, кто успевал лучше, а затем и эти последние (тем временем отдыхавшие на ментальном плане, получая там огромное наслаждение) спускаются в воплощение к остальным, и далее трудятся вместе, продвигаясь к концу периода.

Таким образом, первые "я" с Луны, вошедшие в Земную цепь, были вовсе не самыми продвинувшимися. Фактически, их можно назвать наименее продвинувшимися из тех, кому удалось достичь человеческого состояния — животными людьми. Придя на цепь новых свежеобразованных шаров, они должны были установить формы во всех разных царствах Природы. Это должно делаться в начале первого круга новой цепи, но не требуется после, ибо хотя жизненная волна в каждое время сосредоточена только на одном из семи глобусов цепи, жизнь всё же не полностью покидает другие. Например, в настоящий момент жизненная волна нашей цепи сконцентрирована на этой Земле, но на двух других физических глобусах нашей цепи, Марсе и Меркурии, жизнь ещё существует. Там даже есть население — человеческое, животное и растительное, а потому, когда волна жизни снова обойдёт цепь по кругу, на этих планетах не будет необходимости в создании новых форм. Старые типы там уже присутствуют, и то, что произойдёт, будет выглядеть как внезапный и удивительный рост плодовитости, так что разные царства быстро увеличатся и размножатся и составят быстро растущее население вместо небольшого постоянного. Так что именно животные люди, низший класс из человеческих существ Лунной цепи, установили формы первого круга Земной цепи. Сразу же за ними последовали высшие представители лунного животного царства, которые вскоре уже были готовы занять только что сделанные формы. Во втором круговом путешествии по семи глобусам земной цепи животные люди, бывшие самыми отсталыми среди лунного человечества, были лидерами этого земного человечества, а высшие из лунных животных достигали чуть более низкого по сравнению с ними уровня. То же самое продолжалось и в третьем круге Земной цепи, там всё больше и больше лунных животных достигали индивидуализации и присоединялись к человечеству, пока в середине того круга на этом самом шаре D, который мы называем Землёй, не спустился в воплощение более высокий класс лунных существ — второй разряд лунных людей, и сразу же возглавил процесс.

Дойдя до четвёртого, нашего нынешнего, круга, мы обнаруживаем, что к нам вливается первый разряд лунных людей — высшие и лучшие представители лунного человечества, которым лишь чуть-чуть нехватало до достижения успеха. Некоторые из тех, кто уже вступил на Путь (ещё на Луне) быстро достигли его цели, стали адептами и ушли с Земли. Немногие другие, продвинувшиеся не так далеко, достигли адептства сравнительно недавно — то есть за последние несколько тысяч лет, и они являются адептами наших дней. Мы же, находящиеся сейчас в высших расах человечества, на несколько этапов от них отстаём, но перед нами имеется возможность последовать по их стопам, если мы того захотим.

Эволюция, о которой мы говорили, это эволюция "я", того, что можно назвать душой человека, но в то же время происходила также и эволюция тел. Формы, построенные в первом круге, очень отличались от любых, о которых мы что-либо знаем теперь. Собственно говоря, те, что были созданы на нашей физической Земле, едва можно было вообще назвать формами, поскольку они строились только из эфирной материи и напоминали неясные, плывущие, почти бесформенные облака. Во втором круге они были уже определённо физическими, но ещё бесформенными и достаточно лёгкими, чтобы парить в потоках ветра.

Только в третьем круге начали они принимать какое-то сходство с таким человеком, каким мы знаем его сейчас. Сами методы размножения этих примитивных форм отличались от сегодняшних, и больше напоминали те, что сейчас встречаются лишь у гораздо более низких форм жизни. В те ранние дни человек был андрогинным, а определённое разделение на два пола произошло только в середине третьего круга. С того времени тело человека, постепенно развиваясь, стало принимать определённо человеческий вид, уменьшаясь и становясь более компактным, а также учась прямохождению вместо того, чтобы передвигаться ползком и сутуло, и в общем уже отличаясь от животных форм, из которых оно эволюционировало.

Заслуживает упоминания один любопытный отход от регулярности, имевший место в этой эволюции. На этом шаре, в это четвёртом круге, было отклонение от прямой схемы эволюции. Будучи средним глобусом среднего круга, срединной точкой эволюции он отмечал последний шанс для членов лунного животного царства достичь индивидуализации. Потому было предпринято особое усилие и организована особая схема, чтобы дать этот шанс столь многим, как только возможно. Условия первого и второго кругов, которыми отставшие "я" не вполне смогли воспользоваться, были особым образом воспроизведены в первой и второй расах. И теперь, с дополнительной эволюцией, которую они прошли в течение третьего круга, некоторые из них смогли воспользоваться этим преимуществом и проскочили в дверь в последний момент перед её закрытием, став всего лишь людьми. Естественно, что они не достигнут насколько-либо высокого уровня человеческого развития, но по крайней мере, когда они попытаются снова в будущей цепи, у них будет некоторое преимущество благодаря этому пусть и небольшому опыту человеческой жизни.

Наша земная эволюция также получила очень ценный стимул благодаря помощи, оказанной нам нашей сестрой — Венерой. Сейчас её цепь находится в своём пятом воплощении и в седьмом его круге, так что её обитатели на полторы цепи опережают нас в эволюции. И поскольку её население настолько более развито, чем наше, сочли желательным, чтобы некоторые адепты с из эволюции Венеры были переведены на нашу Землю, чтобы помогать в то особо напряжённое время перед закрытием двери в середине четвёртой расы.

Эти высокие существа назывались Владыками Пламени и Сынами Огненного Тумана, и они оказали на нашу эволюцию удивительный эффект. Интеллект, которым мы так гордимся, есть у нас почти исключительно благодаря их присутствию, ведь при естественном ходе событий лишь следующий, пятый круг должен был стать периодом интеллектуального развития, а в этом, четвёртом, мы должны были посвятить себя в основном культивированию эмоций. Потому мы в действительности намного опередили намеченную для нас программу, и такой прогресс произошёл всецело благодаря помощи, оказанной этими великими Владыками Пламени. Большинство их оставались с нами только в тот критический период нашей истории; немногие из них ещё занимают высшие должности в Великом Белом Братстве до того времени, пока люди нашей собственной эволюции не поднимутся на такую высоту, чтобы быть в состоянии освободить этих высоких посетителей от их обязанностей. Эволюция, лежащая перед нами, касается и жизни, и формы; ведь в будущих кругах, в то время как наши "я" будут расти в силе, мудрости и любви, физические формы тоже станут более прекрасными и совершенными, чем когда-либо были. В наше время на Земле имеются люди, находящиеся на сильно различающихся стадиях эволюции, и ясно, что есть огромные множества дикарей, которые намного позади великих цивилизованных рас мира — настолько, что им уже совершенно невозможно догнать. Позже в ходе нашей эволюции будет достигнута точка, когда этим неразвитым душам будет больше невозможно продвигаться вместе с другими, так что необходимо будет разделение.

Оно в точности аналогично сортировке, которую проводить учитель в своём классе. За учебный год он должен подготовить учеников к определённому экзамену, и примерно к его середине он уже хорошо знает, кто из них сможет его сдать. Если в его классе будут оставаться те, кто безнадёжно отстали от остальных, он может вполне резонно сказать им в середине года: "Вам совершенно бесполезно будет продолжать с вашими товарищами, потому что более сложные уроки, которые я буду давать, будут вам полностью непонятны. Невозможно, чтобы вы выучились достаточно за время, оставшееся до экзамена, так что усилия будут для вас ненужным напряжением, а вы сами будете помехой для остального класса. Так что вам лучше перестать стремиться к невозможному, и попытаться опять пройти программу младшего класса, которую вы освоили не в совершенстве, а затем сдать этот экзамен с младшим классом в следующем году, ибо что не возможно для вас сейчас, тогда вам будет легко". По сути это точно то, что сказано об определённой стадии будущей эволюции о самых отсталых "я". Они выпадут из класса этого года и продолжат со следующим. Подсчитано, что таким образом выпадет примерно 2/5 человечества, позволив оставшимся 3/5 гораздо быстрее продвигаться к той великолепной судьбе, что ожидает их впереди.

Дата выпуска рассылки: 1 декабря 2008 г.

Наш сайт — www.theosophy.ru


В избранное