ДВЕ ЛЕПТЫ: МНОГО ЭТО, ИЛИ МАЛО?
Посетив Иерусалимский Храм, Иисус «… увидел богатых, клавших свои дары в сокровищницу»
[Лк, 21:1].
«Увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты,
И сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила;
Ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила
всё пропитание своё, которое имела» [Лк,21:2-4].
Существует общепризнанное толкование этого эпизода, основанное на буквальном
понимании слов Спасителя. Действительно, на первый взгляд кажется, что бедная
вдова действительно дала очень много, и ей это стоило больших усилий.
А теперь позвольте дополнить это толкование собственным: по моему мнению, бедная
вдова поняла и сделала нормой своего поведения один из главных принципов Жизни
Вселенной – принцип взаимообмена энергии и материи, поэтому она отдала свой дар
с лёгкостью. Она отдаёт, даже будучи очень бедной. Она будет отдавать, даже
если у неё ничего не останется. Эти две лепты всё равно не решили бы проблем
её жизни. Если бы от этой суммы зависела её жизнь, то она купила бы на них хлеба.
Господь в ответ даст ей нечто, что имеет
большую ценность, чем две лепты. Если она разбогатеет, то будет также легко отдавать
и большие суммы, которые, возможно будут для неё весьма значимыми. Вот почему
эта бедная вдова «больше всех положила».
Богатые, которые клали свои дары в сокровищницу, поступают точно так же, как
и бедная вдова. Единственный отличие – по видимому, некоторые из сиих богатых
весьма сильно привязаны к тому, что отдают. Именно это плохо, а не то, что они
отдают от богатства своего. Если бедная вдова разбогатеет, то также будет отдавать,
но уже от своего богатства. Разве мы тогда осудим её?
В свете темы сегодняшнего выпуска рассылки представляется интересной одна дзен-буддийская
притча, которая называется «Благодарить должен дающий».
«Когда Сэйсецу был настоятелем монастыря Энгаку в эру Камакура (1192-1333), ему
понадобилось новое учебное здание, ибо там, где он учил, было уже слишком тесно.
Купец из Эдо по имени Умэдзу Сэйбей решил пожертвовать на постройку нового учебного
здания пятьсот золотых монет, называемых «рио», и принёс их учителю.
Хорошо, я возьму их, – сказал Сэйсецу. Подав учителю мешок с золотом, Умэдзу
остался недоволен его безразличным отношением. Целый год можно прожить на три
рио, а тут не благодарят за пятьсот.
– В мешке пятьсот рио, – намекнул он.
– Ты уже говорил это, – ответил Сэйсецу.
– Но ведь даже для такого богатого купца, как я, это уйма денег, – сказал Умэдзу.
– Ты хочешь, чтобы я за них поблагодарил тебя? – спросил Сэйсецу.
– Вы должны это сделать, – ответил купец.
– Почему же? – удивился Сэйсецу, – благодарить должен дающий!»