НЕ СОБИРАЙТЕ СЕБЕ СОКРОВИЩ НА ЗЕМЛЕ
В Нагорной проповеди Иисус обращает к слушателям следующие слова:
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают
и крадут,
Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где
воры не подкапывают и не крадут,
Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» [Мф, 6:19-21].
К сожалению, большинство землян пренебрегают этим советом Спасителя и с великой
страстью и неистовством собирают сокровища земные, теряют их, расстраиваются,
потом снова обретают, вращаясь в круговороте погони за богатством, растрачивая
на это силы и время, и создавая себе карму, избавиться от которой очень и очень
трудно.
Большинство из окружающих меня людей исповедует философию земного богатства.
Кто-то исповедует её достаточно агрессивно и навязчиво, кто-то – тихо и незаметно.
Можно даже сказать, что печать страданий и переживаний по поводу своего благополучия
у моих ближних на лице. Причём год за годом я слышу от них одно и то же. Одни
и те же проблемы, одни и те же сетования на материальные затруднения, и одни
и те же огорчения по поводу того, что решить эти трудности якобы невозможно.
Здесь мне хотелось бы привести пример по типу аналогии. Десять лет назад я начал
заниматься верховой ездой и на конно-спортивном комплексе познакомился с весьма
интересными дамами, кои также к верховой езде превеликое влечение испытывали.
Обучение наше состояло из трёх циклов, продолжительностью по 2-3 месяца каждый.
В первый цикл входили теоретические занятия, обучение навыкам седловки и ухода
за лошадьми и езда шагом. Во втором цикле добавлялась рысь, а в третьем – галоп
и несложные перестроения и эволюции.
Вся езда проходила обычно в крытом манеже, а летом – на живописных лужайках около
конюшен. После окончания третьего цикла всадник сам для себя решал, что ему делать
– то ли заниматься серьёзно, с тренером, имея в уме стремление сдать на разряд,
или перейти на катание по лесопаркам исключительно ради, так сказать, собственного
плезира. Тогда же определялась склонность учеников к конкуру (прыжки с препятствиями)
или к выездке.
Так вот, после окончания третьего цикла я перешёл к конкуру и к лесу – выездку
я терпеть не могу. За прошедшие годы мне довелось объездить почти все московские
конюшни, побывать в конных походах, совершенствоваться в конкуре и вольтижировке
(в 2002 году даже сподобился занять среди любителей на Битце первое место по
вольтижировке – как это получилось, до сих пор понять не могу, ну, да ладно …).
Я несколько раз падал, но, слава Богу, без серьёзных последствий для здоровья.
Поскольку я имел склонность к агрессивной
и быстрой езде, мои знакомые стали отказываться от совместных со мной выездов
на природу. В 2000 г. мой знакомый тренер, Тамара Кузьминична Балакирева сказала
мне примерно следующее:
– Константин, заканчивай валять дурака. Тебе уже противопоказано ездить на учебных
лошадях. Покупай себе нормальную лошадь, ставь к нам в конюшню и работай её как
следует. Потом будешь сдавать на разряд по конкуру.
Перспектива сдавать на разряд по конкуру в тридцать лет меня не очень-то захватила,
однако, на тот момент это была единственная реальная перспектива для совершенствования.
Всё остальное было лишь повторением пройденного. К чему я это говорю? Дело в
том, что некоторые мои знакомые, в числе которых, как я уже упоминал, есть весьма
и весьма интересные дамы, до сих пор в Битце катаются в третьем цикле. Никоим
образом не хочу осудить их и себя восхвалить – упаси Бог. Но это катание по кругу,
в третьем цикле есть
для меня некий символ кругов Сансары, в коих души человеческие веками блуждают,
не в силах вырваться из тех рамок, в которые сами себя и заключили.
Но довольно об этом. Вернёмся к нашей основной теме. Погоня за богатством земным
– есть тоже круг. И в круге этом под разными личинами к друзьям моим одни и те
же испытания приходят год за годом. Но так как ум их лишь на следствия направлен
(а богатство земное лишь следствие богатства духовного, кое есть дар Божий, о
том уж выше я писал), то выхода из лабиринта заблуждений их плотский ум, отточенный
и острый, найти не может, также год за годом. От сей причины люди те в расстройство
превеликое впадают, и ближних
всех, и обстоятельства клянут, подчас совсем не разбираясь, что в них самих причина
испытаний.
Пока человек будет глух к голосу Бога внутри себя, испытания и искушения, связанные
с земным богатством как таковым, неотступно окружать их будут. Послушайте Иисуса,
ведь он говорил:
«Я пришёл для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» [Ин, 10:10].
Следовательно, для того, чтобы избежать тяжестей жизни земной и проблем, связанных
с благосостоянием, необходимо, прежде всего, стремится к получению даров Духа,
которые в последствии помогут обрести и земные дары.
В связи с обсуждаемой темой мне хотелось бы привести цитату из книги пророка
Аггея. Эта книга входит в состав христианской Библии:
«Так сказал Господь Саваоф: народ сей говорит: «не пришло ещё время, не время
строить дом Господень».
И было слово Господне через Аггея пророка:
А вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении?
Посему ныне так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши.
Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость, пьёте, но не напиваетесь;
одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого
кошелька.
Так говорит Господь Саваоф: обратите сердце ваше на пути ваши» [Агг, 1:2-7].
Господь учит нас: прежде всего, постройте Храм ваших души и тела, тогда и наступит
порядок в вашей жизни, будете есть в сытость и пить в доволь, и кошелёк ваш дырявым
не будет. Для этого, помимо прочего, надо обратить «сердце ваше на пути ваши»,
то есть вкладывать энергию сердца, энергию души в дело, которым вы занимаетесь.
В первом послании апостола Павла к коринфянам сказано:
«Разве не знаете, что вы – храм Божий, и Дух Божий живёт в вас?» [I Кор, 3:16].