Давайте теперь рассмотрим третью точку зрения. Цитирую «Каббала: ключ к вашей внутренней силе».
«Третья теория происхождения зла, обнаруженная в «Зохаре», заключается в том, что «другая сторона» рождена пережитками предшествующих миров, разрушенных вследствие того, что в них присутствовали силы строгого суда, не смягчённого милосердием. Эти несовершенные миры вышли из Кетэр ещё до того, как произошла эманация других сфирот. В «Зохаре» сказано» «До того, как Кетэр подготовила свои атрибуты, она создавала царей, рисовала царей и строила догадки о них, [то есть Кетэр пыталась установить структуру эманаций],
но они не смогли выжить, и через некоторое время она сокрыла их».
Далее «Зохар» утверждает, что наш мир не был способен выжить до того, как эманация сфирот завершилась, создав форму Первоначального человека, Адама Кадмона. Почему? Потому что в Первоначальном человеке был установлен гармоничный баланс мужских и женских энергий, а только на уравновешенном партнерстве мужского и женского — милосердия и правосудия — может держаться мир.
Исаия Тишби поясняет теорию «Зохара» о возникновении «другой стороны» из того, что осталось от несовершенных миров:
«Эти древние суды [существовавшие в несовершенных мирах]... содержали корень зла, если можно так сказать, в виде отходов. И упорядоченная система эманаций не могла установиться до тех пор, пока «отходы» не были убраны из божественных сфер. Эта уборка завершилась, когда миры были разрушены. Святые света, погашенные во время разрушения, были заново зажжены и включены в сфирот, в то время как осколки разрушенных миров, которые не подлежали восстановлению, испорченные и покрытые тьмой, остались за пределами божественной
системы. Из тех частичек и состоит система ситра ахра [другой стороны»]».
«Зохар» называет предшествующие миры, которые необходимо было разрушить, «царями, которые умерли». В книге говорится, что эти несовершенные миры были символически изображены в главе 36 книги «Бытие» царями — потомками Исава, правившими «в земле Едома прежде царствования царей у сынов Израилевых». Как отмечает Тишби, «одно из значений слова «Едом» — «красный», этот цвет является символом сурового наказания».
Эта версия, как и предыдущие заслуживает внимания. Возможно в ней мы имеем отголоски какого-то древнего знания, которое каббалисты пытались пересказать «своими словами». Итак, Кетэр «пытается» сконструировать мир. Этот процесс происходит на духовном плане, а возможно, дело дошло и до материи. Создаётся «пилотный проект», который оказывается неудачным из-за того, что силы правосудия перевешивают силы милосердия. Потом этот мир уничтожается. Происходит «генеральная уборка», после которой, однако, остаются «осколки
разрушенных миров». Они находятся за пределами новой, «правильной» системы, но, тем не менее, способны оказывать на неё влияние, побуждая людей к совершению злых поступков. Тут есть некоторая аналогия с православной версией и её адом и падшими ангелами – по крайней мере, во время прочтения соответствующего фрагмента книги я не мог отделаться от ощущения, что где-то я уже это слышал. Этот факт заставляет нас задуматься: очевидно, в основе двух упомянутых мною версий лежит какое-то одно древнее знание, которые
мудрецы разных эпох пересказывают на разные лады. С другой стороны, уже само наличие в Каббале по крайней мере трёх (на самом деле – четырёх, но об этом читайте в следующем выпуске рассылки) различных версий происхождения зла указывает на то, что у людей, писавших «Зохар» не было единого мнения на этот счёт. Может быть, однако, эти версии указывают на события, происходившие последовательно на разных планах мироздания и бытия, и единая точка зрения всё же была? – Вопросы, вопросы, вопросы …