ЧТО ТАКОЕ ПРОЦВЕТАНИЕ?
Словарь великорусского живого языка Даля выводит происхождение слова «процветание»
к глаголу «процветать». По Далю процветать – это благоденствовать, жить в добре
земном, в обилии; вести успешно дела свои, преуспевать; о деле: быть в желанном
положении, успешно подвигаться вперед.
Эннис Бут, американский автор, пишущая о вопросах эзотерики и процветания, автор
книги «Секреты процветания: изобилие в ХХI веке» (М., 2004) говорит нам о том,
что:
«Процветание – это не просто деньги в нашем кармане, на банковском счёте, в ценных
бумагах и т.д. Истинное процветание – это ощущение изобилия, что вы имеете право
жить изобильной жизнью, вы – дитя щедрых Отца и Матери, которые любят вас, и
вы имеете право на все принадлежащие им богатства.
Процветание – это ваше истинное наследство. Это здоровье, богатство, счастье,
радость, покой, вера, надежда, мудрость, состояние сонастроя с потоком вселенной
и готовность принимать изобилие Бога».
По моему мнению, процветание – это процесс существования человека или какого-либо
человеческого общества, при котором он (оно) в полной мере пользуется богатством,
которое ему даровал Господь. Русское слово «процветание» является однокоренным
со словом «цвет». Как известно, основных цветов – семь. Подобно тому, как в окружающем
мире мы наблюдаем множество цветов и различаем огромное количество цветовых оттенков,
мы можем указать на множество свойств процветания. Если человек по каким-либо
причинам лишён возможности
испытать всю гамму, то он испытывает чувство дискомфорта. Если же вместо одного
из положительных аспектов процветания человек сталкивается с отрицательным аспектом,
то такое положение вещей сводит на нет сам процесс процветания. Про это русский
народ говорит, что «ложка дёгтя портит бочку мёда».
Действительно, представим себе, что человек богат, но нездоров. В этом случае
на лечение он может потратить огромные средства, тем самым, лишив себя этого
самого богатства. Или, скажем, человек богат и здоров, но несчастен в личной
жизни. Станем ли мы завидовать ему (в хорошем смысле), восхищаться им, приводить
его в пример? Навряд ли.
К сожалению, среди землян, особенно среди тех, которые живут в индустриально
развитых странах, распространено мнение, что ради достижения какого-то одного
аспекта процветания можно и должно жертвовать другими. Кстати говоря, мода на
такую жертву пришла к нам из Америки, так как именно там в ХIX-XX вв. принцип
«ради денег я готов пойти на всё» был возведён в рамки нравственного поведенческого
императива. Именно там родился образ офисного трудоголика, озабоченного своей
карьерой и работающего от рассвета до заката,
эмоционально опустошённого и с узким профессиональным кругозором. Надо сказать,
что и Европа в этом отношении тоже сильно постаралась, ведь промышленная революция
с её массовым и рутинным трудом зародилась именно в Старом Свете. Природная русская
лень, рассматриваемая некоторыми исследователями как однозначно негативный момент,
на мой взгляд, есть также неосознанная коллективная реакция народа, направленная
на … сохранение процветания! Ибо ленивый человек, надо отметить, сохраняет некоторый
внутренний комфорт,
который предохраняет его от стрессов. А стрессы и излишняя трудовая активность
крайне негативно действуют на здоровье. Медики практически всех стран мира доказали
правоту этого тезиса. Так что поведение главного героя повести Гончарова – Обломова
не является чем-то противоестественным и порочным.
В связи с обсуждаемой темой мне хотелось бы также привести отрывок из повести
Андрея Платонова «Епифанские шлюзы». Не имеет смысла пересказывать сюжет этого
литературного произведения полностью. Стоит отметить лишь одну деталь. Около
местечка Епифань Царь Пётр повелел построить судоходный канал, чтобы «… десятипушечным
кораблям безопасно по ней плавать можно было». Однако местные жители на работу
являлись с крайней неохотой. Ленились. Народ понимал, что эта затея обречена
на неудачу. В тексте повести читаем:
«А что воды мало будет и плавать нельзя, пор то все бабы в Епифани ещё год назад
знали. Поэтому и на работу все жители глядели как на царскую игру и иноземную
затею, а сказать – к чему народ мучают – не осмеливались».
В дополнение к обсуждаемой теме мне хотелось бы привести здесь одну древнекитайскую
притчу.
«Странствуя, Цзыгун дошел на юге до царства Чу и возвращался в Цзинь. Проходя
севернее реки Хань, заметил Огородника, который копал канавки для грядок и поливал
их, лазая в колодец с большим глиняным кувшином. Хлопотал, расходуя много сил,
а достигал малого. Цзыгун сказал:
– Ведь здесь есть машина, которая за один день поливает сотню грядок. Сил расходуется
мало, а достигается многое. Не пожелает ли учитель ее испытать?
– Какая она? — подняв голову, спросил Огородник.
– Выдалбливают ее из деревянных досок, заднюю часть – потяжелее, переднюю – полегче.
Она несет воду, точно накачивая, будто кипящий суп. Называется водочерпалкой.
Огородник от гнева изменился в лице и, усмехнувшись, ответил:
– Я не применяю её не оттого, что не знаю, я стыжусь ее применять. От своего
учителя я слышал: «У того, кто применяет машину, дела идут механически, у того,
чьи дела идут механически, сердце становится механическим. Тот, у кого в груди
механическое сердце, утрачивает целостность чистой простоты. Кто утратил целостность
чистой простоты, тот не утвердится в жизни разума. Того, кто не утвердился в
жизни разума, не станет поддерживать Дао.
Стыдясь и раскаиваясь, Цзыгун опустил голову и промолчал.
Через некоторое время Огородник спросил:
– Кто ты?
– Ученик Конфуция, – ответил Цзыгун.
– Не из тех ли многознающих, что подражают мудрым, чтобы в самодовольстве всех
превзойти? Не из тех ли, что бренчат в одиночестве на струнах и печально поют,
чтобы купить себе славу на всю Поднебесную? Если бы ты забыл о своей священной
душе и отказался от своей плоти, быть может, приблизился бы к Дао. Но неспособный
управлять собственным телом, как сумеешь ты навести порядок в Поднебесной? Уходи!
Не мешай мне работать! – сказал Огородник.
Устыдившись, Цзыгун побледнел и, точно потерянный, не мог овладеть собой. Лишь
пройдя тридцать ли, пришел в себя.
– Что это был за человек? – спросили его ученики. – Почему при встрече с ним
вы, учитель, изменились в лице, побледнели и целый день не могли прийти в себя?
– Раньше я считал, что в Поднебесной есть лишь один человек – Конфуций, не знал,
что есть еще и другой, – ответил Цзыгун. – Я слышал от учителя о пути мудрецов:
это стремление осуществлять дела, приобретать заслуги, добиваться больших успехов
малыми силами. У нынешнего же учителя иначе. У того, кто владеет учением, целостные
свойства. При целостных свойствах – целостно тело. При целостном теле – целостен
разум. В целостном же разуме и заключается путь мудрого. Вверяясь жизни, он действует
вместе с народом,
но куда идет – неведомо. Неизмерима и совершенна его простота! Учитель сердцем
предал забвению заслуги и корысть, ловкость и хитрость. Такой человек не пойдет
против своей воли, не поступит против своего желания. Обретая то, о чем говорит,
гордый, он даже не оглянется, хотя бы все в Поднебесной его прославляли. Утратив
то, о чем говорит, он даже не обратит внимания, хотя бы все в Поднебесной его
порицали. Хвала или хула всех в Поднебесной ничего ему не прибавит, ничего у
него не отнимет. Вот кто называется
человеком с целостными свойствами. Я же причислю себя к тем, которых несет ветром
по волнам».
Кажется, что, внедряя одно техническое изобретение за другим, человечество добивается
успехов малыми силами. Однако, на самом деле мы добиваемся успехов, принося в
жертву здоровье, счастье, радость и покой. А стоит ли?