ПРИТЧИ О НЕПРИВЯЗАННОСТИ
В главе 14 Евангелия от Луки читаем следующую притчу:
«…один человек сделал большой ужин и звал многих,
И когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: «идите, ибо
уже всё готово».
И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: «я купил землю,
и мне нужно пойти посмотреть её; прошу тебя, извини меня».
Другой сказал: «я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини
меня».
Третий сказал: «я женился и потому не могу прийти».
И, возвратившись, раб тот донёс о сём господину своему. Тогда, разгневавшись,
хозяин дома сказал рабу своему: «пойди скорее по улицам и переулкам города и
приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых».
И сказал раб: «господин! Исполнено, как приказал ты, и ещё есть место».
Господин сказал рабу: «пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился
дом мой.
Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых,
но мало избранных»» [Лк, 14:16-24].
Иисус говорит эти слова обращаясь, прежде всего, к иудеям. Он укоряет их за то,
что они, будучи званы Господом на пир, обратили свой ум на мирские, земные дела.
Поэтому их место – место народа, избранного на служение Единому Богу, вскоре
займут другие народы. Другой аспект этой притчи обращён ко всем людям, независимо
от их национальности. Господь созывает людей в Свои чертоги – Он приглашает занять
их подобающее место в Царствии Божьем. Однако людям просто некогда прийти к своему
Отцу и Создателю – они осматривают
купленную землю, испытывают волов, улаживают семейные проблемы. То есть, они
ставят на первое место преходящее. Это ошибка. Непреложную ценность имеет не
преходящее, а вечное – вечная жизнь в Царствии Небесном. Отсюда делаем вывод:
думая о собственном богатстве и процветании, мы не должны забывать о Боге, который
нам всё это дарует, а также о вечной жизни в Его Царствии. При этом имение, волы,
семейная жизнь, деньги, футбол, шахматы, автогонки «Формула-1», большой теннис,
политика, бизнес – я могу продолжать
этот список и дальше, сами по себе ни хороши, ни плохи. Плохо, когда всё это
отвлекает человека от целей духовного развития. Плохо, когда душа прилепляется
не к Создателю, а к делам мира сего.
Об этом говорит и нижеприведённый фрагмент, который в тексте следует сразу же
за предыдущим:
«С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им:
Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей,
и братьев и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;
И кто не несёт креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником.
Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек,
имеет ли он, что нужно для совершения её,
Дабы, когда положит основание и не возможет совершить, все видящие не стали смеяться
над ним,
Говоря: «этот человек начал строить и не мог окончить?»
Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется
прежде, силён ли он с десятью тысячами противостоять идущему на него с двадцатью
тысячами?
Иначе, пока тот ещё далеко, он пошлёт к нему посольство просить о мире.
Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.
Соль – добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить её?
Ни в землю, ни в навоз не годится; вон выбрасывают её. Кто имеет уши слышать,
да слышит!» [Лк, 14:25-35].
Здесь мы сталкиваемся с ещё одним наставлением Иисуса, неправильное толкование
которого породило огромное количество заблуждений относительно взаимоотношений
верующего человека с окружающим миром. Следует понимать, что канонические Евангелия
были записаны много лет спустя после описываемых событий. Потом они были переведены
с арамейского на греческий, а уж потом – на старославянский и современный русский.
При этих многочисленных переводах определённые оттенки мысли Учителя утрачивались.
Есть такие арамейские
и греческие слова, аналога которым в русском языке нет. Слово «ненависть» неправильно
отражает мысль Иисуса. Величайший проповедник любви не мог призывать к ненависти
в традиционном понимании. Тем более, если речь идёт о самых близких для человека
людях. Фраза: «Так всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может
быть Моим учеником» лучше и точнее передаёт мысль Иисуса. Следует также понимать,
что тут речь идёт не столько о фактическом отречении от всего, что имеет человек,
сколько об отречении
от мысли о том, что человек – истинный хозяин всего, ибо, в конечном итоге, истинный
хозяин всему созданному – Господь Бог. Иисус говорит о том, что его ученик не
должен ставить заботы мира сего выше учения. Два последних абзаца, начинающиеся
со слов «Соль – добрая вещь …» – метафора. Соль – это человек, несущий свет Христа
в мир, истинный ученик Иисусов. Этой возможностью обладает каждый. И она должна
быть реализована. Иначе человек утрачивает Богоперспективу своего развития. Понять
это весьма трудно. Недаром
Иисус заключает своё сентенцию следующими словами: «Кто имеет уши слышать, да
слышит!».
В заключение сегодняшнего выпуска рассылки позвольте привести вам короткую дзенскую
притчу, которая так и называется: «Непривязанность».
Когда Китано Гэмпо, настоятель монастыря Эйхей, скончался в 1933 году, ему было
девяносто два года. Всю свою жизнь старался он ни к чему не привязываться. В
двадцать лет, странствуя нищим монахом, он повстречал как-то путника, курившего
табак. Вместе спускаясь по горной дороге, они присели под дерево отдохнуть. Путник
предложил Китано покурить, и тот согласился, так как был очень голоден.
«Как же приятно курить», – заметил он. Путник подарил ему свою лишнюю трубку,
табак, и они расстались. «Это удовольствие может помешать медитации, – почувствовал
Китано. – Брошу-ка я сейчас, пока это не зашло далеко». И выбросил курительные
принадлежности прочь.
Когда ему было двадцать три года, он изучал И-цзин, глубочайшее учение вселенной.
Была зима, и ему нужна была тёплая одежда. Он написал об этом своему учителю,
жившему от него на расстоянии в триста ли, и отдал письмо для доставки проходившему
мимо путнику. Прошла уже большая часть зимы, но ни одежды, ни ответа не было.
Китано решился прибегнуть к помощи И-цзин, чтобы узнать, не пропало ли его письмо
(эта книга также учит и искусству предсказания), и обнаружил, что так оно и было.
В пришедшем позже письме учителя
не было никаких упоминаний об одежде.
«Если я так точно предсказываю по И-цзин, то могу забросить медитацию», – решил
Китано. Поэтому он оставил чудесное учение и больше никогда не прибегал к его
возможностям.
Когда ему было двадцать восемь лет, он изучал китайскую поэзию и каллиграфию.
Он так овладел этими искусствами, что заслужил высокую оценку своего учителя.
Китано задумался: «Если я не брошу сейчас, то стану поэтом, а не учителем дзен».
Больше он никогда не писал стихов.