C Х века Новый год праздновали 1 марта, в XV веке Новый год перенесли на 1 сентября. Петр 1, прорубив окно в Европу, изменил календарь в соответствии с западноевропейским календарем. Отменил древнее летосчисление от сотворения мира и поставил ввести времяисчисление от Рождества Христова - перенес Россию из года 7208 в год 1699. Новый год стали праздновать 1 января, правда, опять с отставанием на 14 дней от григорианского календаря.
Приживалось новое начало года с большим трудом. 1 января - это конец Святочной недели, К этому дню все уже уставали от традиционного разгула и веселья.
Главную традицию Нового года - украшать дома живыми ёлками и ёлочными украшениями Петр 1 перенял у протестантской Германии и насаждал сурово, что было весьма сложно - на Руси ель была непременным атрибутом погребальных ритуалов: траурные венки делаются из еловых веток, лапником выстилают дорогу к кладбищу. На Новый год Петр 1 объезжал дома ближних стольников. Хозяина дома, где не находил елки, приказывал бить батогами.
Следующую поправку в календарь внесли большевики в 1917 году. Они не только подстроили его под европейский, но и Новый год отменили, как ненужный. Праздничные елки были истреблены, как пережиток. Но скоро передумали: необходим был отсчет следующего года и в 1930 году в Кремле устроили самую большую елку страны. С того времени в России празднуют два Новых года - по новому и старому стилю, чем немало удивляют весь мир.
Для католиков Новый год - лишь приятное событие в рождественскую неделю и начало нового календаря. Основные праздничные события и в церквях, и в домашнем кругу происходят, конечно же, на Рождество
. К тому же в канун Нового года католики отмечают день св. Сильвестра, сопровождаемого карнавалами и эти празднования уже неразличимы.
Тем не менее, традицию украшать новогоднюю ель католический костёл принял и распространил её в странах Северной и Средней Европы.
День Всемирных молитв о мире (католический)
День Всемирных молитв о мире у католиков. Всемирный день мира провозглашен папой Павлом VI. Отмечается с 1968 г.
Празднование памяти св. Илии Муромца
1 января православные чтут св. Илию Муромца Печерского, которого российские воины также почитают как своего небесного заступника.
Преподобный Илия Муромец Печерский, по прозвищу Чоботок, был уроженцем города Мурома, и народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором пелись русские былины. Получив исцеление от болезни, продолжавшейся тридцать три года, Илья посвятил свою жизнь служению народу и государству.
В Х веке Муром вошел в состав Киевской Руси, где с 980 по 1015 год княжил Владимир Святославович Святой, к которому и отправился служить верой и правдой богатырь муромской земли Илья. После кончины в 1015 году князя Владимира православный святой воин-защитник земли Русской Илья Муромец продолжал служить киевским князьям Святославу, Ярославу Мудрому и Изяславу вплоть до своей кончины, происшедшей, как полагают некоторые исследователи, в 1068 году. Мощи богатыря почивают в ближней пещере Киево-Печерской лавры,
где он в конце жизни принял иноческий постриг.
О преподобном Илии известно, что он скончался, сложив персты правой руки для молитвы так, как принято и теперь в Православной Церкви - три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (конец XVII - XIX вв.) этот факт из жития святого служил сильным доказательством в пользу трёхперстного сложения.
Праздник Богородицы Марии (католический)
Мария, мать Иисуса Христа, в христианской традиции – Богородица (Матерь Божья) и величайшая из христианских святых. Этимология имени «Мария» (евр. Мариам) предлагалась разная: «прекрасная», «горькая», «госпожа» и «возлюбленная Богом». Ученые отдают предпочтение последнему значению, которое восходит к древнеегипетскому языку и может быть объяснено четырехвековым пребыванием евреев в Египте.
В католической традиции непорочное зачатие самой Девы Марии (ее родителями) рассматривается как логическое условие, подготовившее ее к роли матери Спасителя. Ее свобода от греха была особой благодатью, исключением из общего правила, привилегией, которой – как утверждает католическая теология (в отличие от протестантской) – не было удостоено никакое другое тварное существо.
Девственная непорочность Девы Марии и чуждость плотскому вожделению соединялись в ней с ее неподверженностью никакому личному греху. На ее безгрешность указывает определение «благодатная», которое ей дается в Евангелии, поскольку нравственный порок несовместим с полнотой божественной благодати. Августин считал, что понятие личной греховности не применимо к Пресвятой Деве уже потому, что ее почтил Бог.
С ролью Марии как Матери Спасителя сопряжена и ее роль посредницы между Христом и родом человеческим. В теологической доктрине Римско-католической церкви признано, что, поскольку Дева Мария родила Спасителя, который есть источник всякой благодати, благодаря ей эта благодать сообщается человечеству.
В 1950 папа Пий XII провозгласил, что «Пренепорочная Дева, предохраненная от всякой скверны первородного греха, завершив путь земной жизни, была взята телом и душой в небесную славу...» Католическое учение о вознесении Девы Марии зиждется на двоякой традиции: на утвердившемся издревле веровании и на том, что католический епископат с полным единодушием принял эту догматическую истину в качестве части вероучения.
День Святого Максимиллиана Кольбе (покровитель журналистов и газетчиков)
Святой Максимиллиан Кольбе (1894-1941). Поляк по национальности, он был главным редактороми издателем католического журнала, пытавшегося бороться с тем, что доктор Кольбе называл религиозной апатией. Германские оккупационные власти сочли журнал антинацистским, и доктор Кольбе оказался в Освенциме, где продолжал служить мессы и причащать заключенных. Погиб в газовой камере, поменявшись местами с юношей, которого по жребию должны были казнить за побег заключенного. Причислен к лику святых в 1982 году
папой Иоанном Павлом II. Кроме журналистов и газетчиков его считают своим покровителем организации по защите прав человека и движение борцов с абортами.