4 ноября 1612 г. воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.
Существует небольшая историческая неточность в дате прзднования этого дня. Если обратится к старому стилю, то 22 октября поляки в Кремле капитулировали. Выпустили из Кремля сидельцев, заложников. Среди них был Михаил Романов, будущий царь. Если к этой дате прибавить, как это положено для 17 века десять дней, в силу расхождения между Юлианским и Григорианским календарем, то получится дата 1 ноября. Если вы прибавить к дате 26 октября, когда поляки капитулировали и открыли Кремль, десять дней, то получается день
5 ноября. А день 4 ноября был установлен в 1918-м году, когда наша страна перешла на Григорианский календарь. А в 20 веке прибавляли, как положено датам 20 века, 13 дней. Так вот произошла ошибка и вместо десяти дней к дню 22 октября прибавили 13 дней. И получилось 4 ноября. 22 октября был день не только капитуляции поляков, но и день, когда некоторое время спустя Михаил Романов утвердил празднование иконы Казанской Божьей Матери, которая была в лагере Минина и Пожарск
ого, и считается, она помогла достигнуть победы и освободить русскую святыню - Кремль. И вот с тех пор и пошло 22 октября или почему-то 4 ноября по стилю уже для 20 века. Но это вопрос несущественный. Более важно другое - это событие в течение веков никогда не забывалось российской историей, российским народом. Это событие, которое праздновалось в течение столетий всей Россией. Это был праздник, который возник не по указке государевой, этот праздник возник стихийно. И когда он после 17 года отошел в тень,
это было несправедливо, прискорбно и антиисторично. И сегодня, уже в новых исторических условиях, в условиях деидеологизации праздника, в условиях свободы - этот праздник вновь выдвигается на первый план, потому что именно события конца октября 1612 года по старому стилю действительно всколыхнули всю Россию, объединили ее. В ополчении Минина и Пожарского шли и русские, и татары, и удмурты, и чуваши, и марийцы, другие народы Поволжья, Приуралья. Шли все слои населения - и
бояре, и дворяне, и дьяческая среда, и казаки, а вдохновителями этой борьбы явились русские православные лидеры, в первую очередь патриарх Гермоген, бывший в заточении в Кремле, и монахи Троице-Сергиевского монастыря. И освобождение Москвы, и окончание смуты произошло благодаря усилиям всего народа, всех его слоев, всех национальностей России. Еще важно подчеркнуть, что это было событие эпохальное, ключевое в истории России. Известно, что в период смуты рухнула российская государственность. Распалась приказная
система. Разрушилась армия. Грабежи и разбои захватили всю страну. Наблюдался упадок культуры. Страну разъедал регионализм и сепаратизм. Каждый город, каждый уезд перестали себя ощущать частью единого государства, единой страны. В нашу внутреннюю смуту вмешались поляки и шведы. И освобождение Кремля, воссоздание российского государства, воссоздание российского правления, армии, экономики содействовало общему цивилизационному возрождению, и дало замечательную основу дл
я будущего России.
Поэтому 4 ноября 1612 г. можно считать Днем народного единства, концом Смутного времени, окончанием междоусобиц и гражданского конфликта, началом восстановления независимой российской государственности.
Праздник Казанской иконы Божией Матери
4 ноября Русская Православная Церковь отмечает праздник в честь одной из самых почитаемых в народе святынь - Казанской иконы Божией Матери. По преданию, чудотворный образ находился в ополчении, освободившем Москву от польских захватчиков 4 ноября 1612 года.
Согласно церковному календарю, празднование в честь Казанской иконы совершается также 21 июля - в память чудесного обретения иконы в Казани в 1579 году. По преданию, после завоевания Казани войсками Ивана Грозного пожар уничтожил почти всю христианскую часть города, но Богородица явилась во сне девятилетней девочке Матроне и указала место на пепелище, где сохранился Ее образ. Свидетелем обретения образа и совершавшихся от него чудес был казанский священник, будущий Патриарх Московский и всея Руси священномученик
Ермоген.
В 1612 году, когда польские интервенты обманным путем овладели Москвой, Патриарх Ермоген активно призывал народ встать на защиту родины. Тогда в ополчение, которое возглавил князь Дмитрий Пожарский, из Казани прислали чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Ополченцы наложили на себя трехдневный пост и обратились к Господу и Богородице с молитвой о помощи. Молитва была услышана - 4 ноября 1612 года русские войска освободили Москву от польских интервентов.
Эта победа положила конец периоду Смутного времени в истории Российского государства - интервенциям, духовно-нравственному кризису, череде национальных предательств и гражданских конфликтов.
В память об окончании Смутного времени на Красной площади в 1612 году был основан Казанский собор. В 30-е годы XX века он был разрушен, а ныне восстановлен.
Почти 300 лет до революции этот праздник отмечался на Руси как общенародный. А в сентябре 2004 г. года Межрелигиозный совет России, состоящий из лидеров традиционных конфессий страны (православия, ислама, иудаизма и буддизма), выступил с инициативой придать 4-му ноября статус государственного праздника и объявить этот день Днем национального единства.