Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Праздник - каждый день! Выпуск от 2008/01/06


Праздники на 6 января 2008

День Богоявления (Эпитафии) или "трех королей"

Католический праздник Богоявления (Эпитафии), или "трех королей" завершает зимний цикл святочных праздников.

Содержанием праздника является церковное сказание о поклонении младенцу Иисусу языческих королей - магов Каспара, Мельхиора и Валтасара, пришедших с дарами в Вифлеем. В память о явлении Христа язычникам и поклонении трех королей в костелах совершаются благодарственные молебны, Христу как царю приносится в жертву золото, как богу ладан, как человеку - мирра.

В православной церкви празднуется Крещение Иисуса в р. Иордане. Причина такого расхождения кроется в ранних веках христианства, когда определялись даты евангельских событий. В Римско-католической западной церкви сохранились следы прежнего празднования Рождества 6 января, и церковный термин "Эпифания" католики понимают как само рождение Иисуса Христа. Обычаи праздников "двенадцатидневья" схожи.

Празднование Богоявления заключается в посещении торжественной мессы в костеле и семейном ужине после полуночи у камина с "рождественским поленом". В процессии колядующих появляются три короля-мага, которые несут длинный шест, увенчанный звездой, и поют песни о трех королях, благословляя хозяев дома. "Короли" обозначают своими инициалами - М-В-С - двери домов и хлевов. В Италии в обходах молодежи участвует фея Бефана (искаженное от Эпифании), одаривающая подарками детей. Аллегорические фигуры "Отца Рождества" (Пер Ноэль, Санта Клаус) появились недавно. До сих пор сохраняется традиция жечь костры -"эпифанские огни", освещающие "путь волхвов".


Рождественский сочельник или Навечерие Рождества Христова

Рождественский сочельник - день накануне праздника Рождества Христова. (Есть еще Крещенский сочельник накануне Крещения)

По монастырскому уставу в этот день полагается на трапезе только сочиво - вареная пшеница (или рис) с медом, откуда и происходит название. В Рождественский Сочельник ни употреблялось пищи и питья до первой звезды. Как только показывалась звезда, ужинали сочивом.

Именно в эту ночь перед Рождеством, по народным поверьям, господствуют две силы: добра и зла. К какой человек примыкал, та и творила с ним чудеса. Одна зазывала колядовать и прославлять рождение Христа за праздничным столом, а другая собирала на шабаш ведьм.Вечером по дервням ходила по домам коляда (калитка) - переодетые парни в вывороченных шубах и со звериными масками на лицах. Величали хозяев, не жалея щедрых слов. Приметы: "Если на Сочельник снежная погода - будет урожай на хлеб". Считалось, что в этот день, последний перед Рождеством, снегопад - верный признак процветания хозяйства в новом году. А если в этот день мороз - в семье будет совет да любовь.


Начало Карнавала в католических странах

6 января - последний день зимних святок, в католических странах это начало Карнавала. Кульминации Карнавал достигает в последние три дня перед Великим Постом - в "жирные" воскресенье, понедельник и вторник. Это народный языческий по сути своей праздник проводов зимы и встречи весны, его содержание не связано с христианской религией, хотя сроки и продолжительность Карнавала строго сообразуются с церковным календарем.

Особо красочную, классическую форму приобрел Карнавал в католических романо-язычных странах (Италии, Испании, Португалии, Франции): буйное веселье не признает запретов и общепринятых норм поведения, осмеиваются все признанные авторитеты, в том числе и церковь. Такой характер Карнавал приобрел в католических странах со времени Возрождения, церковь после долгой борьбы и запретов смирилась с его существованием, ограничив строго установленными временными рамками.


День трех волхвов (Эстония)

День трех волхвов — государственная знаменательная дата Эстонской Республики. Аналог католическому празднику "трех королей".

Все христиане раньше праздновали на двенадцатый день после Рождества три происшествия, которые свидетельствовали о явлении Бога в человеческом облике. Это был поклон трех волхвов, крещение Господне в реке Иордан и венчание в Каане в алилее, где Иисус превратил воду в вино и тем в первый раз явил свою силу творить чудеса. В католической церкви те три праздника разделились и в январе празднуется поклонение волхвов с Востока Божественному Младенцу.

Три волхва, которых по традиции звали Каспер, Мельхиор и Балтазар, преклонили перед Иисусом колени и отдали свои подарки - мирру, золото и драгоценные камни, после чего отправились в свои страны, а Святая Дева с Иосифом и новорожденным Иисусом бежала в Египет. До сих пор в городе Кельне в кафедральном костеле почитается могила, в которой, по поверью, покоятся кости трех волхвов.


Святки

Святки - две недели зимних праздников, начинавшиеся в Рождественский Сочельник 6 января и продолжавшиеся до Крещения 19 января всегда являлись основным зимним праздником на Руси. В Святки все 12 дней никто не брался ни за какую работу, боясь несчастья. По повериям, с началом Святок с того света возвращаются души умерших, начинаются потехи нечистой силы и ведьм, которые справляют шабаш и веселятся с нечистыми.

До принятия христианства Святки были торжеством Святовита (одно из имен верховного бога неба - Белбога.) По другим источникам это слово происходит от старославянского свиатки - души предков. Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем. Отличительой чертой Святок были магические обряды, гадания, приметы. Цель гаданий - узнать о будущем урожае.

В святочный период проходил Коляда, который был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним способом священный огонь, который горел 12 дней), вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо. Молодежь, разодетая в новые рубахи, чтобы избежать неурожая, собравшись в избе, плясала, слушала сказки, перекидывалась загадками, а главное - рядилась. Ряженье служит символом обновления природы. По домам в вечернее время и по ночам ходили ряженные - колядующие, специально для того чтобы получить от хозяев обрядовую пищу и высказать им благожелания в наступающем году, достаток семьи в будущем году, считалось, напрямую зависел от степени одарения колядующих.

Позднее праздник Коляды был замещен великим праздником Рождества Христова. Церковь убедила в греховности многих святояных обрядов, в частности - насколько опасно занятие гаданием для православного. Шестилетнему отлучению от Причастия подлежат те, кто, "соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастии, о судьбе, о родословии и множество подобных толков..." А тех, кто закоснел в этих языческих вымыслах, и вовсе отлучали от Церкви.



В избранное