В декабре 1886 года в зале Дворянского собрания впервые в истории музыки со сцены
звучала балалайка. Успех был полным. На следующий день «Санкт–Петербургская газета»
с удивлением писала: «великолепная игра В. Андреева на балалайке заставляет забыть
о низменном происхождении этого инструмента».
В народе балалайка появилась после того, как по указу царя Алексея Михайловича
«Об исправлении нравов и уничтожении суеверий» были уничтожены все народные русские
музыкальные инструменты: домры, гусли, дудки и свирели. Заняв пустующую нишу,
балалайка никогда не вышла бы за границы крестьянского двора, если бы в один
прекрасный день сын небогатого тверского помещика Василий Васильевич Андреев,
обучавшийся в то время в Петербурге игре на скрипке у знаменитого скрипача Галкина,
не услышал, как его работник Антип играет на балалайке. Балалайка так понравилась
Андрееву, что он научился у Антипа играть на ней, бросил скрипку и всю жизнь
посвятил русским народным инструментам. Андреев стал выступать как балалаечник-любитель,
но скромные возможности балалайки его не удовлетворяли. Василий Васильевич сконструировал
усовершенствованную концертную балалайку и принес свои чертежи известному петербургскому
скрипичному мастеру В.В. Иванову. Иванов почувствовал себя оскорбленным и наотрез
отказался делать «мужицкую балалайку». Тогда Андреев достал свою старую балалайку,
купленную на базаре за 35 копеек, и виртуозно сыграл на ней народную песню. Иванов
сдался, но согласился делать балалайку только на условиях полной секретности.
Вот с этой-то концертной балалайкой и покорил Василий Андреев петербургскую публику.
Через два года Андреев создал «Кружок любителей игры на балалайках», превратившийся
впоследствии в «Великорусский оркестр» - первый оркестр русских народных инструментов,
снискавший мировую славу.