Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Питерские байки

  Все выпуски  

Питерские байки


Сегодняшняя питерская байка:

Член Союза благоденствия Владимир Федосеевич Раевский, которого называли «первым декабристом», на Сенатскую площадь не попал и в восстании Черниговского полка не участвовал. В феврале 1822 года он был арестован по обвинению в государственном преступлении. За год до ареста майора Раевского назначили директором школ, в которых солдаты обучались грамоте по ланкастерской системе. Раевский наладил обучение, о подопечных заботился, да и вообще отличался гуманным отношением к солдатам.
Майора арестовали по доносу. Его обвиняли в распространении вольнолюбивых идей среди солдат (в прописях встречались имена Брута и Кассия). О предстоящем аресте Владимира Федосеевича предупредил Пушкин. Раевскому удалось уничтожить наиболее опасные для себя бумаги. Компромат исчез, Раевский держался умно и уверенно, и судебное разбирательство затянулось на пять лет.
Высочайшим повелением Раевский был перевезён в Петербург и посажен в Петропавловскую крепость. Но и тут следственному комитету во главе с великим князем Михаилом Павловичем не удалось доказать причастность Раевского к заговорщикам. Своими продуманными ответами Владимир Федосеевич чрезвычайно раздражал великого князя, и приговор оказался необоснованно суров: пожизненная ссылка в Сибирь с лишением званий, наград и дворянского титула.
Напоследок великий князь неожиданно спросил Раевского:
- Где вы учились?
- В московском университетском благородном пансионе.
- Вот, что я говорил!… – удовлетворённо воскликнул Михаил Павлович. - Эти университеты, эти пансионы!
…У великого князя была единомышленница – героиня классической комедии старуха Хлестова:
«И впрямь с ума сойдешь от этих от одних
От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,
Да от ланкарточных взаимных обучений».


Всегда Ваш,
главный Неврун каталога "Наш Питер"
www.nev.ru
ЕЙ-БОГУ NEV.RU

В избранное