Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Рукоделие от MyJane.Ru" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Август 2004 → | ||||||
1
|
||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
21
|
22
|
|
23
|
24
|
26
|
27
|
28
|
29
|
|
30
|
31
|
Статистика
+3 за неделю
Вышивка крестом. Секреты мастерства.
Информационный Канал Subscribe.Ru |
|
||||
![]() |
||||
________История вышивки. Часть 2. Находки, относящиеся к IX - XII векам, подтверждают, что вышивка существовала и развивалась уже в эпоху Древней Руси. С языческих времен женщины - вышивальщицы создавали в своих вышивках картины бытовой жизни. Чаще всего вышивкой украшали постельники (простыни ), концы которых свешивались с кроватей, а также полотенца, скатерти , занавеси, праздничные, реже повседневные рубахи, сарафаны, платки. Вышитое полотенце занимало особое место в жизни славян. Особого внимания заслуживают ритуальные полотенца (рушники). Украшенные богатой вышивкой, эти полотенца завязывали на священные деревья, оборачивали ими истуканов - идолов, изображающих языческих богов. Позднее, с приходом христианства, их развешивали на придорожных и могильных крестах. В то же время появился обычай украшать вышитыми полотенцами предметы в доме: иконы, зеркала и окна. Во время священных праздников - на свадьбе, крестинах, при рождении или смерти человека вышитые полотенца были священным оберегом, соединившим в себе дохристианскую, языческую символику и знаки новой веры. Особую силу оберега, защиту от зловредных потусторонних сил, болезней и стихий приписывали обыденному полотенцу. Само название "обыденное" означает "сделанное в один день", "об один день сделанное". Считалось, что в момент создания любая вещь еще является беззащитной и открытой для всякого зла. Поэтому создать ее в один день значило защитить от влияния злых сил ночи. За созданием такого полотенца присматривало только "одно" Солнце: ночные силы, олицетворяющие злую Морану-Смерть, как бы ничего не знали о его создании, и поэтому обыденное полотенце считалось безупречно чистым, обладающим особыми защитными силами. Вышивальщицы часто изображали священное дерево и фигуру человека с воздетыми к солнцу руками - традиционный религиозный жест и языческих, и христианских времен. Узоры воспроизводили знаки доброго пожелания (крючковатый крест, круг, ромб, розетка), символических животных, райских птиц. Более подробно о символике славянской вышивки можно прочитать в одном из предыдущих выпусков расылки.
С XVIII века вышивание становится одним из основных занятий девушек - крестьянок. В обязанности будущей невесте вменялось шитье и вышивка приданого, в которое должно было входить одних только полотенец числом до сотни, а также рубахи, подзоры, скатерти, платки, - все богато украшенное вышивкой. Изделия выполнялись из простых, недорогих тканей, но отличались высоким художественным мастерством. Вышивальщицы сами создавали узоры и подбирали цвета, пользуясь накопленным веками народным опытом и вкусом. Большое внимание вышивальщицы уделяли украшению рубах, мужских и женских. Считалось, что ворот рубахи должен быть особо защищен - через него, по простонародным представлениям, может вылететь душа владельца. Поэтому по вороту мужской и женской рубахи широкой полосой располагалась специальная, защитная вышивка, со знаками-оберегами соответствующих цветов. В музеях на территории бывшего СССР собрано много образцов народной вышивки. Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка условно подразделялась на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций, тогда как народная была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства. Во второй половине XIX века на смену домотканому холсту пришли фабричные ткани. Вместе с ними практически исчезли вышивки, выполненные счетными швами. Появились вышивки крестом, образцами для которых служили красочные обертки от мыла. В приложениях к популярным журналам "Нива" и "Родина" печатались узоры для вышивки английской гладью и ришелье в стиле "модерн". Их композиция была запутанной, расцветка - вялой. Такие изделия не имели ничего общего с народным искусством. Лишь в центральных земледельческих губерниях и в северных, удаленных от больших городов районах по-прежнему создавались истинно народные изделия. В конце XIX - начале XX века мастерицы-вышивальщицы увлекались белыми ажурными вышивками по крупной сетке, получившими название гипюр. Получив готовые узоры в мастерских и школах, мастерицы перерабатывали их и создавали новые орнаменты и швы. Так возникли крестецкая, ивановская, нижегородская строчевые вышивки. В 1920 - 1930 годах появились накидки, диванные подушки, скатерти с вышитыми на них самолетами, тракторами, парашютами, аэропланами и даже государственными символами - пятиконечной звездой, серпом и молотом. Эти изделия не имеют художественной ценности. Вместе с тем они, бесспорно, являются уникальными историческими экспонатами первых десятилетий советской власти. В эти же годы руководители вышивальных производств Новгородской и Калужской областей вместе с московскими художниками Бароновой, Ильинской, Кашкаровой, Прибыльской, Совковой, и Яковлевой начали собирать и изучать образцы народной вышивки. Была создана Центральная научная опытно-показательная станция, где художники изучали орнаментальные мотивы и способы народной вышивки, создавали собственные узоры. Городская вышивка по-прежнему находилась под влиянием стиля "модерн". В приложениях к "Женскому журналу" печатались узоры для вышивки тамбуром и модной в предвоенные годы ажурной вышивки ришелье. К началу 40-х годов вышивальные промыслы стали средоточием народных традиций. В послевоенные годы были созданы уникальные произведения монументального искусства - сюжетно-тематические занавеси-пано, посвященные победе над врагом, городам - героям. Любимой темой был салют на Красной площади. Архитектурные мотивы дополнялись растительными узорами с дубовыми и лавровыми ветвями, олицетворяющими могущество и славу Родины. Занавеси-панно демонстрируют технические и художественные достижения вышивального искусства тех лет и являются музейными экспонатами. Давние традиции украшения одежды и предметов быта национальной вышивкой сохранились на Украине. В каждом регионе - Полесье, Средней Надднепрянщине, Слобожанщине, Подолье, Карпатах и Прикарпатье - прослеживаются местные особенности, свойственные отдельным областям, районам, селам. Строгими узорами "белым по белому"и пышными растительными орнаментами украшали одежду, рушники (полотенца), платки головные и ручные, скатерти, занавеси и многое другое. На женских рубахах отделываются рукава, ворот, лиф, манжеты, подол. Мужские рубахи вышивают по вороту, вдоль застежки и на концах рукавов. Техника вышивания очень разнообразна, как и орнаментальные мотивы в разных областях республики и отдельных селах. Как правило, это техника свободной глади, белых и цветных мережек, полукреста и креста, низи - вышивки с изнаночной стороны и др. Для вышивки Белоруссии характерны сочные орнаменты "красным по белому", мережки, вырезывание, шитье по сборкам и др. Декоративны и красочны вышивки Латвии, Литвы и Эстонии. В них преобладают геометрические и растительные мотивы узоров, исполненные разнообразнейшими техниками: счетной и свободной гладью, строчкой, полукрестом и крестом, козликом, тамбуром, мережками и строчевыми швами "белым по белому" и др. В женских и мужских праздничных рубахах вышивкой украшались воротники, наплечники и обшлага, съемные воротники к женским рубахам - голошейкам, передники, головные уборы. Богаты и изящны вышивки народов Кавказа. Повсюду распространена в Грузии вышивка шелком и золотом женских и мужских рубах, верхней одежды, нагрудников, косынок, поясов, подушек, настенных ковров и других изделий. Насчитываются десятки различных декоративных швов и в цветочно-растительных орнаментах, и в строго геометрических: полукрест, стежка, стебельчатый и тамбурный швы, узелками, гладь, аппликация. Тонкостью и мастерством исполнения отличаются армянские вышивки, их орнамент представляет собой стилизованные растительные и геометрические мотивы, выполняемые различными швами по свободному контуру и счету нитей ткани. Это гладь, мережка, плетеночный шов и др. В Азербайджане тамбурными швами цветным шелком по красному сукну, черному бархату, атласу и сатину вышивают мотивы орнаментов, состоящих из завитков, цветов, листьев и стеблей растений. Украшают ими ковры, подушки, скатерти, покрывала, безрукавки, кошельки и другие изделия. Процветало здесь и золотое шитье, вышивка белой счетной и цветной свободной гладью, металлическими блестками. Многовековую историю имеют вышивки Средней Азии, известные с III - VIII вв., с характерной композицией круга - символа солнца. Он заполняется стилизованными растительными орнаментами в виде листьев, лепестков, бобов. Здесь отсутствовало изображение человека и животных, что запрещалось религией. В Таджикистане гладьевыми, тамбурными, петельным, крестообразным швами и аппликацией украшались сюзане, занавеси, мешочки для чая, зеркал и расчесок, тюбетейки, мужские поясные платки, панно. Для узбекских вышивок характерны шов "цепочка", гладь вприкреп, полукрест, крест, золотое шитье Бухары, вышивки бисером. В туркменских вышивках преобладают гладь вприкреп, цепочки и стебельчатый шов. Вышивки Казахстана и Киргизии отличаются различными вариантами накладного шитья из войлока, сукна, кожи; тамбурными и гладьевыми швами по сукну, бархату, шелку. В узорах часто встречаются завитки рогов, стилизованные фигуры животных и реже - изображение растений. На Дальнем Востоке вышивка выполняется шелком по трафарету из рыбьей кожи, аппликацией из меха, кожи, сукна. В оформлении одежды и обуви применяется крупный бисер. У народов Крайнего Севера распространены вышивка оленьим мехом по замше и сукну, аппликация из ткани и кожи с применением бисера. Для вышивок Татарии характерно шитье золотом и бисером по бархату на различных бытовых предметах и одежде. Нас восхищают прекрасные произведения искусства, хранящиеся во многих музеях страны, где проявились самобытность и мастерство, умелый подбор материала по цвету и фактуре, рукотворные изящество и неповторимость узоров и красок, разнообразие вышивальных техник. В наше время в вышивании прекрасно соединились традиционное и творческое начало. Современные мастера заимствуют из сокровищниц народного наследия крой и чудесные узоры, используют как старинные, более сложные, так и новые - декоративные, более легкие в исполнении - швы, создавая новые образцы народного творчества. |
CopyRight
© Golden_Needle mailto: draw_krestom@yahoo.com |
http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/ |
Адрес подписки |
Отписаться |
В избранное | ||