Кельтские орнаменты,
как и орнаменты любой культуры
- широкая область для
исследований. При упоминании
кельтских орнаментов
большинство людей называют, в
первую очередь, кельтские узлы.
К сожалению, современное
понятие "кельтского узла"
вобрало в себя множество
различных типов орнаментов,
зачастую к кельтам отношения
не имеющих.
Широко распространена
ошибочная трактовка этого
понятия, когда к кельтским
узлам относят мотивы,
составленные из тщательно
проработанных чередующихся
линий, кривых и других
геометрических форм.
Фактически, этот стиль был
завезен на Британские острова
в VI веке н.э. саксонскими
монахами-христианами, и
использовался исключительно
для оформления рукописных
экземпляров Евангелия.
Те же
орнаменты этого периода,
которые несут в себе ярко
выраженные анималистские темы,
иллюстрируют влияние культуры
викингов. Это, действительно,
очень красивый и уникальный
стиль, но отнюдь не кельтский.
Кстати, стоит также припомнить
и тот факт, что сама кельтская
культура просуществовала на
Британских островах лишь
вплоть до II века н.э., после чего
исчезла вследствии Римского
влияния.
В докельтской
Британии есть множество мест,
тщательно и с любовью
украшенных различными
переплетающимися спиралями,
зигзагами и дугами, но все эти
узоры также не относятся к
кельтам. Они были вырезаны в
камне загадочной расой
строителей мегалитов за тысячи
лет до прихода кельтов на
Британские острова.
Общераспространенной
современной практикой
является также приписывание
кельтской культуре символов
растущей и убывающей Луны, Двух
Миров, и т.п., как символов
кельтской ритуалики. Между тем,
эти символы принадлежат
культуре пиктов. Пикты -
скандинавский народ, и
единственное место на
Британских островах, где были
найдены эти вырезанные в камне
символы - северо-восток
Шотландии.
Еще одно куръезное
пополнение коллекции псевдо-кельтских
орнаментов - вездесущая
пентаграмма "Соломонова
печать", - символ, бесспорно,
не кельтский, а еврейский.
Что же, в таком случае,
представляют из себя
собственно кельтские
орнаменты и узоры? В основу
этих узоров легли в первую
очередь "природные" темы:
растения, звери, птицы, горы,
озера и прочие проявления
жизненной силы. Все эти мотивы
со временем были формализованы
и стилизованы, и составили то,
что современные британские
искусствоведы называют
Криволинейным Искусством
Британии.
Ниже приведена ссылка
на кельтские мотивы,
переложенные для вышивки
крестом.