Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Дневники

  Все выпуски  

Дневники Выпуск 2


Служба Рассылок Subscribe.Ru


Дневники

ДНЕВНИКИ #2.

Дневники Марины Цветаевой.

В двадцать лет, собираясь выпустить в свет свою книгу стихов (уже третью по счету), юная Марина Цветаева предпослала ей предисловие, в котором взывала к читателям:

"Пишите, пишите больше! Закрепляйте каждое мгновенье, каждый жест, каждый вздох! Но не только жест - и форму руки, его кинувшей; не только вздох - и вырез губ, с которых он, легкий, слетел.

Не презирайте "внешнего"! Цвет ваших глаз так же важен, как их выражение; обивка дивана - не менее слов, на нем сказанных. Записывайте точнее! Нет ничего не важного! Говорите о своей комнате: высока она или низка, и сколько в ней окон, и какие на них занавески, и есть ли ковер, и какие на нем цветы?..

Цвет ваших глаз и вашего абажура, разрезательный нож и узор на обоях, драгоценный камень на любимом кольце, - все это будет телом вашей оставленной в огромном мире бедной, бедной души".

А через много лет она говорила своей молоденькой знакомой, будущему литератору, о том, как необходимо все, до мельчайших подробностей, заносить на бумагу, - ведь именно по этим записям потомки будут судить о нашем времени и о нас.

"Писать каждый день. Да. Я это делаю всю (сознательную) жизнь" (весна 1941 года).

Записи "былого и дум" составляли, в понимании Цветаевой, самую важную обязанность человека на земле: увековечение Жизни в Слове. "Вначале было Слово", - утверждала Цветаева. И она с очень раннего возраста не только пыталась сочинять стихи, но и вела дневники (они, к сожалению, не сохранились). Одним из ее девизов была фраза: "Вся моя жизнь - роман с собственной душой". В ней никогда не остывала эта потребность писать.

Когда родилась дочь Ариадна, Марина Ивановна день за днем фиксировала свои наблюдения об обожаемом первенце и, по-видимому, мечтала напечатать их специально: в ее архиве сохранились листки под названием: "Аля (Записи о моей первой дочери)".

"Аля - Ариадна Эфрон - родилась 5-го сентября 1912 г., в половине шестого утра, под звон колоколов...

Я назвала ее Ариадной, - вопреки Сереже, который любит русские имена, папе, который любит имена простые ("Ну, Катя, ну, Маша, - это я понимаю! А зачем Ариадна?"), друзьям, которые находят, что это "салонно".

Семи лет от роду я написала драму, где героиню звали Антриллией.

- От Антриллии до Ариадны. -

Назвала от романтизма и высокомерия, которые руководят всей моей жизнью.

- Ариадна. - Ведь это ответственно!

Именно потому".

И дальше, год за годом, поверяла Цветаева бумаге "труды и дни"; некоторые впоследствии издала, немного обработав: "О любви", "О благодарности", "Мои службы", "Вольный проезд" и другие. Мечтала издать свои дневники первых лет революции под названием "Земные приметы", - но мечту осуществить не удалось.

Ее влекла та особая форма повествования, которая в наши дни приобрела большую популярность: проза, тяготеющая к эссе. Размышления, диалоги, сценки, сентенции - все перемешано в такой прозе, свободной, не стесненной границами и условностями жанра.

Из "Ночного разговора" (дневник 1917 года):

"Я: - Два отношения к миру: любовное, материнское.

Антокольский: - И у нас два: любовное, сыновнее. А отцовского - нет. Что такое отцовство?

Я: - Отцовства, вообще, нет. Есть материнство. Материнство - Мария - Мать - большое М.

Антокольский: - А отцовство - большое О, то есть нуль, зеро.

Я, примиряюще: - А зато у нас нет дочернего".

Так, с годами, выкристаллизовывалась, постепенно приобретая все большее совершенство, уникальная художественная проза Марины Цветаевой.


Sinoptick, tete-a-tete@home.tula.net
www.tete-a-tete.plex.ru

http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное