Вот и пролетела неделя.... И так кружева...... Кружево – дитя природы, морозных цветов на окне и изощренной человеческой фантазии. Оно много веков украшало наших предков.
Появление первых кружев связывают с Древним Египтом и еще более давней, перуанской, цивилизацией. Что уж там за кружева нашли археологи в гробницах, которым тысячи лет, даже думать не хочется. Наверняка это ничего общего с более поздними кружевами не имеет.
Кружевоплетение охватило Европу в XV веке. К XVI веку кружева уже были на пике моды и являлись непременным
атрибутом одежды дворян.
В XVI веке одним из центров кружевоплетения считалась Венеция. Самые прекрасные, самые непостижимые произведения
кружевного искусства создавались именно здесь. Здесь же рождались и волшебные легенды.
Итальянские кружевницы, из уст в уста, от мастерицы к ученице передавали трогательное сказание: молодой
моряк, вернувшись из плавания, подарил своей возлюбленной диковинную морскую водоросль - Galimedia Opunta, или,
как называли ее моряки, «кружево русалочки». Вскоре он вновь отправился в странствие, а его любимая, чтобы не
скучать, начала плести кружево, повторяющее узор водоросли.
Венецианское кружево дорого ценилось во всей Европе. Эскизы для кружевных рисунков создавали известнейшие художники
и ювелиры.
Но полагать, будто кружево появилось в Италии лишь в XV веке не правильно. Еще раньше его использовали для
украшения одежд священников, и лишь в середине тысячелетия оно вышло в свет. Благодаря
венецианским торговцам оно распространилось по всей Европе и стало одной из причин баснословных налогов в тех
государствах, где монархи и знать любили красиво приодеться – венецианское кружево было очень дорогим удовольствием.
Им отделывали и белье, и верхнюю одежду, и обувь, что влетало в копеечку.
Перекочевав из храмов и соборов в дома богатейших мирян, кружево постепенно завоевало сердца европейцев.
Кружевоплетение стало превращаться из ремесла в искусство, и им занялись не только простые смертные, но и знатные
дамы. Например, Моросина Моросини Гримани из династии Дожей основала известную школу «Кружево и другие интересные
штучки».
Там работало 130 человек, которые производили кружево только для хозяйки школы и по ее заказам, она же, в свою
очередь, иногда дарила эти шедевры церквам и своим подругам. После смерти Моросины школа закрылась, но работницы
сохранили в памяти все секреты и искусство кружевоплетения не погибло: оно получило второе дыхание, перейдя в
маленькие магазинчики, лавки и частные дома.
Заказы стекались в Венецию со всего света. На кружевах разорялись, из-за них влезали в долги, садились в тюрьму и
кончали жизнь самоубийством. По официальным документам аристократия и церковь тратили на кружева колоссальные
суммы, оставляя налогоплательщикам все меньше возможности для сносного существования.
Но у каждого явления есть обратная сторона. Если в одной стране крестьяне из-за кружев страдали, другие с их
помощью получали единственный шанс выжить…
И в заключение, рассмотрим несколько терминов...
ФИЛЕЙНАЯ СЕТКА
Это базовый исток в вязании крючком. Если Вы хотите научиться вязать, то начать нужно именно с неё. С толстой
пряжи это быстро и тепло, а если взять тонкую хлопчатобумажную нить, то получаются изящные, ажурные вещи.
Чёткий геометрический рисунок прост в исполнении, позволяет легко убавить или прибавить петли, что, в
свою очередь, важно для вязания по выкройке.
Простое филе нетрудно усложнить плотным узором. Это очень похоже на закрашивание клеток или вышивку крестом.
Никаких дополнительных навыков, Вам не потребуется. Нужна только внимательность, вот и всё.
КОСАЯ СЕТКА
По простоте исполнения она соперничает с предыдущей. Косая сетка строится на основе цепочек из воздушных петель,
расположенных в шахматном порядке. Она легко тянется во всех направлениях и не пригодна для изготовления моделей
со сложным кроем. Полотна из косой сетки лучше использовать в моделях свободного покроя.
ТРЕУГОЛЬНАЯ СЕТКА
Она более плотная, чем две предыдущие. Полотно из неё воспринимается как плотный ажур, очень подходит для
стеснительных. При этом из всех существующих сеток она наименее растяжима, легко позволяет убавлять петли в рядах,
очень хороша для сложных силуэтов.
НЕРЕГУЛЯРНАЯ СЕТКА
Как следует из названия, эта сетка неодинакова по размерам и направлениям ячеек.
Чтобы достичь этого симпатичного хаоса, мастер сначала вяжет круговые мотивы с нерегулярными ячейками, а потом
вписывает их в полотно. Схемы на такой узор нет и быть не может. Сетка у каждого мастера каждый раз разная, в этом
её особая прелесть. Но! При кажущейся простоте, работа эта достаточно кропотливая, новичкам вывязать будет сложно.
Зато результат стоит затраченных усилий!
ЛЕНТОЧНОЕ КРУЖЕВО
Идея здесь достаточно проста. Ленты вяжем на базе кругового мотива.
Лента может быть широкой или узкой, это зависит от диаметра начального мотива. Потом ленты собираются в единое
полотно.
Практически каждый круговой мотив может быть преобразован в ленточное кружево. Есть только одно необходимое
условие: количество рядов в мотиве, включая начальную цепочку из воздушных петель, должно быть нечётным.
Но не только круговой мотив может быть использован. Вообще-то, и квадрат может быть преобразован в ленту,
получаются очень интересные геометрические мотивы. И шестиугольник, и цветок… одним словом, полный простор для
творчества!
Толстый шнур связан крючком, а все тоненькие соединения и бриды – вышиты иголочкой. Потрясающе красиво!
Именно тот случай, когда шедевры не терпят суеты. Увы, эта техника мне мало знакома, поэтому о нюансах
рассказать не могу.
БРЮГГСКОЕ КРУЖЕВО
Вещи, связанные в брюггской технике, да ещё тоненькой ниткой, по красоте
будут соперничать даже с вологодским кружевом, выполненным на коклюшках.
Как же создаётся брюггское кружево? Мы используем вязаную тесьму с петлями по бокам. Вилюшка получается благодаря
изгибам тесьмы, фиксируется зацепом за дужку.
ИРЛАНДСКОЕ НАБОРНОЕ КРУЖЕВО
Это сейчас очень модно. Уверенна, что Вы не раз встречали в журналах мод платья, блузки, или юбки, собранные из
цветочков-листиков разной формы и цвета. Вот это оно и есть. Цветочки-листики могут быть разного размера, но все
они, большие или маленькие, вывязываются отдельно. Потом заготовки пришиваются на выкройку из ткани в натуральную
величину , и собираются в единое полотно.
Работа достаточно кропотливая, с множеством мелких деталей. Зато красота какая!
ФРИФОРМ
Словечко это появилось не так уж давно. И сюда, можно отнести всё, что угодно. Это и нерегулярная сетка, и
неправильные мотивы, произвольно связанное полотно. Даже ирландское кружево можно в какой-то
мере отнести к фриформу.