Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости по исторической миниатюре 1/72 с gurkov.com


21.08.2013

Вышел N52 журнала "Наполеоновские войны" - с фигуркой  Сапер 13-го конноегерского полка в парадной форме ,1808-1809 гг. 



Основные темы журнала:

1-й Португальский поход Наполеона.

Генерал Жан-Батист Марбо.

Саперы во французской армии. 

Strelets выпустил новый набор N 130 "Античные Христиане". 

 

_________________________________________________________________________________________________ 

 ГЛАВА 1
       О колесницах


...продолжение

 

 

Модели китайских колесниц, государств Инь и Шань (II тысячелетие до н. э.) и Чжоу (конец II — начало I тысячеле-тия до н. э.) в целом были похожи (235 с. 157; 233 с. 279). Ос-новные отличия дальневосточных боевых повозок от ближневосточных состояли в следующем: во-первых, дыш-ло китайских колесниц жёстко соединялось с осью, прохо-дя под кузовом. На этом перекрестии укреплялась прямо-угольная рама, поверх которой ставился кузов. Во-вторых, желание сделать колесницу более устойчивой привело к то-му, что в некоторых модификациях мастера стали удлинять ось, что повлекло за собой расширение кузова, в котором воины (4 человека) стояли не друг за другом, а в ряд. В тре-тьих, на ось надевали металлические наосники, что не практиковалось на Ближнем Востоке и в Месопотамии. Ко-лёса были большего размера и напоминали эламитские. Число спиц варьировалось - от 25 штук и более. Сама ось крепилась почти у самого центра кузова. В-четвертых, яр-мо на китайских колесницах фиксировалось на дышле не-подвижно, строго перпендикулярно ему. Ярма-рогатки для лошадей также присоединялись наглухо. Такая конструк-ция очень затрудняла движение животных, так как нагруз-ка сильно увеличивалась, и это вело к частым поломкам и калечению лошадей (233 с. 280 — 281)



Рис. 7. Китайская колесница. XII в. до н. э.

Нежелание китайцев внедрять идеи, заимствованные у других народов, можно объяснить лишь их традицион-ным консерватизмом. Так же, как и мягкие удила для лоша-дей, жёсткое крепление ярма применялось этим народом на протяжении сотен лет. Повозки запрягались четвёр-кой, тройкой или двойкой лошадей, часто покрытых попо-нами. Как сообщают китайские военные трактаты «У--Цзы» и «Сунь-Цзы», колесницы в их армии делились на два типа: тяжёлые употреблялись для перевозки грузов и часто использовались как заграждение или укрытие для вои-нов, а лёгкие (боевые) непосредственно выполняли бое-вые задачи.

Кочевые племена не обошли стороной и территорию Ин-дии; вторгшись туда на рубеже II - I тысячелетия до н. э., они слились с существовавшей здесь ранее местной харапской ци-вилизацией. Эти кочевники называли себя ариями.

Конструкуия основной массы колесниц ариев почти не от-личалась от конструкций ближневосточных или месопо-тамских повозок. Можно допустить, что способ крепления кузова на перекрестии дышла и оси был таким же, как в Ки-тае. Сам кузов, вероятно, отличался фигурным рельефом. Упряжка состояла обычно из 2 - 4 коней. На оси устанавли-вали два колеса, но некоторые тексты эпической поэмы «Махабхарата» говорят, что колесница ракшаса Гхатоткачи имела 8 колёс, упоминаются и трёхколёсные повозки. Опи-сание своеобразной колесницы даётся в «Виратапарве».

«Колесница имеет три дышла: правое, левое и заднее, к которым припряжены четыре коня. Один конь припря-жён к правому дышлу, второй к левому, третий припряжён слева к заднему дышлу и четвёртый справа к заднему дыш-лу» (73 с. 146).

В «Артхашастре» упоминаются различные типы пово-зок: одни вмещали в себя от одного до шести воинов, дру-гие были рассчитаны на экипажи в 10 - 12 человек (9 с. 148) Курций Руфус сообщает об индийских колесницах, исполь-зованных в битве при Гидаспе, что в них вмещалось 6 чело-век: двое со щитами, двое стрелков, «остальные — возницы, они бросали вожжи и метали в неприятеля множество дро-тиков» (120 с. 196). В «Удьйогапарве» говорится об арий-ских повозках следующее:

«Каждая колесница снабжена оружием и необходимы-ми лекарственными травами и украшена знаменем и флага-ми. Каждая из них была запряжена четвёркой ретивых ко-ней с боками, покрытыми панцирем, и в каждой из них на-ходилось по сотне луков. Один возница приходился на двух коней, припряжённых к дышлу колесницы спереди, а двое других возниц — на двух коней, припряжённых с обеих сто-рон к колёсам. И оба последних были превосходными вои-нами, сражающимися на колеснице, а сам воин на колесни-це был искусен в управлении конями. И тысячи таких ко-лесниц, разукрашенных золотом, охраняемых, подобно ук-реплённым городам и неприступным для врагов, были рас-ставлены со всех сторон» (74 с. 304).

Можно сделать вывод о разнообразии типов колесниц,
использовавшихся древними ариями.

 


Рис. 8. Арийская колесница. ХV в. до н. э.

 

 В шестом типе колесниц (микенском или кносском), судя по археологическим данным — изображениям на вазах, гем-мах, на фресках дворца в Тиринфе, можно выделить следу-ющие особенности: ось крепилась по центру кузова; колёса были небольшие, как правило, с четырьмя спицами. Сам ку-зов представлял собой коробку, имеющую свободный вход сзади и снабжённую двумя съёмными поручнями — справа и слева. Дышло состояло из двух половин: прямой верхней и изогнутой нижней частей, скреплённых между собой ремнями. Такой способ крепления позволял избегать поло-мок на пересечённой местности, характерной для Греции, так как упругое соединение не давало дышлу сильно вибри-ровать (131. 78 — 79), кроме того, возможно, древние ахей-цы, как и ассирийцы, использовали распорку, крепившую-ся к кузову и. ярму. Гомер даёт описание колесницы, принад-лежавшей богине Гере:

«Тотчас сама устремилась коней запрягать. златосбруйных Дочерь великого Крона, богиня старейшая Гера.

Геба ж с боков колесницы набросила гнутые круги Медных колес восьмиспичных, ходящих по оси железной.

Ободы их — золотые, нетленные, сверху которых

Плотные медные шины наложены, диво для взора! Окаймлены серебром по обоим бокам их ступицы.

Кузов же сам на ремнях золотых и серебряных крепких Прочно лежит, и дугою два поручня тянутся сверху.

Дышло же из серебра. К окончанью его привязала Геба ярмо золотое, к ярму же — нагрудник прекрасный, Весь золотой. Под ярмо подвела лошадей своих быстрых»

                                                      (26 с. 61)

Наличие железной оси, видимо, являлось роскошью и поэтому приписывалось божественной колеснице Геры. В другом месте поэмы есть строки: «Тяжко дубовая ось за-стонала... » (26 с. 64). Ось из дуба стояла на боевой повозке, принадлежавшей смертному человеку Тидиду.

Запрягалась повозка 2 - 4 лошадьми, как правило, не прикрытыми защитными доспехами. Во всяком случае, на изображениях их нет. Гомер в «Илиаде» также не упоми-нает о них. Но наличие такой брони у ахейцев вполне мож-но допустить, так как точно известно, что например, на ос-трове Кипр таковая применялась (352 с. 190).

Седьмой вид колесниц — персидский. Наиболее подробное их описание можно найти у Ксенофонта в «Киропедии»:

«Кир также занялся оборудованием новых колесниц, используя для этого колесницы, захваченные у врага или раздобытые как-либо иначе. При этом он отказался от то-го способа использования колесниц, который был распро-странён прежде, во время Троянской войны, и которым ещё теперь пользуются киренцы, ведь в старину жители Мидии, Сирии, Аравии и вообще все азиатские народы пользовались колесницами так, как теперь это делают ки-ренцы. По его мнению, при таком способе бесспорно луч-шая часть войска — ибо на колесницах сражались самые от-борные воины — оказывалась на положении простых за-чинщиков сражения, не влияющих решающим образом на исход боя. Ведь для трёхсот колесниц требуется 300 специ-альных бойцов, а вместе с ними и 1 200 лошадей, возничи-ми у них служат, естественно, самые надёжные, самые хра-брые люди; число этих последних, которые ничем сами не чинят вреда неприятелю, тоже доходит до трёхсот. Так вот, Кир отказался от прежнего способа использования ко-лесниц. Вместо этого он соорудил новые боевые колесни-цы, с крепкими колёсами, чтобы они меньше ломались, и на длинных осях, потому что широкая повозка меньше рискует перевернуться. Кузов для возничих он велел сделать, как башню, из крепких досок. Высота его доходила до уровня локтей, так что можно было править лошадьми над кузовом. Возничих он одел в панцири, закрывавшие всё, кроме глаз. Затем он велел приделать железные серпы, примерно в два локтя длиною, к осям по обе стороны ко-лёс и другие серпы — под осью, направленные вниз в зем-лю, чтобы возничие могли гнать колесницы прямо на вра-гов. Этим типом колесниц, который тогда ввёл Кир, поль-зуются ещё и сейчас все народы, живущие во владении пер-сидского царя» (57 с. 138 — 139).

 

 

 Рис. 9. Урартские воины на колеснице. Древний рельеф

 

К этому отрывку можно добавить сведения, почерпну-тые у Курция Руфа в «Истории Александра Македонского». Описывая битву при Гавгамеллах, автор сообщает:

«... к этому для устрашения врагов было добавлено 200 серпоносных колесниц, единственная надежда всех этих племён. На конце дышла торчали копья с железными нако-нечниками, с обеих сторон ярма направлены были против врагов по три меча; со спиц колёс торчало помногу острых ножей, другие были прикреплены к ободьям колёс или

(под кузовом) направлены остриями вниз, чтобы подсе-кать всё, что только попадётся на пути скачущих коней» (120 с. 65 - 66).

Диодор также вносит свою лепту в описание персид-ских колесниц:

«В каждой колеснице по обе стороны от пристяжных торчала, выдаваясь на три пяди, прибитая к ярму гвоздями скребница, обращённая остриями к противнику; на осях, перпендикулярно к чеке были прикреплены две другие, с остриями, направленными так же, как и вышеупомяну-тые, прямо к противнику, пошире и длиннее первых. К их краям были прилажены серпы» (120 с. 306).

 

    Рис. 10. Персидская боевая повозка. V  в  до  н. э.

 

Персидские колесницы с косами назывались дрепане-ферами или курродренанами; надо думать, помимо нали-чия вмонтированных серпов и скребниц, в остальном их конструкция не отличалась от месопотамской. В своём труде Ксенофонт сообщает, что до начала завоеваний Ки-ра персы не использовали никаких колесниц. Однако со-мнительно, чтобы это было так, поскольку и персы и ми-дийцы были арийскими племенами, заселившими Иран в середине II тысячелетия до н. э. Наверняка при завоева-нии местного населения они использовали колесницы уже тогда, то есть задолго до завоеваний Кира II, относя-щихся к  VI в. до н. э.

Кроме упомянутого типа повозок, Ксенофонт говорил и о других изобретениях персов, судить о достоверности которых нельзя наверняка.

«Абрадат распорядился снарядить для себя колесницу о четырёх дышлах, которую запрягли восьмёркой лошадей. Коней, запряжённых в колесницу, он одел в сплошную мед-ную броню» (57 с. 141).

«Меж тем, как Абрадат был занят этим приготовлением, Кир увидел его колесницу о четырёх дышлах, и ему пришло в голову, что можно соорудить повозку даже с восемью дыш-лами, чтобы восемью парными упряжками быков можно бы-ло вести платформу с боевой машиной. Это сооружение бы-ло примерно в три оргии. высотой, считая от самого низа вместе с колёсами. Кир полагал, что подобного рода башни, следуя за строем воинов, могли оказать большую поддержку его фаланге и причинить великий вред построению врага. Он соорудил наверху платформ круговые галереи с зубцами и посадил на каждую башню по двадцать воинов» (57 с. 142).

Последний вид колесниц, использовавшийся кельтскими племенами, общей конструкцией напоминал эламитский. Но крепившиеся на оси два колеса были менее громозд-ки, имели 10 и более спиц. Ось закреплялась строго по цен-тру платформы. Вероятно, дышло было соединено с осью.

 

Рис. 11 Кельтская “эсседа”. IV-II вв.  до  н. э.

 

Трудно сказать, было ли оно составным, как у ахейцев, или цельным. Может быть, употреблялись оба вида. По ле-вому и правому краям кузова устанавливались две дугооб-разных деревянных рамы, обитых полосками металла или обтянутых кожей. Они были достаточно высоки, чтобы во-ин мог держаться во время скачки стоя. В общем, кельтская колесница, несомненно, была больше приспособлена для боя, нежели эламская, но явно уступала в удобстве ближне-восточным или месопотамским образцам. Способ запряж-ки лошадей также мало чем отличался. В повозку обычно впрягали двух животных (341 с. 180).

Судя по всему, такая модель колесницы была далеко не единственной у древних кельтов. В их героическом эпосе, рассказывающем о деяниях Кухулина, даются описания и других типов:

«Вижу я прекрасную колесницу с колёсами из светлой бронзы. Белы её оглобли из белого серебра, что крепятся кольцами из белой бронзы. Высоки борта колесницы, креп-ка её дуга, закрученная, прочная» (109 с. 31).

Сложно сказать что-либо конкретное об этой повозке. Ясно одно: наличие двух оглобель и дуги говорят о каком-то особенном устройстве, никем ранее не употреблявшимся. В эпосе также сообщается и о «косящей» колеснице, очень похожей на персидскую:

« — Можешь ли ты запрячь косящую колесницу, о друг Лаэг, — сказал тогда Кухулин, — если есть у тебя для неё всё, что нужно, тогда запрягай, если нет, то не надо.

Вышел тут Лаэг и облачился в геройское облачение воз-ницы. Вот каково было это геройское одеяние возницы: ру-баха воздушная, тонкая, лёгкая, что сработана дивно из шкуры оленя и не стесняла движения рук. Чёрный, словно вороново крыло, плащ надел Лаэг поверх рубахи. Сделал тот плащ Силон Маг для Правителя Рима, Дарий подарил его Конхобару, Конхобар — Кухулину, а уж он отдал его воз-нице. В гребенчатый шлем облачился возница, четырёху-гольный с металлическими пластинами, что, меняя оттен-ки и облик, спускался ниже середины плеч. Был украшени-ем тот шлем, а никак не помехой. Рукою поднёс он ко лбу красно-жёлтый обруч, сработанный на наковальне из плас-тинки чистейшего красного золота, дабы отличить возницу от его господина. В правой руке он зажал длинные поводья лошадей и свой изукрашенный кнут, в левую руку вложил он ремни, которыми правил возница. От лба до груди он ук-рыл лошадей железными пластинами, усеянными наконечниками, остриями копий, шипами и. колючками, такими же, как на колёсах, углах и выступах по сторонам колесни-цы, что на ходу всё вокруг раздирала. Потом произнёс он заклятье над лошадью и своим господином... » ( 109 с. 2 1 8) .

Есть в нём также сведения о четырёхколёсной повозке: «Недолго пришлось дожидаться вознице Фер Диада-вскоре увидел он чудесную пятиугольную колесницу о четы-рёх колёсах, что стремительно и неудержимо неслась к нам, направляемая искусной рукой. То была колесница героичес-ких деяний с зелёным пологом, остовом спереди узким, вы-соким, как меч и несравненным для подвигов ратных.

Две лошади влекли колесницу... » (109 с. 245).

Иордан даёт следующую информацию о британских ко-лесницах:

«Весьма часто ведут они (каледонцы и меаты — В. Т.) войны между собою, то из-за стремления к власти, то ради увеличения своих владений, и не только на конях или пеши-ми, но также на бигах и на снабжённых косами колесницах, которые они в просторечии называют «эсседами» (41 с. 64).

Помпоний Мела рассказывает, что колесницы с косами у британцев называют «ковиннами», а «эсседы» — это лю-бые двухколёсные повозки (41 с. 182 - 183).

 
продолжение следует...

На главную страницу сайта

На страницу миниатюра на gurkov.com

 

2013-08-21__237

В избранное